Анонсы

Пикник «Афиши» Пикник «Афиши»
Lauryn Hill, Mika, Pet Shop Boys, Franz Ferdinand и это далеко не все!
Глеб Самойлoff & The Matrixx, 4 августа, «Б2» Глеб Самойлoff & The Matrixx, 4 августа, «Б2»
Глеб Самойлов даст концерт в честь своего дня рожде ...
Владимир Высоцкий 75 лет, 19 января, «Крокус Сити Холл» Владимир Высоцкий 75 лет, 19 января, «Крокус Сити Холл»
«Гениальный человек гениален во всем» – это а ...
Editors. 1 сентября, «Известия-Hall» Editors. 1 сентября, «Известия-Hall»
1-го сентября в «Известия-Hall» концерт одной из самых важных бр ...
Aerosmith отложили релиз нового альбома Aerosmith отложили релиз нового альбома
Группа Aerosmith перенесла релиз своего нового студийного аль ...

Монтрё-47. Дни 5, 6 и 7: по главной улице с оркестром.

Концерты известных рок- и поп-исполнителей при поддержке оркестра можно строить очень по-разному. Кто-то полностью переаранжирует исходный материал, кто-то использует оркестр, скорее, как эффектный фон для того, чтобы наиболее выигрышно подать на нем свои сольные партии. В этот раз нам довелось увидеть оба варианта с промежутком в один день, и теперь мы точно знаем, каков рецепт успеха.


8 июля. Осень патриарха.

Меланхоличный выходец из Пьемонта Паоло Конте (Paolo Conte) всего на 3 года моложе Леонарда Коэна, открывавшего Монтрё с аншлагом. Но широкой публике Коэн известен, а Конте - почти нет. Тому есть несколько причин: Паоло начал свою карьеру довольно поздно, когда ему было без малого 40; он поет на итальянском и испанском, а не на английском; многие его хиты знамениты преимущественно в исполнении других звезд, среди которых - Адриано Челентано (Adriano Celentano) и Патти Право (Patty Pravo). К тому же, карьера Конте как певца оказалась короткой - связки сильно сдали, и его вокал сейчас никак нельзя назвать певческим.
Невзирая на все эти ограничения, Паоло Конте - признанная звезда мирового масштаба, и в свой пестрый музыкальный коктейль он замешивает мелодии со всего мира: от французского шансона до аргентинского танго.
В этот раз на сцене вместе с Конте - полномасштабный оркестр, в котором каждый исполнитель - звезда. Шоу начинается с головокружительно сложного intro, в ходе которого нам предстоит убедиться, что исполнительский уровень всех музыкантов на сцене чрезвычайно велик. Особенно хорош старый соратник Паоло, мультиинструменталист Массимо Питцианти (Massimo Pitzianti) - в его руках попеременно оказываются то аккордеон, то сакс, то клавишные. И вот выходит Паоло, и уже с первой вещи "Cuanta Pasion" начинает не петь, а, скорее, рассказывать нечто поверх мелодии. Он подмурлыкивает себе и прищелкивает пальцами - ту-пи-ду-би-ду-тссс, и на "Sotto le stelle del jazz" или "Via Con Me" - получается скэт в совершенно особой манере. Сумеречное танго "Alle prese con una verde milonga", в котором Паоло разговаривает с маримбафоном, переходит в песню, которую сразу и не распознаешь: она начинается со смешных звукоподражаний "бзззз-бззз-бззз-дуууу", и всю дорогу Конте поет себе в кулак. Подпевать даже знакомым песням, типа "Happy Feet", попросту невозможно: "Will you talk it over with someone who knows about it? But your feet, tap-tap-ta-ta-tap, piedi felici." Сложно и двигаться в такт: со сцены льется очень живая и динамичная музыка, но она совершенно не танцевальная. Это больше похоже на съехавший с катушек фокстрот. Вот, наконец, звучит всем известный хит "It's Winderful", но в ней зал способен подпеть только припеву: "Чипс-чипс, ту-би-ду-ду-ду, бз-бз". Ритм ускоряется, гобоист не выдерживает и срывается на хохочущий клезмер. Питцианти отвечает ему беготней по пентатонике - "Полет шмеля" отдыхает. Скрипач отвечает взрывом скоростных пассажей. Чуть передохнув на торжественной "Eden", Паоло отправляет всех на поспешную прогулку "L'orchestrina"; она хорошо передает ритм города, ритм жизни, которую проживает на сцене этот певец. Похоже, ему чертовски нравится жизнь, которую он ведет.

