Анонсы

Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе
Любовь жителей нашей страны к немецким готам ...
Неравноценная замена Неравноценная замена
"Пикник Афиши" остался без Си-Ло Грина (Cee Lo Green). Участник дуэта Gnarls Bar ...
Обновленная Xandria покорила своих столичных фанатов Обновленная Xandria покорила своих столичных фанатов
С приходом настоящей весны, концертная жизнь сто ...
Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия) Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия)
Каждую среду в «Клубе Б2» блюзовые джемы с гр ...
Выиграй билеты на концерт Ost+Front и встречу с музыкантами Выиграй билеты на концерт Ost+Front и встречу с музыкантами
KM.RU и компания Kultprodukt проводят кон ...

Галина Вишневская. Сквозняк от свободы

29 декабря 2012

Ее называли железная леди, она была Маргарет Тэтчер мировой оперы.

Я видел Вишневскую всего несколько раз, и каждый раз удивлялся, из какого железа сделан этот человек. Таких теперь не делают. Принципиальная, максималист до мозга костей, несгибаемая. Все или ничего.

В оперной среде бродили всякие оценки сопрано Вишневской - ведь она вышла из оперетты и эстрады. Пела в оркестре береговой охраны Кронштадта, пела опереточные партии. Потом она писала в своей книге:

«Выступала, в основном, в ролях субреток, каскадных — на героинь у меня не хватало верхних нот, дальше "соль" второй октавы голос не шел. Этот театр стал для меня настоящей и единственной школой. Именно у этих артистов я научилась самоотверженно служить искусству, уважать сцену — самое святое для артиста место».

А потом она пела на обычной эстраде:

«В 1948 году, когда наступило засилье советского репертуара и стало обязательным играть ту белиберду, что тащили к нам в театр ретивые борзописцы, я ушла из театра на концертную работу. Чтобы не быть обязанной вместе с дружным коллективом хором кричать "ура!", когда хочется кричать "караул!", я предпочла уйти. Это не было политическим протестом. Просто мне стало невыносимо противно от повальной, патологической лжи. Захотелось залезть в нору, спрятаться от людей, быть одной. Я подготовила программу эстрадных песен, стала давать сольные концерты. Вскоре Марк тоже ушел из театра — он стал моим администратором, организовывал мои концерты, занимался всеми моими делами. Мы купили машину — "Победу", тогда она стоила 1600 рублей, не то, что теперь».

Она тогда думала так:

«Примером, идеалом эстрадного пения была для меня Клавдия Шульженко. Все в ней мне нравилось. С самого появления ее на сцене я попадала под обаяние ее огромного мастерства, ее внешнего облика, ее пластики, отточенности ее движений. В каждой песне возникал определенный сценический образ, каждая песня была законченным произведением, со своим вступлением, развитием и финалом. Эстрадный жанр очень опасен легкостью и соблазном соскользнуть на дешевые эффекты, на убогие актерские трюки, у которых одна цель: ублажить публику. Клавдию Шульженко никогда не покидало чувство меры — она была удивительная артистка... После ее пения хотелось жить. Я ходила на ее концерты, как в школу высочайшего мастерства, и многому у нее научилась. От нее у меня и любовь к концертной деятельности. Она одна из немногих певиц, о которых я могу сказать: в ней все было гармонично. Конечно, я стремилась петь ее репертуар в своих концертах. Ноты купить нельзя — репертуар был ее собственностью, поэтому я на одном концерте запоминала мелодии понравившихся мне песен, на другом — тексты их, а уж после третьего я знала все, что меня интересовало. Шла к своему аккомпаниатору, объясняла характер песни, он подбирал аккомпанемент, записывал на нотную бумагу и — готово».

Полуцыганка, принципиальная, несгибаемая... Ей ломали голос, делали из нее меццо. Коммунисты ломали через колено. А она не сломалась.

Я не могу назвать Вишневскую своим любимым сопрано, но каждое ее появление на сцене - это явление личности. А вот на это как раз отчаянный дефицит, причем фантатический до невозможности. И ее Центр оперного пения - это действительно важнейший институт музыки в стране, хотя ему всего 10 лет.

Когда такие люди уходят, ощущаешь пустоту, сквозняк, от того, что это место свободно.

Гуру КЕН

Похожие новости

Обзоры

Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха
Группа Барто, известная своим противоречивым творческим подходом, выпустила новую пластинку. Прошлым лонгплеем был релиз...
Целлулоид: "Космополис" и свальный грех Целлулоид: "Космополис" и свальный грех
В российский прокат вышел “Космополис” – эзотерический триллер титулованного канадца Дэвида Кроненберга (David Cronenberg),...
"Я пылаю, я горю" "Я пылаю, я горю"
Skunk Anansie собрались вновь настолько же внезапно, как и распались - после коммерческого успеха отстранённо-лиричного диска...
Стереть и перемотать Стереть и перемотать
В памяти наших слушателей, да и большинства зарубежных, шведы The Cardigans отпечатались альбомом "Gran Turismo", лихим клипом...
Сериал "Lost" Сериал "Lost"
Не то, чтобы записав, по сути, рок-альбом, Андерс Трентемёллер (Anders Trentemøller) кого-то этим шокировал. Несмотря...
Группа «Alice In Chains» завершила работу над новой пластинкой Группа «Alice In Chains» завершила работу над новой пластинкой
Группа «Alice In Chains» завершила работу над новым альбомом. Об этом сообщил гитарист Джерри Кантрелл (Jerry Cantrell)....

Персоны

DJ Mike Spirit: «minimal умер 10 лет назад» DJ Mike Spirit: «minimal умер 10 лет назад»
Человек, которого по праву можно причислить к авторитетам российской клубной сцены. Его называют законодателем московского techno-саунда, хотя...
Давид Кох Давид Кох
Он всегда мечтал стать саксофонистом, но стал записывать тек-хаус
"Чтобы музыка могла путешествовать во времени, композитор должен вложить в нее секретный код". "Чтобы музыка могла путешествовать во времени, композитор должен вложить в нее секретный код".
Я познакомился с этой славной компанией в разгар работы над русской версией официального блога Жана-Мишеля Жарра (Jean Michelle...
Концерт «Скрябін» в Симферополе Концерт «Скрябін» в Симферополе
Знаменитая украинская группа «Скрябін» на протяжении многих лет оставалась одним из эталонов стиля, который принято называть...