Анонсы

Coldplay выпустит концертный диск Coldplay выпустит концертный диск
Британская группа Coldplay анонсировала выпуск концертного альбома ...
Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия) Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия)
Каждую среду в «Клубе Б2» блюзовые джемы с гр ...
Новый сингл Muse станет гимном лондонской Олимпиады Новый сингл Muse станет гимном лондонской Олимпиады
Новый сингл британской группы Muse станет официал ...
Концерт Tarja Turunen в Москве Концерт Tarja Turunen в Москве
Уникальное сочетание голоса оперной дивы и рок-звезды в исполнении кла ...
Неудержимый порыв великого Джо Сатриани Неудержимый порыв великого Джо Сатриани
«Unstoppable Momentum» (Неудержимый порыв) – так называется п ...

Джо Кокер в Москве: Можете оставить шляпы

Первого июня Москву посетил легендарный Джо Кокер – один из ветеранов эпохального Вудстока’69. В следующем году певцу исполнится 70 лет.

Большой и «взрослый» зал Крокус Сити Холла (никакого танцпартера, только сидячие места) медленно заполнялся, по большей части, людьми за сорок. Над купольным сводом зала порхали легкие мелодии «белого» блюза семидесятых, включенные для «разогрева». Люди помоложе задумчиво притоптывали ногой, остальные же расслабленно обсуждали вопросы грядущего летнего отдыха. Наконец, пустых красных кресел почти не осталось – с легкой английской задержкой в полчаса погас свет, загорелось цветными пятнами натянутое за музыкантами полотно.

По бокам сцены расположились два клавишника – один из них укрылся за ломаной дугой из трех синтезаторов, второй забаррикадировался высоким цифровым пианино. Двигая крутыми бедрами, одна за другой выплыли три молодые женщины цвета мокрого мускатного ореха, подогреваемого сценическими софитами – басистка в кожаных сапогах и две бэк-вокалистки в платьях а-ля семидесятые (в середине концерта Джо Кокер представил их как «My lovely ladies»).

Скромно сжимая свой Fender, с правого края пристроился гитарист. Расслабленно переминался с ноги на ногу саксофонист, раструб чьего инструмента вскоре окажется переполнен похотливыми и «мяукающими», но, к сожалению, слишком стандартизированными пассажами. Разогретый барабанщик звонко скрестил палочки, музыка дернулась с места, и из-за кулис уверенным шагом вышел сам Джо Кокер.

Когда Кокер без всяких предисловий начинает петь, возникает странный слушательский «аппетит»: как будто во время сильного голода слышишь звук, с которым на шипящее масло падает толстый кусок телячьего стейка. Несмотря на почтенный возраст, Кокер заводит каждую музыкальную фразу с легкостью лодочного мотора – одного натягивающего «рыка» хватает на то, чтобы отточенный за пятьдесят лет музыкальный карьеры карданный вал низкого «львиного» голоса начал перемалывать знакомые слова. Именно перемалывать: тексты многих песен для людей, не слишком знакомых с творчеством певца, разобрать оказываться весьма проблематично, что, разумеется, сполна компенсируется его экспрессией и подачей. Манера исполнения Кокера, его выдвинутая вперед нижняя челюсть и глубина бурлящего баритона часто вовсе замещают смысл откровенно вторичных текстов.

В далеких шестидесятых годах, которые завершились крушением надежд «Лета Любви», Кокер и его сотоварищи по коллективу Grease Band, вышедшие в большое плавание благодаря мощи Британского Вторжения, разогревали самих Rolling Stones, писали кавер-версии The Beatles и ловили кайф – настоящий, подлинный, привязанный к времени и давно утраченный. В те времена лидеру группы ничего не стоило спеть перед многотысячной толпой песню с названием «Let's Go Get Stoned» («Давайте накуримся») или выйти «в дымину» на сцену, чтобы на первой же песне рухнуть с нее в переполненный зал.

Со временем Кокер «завязал» со всем, что все эти годы ломало его, но ирония жизни бывает жестокой: вместе с долгожданной завязкой Кокера оставило и музыкальное колдовство, питавшее его молодость. В золотые годы Grease Band одного аккорда на золотом Les Paul’е было достаточно, чтобы сместить электрическую фазу в его крепком, по-английски сбитом теле. То, что старые негры-блюзмены называли загадочным словом «feeling», — та надрывная эмоция, заставляющая Дженис Джоплин едва не выпрыгивать из своих туфель, а Нину Симон – неистово задирать руки к небу, — присутствовала в Кокере стократно.

К несчастью, сегодня только старческие руки музыканта, одетого во все черное (что заставляет его походить на другого пожилого «человека в черном», Джонни Кэша), напоминают о тех славных деньках. И если тогда Кокер, едва не опрокидываясь на спину, истерически трясся перед микрофоном, изображая скрюченными от напряжения пальцами игру на электрогитаре, то сейчас его жестикуляция смахивает скорее на немного нервозные, но помнящие молодость, движения ослепшего преподобного, который вновь и вновь ищет плечо своего проводника. Также, помимо харизматичного движения рук, Кокер иногда позволял себе подпрыгнуть под конец песни, приземляясь под завершающий двойной удар по тарелкам.

