Анонсы

Nеllу Furtаdo. Альбом Thе Spirіt Indestructіblе Nеllу Furtаdo. Альбом Thе Spirіt Indestructіblе
Канадская исполнительница выпустила свой пятый по счё ...
Best Band Fest в клубе Plan B Best Band Fest в клубе Plan B
Storm Stage agency presents:фестиваль молодых команд "Best Band Fest"!З ...
Наадежда на завтра Наадежда на завтра
Среди публики пока проект Наадя принято понимать примерно как "то же, что и Moremo ...
Лана дель Рей дала в Москве скандальный концерт Лана дель Рей дала в Москве скандальный концерт
Концерт американской певицы Ланы дель Рей состоялся в ...
Alаnis Morissеtte - новый альбом «Hаvoc And Brigtht Lights» Alаnis Morissеtte - новый альбом «Hаvoc And Brigtht Lights»
После четырех лет молчания канадская певи ...

FlashMob как перформанс

С середины 2003 года цивилизованный мир столкнулся с таким явлением как «флэш-моб».В различных точках планеты в определенное время и в конкретном месте неожиданно возникает большая группа людей. «Сообщники» на протяжении нескольких секунд или минут совершают определенные действия, после чего также неожиданно исчезают. Все началось с книги американского социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». В ней он утверждает, что в настоящее время при современном уровне развития новейших технологий, непосредственно с помощью интернета, сотовой связи, в любой точке мира можно быстро собрать большое количество людей, которыми можно управлять в определенных целях. Безусловно, флэш-моб можно рассматривать как явление социальное. Можно анализировать с точки зрения психологии и философии. Но, вообще-то, флэш-мобинтересен и в совершенно ином аспекте. 

Когда в 1990 году участники группы ЭТИ (Экспроприация Территории Искусства) во время демонстрации фильма Л. Маля «Зази в метро» в Центральном доме медиков, на фоне кадров, изображающих дебош в ресторанчике, устроили прямо в зрительном зале потасовку в сладком голливудском стиле с сочным метанием тортов в физиономии друг друга, а также в физиономии сидящих в зрительном зале, а под конец этого кондитерского действа вывели в зал живого медведя, то вряд ли кто из зрителей тогда понимал, что стал не только зрителем, но и участником перформанса. Вот и для большинства самих участников флэш-моба остается загадкой, так в чем же они все-таки участвуют? 

К «искусству действия», существующему на протяжении более ста лет, относятся и перформанс, и акция, которые зачастую обозначают одно и то же событие. Очень часто и, как правило, перформанс и акция плавно перетекают друг в друга, поэтому определить между ними четкую границу невозможно. 

Термин «happening» в настоящее время практически не используется и определяет лишь конкретные художественные события 1960-х годов. Термин «event», опять же, в современном искусстве также почти не используется и обозначает лишь единичные конкретные явления. 

Performance – (англ. — спектакль, представление, работа на публику). В художественной практике «искусства действия» это слово употребляется не как «расширенный» вариант его традиционного значения, а является новообразованием. Перформанс – (теперь уже) одна из форм «искусства действия», цель которой состоит в исполнении определенных, заранее запланированных действий перед публикой. В некоторых случаях перформанс предполагает участие зрителя, а в некоторых случаях участие зрителя не предусматривается. 

Action – акция (анг. – действие, поступок) — разовое действие, имеющее тесную связь с социальными выступлениями, и, как правило, несет либо идеологическую, либо социальную окраску, зачастую выражаясь в форме поступка или жеста. Акция всегда подспудно учитывает возможную неожиданную «неожиданность», которая может произойти, и которая по умолчанию уже вписана в сам сценарий действия. Акция всегда предполагает участие извне и направлена на провокацию ответного действия. 

Перформанс или акция всегда следуют одному и тому же сценарию. В определенном месте появляется художник (группа), затем художник (группа) выполняет (выполняют) определенные действия, после чего художник (группа) оное место покидает. А как происходит действиефлэш-моба? В определенном месте неожиданно возникает группа людей (толпа), члены которой вдруг организованно начинают жевать бутерброды, целоваться, хлопать в ладоши, затем неожиданно тихо и мирно покидают это определенное место. По своей сущности флэш-моб уже является одной из форм искусства действия, а очередные воскресные «моббовские тусовки» ни что иное, как перформанс или акция. 