В Jazz Cafe - старая знакомая: Олета Адамс (Oleta Adams) - некогда участница трио Tears for Fears, уже с 90-х годов она успешно записывается и выступает как сольная певица, в Монтрё бывает частенько, но слушать ее всегда приятно. Олета начинает свой сет со знакового хита Нины Симон, "Feelin' Good" - в ее версии это тяжелый блюз с очень рваным, нервным саксофоном Джейсона Делера (Jason Delaire). "Знаете ли вы, что в этот самый момент мы с вами творим историю?", - обращается Олета к публике. - Этот момент больше никогда не повторится. Мы никогда больше не соберемся вместе тем же составом, вы никогда не сможете вернуться и прослушать этот концерт еще раз. Так что слушайте и не расслабляйтесь!". Публику, впрочем, уговаривать не приходится: Олету слушают, затаив дыхание. "I Knew You When", "My Heart Won't Lie" словно навевают прекрасный сон о несбыточном. Баллада "Another Day Has Come And Gone" сопровождается дивным волшебным соло на саксе - словно дверь приоткрывается, и оттуда начинают доноситься манящие звуки праздника. А вот и радостная, немного бравурная "New York State of Mind" - на ней вокал Олеты раскрывается особенно ярко и тепло.

Но сегодня нас ожидает встреча с еще одной джазовой вокалисткой - это исполнительница r'n'b и спиричуэлс Рэнди Кроуфорд (Randy Crawford), необъятная тетка-негритянка с необъятной же улыбкой. Интересно, что мы заходим в зал как раз в тот момент, когда Рэнди начинает исполнять в сопровождении Joe Sample Trio уже звучавшую в этот день "Feelin' Good" - и в ее версии песня совершенно не похожа на версию Адамс! Это веселый свинг, гораздо более в духе Нины Симон, к которой Рэнди, по ее собственному признанию, всегда питала глубочайшее уважение.
Рэнди много и вкусно общается с публикой и с музыкантами: она вообще привыкла все делать на широкую ногу. Если смех - то заразительный, если петь - то так, чтобы стены вибрировали, а слушатели подпевали. Музыканты ее обожают и исполняют малейшую прихоть: "сыграй-ка здесь соло", - говорит Рэнди, и соло немедленно вступает. Рэнди исполняет "Everybody's Talking" - и ей веришь, как веришь ее огромной любви в "One Day I'll Fly Away". Рэнди шутит о своем весе и о фотографах, которые "забирают частичку бессмертной души", она вкусно рассказывает о своем детстве, но главное - она поет о любви так, что понимаешь: это - любовь!
Love is funny or it's sad,
Or it's quiet or it's mad,
It's a good thing or it's bad,
But beautiful!


9 июля. Прибытие поезда.

