Анонсы

Роберт Смит записал трек для ленты Тима Бертона Роберт Смит записал трек для ленты Тима Бертона
Лидер The Cure Роберт Смит записал новую композицию д ...
«Мумий Тролль» зажег души своих московских фанаток «Мумий Тролль» зажег души своих московских фанаток
В московском клубе Stadium Live 7 декабря 2012 год ...
Двенадцать лучших концертов российских исполнителей в 2012 году Двенадцать лучших концертов российских исполнителей в 2012 году
Предлагаем вашему вниманию обзор наиб ...
Пенкин поставил себя в один ряд с Владимиром Высоцким Пенкин поставил себя в один ряд с Владимиром Высоцким
Концерт Сергея Пенкина состоялся в день 52-хлет ...
«Вопли Видоплясова», 20 апреля, КЗ «Известия Hall» «Вопли Видоплясова», 20 апреля, КЗ «Известия Hall»
20 апреля в КЗ «Известия Hall» легенда украинской ...

Кристина Орбакайте опростоволосилась на «Славянском базаре»

Вот и закончился, едва успев начаться, традиционный, ХХII по счету, фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» (официально он проходил с 11 по 15 июля).

И вновь много было разговоров по поводу: умирает ли он или все же выживает на плаву, расцветает или хиреет, да и вообще, нужен ли – как в принципе, так и в новом формате.

Ну, про принципы всем все ясно: единство славянских народов еще никто не отменял, а вот пресловутого «нового формата», кажется, не получилось. Все было так, как задумал когда-то основатель фестиваля, более двадцати лет его возглавлявший, – Родион Михайлович Басс. Бывший генеральный директор «Славянского базара» сегодня, увы, тяжело болен, но то, что он сделал для фестиваля (и для автора этих строк в частности) невозможно переоценить и уж тем более – забыть.

Да, все было как раньше. Мы по-прежнему посещали сольные концерты эстрадных звезд в Летнем Амфитеатре, бродили по «городу ремесел», иногда заглядывая в Театр им. Коласа на привозные спектакли и в местную филармонию на альтернативные (но вовсе не рОковые) концерты, а также ходили на фильм «Легенда №17».

НОСТАЛЬГИЯ ВСЕГДА В ФОРМАТЕ

Фильм о великом хоккеисте Валерии Харламове и героическом тренере Анатолии Тарасове витеблянам понравился. Зрители не стеснялись слез и аплодировали на финальных титрах: нормальная, вменяемая публика соскучилась по здоровой порции патриотизма в искусстве и настоящим героям – без идеалов жизнь бессмысленна. Получилось, как в гениальных стихах Вознесенского: «Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую – не по прошлому ностальгию, ностальгию по настоящему». Талантливая режиссура, современный операторский язык и модная киностилистика вкупе с пронзительной, а главное, достоверной игрой актеров стали тем новым, честным и искренним словом в кинематографе, которого давно ждали зрители.

Впрочем, кому-то показалась «новым форматом» обновленная сценография Летнего Амфитеатра, почти как две капли воды напоминающая оформление сцены конкурса «Новая волна» в Юрмале. Большое количество плазменных экранов и светодиодный подиум из прозрачных кубов периодически заставляли думать, что мы, зрители, по какой-то нелепой иронии судьбы ошиблись адресом. На самом деле амнезии и паранойи ни с кем не случилось – все дело в… ангажементе. «Сочинять» сцену в Витебске пригласили модного и без меры талантливого художника-постановщика Александра Холоднова – автора сцены не только набившего оскомину юрмальского конкурса, но и многих других шоу, включая последние «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой.