Теперь немного о методах (художественном языке) перформанса. Перформанс или акция является довольно жестким видом искусства, как для автора, так и для зрителя. И хочется еще раз отметить, что перформанс – это в первую очередь действие, представление, цель которого для зрителя тайна. В связи с этим В. Кандинский писал: «Очень простое движение, цель которого неизвестна, действует уже само по себе, как значительное, таинственное, торжественное. Простая совместная работа…действует, если неизвестна цель, столь значительно, таинственно, драматично и захватывающе, что невольно останавливаешься, как перед видением, как перед жизнью в иной плоскости». По своей структуре перформанс близок к дзен-буддистскому коану. Суть коана состоит в создании учителем парадоксальной ситуации, само существование которой является шоком для ученика. То есть, моментальным переводом сознания ученика в сферу или плоскость, где весь его предыдущий опыт оказывается «неработающим», то есть ненужным, и чтобы найти выход из этой парадоксальной ситуации ученик должен «что-то вспомнить», и если это происходит, то только тогда достигается катарсис, то есть просветление. 

Нечто подобное происходит между перформером и зрителем. Перформер, как правило, выполняет таинственные, непонятные, иногда шокирующие действия, чем, естественно, вносит ощущение диссонанса в сознание зрителя, заставляя его не только прибывать какое-то время в одном пространстве с автором, но и проделывать некую работу сознания, благодаря чему «ничего непонимающий», недоумевающий, шокированный зритель становится соавтором и творцом художественного произведения – перформанса. И, как правило, чем более шокирующие действия автор совершает, чем более эти действия будут идти в разрез с социальными, моральными, этическими установками зрителя (то есть именно в этих сферах опыт зрителя будет «неработающим»), тем более вероятен переход сознания зрителя в иную плоскость, то есть, больше вероятность катарсиса. А, следовательно, тем большего эффекта достигает перформер. 

И история перформанса тому свидетельство. Например: будетляне (братья Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.) в начале ХХ века устраивали футуристические гуляния по улицам с футуристической раскраской на лицах; дадаисты устраивали на улицах и в кабакахперформансы-скандалы, где полиции отводилась немаловажная роль и участника и соавтора; практически все акции Анатолия Осмоловского выдержаны в том же духе; акция Олега Кулика «Пятачок делает подарки» в галерее «Риджина», когда произошло заклание живого поросенка на вернисаже. Примеров можно приводить бесконечное множество. Благо, больше чем за сто лет много чего успели сотворить и воплотить. 

А что касается флэш-моба, то он вобрал в себя многое из истории перформанса. В нем есть черты футуризма, большей частью русского, дадаизма, сюрреализма, ситуационизма, перформанса 70-х,акционизма. То есть флэш-моб в сфере поиска художественного языка (метода воздействия на зрителя) не только не «открывает Америку», но и не привносит ничего нового ни в перформанс, ни в искусство действия вообще. 

Но, почему все-таки правомерно говорить о флэш-мобе как об одной и новой форме искусства действия? Если у флэш-моба нет никаких открытий в сфере художественного языка, то в сфере поиска художественного пространства дело обстоит иначе. Сначала перформанс освоил пространство театра, где, собственно, и находятся его истоки, затем пространство улиц, приобретая тем самым массового зрителя, после область человеческого сознания, подсознания и область литературы, затем пространство социума, сферу политики, затем пространство человеческого тела, далее сферу музыки, идеологии, текста и религии. Теперь перформанс, посредством флэш-моба пытается завоевать другое пространство для самореализации и своего существования. Посредством флэш-моба перформанс осваивает пространство «коллективного тела». То есть, пространство, включающее в себя всю совокупность продуктов жизнедеятельности человека вообще, а именно: социум, культура, мораль, этика, идеология, религия и т.д. Отсюда и тяготение флэш-моба к масштабности. Отсюда и использование новых медийных технологий, поскольку, благодаря именно им, можно достигнуть большей масштабности, то есть в определенной точке пространства в определенное время собрать наибольшее количество участников. А, следовательно, освоить большую часть пространства «коллективного тела». 