Первый концертный «электрический» блок из восьми-девяти песен, в который вошли композиции «I come in Peace», «Feeling Alright», «The Letter», «You Love me Back», «I’ll be your Doctor», «Up where we Belong» медленно, но уверенно заводили раскрепощенную публику. Песни шли сплошным потоком, без каких-либо дополнительных реплик, что позволяло верным поклонникам Кокера на сто процентов вернуться в девяностые годы, — времени, когда единственным незапланированным звуком при прослушивании был щелчок магнитофона.

В проходах между рядами вальсировали улыбающиеся жены и мужья, прожившие как минимум пятнадцать лет вместе. Клавишники перебрасывались партиями, упругий бас пружинил в коленях, то и дело подпрыгивая, добавляя густоты и характера бас-бочке барабанщика, гитарист окаймлял мелодию спокойными и уверенными швами подгруженного звука… Бэк-вокалистки, похожие на несчастных бывших жен Джо Кокера, умело и пластично изображали тигриную сексуальную истерию.

Наконец, напряжение первого блока неистово вздыбилось в международном хите «Come Together» и динамичном, заводном «Eye on the Prize», после которого последовала акустическая программа, — на ней утомленные быстрым темпом могли найти отдохновение: «You don’t Need a Million Dollars», «You are too Beautiful», «Younger» (здесь музыканты решили внести некоторое тембральное разнообразие, задействовав губную гармошку).

После недолгого возвращения к электроинструментам на двух песнях «Fire It Up» и «N'oubliez Jamais» (с гудящим голосом аккордеона), Джо Кокер объявил краткосрочную передышку. Впервые за концерт он обратился к залу: «Я очень рад побывать у вас в такую хорошую погоду. Spasibo!», — после чего началось поочередное представление участников коллектива.

Когда зал запомнил имена всех музыкантов, расслабленная пауза завершилась песней, ради которой многие и посетили концертный зал «Крокус Сити Холла» в первый день лета – легендарной «You Can Leave Your Hat On», той самой, что сподобила миллионы людей по всему миру на неумелый стриптиз, копирующий заводные движения Ким Бэсингер из «9 ? недель».

Всеобщий экстаз был продлен двумя кавер-хитами, давно и прочно поселившимися в репертуаре Кокера – «Unchain My Heart» Рэя Чарльза и, смачно оттянутой длинным клавишным вступлением а-ля The Doors «With a Little Help Of My Friends», написанная силами «ливерпульской четверки». Вызванный на бис, почтенный старец завершил ностальгический вечер песнями «Summer in the City» и «Cry me a River», — собрал букеты цветов и отправился завоевывать северную столицу России… Спокойно и с достоинством.

Фото - Михаил Панков

Текст: Роман Навескин


Обзоры

Большой концерт на дому Большой концерт на дому
В первый день марта в Москве компании «Марвел-Дистрибуция» и Audiomania совместно с представителями компании Triangle представят...
Born Villain Born Villain
После нескольких лет музыкальных экспериментов разной степени успешности Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и Твигги Рамирес...
Новый альбом Beck Новый альбом Beck
Американский певец Beck Hansen рассказал, что сейчас работает над новым, нормальным альбомом, в отличие от своего последнего...
Toro Y Moi: 16 тонн чил-аута Toro Y Moi: 16 тонн чил-аута
Учитывая тот факт, что Toro Y Moi числится среди зачинателей такого стиля как чиллвейв, ожидаешь появления на сцене парня...
Диана Кролл стала тряпичной куклой Диана Кролл стала тряпичной куклой
Новый альбом Дайаны Кролл - джазовой певицы современности №1 - Glad Rag Doll ("Довольная тряпичная кукла") создает динамичное...
Хай, фай! Хай, фай!
На протяжении последних лет дизайн домашней акустики совершенствуется вслед за развитием технологий. Причем, эта эволюция...

Персоны

КОНКУРС: "Мы даем отличный шанс молодым музыкантам!" КОНКУРС: "Мы даем отличный шанс молодым музыкантам!"
Компания Yamaha проводит конкурс для молодых талантов. Не упустите свой шанс! 
Ким Кардашьян обсыпали мукой Ким Кардашьян обсыпали мукой
Провал недели: Ким Кардашьян с ног до головы обсыпали мукой на презентации ее собственных духов! Девушка непринужденно общалась...
Святая простота Святая простота
Михаил Науменко, он же просто Майк — одна из самых знаменитых и, вместе с тем, одна из самых недооцененных фигур русского...
Келли Кларксон представит сборник хитов Келли Кларксон представит сборник хитов
Келли Кларксон обрадует поклонников сборником лучших песен. Пластинка выйдет уже до конца этого года. А треков будет немало,...