Французский режиссер и музыкант Woodkid в прошлом году играл в Монтрё в компании Ланы Дель Рей (Lana Del Rey). В этом году он разъезжает по Европе с концертом, в ходе которого превращает себя в классика при жизни. Технология довольно проста: взять в городе прибытия напрокат оркестр, раздать всем партитуры, на задник повесить видеоролик к апокалиптическими картинами, городскими пейзажами и растущими кристаллами, добавить стробоскопов - и вуаля!
Что же получается у Вудкида на самом деле? - поверх нажористых оркестровок вокал самого исполнителя течет словно ядовитый газ: он однообразен и обладает обволакивающей интонацией. Кинематографично все и на сцене, и на экране, но через некоторое время начинаешь уставать от повторяемости ходов. Два роскошных барабанщика бьют в огромные подвесные барабаны, как в тамтамы - включаются стробоскопы - следует партия струнных - включаются духовые - кульминация - вокал. Половину композиций можно охарактеризовать как в дурном сценарии: "звучит тревожная музыка". При всей непритязательности музыки и текстов Вудкида это шоу начинаешь воспринимать как откровенно перегруженное. От "The Golden Age" до "Stabat Mater" проходит, кажется, не полчаса, а целая жизнь. В какой-то момент пафоса оказывается недостаточно, и в "Iron" к стробоскопам с духовыми подмешиваются колокола и литавры. Кажется, этот корабль уже перегружен. Между оркестром Конте и оркестром Вудкида я однозначно выберу Конте - там все музыканты самоценны, они - не часть дорогой декорации, а полноправные участники шоу.

Как же прекрасно услышать позже в том же зале честную бирмингемскую группу Editors! У Тома Смита (Tom Smith) и его команды - все предельно лаконично и честно. Расчет - только на собственные голоса и инструменты. И когда Эллиот Уильямс (Elliot Williams) выдает соло на гитаре - это соло честное до последней ноты. И именн поэтому они вчетвером с легкостью достигают эффекта целого оркестра.
Editors стартуют с "Sugar" и "A Ton Of Love" - у Тома отличный "стадионный" вокал, у группы - шикарный "сырой" звук в традициях Echo & The Bunnymen или The Strokes (хотя по стилю они ближе всего к Joy Division), их песни знают и обожают: хором поют не только "Munich", но и "Eat Raw Meat" или такую неочевидную вещь, как "Smokers Outside the Hospital Doors ". При этом Смит каждую свою песню исполняет со значением, словно в театре выступает. Он энергично вовлекает слушателей в процесс пения и носится по сцене, запрыгивая на мониторы, наставляя на публику гитару как оружие и откровенно веселясь всю дорогу. На бис исполняются две длинные версии - "Honesty" и "Papillon", и как же жаль отпускать ребят со сцены!..

А тем временем тремя этажами ниже проходит концерт соул-певца Чарльза Брэдли (Charles Bradley), и если вы еще не видели Брэдли, обязательно посетите любое его шоу! Как выясняется, успех тиражируем - равно как и средства, которыми он достигается. Мы уже имели возможность познакомиться с Брэдли на этой же площадке два года назад, и потому с удовольствием наблюдаем, как он продолжает развивать традиции соул в маленьком зале Jazz Cafe.


10 июля. Мозги vs яйца

В этот день мы попадаем на площадку довольно поздно: начало вечера не сулит интересных сетов. Но вечером нам предстоит сделать нелегкий выбор: ZZ Top или Авишай Коэн (Avishai Cohen)? Разберемся в процессе, пожалуй.

Шоу самых популярных бородатых рокеров мира предваряет концерт бородачей помладше - Ben Miller Band. И именно они, а вовсе не звездные техасцы, становятся для нас открытием дня. Похоже, для самих музыкантов их выступление тоже стало неожиданностью. Ребята исполнили всего три композиции, но насколько круто!.. Из подручных материалов в тот вечер использовалась телефонная трубка, стиральная доска, на которой виртуозно играет барабанщик, а также однострунный контрабас, сделанный, не иначе, из швабры. Все это вместе дало чудесный эффект знойного Юга и влюбило в группу навсегда.

