Анонсы

Новое видео H.I.M. - All Lips Go Blue Новое видео H.I.M. - All Lips Go Blue
У музыкантов группы H.I.M. на днях появилось 2 важные новости д ...
Коллективное сознательное Коллективное сознательное
Первый московский концерт Макса Коржа проходил в "16 тоннах", второй - в "И ...
Участник группы «Секрет» попросил Путина о присвоении звания Участник группы «Секрет» попросил Путина о присвоении звания
Концерт бит-квартета «Секрет» состоялся ...
Адам Ламберт. 16 марта, Крокус Сити Холл Адам Ламберт. 16 марта, Крокус Сити Холл
Самый известный участник телешоу «American Idol» Адам Ламбер ...

Запись в студии. Интервью со звукорежиссером. Часть 2.

Сегодня мы попытались позадавать свои глупые дилетантские вопросы звукорежиссеру Юрию Исакову.

Ю. Исаков – закончил Новосибирский институт электротехники. Организовал студию Polyphony. Преподает музыкальную информатику в НСМШ, курс "Звукооператорство и Звукоинженерия" в учебном заведении при ГТРК. Работал в качестве звукорежиссера на концертах исполнителей в городах Сибири Валерия Леонтьева, Леонида Агутина, Александра Розенбаума, Патриции Каас, Гарика Сукачева, Димы Билана, а также групп «Любэ», «Ария», «Space», «Сплин», «Modern Talking» и многих других.

Содержание:
Часть 1. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.
Часть 2. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.

Часть 2Притон: Каким, по-вашему, должен быть идеальный заказчик?

Идеальный заказчик – это тот, кто точно знает, что он хочет воплотить в жизнь, какая музыка с какой идеей зашитой внутри, и что желает передать слушателю. Ну и конечно не бедный.

Сейчас у меня появилась возможность работать с удивительным дирижером Алексеем Анатольевичем Людмилиным. Вместе с ним мы пишем музыку к мюзиклу «Том Сойер». А так же работы идут над саундтреком бок о бок с Сергеем Николаевичем Афанасьевым, который выступает режиссёром фильма «Идиотка».

Притон: В природе бытует мнение что, имея необходимую аппаратуру и достаточно денег, можно без всяких музыкальных данных, с легкостью, только на основе обработки, создать что-то стоящее. Так ли это и из всего ли можно «сделать конфетку»?

Нет, это не так. Необходим, даже скажу обязателен, приятный голос вокалиста, абсолютно чистая и понятная самому человеку идея, феерическое желание и стремление к процессу, ну и конечно, он должен уметь и любить трудиться. Без силы воли невозможно обучиться иностранным языкам или выучиться игре на маримбе.
В этом деле важно понимать, что какой бы не был голос, нужно петь максимально хорошо и красиво, а технология может только обработать уже сформировавшуюся драгоценность, превратив ее в шедевр.  

Притон: Как изменяется потребность музыкантов в услугах студии на протяжении года и влияет ли это на стоимость?

Многие музыканты «просыпаются» к весне, и как медведи из берлог выходят на путь записи. Вторым критерием является политическая обстановка в стране и буйство идей. Цена же растёт в зависимости от общего роста цен.

Притон: В небольших городах часто в студиях работают не профессионалы, а «музыканты общей практики».  Что главное для звукоинженера, и каким он должен быть?

Будет правильно сказать, что в условиях студии должно работать два человека: Звукоинженер и инженер звукозаписи.

Звукоинженер (звукорежиссер) обязан - быть музыкантом-исполнителем с высшим музыкальным образованием (не меньше). Он должен уметь понимать и читать оркестровые партитуры и не только оркестровые, обладать музыкальным слухом, умением работать с дирижёром и музыкантами, понимать и уметь заниматься балансировкой тембра инструментов. Он должен профессионально владеть мастерством работы с компрессором и эквалайзером, с плагинами и программами и эффектами обработки, знать нюансы этой работы. Понимать и определять манеру и характер обработки музыкального произведения, уметь осуществлять художественный замысел. В случае особой необходимости, должен суметь заменить инженера звукозаписи.   

Инженер звукозаписи – должен иметь музыкальное образование не ниже среднего, а желательно и профессиональное. Должен иметь знания в области акустики и нюансировки аппаратуры. Он должен обслуживать всю аппаратуру в студии, иметь опыт общения с программами по обработке и записи музыки и не только. Обязан разбираться в техническом строении всей аппаратуры студии и тон-зала.  
Хороший инженер видит и слышит спектральный баланс, умет его отстраивать. Может перенести ассоциации и задумку в реальные примеры и параметры. Его обязанности не кончаются студийным оборудованием, он так же должен уметь отстраивать инструменты и их баланс между собой. Если он хорош, то может, в принципе, заменить звукоинженера.  

