Анонсы

Певица Ярослава вернулась к концертной деятельности Певица Ярослава вернулась к концертной деятельности
Певица Ярослава, всего за несколько месяцев сумев ...
Сергей Табачников и группа nobody.one в клубе Plan B Сергей Табачников и группа nobody.one в клубе Plan B
Сергей Табачников и группа nobody.one отправляет ...
Режиссер фильма о The Rolling Stones переключится на Кобейна Режиссер фильма о The Rolling Stones переключится на Кобейна
Бретт Морген намеревается снять документ ...
Туда-сюда в клубе Дом Туда-сюда в клубе Дом
Клуб народного танца "Туда-сюда".[народный танец]Клуб народного танца «Туда-Сюд ...

Джо Кокер в Москве: Можете оставить шляпы

Первого июня Москву посетил легендарный Джо Кокер – один из ветеранов эпохального Вудстока’69. В следующем году певцу исполнится 70 лет.

Большой и «взрослый» зал Крокус Сити Холла (никакого танцпартера, только сидячие места) медленно заполнялся, по большей части, людьми за сорок. Над купольным сводом зала порхали легкие мелодии «белого» блюза семидесятых, включенные для «разогрева». Люди помоложе задумчиво притоптывали ногой, остальные же расслабленно обсуждали вопросы грядущего летнего отдыха. Наконец, пустых красных кресел почти не осталось – с легкой английской задержкой в полчаса погас свет, загорелось цветными пятнами натянутое за музыкантами полотно.

По бокам сцены расположились два клавишника – один из них укрылся за ломаной дугой из трех синтезаторов, второй забаррикадировался высоким цифровым пианино. Двигая крутыми бедрами, одна за другой выплыли три молодые женщины цвета мокрого мускатного ореха, подогреваемого сценическими софитами – басистка в кожаных сапогах и две бэк-вокалистки в платьях а-ля семидесятые (в середине концерта Джо Кокер представил их как «My lovely ladies»).

Скромно сжимая свой Fender, с правого края пристроился гитарист. Расслабленно переминался с ноги на ногу саксофонист, раструб чьего инструмента вскоре окажется переполнен похотливыми и «мяукающими», но, к сожалению, слишком стандартизированными пассажами. Разогретый барабанщик звонко скрестил палочки, музыка дернулась с места, и из-за кулис уверенным шагом вышел сам Джо Кокер.

Когда Кокер без всяких предисловий начинает петь, возникает странный слушательский «аппетит»: как будто во время сильного голода слышишь звук, с которым на шипящее масло падает толстый кусок телячьего стейка. Несмотря на почтенный возраст, Кокер заводит каждую музыкальную фразу с легкостью лодочного мотора – одного натягивающего «рыка» хватает на то, чтобы отточенный за пятьдесят лет музыкальный карьеры карданный вал низкого «львиного» голоса начал перемалывать знакомые слова. Именно перемалывать: тексты многих песен для людей, не слишком знакомых с творчеством певца, разобрать оказываться весьма проблематично, что, разумеется, сполна компенсируется его экспрессией и подачей. Манера исполнения Кокера, его выдвинутая вперед нижняя челюсть и глубина бурлящего баритона часто вовсе замещают смысл откровенно вторичных текстов.

В далеких шестидесятых годах, которые завершились крушением надежд «Лета Любви», Кокер и его сотоварищи по коллективу Grease Band, вышедшие в большое плавание благодаря мощи Британского Вторжения, разогревали самих Rolling Stones, писали кавер-версии The Beatles и ловили кайф – настоящий, подлинный, привязанный к времени и давно утраченный. В те времена лидеру группы ничего не стоило спеть перед многотысячной толпой песню с названием «Let's Go Get Stoned» («Давайте накуримся») или выйти «в дымину» на сцену, чтобы на первой же песне рухнуть с нее в переполненный зал.

Со временем Кокер «завязал» со всем, что все эти годы ломало его, но ирония жизни бывает жестокой: вместе с долгожданной завязкой Кокера оставило и музыкальное колдовство, питавшее его молодость. В золотые годы Grease Band одного аккорда на золотом Les Paul’е было достаточно, чтобы сместить электрическую фазу в его крепком, по-английски сбитом теле. То, что старые негры-блюзмены называли загадочным словом «feeling», — та надрывная эмоция, заставляющая Дженис Джоплин едва не выпрыгивать из своих туфель, а Нину Симон – неистово задирать руки к небу, — присутствовала в Кокере стократно.

К несчастью, сегодня только старческие руки музыканта, одетого во все черное (что заставляет его походить на другого пожилого «человека в черном», Джонни Кэша), напоминают о тех славных деньках. И если тогда Кокер, едва не опрокидываясь на спину, истерически трясся перед микрофоном, изображая скрюченными от напряжения пальцами игру на электрогитаре, то сейчас его жестикуляция смахивает скорее на немного нервозные, но помнящие молодость, движения ослепшего преподобного, который вновь и вновь ищет плечо своего проводника. Также, помимо харизматичного движения рук, Кокер иногда позволял себе подпрыгнуть под конец песни, приземляясь под завершающий двойной удар по тарелкам.