Еще одним «сдвигом формата», по мнению многих, стало упразднение Дней культуры Беларуси, России и Украины и объединение их в единый День дружбы народов и общий концерт. Подтверждаю: сделано это абсолютно правильно и разумно, поскольку в последние годы раздельные концерты трех государств наряду с художественно яркими номерами наполнялись порой откровенным балластом, потому что надо было соблюсти нужный хронометраж. Практика показала: эти концерты нужны были больше для галочки, чтобы соблюсти дежурный политес, и несли на себе печать казенщины и формализма. И потом, стоит подчеркивать не обособленность и «самобытность» национальных культур, а их общность и взаимосвязь. А это возможно только в большом общем концерте. Кроме этого, в таком концерте дружбы могут участвовать и представители других славянских народов (например поляки, болгары, чехи, словаки, югославы), а также мастера искусств из других стран. Главное – сама идея дружбы народов и высокое качество концертных программ, а отнюдь не великодержавные амбиции политиков и уж тем более не лукавая идея чьего бы то ни было «превосходства», пусть и творческого. В этом году в концерте Дружбы на фестивале выступили Дима Билан, Дина Гарипова, Роза Рымбаева, Надежда Бабкина, Владимир Квасница (Украина), Дамир Кеджо (Хорватия), Марина Девятова, Алена Петровская (Беларусь), Донни Монтелл (Литва), ансамбль «Песняры» (Бог знает какого состава), а также Эдита ПЬЕХА.

«НОГА – ЭТО ЧЬЯ НАДО НОГА!»

На нынешнем фестивале «Госпоже Песне» (именно так нарекли когда-то Пьеху на Кубе) была вручена традиционная награда Президента Беларуси «Через искусство – к миру и взаимопониманию» и заложена именная Звезда на аллее перед Летним Амфитеатром. Вручение состоялось на концерте открытия фестиваля и только ленивый не знает, что Эдита вышла на сцену «хромушкой», поскольку за несколько часов до церемонии повредила и без того больную ногу, споткнувшись в лифте отеля. Об этом написали все газеты, концерт транслировался по телевидению, и, признаться, если бы не этот, одновременно грустный и смешной эпизод, о концерте открытия фестиваля можно было даже не вспоминать. Он был абсолютно неинтересный, скучный и пресный. Запомнились только несравненная и нестареющая казашка Роза Рымбаева, стильный и безумно обаятельный латыш Интарс Бусулис, вдохновенный дуэт Елены Ваенги и Александра Малинина и, конечно, ностальгическая Эдита Пьеха с «гимном коммунальных квартир» о «замечательном соседе».

ДИБИ РАЗДВИГАЛ ГОРИЗОНТЫ

Минувший «Славянский базар» запомнился большим количеством концертов эстрадных звезд первой величины.

Например, ночной концерт Димы Билана словно искупал зрителя в гальванической ванне. Артист был похож на электронно-музыкального очеловеченного робота, подключенного к розетке в 380 вольт. Градус его энергетики захлестывал, голос рвался наружу из груди, сцена и зал амфитеатра ему были тесны – «и неба было мало, и Земли». Казалось, сейчас произойдет взрыв мозгов. Говоря простым языком, Билана трясло и перло. Пел на нерве, на пределе. Правда, что пел, я уже не помню, потому что не мог отвести глаз от артиста. Билан захватил меня в свою ауру, он гипнотизировал. Особенно хочется сказать о необыкновенной пластике артиста: он извивался змеей, простирал руки вперед и вверх, почти вставал в мостик и чуть не садился на шпагат – ему хотелось вырваться в новую Вселенную. Это было колоссально. Слушатели тоже были в восторге – цветам и аплодисментам не было конца. Жаль только, что этот необыкновенный концерт собрал только половину зрителей в амфитеатре. Тем не менее, это нисколько не умаляет значения ДиБи как артиста.

ЛЕТО БЕЗ ЛЮБВИ

А вот Кристина Орбакайте может смело праздновать победу – она собрала аншлаг на фестивале, показав очень стильное и постановочно сложное шоу «Поцелуй на бис». Но – была холодна и неприступна, почти как пугачевский айсберг. Хотя, казалось, пела и говорила абсолютно противоположное: «Я нежная и совсем не снежная», «Мой мир для вас открыт, и если после концерта хоть что-нибудь останется в ваших сердцах…» Далее, как говорится, по тексту. Чистая пугачевщина. Вот только если великой маме веришь сиюминутно и безоговорочно, то дочери почему-то верить совсем не хочется. Секрет прост: если мама поет и говорит о том, что болит, или пережито, или к чему пришла сама, то дочь механически использует наработанные мамой приемы (не хочется называть их штампами), выдавая подделку за оригинал. Кристина переговаривает мамины слова, но она, увы, не может снять маминых интонаций. Как певческих, так и разговорных. Например, нельзя говорить «я люблю вас», громко визжа на высоких нотах, – здесь нужна спокойная, нисходящая, доверительная интонация. Без самолюбования, кокетства и аффектации. Кристина этого пока не поняла.