Ожидание затягивалось. И вот они - Билли Гиббонс (Billy Gibbons) и Дасти Хилл (Dusty Hill) с фиолетовыми гитарами, а Фрэнк Берд (Frank Beard) - в отдалении на роскошной тюнингованной барабанной установке, навевающей ассоциации с техасскими траками или роскошными чопперами. Они немедленно урезали “Have A Little Mercy", после чего вдруг достали из нафталина “Precious And Grace” с альбома 1973 года Tres Hombres. Дальше понеслось: “Heartache In Blue” и "Jesus Just Left Chicago" соседствуют с кавером на Джими Хендрикса, и вдруг к ним примешивается " Sharp Dressed Man" с его характерными "припадочными" гитарами...

Но я вдруг понимаю, что в то время, когда я стою посреди трясущего "козой" зала, я упускаю нечто чрезвычайно важное. И бегом, перепрыгивая через ступеньки, бегу на заключительную часть концерта Avishai Cohen Quartet, где невероятный Коэн c Нитаем Гершковицем (Nitai Hershkovits) уже ввели публику в транс, а саксофонист Эли Деджибри (Eli Degibri) выносит мозг своими невероятными интерпретациями evergreen-хитов. Коэн - это лучший басист мира. У него такой хитрый тэппинг, когда ты не в силах понять, как музыкант умудряется играть двумя руками и чем он при этом зажимает лады. Коэн - это ярчайшие интеллектуальные аранжировки, тончайшие нюансы, мятежные и нарушающие все законы комбинации мелодий. Безусловно, многие приемы Авишай почерпнул у Чика Кориа, в чьем ансамбле Origin он работал некоторое время, но он самобытен и ярок.
В финале своего выступления Коэн, будучи дважды вызванным на бис, исполняет фантазию на основе аргентинского фольклора - "The Lake Mersedes", интерпретацию "Besame Mucho" и "Summertime". Он покидает сцену, а я все еще распутываю волшебную сеть, в которую поймали мое сердце.

Продолжение следует.
Звуки благодарят Switzerland Tourism и Swiss Airways за помощь в организации репортажа.


Обзоры

От мертвых поэтов уши От мертвых поэтов уши
Arctic Monkeys – отличный пример того, как справились со взрослением (проблему хорошо описал российский премьер-министр:...
Новый альбом «Darkthrone» уже в начале 2013-го Новый альбом «Darkthrone» уже в начале 2013-го
В конце февраля будущего года музыкальный коллектив «Darkthrone» представит свой новый альбом под названием «The Underground...
Toro Y Moi: 16 тонн чил-аута Toro Y Moi: 16 тонн чил-аута
Учитывая тот факт, что Toro Y Moi числится среди зачинателей такого стиля как чиллвейв, ожидаешь появления на сцене парня...
Stalingrad Stalingrad
Немцы, воспевающие Сталинградскую битву - это примерно такой же нонсенс, как индейцы, решившие поставить памятник Кортесу....
Новые координаты Новые координаты
Когда на запись второго альбома у молодой группы уходит пять с половиной лет, восприятие этой пластинки в контексте сравнения...
Азарт Поп Азарт Поп
В теории постмодернизма бессмысленная среда, обладающая свойством к смыслопорождению, называется «хаосмос», и это определение...

Персоны

R.I.P. R.I.P.
Мартин Рашент (Martin Rushent), легендарный продюсер целого выводка исполнителей "новой волны", The Human League, The Stranglers,...
Хелли Берри, Криштиану Роналду, Марат Сафин Хелли Берри, Криштиану Роналду, Марат Сафин
Хелли Берри наконец-то беременна! Актриса Хелли Берри и ее бойфренд, модель Габриэль Обри, ждут своего первого ребенка. "Да,...
"Люди не выдержат четыре часа новой музыки. А жаль" "Люди не выдержат четыре часа новой музыки. А жаль"
Голос Майкла Джиры (Michael Gira) в телефонной трубке звучит немного устало: лидер Swans только что пришел после очередной...
Слушаем новую песню Леди Гага Слушаем новую песню Леди Гага
Леди Гага представила поклонникам новую песню «Princess Die». Презентация состоялась в Мельбурне во время концерта певицы...