Первый концертный «электрический» блок из восьми-девяти песен, в который вошли композиции «I come in Peace», «Feeling Alright», «The Letter», «You Love me Back», «I’ll be your Doctor», «Up where we Belong» медленно, но уверенно заводили раскрепощенную публику. Песни шли сплошным потоком, без каких-либо дополнительных реплик, что позволяло верным поклонникам Кокера на сто процентов вернуться в девяностые годы, — времени, когда единственным незапланированным звуком при прослушивании был щелчок магнитофона.

В проходах между рядами вальсировали улыбающиеся жены и мужья, прожившие как минимум пятнадцать лет вместе. Клавишники перебрасывались партиями, упругий бас пружинил в коленях, то и дело подпрыгивая, добавляя густоты и характера бас-бочке барабанщика, гитарист окаймлял мелодию спокойными и уверенными швами подгруженного звука… Бэк-вокалистки, похожие на несчастных бывших жен Джо Кокера, умело и пластично изображали тигриную сексуальную истерию.

Наконец, напряжение первого блока неистово вздыбилось в международном хите «Come Together» и динамичном, заводном «Eye on the Prize», после которого последовала акустическая программа, — на ней утомленные быстрым темпом могли найти отдохновение: «You don’t Need a Million Dollars», «You are too Beautiful», «Younger» (здесь музыканты решили внести некоторое тембральное разнообразие, задействовав губную гармошку).

После недолгого возвращения к электроинструментам на двух песнях «Fire It Up» и «N'oubliez Jamais» (с гудящим голосом аккордеона), Джо Кокер объявил краткосрочную передышку. Впервые за концерт он обратился к залу: «Я очень рад побывать у вас в такую хорошую погоду. Spasibo!», — после чего началось поочередное представление участников коллектива.

Когда зал запомнил имена всех музыкантов, расслабленная пауза завершилась песней, ради которой многие и посетили концертный зал «Крокус Сити Холла» в первый день лета – легендарной «You Can Leave Your Hat On», той самой, что сподобила миллионы людей по всему миру на неумелый стриптиз, копирующий заводные движения Ким Бэсингер из «9 ? недель».

Всеобщий экстаз был продлен двумя кавер-хитами, давно и прочно поселившимися в репертуаре Кокера – «Unchain My Heart» Рэя Чарльза и, смачно оттянутой длинным клавишным вступлением а-ля The Doors «With a Little Help Of My Friends», написанная силами «ливерпульской четверки». Вызванный на бис, почтенный старец завершил ностальгический вечер песнями «Summer in the City» и «Cry me a River», — собрал букеты цветов и отправился завоевывать северную столицу России… Спокойно и с достоинством.

Фото - Михаил Панков

Текст: Роман Навескин


Обзоры

Новый альбом Paramore Новый альбом Paramore
Участники американской рок-группы Paramore объявили, что выпустят свой новый альбом в конце апреля 2013-го года. Диск выйдет...
Ушки мои, усики! Ушки мои, усики!
Осень только началась, но большинство производителей аудиогарнитуры уже сумели представить пользователям новые модели, которые...
Винил с тест-драйвом Винил с тест-драйвом
Полноценный камбэк винила, о котором в Европе заговорили примерно лет пять назад, случился в России кажется, именно в 2012-м....
Lebowski. Cinematic Lebowski. Cinematic
Basement Cinematic Studio Посвящение польским кинематографистам Альбом прог-группы LEBOWSKI (Польша,...
Dash Berlin - #musicislife Dash Berlin - #musicislife
Появление Dash Berlin в мире электронной музыки было подобно урагану
Магия чисел Магия чисел
11 ноября вполне может войти в историю рекорд-индустрии как один из самых урожайных дней 2013 года. В этот день вышли сразу...

Персоны

Лопес и Кемпбелл застряли в аэропорту Москвы Лопес и Кемпбелл застряли в аэропорту Москвы
Голливудские красотки вместе со своими женихами вынуждены были просидеть несколько часов во "Внуково-3". Частный самолет,...
"Независимой музыке не хватает шила в заднице" "Независимой музыке не хватает шила в заднице"
Перед совместным московским концертам Jack Wood и Scofferlane представили свою новую работу, а также рассказали Звукам о...
"Самые простые вещи - самые трогательные" "Самые простые вещи - самые трогательные"
В новый альбом СБПЧ, получивший название "Лесной Оракул", входит 10 песен-историй, написанных "большими" о детстве, очаровательно...
Busy P - перспективы Ed Banger Busy P - перспективы Ed Banger
Busy P рассказал о новых релизах своего лейбла