Что касается самого шоу, то оно было довольно механичным, агрессивным, тотально американизированным а ля Мадонна и оттого вторичным. Основная часть программы шла под плюсовую фонограмму, хотя Кристина постоянно накладывала дабл-трек (живой голос), и это получалось весьма неплохо, хотя кое-где и случались небольшие, едва заметные накладки. Как артистка она работала очень вдумчиво и сосредоточенно, словно кучер, управляющий тройкой мчащихся вскачь лошадей. Да и как иначе, если почти половину концерта Кристине приходилось петь, танцуя на равных с кордебалетом, а там бывала подчас и очень заковыристая хореография.

Что до репертуара, то последние композиции певицы не вызывают сердечных чувств и щемящих ассоциаций, они полностью соответствуют уплощенному, индифферентно-холодному образу певицы, но, что называется, «модно аранжированы» и красиво упакованы. Песни мамы (а теперь Кристина поет и «Белую панаму», и «Найти меня», и «До свидания, лето») звучат в ее интерпретации как грустное воспоминание о давно ушедших золотых временах.

НЕ ВОШЛА В РАЗМЕР

Солировала на «Славянском базаре» и другая снежная королева эстрады – Лариса Долина. Она дала полуторачасовой концерт в сопровождении Национального концертного оркестра Беларуси под руководством Михаила Финберга. Казалось бы, совершенно другая певица, абсолютно иного класса, а впечатление оставила после себя, сходное с орбакайтовским.

Долина начала с классических эстрадных шлягеров («Вечная любовь», All By Myself, «Кабаре») и была наполненной, сосредоточенной, подчеркнуто академичной. Она поражала филигранным голосоведением, отточенной фразировкой, ювелирной нюансировкой, однако внутренне была абсолютно холодна и отстраненна. Эмоции и чувства были растворены в голосе, и это, несомненно, сыграло бы в колоссальный плюс в филармонической капелле, но не на отрытой сцене Летнего Амфитеатра. Здесь нужны были ЖИВЫЕ чувства и НЕНАИГРАННЫЕ эмоции. А вот их-то и не было. Публика рукоплескала исключительно вокальному мастерству певицы, ее имени и авторитету, но никак не от внутреннего восторга, не от состояния души. Когда Лариса пела «Ave, Maria» Шуберта, было ясно, что это демонстрация ее безграничных вокально-жанровых возможностей и пристрастий, а отнюдь не пиетет перед шедевром гения. К тому же по академическим канонам Долина спела неидеально (мне, например, показались несколько небрежными и чуть недотянутыми опорные низкие ноты), хотя для эстрадной певицы это было, конечно, непревзойденно. Но возникает вопрос: а нужен ли такой репертуар именно Долиной и, главное, зачем? Когда она прекрасно может петь джаз (вот уж самая ЕЕ стихия!), голосовые баллады и даже совсем неголосовую «Погоду в доме»… Зачем такая всеохватность репертуара?

Сосредоточившись на «серьезных» вокальных произведениях, Долина, увы, абсолютно на автомате спела свои коронные шлягеры – «Льдинка», «Половинка», «Погода в доме» и проч. Чувствовалось, как они ей надоели. Удивило, что верхнюю ноту припева знаменитой композиции «Стена» она всякий раз едва-едва касалась голосом. Неужели перемудрили с тональностью?

