Анонсы

Летом BUSH выступят в Stadium Live Летом BUSH выступят в Stadium Live
Один из самых харизматичных фронтменов актуального рока Гэвин Росс ...
Tiesto становится лицом бренда Guess Tiesto становится лицом бренда Guess
Модная коллекция от известного диджея и бренда ждет нас уже в ав ...
Я вам спою еще на бис Я вам спою еще на бис
30 ноября в Московском Международном Доме Музыки состоятся сразу два концерта С ...
Агент Кейн Агент Кейн
Майлз Кейн даст два концерта в России: 22 ноября британец выступит в петербургском клубе А ...
FIJM 2013: Строчки из резюме FIJM 2013: Строчки из резюме
Свойственное монреальскому лету фестивальное изобилие не обходится без с ...

Музыкальный психоанализ

Музыка поп и других частей тела

Маккартни и Моррисон, Дженнис Джоплин и Джимми Хендрикс открыто признавались, что в начале своих занятий рассматривали музыку как ключ к сердцам девочек (мальчиков). Молодому Джону Леннону, по его собственным словам, не было большой разницы, кем становиться — музыкантом или миллионером. Для него и то и другое было синонимом власти, статуса «хозяина положения». 
Эти люди добились своего. Изначальное смятение, смущение, дискомфорт и неуверенность в личной жизни вели их к единственному желанию — возвыситься в глазах тех, кому их ценность в этом мире была не очевидна. 

Классическая музыка в силу своей сложности служит пищей, скорее, уму, чем сердцу. Образ, в котором предстает музыкант, никого особенно не волнует и мало влияет на восприятие музыки.Поп-музыка, наоборот, выдвигает имидж музыканта на первый план, требует, чтобы тот говорил от первого лица, даже если ни текст песни, ни мелодия не принадлежат его перу. Музыкант перестает быть посредником между композитором и слушателем. Он становится божеством. Тем самым божеством, в котором люди, подобно своим первобытным предкам, ищут себя или свою идеальную половину, что в сущности одно и то же. 

Sex, Gods, Rock'n'Roll

Доктор Фрейд открыл, что всей человеческой жизнью движут два основных стремления — к любви и к разрушению, в том числе и к саморазрушению. Этим стремлениям основатель психоанализа дал имена греческих богов: бога любви Эроса и бога смерти Танатоса. Если принять это на веру, получится , что искусство только тем и занимается, что отображает сложные взаимоотношения эротического демона и его смертносного коллеги.

Борис Гребенщиков упрекал классическую музыку в неправильном отношении к смерти: мол, классика звучит так, как будто никакой смерти вовсе нет, в отличие от фольклорной музыки, где жизнь и смерть находятся в гармонии и взаимодополняют друг друга. Не влезая в метафизические дебри, ответим классику рашн-рока: классическая музыка выросла из религиозной культуры и звучала поначалу вообще только во время церковных богослужений. Поп-музыка же развилась из фольклорных корней. А фольклор, как известно, к религии имел мало отношения — скорее уж к мифологии. 

Люди получили возможность выбирать себе героев по образу и подобию соотношения разрушительного и эротического в самих себе. Агрессивным, рассерженным на весь мир подросткам — кованые сапоги Rammstein и полуразложившийся Мэрлин Мэнсон, их нежным подругам — невесомая Милен Фармер и резиновая куколка Бритни Спирс. 

В первобытные времена у каждого племени был свой пантеон божеств, мужских и женских, воплощавших соответствующий образ идеального сексуального партнера. Эпоханаучно-технического прогресса, оказывается, почти ничего в сознании людей не изменила. Персонажи поп-сцены по прежнему служат примером для подражания и предметом сексуального влечения. Визжащие девочки на концертах нежнейшего «Мумий-тролля» прыгают в окружении очкастых молодых людей, и нет смысла объяснять очевидное: для тинейджерок ласковый и сексуальный Илья — идеальный партнер, а для закомплексованных молодых студентов — пример эмоциональной самореализованности, достойный подражания и ученического преклонения. Переставьте местами мальчиков и девочек, и получите феномен Земфиры.

Газета «Правда» была по-своему права, называя поп-музыку продуктом буржуазной, капиталистической эпохи. Поп-культура действительно дала человеку возможность выбирать себе божество, объект влечения или подражания, как платье в магазине. Гомосексуалисты и лесбиянки, трансвеститы, садомазохисты, гетеросексуалы, мачо — в этом огромном супермаркете каждый найдет себе товар по нраву, будь то Сергей Пенкин или Марк Алмонд, группа Placebo или Дэвид Боуи, Scorpions или Rammstein, Рикки Мартин или «Сплин». Шоу-бизнесничем не хуже любой другой торговли, просто вместо йогуртов и подсолнечного масла он торгует объектами влечения или поклонения, коктейлями из Эроса и Танатоса в разной пропорции. Одни торгуют своими искренними эмоциями, другие — теми, которые легче продать. Мы ходим на концерты за тем же, за чем наши прапрадеды ходили на проповеди. Но теперь наша свобода в том, что мы можем выбрать, кому поклоняться.




Обзоры

Ниже радара: AlunaGeorge Ниже радара: AlunaGeorge
AlunaGeorgeКто: Алуна Фрэнсис (Aluna Francis, вокал), Джордж Рид (George Reid, музыка)Откуда: Лондон, ВеликобританияЛейбл:...
B3 B3
Студийных работ от Placebo не было слышно уже три года с момента выхода лонгплея "Battle for the Sun" в 2009. Не сказать,...
Осень в городе Осень в городе
На фоне летнего московского фестивального бума концертная программа осени не блещет громкими именами, но по-прежнему отличается...
Ниже радара: Dog Is Dead Ниже радара: Dog Is Dead
Dog Is DeadКто: Роберт Милтон (Robert Milton, вокал, гитара, бас), Джосс Ван Уайлдер (Joss Van Wilder, клавишные), Трэв (Trev,...
El camino El camino
Название альбома седьмой пластинки The Black Keys (в переводе с испанского - "дороги" или "пути") относится, скорее, к самой...
Olimpia "Шрамы" Olimpia "Шрамы"
Olimpia - новый многообещающий проект музыкантов московской команды Those Days("Те дни"), просуществовавшей на отечественной...

Персоны

Невозможное интервью Невозможное интервью
В день 65-летия Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) поклонники великого музыканта по-разному отмечают его юбилей. В Лондоне...
Ламберт и Queen – снова вместе? Ламберт и Queen – снова вместе?
Гитарист легендарной группы Queen Брайан Мэй сообщил, что снова хочет поработать с Адамом Ламбертом. Недавно он проболтался,...
R.I.P. R.I.P.
Он коллекционировал электрические паровозики и музыкальные автоматы. Его собрание джазового винила насчитывает несколько...
Вежливый отказ Вежливый отказ
Рок, блюз, авангард, этнос, джаз – все эти стили переплетаются между собой, подвластные какой-то внутренней неведомой логике,...