По-видимому, флэш-моб или «мгновенное искусство» всего лишь временное явление. Его недолговечность уже обусловлена его исходными задачами. Во-первых, — мгновенность,во-вторых, – анонимность, в-третьих, — масштабность. Все эти необходимые условия в своей совокупности довольно сложно выполнимы технически на протяжении довольно большого промежутка времени. Более того, у флэш-моба или «мгновенного искусства» пока не сформирован спектр задач, либо он абсолютно не структурирован, либо до сих пор не осознан. При современном ритме жизни довольно быстро флэш-моб может исчерпать сам себя. Непременно, в процессе развития возникнут обстоятельства или идеи, которые пойдут в разрез с тремя главными условиями, и флэш-моб уже не будет флэш-мобом. Флэш-моб или «мгновенное искусство» представляется как переходная фаза в процессе формирования определенного направления или определенного вида перформанса – моб-арта или «искусства толпы». Но, говорить о том, завоюет ли моб-арт себе «место под солнцем», пока еще очень рано. На данный период времени моб-арт представляется как нечто подобное fata morgana, чья реальность или ирреальность вообще под вопросом. Сейчас пока рано говорить и о самом факте формирования нового направления. Для полнокровного существования и функционирования моб-арту нужны определенные сформировавшиеся составляющие: концепция, эстетика, программа, задачи, лидеры и т.д. Пока ничего этого нет. И не надо думать, что моб-арт как явление совершенно не знакомо человечеству. «Искусство толпы» в социо-культурном пространстве уже имеет и свою историю, и свою эстетику. Это различные культовые и сакральные процессии древних цивилизаций, структурированные и продуманные до мелочей придворные и праздничные шествия Южной и Юго-Восточной Азии, народные забавы на Руси, всевозможные демонстрации и парады Новейшего времени, особенно СССР и Германия, национальные праздники в США и т.д и т.п. А проследить и выявить определенные закономерности и особенности этих «представлений» – всего лишь «дело техники». Но говорить о моб-арте или «искусстве толпы» как об одной из форм искусства действия, как о перформансе пока вообще не приходится. Так что, что будет дальше — покажет время. 

И еще. 

Да, остается пока загадкой, насколько долгая суждена флэш-мобу жизнь. Но складывается впечатление, что его молодого-зеленого задушить и уничтожить могут в первую очередь сами мобберы. И совершенно не надо для этого оказывать постороннюю помощь. Приходя на очередной моб, его участники словно приобретают абонемент выходного дня, стараясь, вроде бы, как со смыслом и с толком провести воскресный досуг, или «спастись от быта», получив очередную дозу адреналина в кровь. Очень странно, что мобберы рассуждают, «стоит ли переносить флэш-моб в сферу искусства», не осознавая, что флэш-моб уже является искусством действия. Как, очевидно, и не осознают, что те самые «бессмысленные действия» не очередная шокирующая выходка, а определенный художественный жест. А если нет осознания того, что происходит в настоящий момент, то есть здесь-и-сейчас, то о каком процессе развития и движении вперед может идти речь? 

Источник: fmob.ru 




Обзоры

Ниже радара: Vinnie Who Ниже радара: Vinnie Who
Vinnie WhoКто: Нильс Багге Хансен (Niels Bagge Hansen, вокал), Мартин Сандберг Кергор (Martin Sandberg Kærgaard, бас,...
Путеводитель по современной скандинавской музыке. Часть первая: Shaking the Popular Путеводитель по современной скандинавской музыке. Часть первая: Shaking the Popular
Этот путеводитель не претендует на то, чтобы стать справочником, энциклопедией или мультимедийным каталогом — это путеводитель...
Изолента Изолента
Проживающие в Москве уроженцы Екатеринбурга Невидимки, смотрящие на ботинки в прошлом альбоме "Привязанность" пытались вновь...
Занимательная статистика #07 Занимательная статистика #07
Станислав Говорухин объявил о том, что прекратит снимать кино. А мы и не думаем прекращать, и продолжаем несерьёзно рассматривать...
Carl Barat. Carl Barat Carl Barat. Carl Barat
Arcady Действие в реальности Что стоит сразу отметить, так это то, что в отличие от многих сольных а...
Жить в твоей голове Жить в твоей голове
Начиная с "Четырнадцать недель тишины", ещё до выхода каждый альбом Земфиры неизменно становился главным событием шоу-биза...

Персоны

... а будет мальчик! ... а будет мальчик!
Светская тусовка продолжает обсуждать грядущее пополнение в семействе Романа Абрамовича. Несмотря на то, что ни миллиардер,...
Рассела Брэнда арестовали Рассела Брэнда арестовали
Известный английский актер и юморист Рассел Брэнд был арестован за нападение на одного из назойливых папарацци в аэропорту...
"Записи надо отдаваться на 150 процентов!" "Записи надо отдаваться на 150 процентов!"
У нас сложилась отличная традиция: в декабре все ходим на концерт Ванессы Мэй (Vanessa Mae). Каждую зиму знаменитая скрипачка...
Амелия Лили готовит новую пластинку Амелия Лили готовит новую пластинку
Британская певица Амелия Лили представила поклонникам обложку нового альбома. Первая студийная пластинка под названием «Be A Fighter»...