А при исполнении зацепинского шлягера «Ищу тебя» и вовсе случился курьез. Певица перетянула одну ноту, опоздала на следующую долю, сбилась с ритма и в нужный размер так и не вошла. Песню пришлось оборвать. Казалось бы, есть живой оркестр, почему бы дирижеру не приостановить музыкантов, вернуться к пропущенному месту и направить вокал Долиной в нужное русло? Думаю, дело было в том, что Финберг использовал при оркестровке минусовую подзвучку-костяк (это как минусовая фонограмма, только без инструментовки, а лишь с прописанной ритм-секцией), которую, естественно остановить было нельзя (разве что начав песню с самого начала). А если оркестр не может играть как НОРМАЛЬНЫЙ оркестр, то зачем он тогда нужен? Да и сказать, что оркестр так уж изобретательно, искрометно и вдохновенно сопровождал выступление Долиной на протяжении всего концерта… Извините, подвиньтесь.

«НО Я – АРТИСТ, Я ПОВТОРЮ…»

А настоящей царицей фестиваля стала в этот раз Елена Ваенга. Она, по общему мнению, дала самый яркий, мощный и пронзительный концерт. Работала от души, вдохновенно, самозабвенно, жизнелюбиво. Пела, танцевала, читала стихи, играла на рояле, общалась с публикой, была с нею максимально откровенной и искренней. Конечно, мы услышали и «Шопена», и «Клавиши», и «Папа, нарисуй», и «Курю», и «Абсент»… Спела Лена и новый прелестный романс собственного сочинения – «Фонтанка» (немногие знают, что Лена, родившись в Североморске, много лет прожила в Петербурге и окончила легендарный ЛГИТМиК. Она профессиональная музыкальная актриса).

Многие упрекают артистку за излишнюю говорливость на концертах, корявые тексты, неправильность ударений в словах, иногда нечеткую дикцию, непроизвольный плагиат в мелодиях, цыганщину… Все это так, но поверьте, это такая мелочь по сравнению с одним ее великим достоинством: она – АРТИСТ, она – ЛИЧНОСТЬ, а это сегодня невосполнимый дефицит, и не только на эстраде. Несомненно, сегодня это певица номер один. Спустя десяток лет она во многом стала преемницей Аллы Пугачевой на эстраде, как та в свое время явилась продолжательницей Шульженко. Она не просто поет, перевоплощаясь то в королевну, то в рабыню, то в императрицу, то в гусыню, – она РАЗГОВАРИВАЕТ песней со слушателем. А искусство, по меткому выражению Чернышевского, есть «средство для беседы с людьми». Сегодня об этом не помнит, кажется, никто. А Ваенга помнит. И боготворит своего зрителя. Когда на приватной пресс-конференции Лена рассказала, что, обнаружив обман организаторов ее концертов в Поволжье, которые поставили грабительски высокие цены на билеты, она просила прощения за это у зрителей, – журналисты были сражены этой самоотверженной (почти невозможной) в современном мире гражданской позицией АРТИСТА. Более того, Лена в качестве компенсации зрителям намерена дать в тех же городах серию концертов по благотворительным ценам. Вы такое где-нибудь и когда-нибудь видели? Я – нет.

Кстати, журналистам Лена тоже преподнесла настоящий урок открытости и простоты. Сидя в полуметре от присутствующих и ни капельки не рисуясь, она говорила, что готова обсуждать свои профессиональные недостатки, которые у нее, конечно же, есть, и она о них знает и всячески исправляет (например на концерте в Витебске в этот раз она говорила гораздо меньше, чем два года назад, дикция стала явно четче), но не готова терпеть напраслину, тем более если она не касается творчества и зиждется на банальной вкусовщине, вздорных слухах и желании «сделать тираж изданию». «Здесь я бескомпромиссна и мстительна, – говорит Лена. – Когда от очередных желто-газетных «сенсаций» по поводу «этой примитивной Ваенги» стало плохо с сердцем у моей мамы, я не смогла с этим смириться. Стала судиться с прессой и уже выиграла двадцать судов. Последний – у «Московского комсомольца», на днях мне перечислили деньги, которые я отправлю в какой-нибудь благотворительный детский фонд».