Притон: Какие нюансы работы прослеживаются в процессе записи, и какие этапы включает в себя этот процесс? Насколько важен каждый из этапов? С какой целью делить все на этапы?

В случае, когда весь предварительный материал готов к использованию - партитура и голоса, а музыкальный материал сыгран и отрепетирован, то запись проходит по следующим этапам:  

•    Знакомство звукоинженеров с заказчиками.

Перво-наперво ставится определенная творческая задача. Утверждается исполнительский состав и место проведения записи, если это не студия. Инженер звукозаписи предлагает и объясняет, как и что должно быть выставлено в момент записи.    

•    Процесс записи.

Инженер звукозаписи мониторит исполнительское качество и следит за исполнением поставленной задачи. Он руководит процессом записи, общается с дирижером и прислушивается к советам инженера звукозаписи, который напрямую управляет процессом записи и следит за работой аппаратуры, и за возникновением тех или иных нюансов которые могут повлечь негативное влияние на качество записи (шумы, помехи и т.д.)   


•    Монтажные работы с материалом.

После процесса записи идет прослушивание записанного материала, выбор лучших моментов склеивание их в единый музыкальный трек, иногда до-запись инструментов. Помимо того производится устранение шумов и каких либо других видов помех влияющих на качество записи. Если какие инструменты плохо слышны и не звучат, на эти голоса накладываются определённые эффекты, которые улучшат качество записи.


•    Сведение музыкального материала.

Выставляется спектральный и динамический баланс между музыкальными инструментами. Работа идет над выставлением планов – на переднем плане солист, ансамбль на втором плане. Добавление реверберации и производится обработка трека.   


•    Процесс мастеринга.

Произведения выставляются в заданном заказчиком порядке. Обговариваются те или иные аспекты звучания, где и в каком месте заканчивает звучать один трек и начинает звучание другой. Идет разработка спектра и динамики от трека к треку, проводится техническая проверка записанного материала по характеристикам качества и слуховой контроль. Творческая идея претворяется в жизнь.

Притон: Что же необходимо знать группе, перед тем как идти к звукоинженеру? На что стоит обратить внимание на подготовительном этапе, чтобы работа над проектом была максимально продуктивной?


Дабы все было тик-ток, нужно знать партии всех инструментов, тембральные и ритмические особенности композиций, темп. Инструменты должны строить друг с другом.

Притон: Как корректно подготовить вокалиста к записи?

1.    Осознать смысл текста и отчитать его до дрожи в зубах.
2.    Пропеть песню с аккомпанирующим инструментом.
3.    Правильно отчитать и построить интонации в тексте, выставить в него моменты, где будет браться дыхание.
4.    Продумать построение образа – эмоциональность текста.
5.    Отметить жирным или выделись цветом все выше изложенное в тексте.
6.    Приготовить копию для инженера звукозаписи
7.    Обязательно распеться предварительно и не писать голос до обеда.

Притон: Как подготовить музыкальные инструменты для студийной работы и на что следует обратить внимание?

Технически инструменты должны быть исправны полностью, дабы не возникли проблемы в процессе записи. Необходимо убедиться в том, что инструменты держат строй. Струны необходимо заменить заранее, желательно за день до записи. Для гитар нужно выбрать и выстроить эффекты, которые будут использоваться.

Притон: Многие начинающие команды пытаются не просто играть на манер определенной группы, но желают и на записи звучать как их ориентир. Возможно ли это, от чего зависит?

Это возможно только в идеале и только с теми самыми музыкантами. В реальности без собственной головы, нет ни какого смысла писаться, в принципе. Жанровая похожесть может присутствовать, но подача и звучание должно быть индивидуальным.  

Притон: Многие гитаристы привыкли играть на своей аппаратуре и крайне тяжко переносят студийное оборудование, теряются и вообще играют хуже. Как влияет смена сторонней аппаратуры на качества исполняемого материала?

Самое главное, что бы музыкант почувствовал себя таковым (одухотворённым и уверенным) в студии. Ни к чему принуждать и призывать права не имею, так или иначе, но слушатель будет кайфовать от музыкального трека, а не от лампового комбика.

Притон: Как распределяется время в студии и включается ли время для настройки инструментов в отведенное время или за него идет отдельная плата?

Взял себе за правило не включать «счетчик» и не устанавливать временные рамки по минутам, лишь на барабаны уходит много времени, потому включаю еще час только на настройку и час этот понятие растяжимое.

Притон: После аранжировки композиции музыкантом, что необходимо предоставить звукоинженеру и касается ли это его?


Аранжировки не мое призвание. Могу только подсказать и высказать свое мнение по тем или иным моментам, но только тогда когда с музыкантом или продюсером выстроены доверительные отношения.
Один раз с согласия продюсера отредактировал соло гитары, первый день заняла только редакция, а запись из четырех тактов прошла только на следующий день.  