Что тут можно сказать? Браво, Ваенга! Кстати, еще один факт, в который почти невозможно поверить: у Лены до сих пор нет собственной квартиры в Москве, она снимает жилплощадь. Впрочем, кому это интересно…

КОПИЯ ЛУЧШЕ ОРИГИНАЛА?

Из других концертов хочется отметить романсовый сольник Александра Малинина. У этого артиста стоит поучиться умению виртуозно использовать вокальные и актерские краски, обертоны, умению по заказу имитировать в себе чувства и эмоции, которых давно нет. Они перегорели. Чай певцу не 30 лет. К чести Александра, он не стал искусственно наигрывать то, что само собой ушло. Он как умный и тонкий артист-музыкант сумел запечатлеть (законсервировать) отгоревшие эмоции в этих самых искусных, дорогого качества, микронно точных вокальных штампах, которые извлекает всякий раз с ловкостью и проворностью иллюзиониста. Говорю это без тени иронии. Публика в ответ не жалела ладоней. Все получили огромное удовольствие. Вот пример высочайшего профессионализма, хорошего вкуса и тонкого артистического чутья. Браво, Александр!

Ностальгический концерт на четверых дали Леонид Агутин, Анжелика Варум, Владимир Пресняков и Наталья Подольская. Пели нетленные старенькие хиты и радовали публику. Леня выкладывался от души, Пресняков старался не отставать, Наташа из последних сил высекала высокие ноты в песне «Поздно», а Варум безбожно фальшивила. Впрочем, публика охотно подпевала артистам, а часто и пела вместо них. В общем, «вечер со слезой» удался.

Самое положительное впечатление оставил после себя певец из Молдавии Методие Бужор Это участник российских проектов «Голос» и «Две звезды». Артистичен, голосист, хорош собой. Когда-то он пел оперу, а теперь перешел на эстраду. Бужор – обладатель густого лирико-драматческого баритона. И ему осталось петь только шлягеры из репертуара Муслима Магомаева, Эдуарда Хиля и Иосифа Кобзона. Увы, материал неоригинальный и построить собственную полноценную карьеру с ним певцу вряд ли удастся. Хотя такие шедевры, как «Ты – моя мелодия» А. Пахмутовой, «Королева красоты» и «Ноктюрн» А. Бабаджаняна, Бужор исполняет, пожалуй, даже лучше оригинала.

ПЫТКА ГОЛОСАМИ В ЛУЧШЕМ ЕВРОПЕЙСКОМ ЗАЛЕ

Самым большим разочарованием «Славянского базара» вновь стал конкурс молодых исполнителей. Надо сказать, он давно заформализовался. Несколько последних лет конкурс выявляет множество хороших технарей-вокализаторов, но, увы, не открывает настоящих артистов. Посещать этот героический марафон вокалистов-спринтеров из год в год становится все невыносимее. Может, молодые певцы из разных стран становятся заложниками требований организаторов конкурса и членов жюри? Ну, кто им сказал, что чем громче, звучнее и пронзительнее голос, тем лучше? Почему они все как один стремятся показать весь свой вокальный диапазон, доставая (порой из последних сил) самые высокие ноты – кто фальцетом, кто расщепленными связками, кто субтоном, а кто – просто дурняком? Сплошная голосьба, переходящая в крик, витиеватая мелизматика ради мелизматики и – полное отсутствие чувств, эмоций, актерской игры, артистизма, харизмы наконец… Слушать этих исполнителей в зале было настоящей пыткой: после десятого артиста мои уши, извините, были полностью изнасилованы.

Кстати, сказать, что голоса этих конкурсантов так уж хороши тембрально, интеллектуально (а окраска голоса – это в какой-то мере показатель интеллекта), тоже нельзя. В мире за все века мы слышали голоса куда красивее, техничнее и блистательнее. Так ради чего все-таки проводится конкурс? Для галочки? Чтобы один раз услышать того или иного вокалиста, дежурно похвалить, вручив ему какой-то приз, и забыть навсегда?

А репертуар, который они исполняют в первом туре, – песня композитора своей страны!.. Кто пишет эти унылые, скучные, немелодичные и нехитовые песни? Они никогда не будут любимы публикой, поскольку ничем не цепляют и ничего не несут, кроме технической сложности. Это, как правило, не более чем упражнения для голоса, вокальные этюды.

Гран-при конкурса впервые за всю историю «Славянского базара» получил польский участник. Им стал 26-летний Михал Качмарек. Но он выступил немногим лучше других (может быть, голосил дюжее), и у меня сложилось впечатление, что поляку дали главный приз не просто так. Хотя, безусловно, это может быть и знаковая случайность.

Дело в том, что в этом году исполняется 25 лет знаменитому витебскому Летнему Амфитеатру, который был построен в 1988 году специально для проведения масштабного фестиваля-конкурса польской песни в СССР. Зал в свое время был признан одной из лучших открытых концертных площадок Европы и до сих пор остается в этом статусе. Здесь прекрасная акустика, довольно компактный и уютный зрительный зал на 6 220 мест и великолепная двухъярусная сцена-ракушка, обрамленная стильной, фирменной дугой, выделяющей ее из сотен других сцен Европы. Автор проекта – витебский архитектор Вячеслав Бабашкин, по воле Господа ушедший от нас совсем недавно, ровно в год юбилея своего монументального творения.

Летний Амфитеатр, безусловно, является символом Витебска и «Славянского базара». А еще здесь когда-то была удивительно теплая, дружеская аура, особая атмосфера единства и доброты, градус которой год от года… понижается. Это чувствуют все: и витебляне, и участники фестиваля, и многочисленные гости города. Почему так происходит, непонятно, но то, что это происходит, – факт. Я думаю, что наряду с другими – творческими, финансовыми, техническими и бытовыми проблемами – он тоже должен быть принят во внимание новым руководством «Славянского базара», чтобы всеми нами любимый фестиваль вновь стал юдолью духовной общности и добра. Не «фестивалем фестивалей», как его сейчас активно пиарят, а именно фестивалем Дружбы.
 


Обзоры

Дебют Дебют
Уникальный экземпляр бэк-каталога лейбла "Геометрия" (впрочем, не уникальных там и не бывает) - сайд-проект Вадима Демидова,...
Концерт Элтона Джона и группы Queen в Киеве Концерт Элтона Джона и группы Queen в Киеве
30 июня в Киеве состоялся благотворительный концерт, в котором участвовали легендарные знаменитости Элтон Джон и группа Queen...
"Звук - это 90 процентов успеха!" "Звук - это 90 процентов успеха!"
"Винтаж" - одна из самых популярных отечественных поп-групп: каждый ее сингл неизменно лидирует в чартах, коллектив стабильно...
Electrospective от EMI Electrospective от EMI
Грандиозная серия расскажет об истории электронной музыки
Cristian Vogel — The Inertials Cristian Vogel — The Inertials
Кристиан Вогель представляет нам новые грани своего неординарного творчества
Обзор дискографии Travis Обзор дискографии Travis
Новость о второй за год отмене концертов Travis в Москве обескуражила российских поклонников: гастрольный тур прервался из-за...

Персоны

Фронтмен «Muse» нашел свою музу Фронтмен «Muse» нашел свою музу
Музыкант Мэттью Беллами подтвердил свои отношения с актрисой Кейт Хадсон и планирует познакомиться с ее звездной мамой Голди...
Дэниэл Крэйг Дэниэл Крэйг
Дэниэл Крэйг станет гонщиком Производители «Aston Martin» преподнесли британскому актеру шикарный подарок. Теперь исполнитель...
"Radiohead - наши кумиры" "Radiohead - наши кумиры"
До того как немецкие электронщики Modeselektor выступили со своим шоу в московском клубе Arma17 и облили всех шампанским,...
Новый роман Брэдли Купера Новый роман Брэдли Купера
Покоритель женских сердец, красавец Брэдли Купер, наконец, представил миру свою новую подругу. Оказалось, что 33-летняя Зоуи...