Притон:. Сколько примерно времени занимает запись материала, и влияет ли жанр на сложность исполнения композиции при записи?

Во многих случаях длительность сведения и мастеринга зависит не от выбранного стиля музыки, а от количества материала. Весь процесс записи может отличаться, в зависимости от инструментов и голосов.
Запись рок-группы из четырех музыкантов может быть сложнее в процессе, нежели двадцатиголосная хоровая музыка с оркестровым аккомпанементом.

Притон: Какие нюансы имеет процесс записи музыки разной стилистики?

Безусловно, каждый стиль имеет свои нюансы, влияющие на манеру и стиль записи.

Например, хор пишется сразу весь, а бек-вокал численностью в двадцать человек пишется по одному.
Все партии бек-вокала пишутся двойками, но что бы записать многоголосный бек-вокал, необходим большой зал и один микрофон, а для хора нужен большой зал и минимум четыре микрофона лучшего качества, нежели чем для бек-вокала. Для записи бек-вокала времени нужно больше, а вот подготовительный процесс наоборот короче.

Притон: Часто бывает, что музыкант вроде бы классно играет на сцене, а вот на студийной платформе не может связать и двух нот. От чего зависит подобная тенденция и как избежать этого неприятного обстоятельства?

Рубинштейн, великий русский композитор и основатель музыкальной классической школы в России, сказал  - «запись лучший учитель».
Так вот, проблема такого рода у вокалистов в том, что на сцене любая лажа и халтура незаметна за общим шумом, но в студии она сразу же слышна. Когда кто-нибудь, будь то гитарист или вокалист говорит, что не может слышать себя в записи – это наглая ложь, другой вопрос как научиться себя слышать со стороны, для этого нужно много и упорно тренироваться, писать себя, слушать, и снова писать.

Притон: Скажите, пожалуйста, можно ли записать барабанную партию раздельно на живой установке, используя метод «наложения», и как в результате получится эта запись, насколько она будет живо и реально звучать?

Это было в практике. Записывалась композиция в черновом варианте, а потом методом наложения по очередности писалась бочка, хай-хэт и малый. При этом запись в сведенном состоянии слушается достаточно прозрачно, однако такая манера записи увеличивает время самого процесса, что не всегда приемлемо.

Запомните, главное эта та цель, которую вы поставили перед собой, идите к ней, а методы, которыми вы пользуетесь можно оставить в секрете. В конечном счете, у каждого звукорежиссера есть свои хитрости.


Обзоры

Предварительные слушания: перезагрузка Предварительные слушания: перезагрузка
Рубрика о новых альбомах, вышедших или готовящихся к релизу, возвращается на Звуки.New Order “Lost Sirens”RhinoДата выхода:...
Там, где растрепали свою молодость Там, где растрепали свою молодость
Пока я думал, что написать в связи с выходом нового альбома группы Мумий Тролль, внезапно осознал, что точно помню каждый...
Группа «КняZz» представляет свой новый, третий альбом под названием «Роковой Карнавал»! Группа «КняZz» представляет свой новый, третий альбом под названием «Роковой Карнавал»!
Релиз включает в себя 13 композиций, каждая из которых традиционно повествует некую необычную, мистическую, а порой и настоящую...
Звук, ставший историей Звук, ставший историей
Eсть в аудиофильских кругах странная легенда о русском изобретателе, который в 80-е годы возник, словно из ниоткуда, на заводах...
Ниже радара: Peace Ниже радара: Peace
PeaceКто: Харрисон Койссер (Harrison Koisser, вокал, гитара), Сэм Койссер (Sam Koisser, бас), Дуглас Касл (Douglas Castle,...
Стыд Стыд
Группа АлоэВера и её идейный вдохновитель Вера Мусаелян уже второй альбом исполняют музыку с текстами, полными женского эксгибиоционизма...

Персоны

Со спортом навсегда Со спортом навсегда
Грандиозные премьеры фильма «После нашей эры» прошли в разных уголках Земли. После насыщенного турне главные герои картины...
"Это путь - и я в самом начале" "Это путь - и я в самом начале"
Группа Mystic Rose - свежее летнее дыхание на холодной поп-сцене. Лидер-вокалистка этого коллектива, Азиза Ибрагимова, уже...
"У рокеров как у собак: год идет за девять" "У рокеров как у собак: год идет за девять"
Певец дальних странствий и легкомысленных приключений Дэвид Браун (David Brown), бессменный солист и идеолог группы Brazzaville,...
Премьера спектакля «Андрей Вархола. Вымысел» Премьера спектакля «Андрей Вархола. Вымысел»
6 и 7 декабря 2013 года в кинотеатре «Кинопанорама» (ул. Шота Руставели, 19) с 19.00 зрители увидят премьеру спектакля «Андрей...