Анонсы

Сергей Галанин уважил представителей старшего поколения Сергей Галанин уважил представителей старшего поколения
Группа «СерьГа» дала 17 августа концерт на от ...
Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия) Открытый Блюзовый Джем с группой Dynamic James (Россия)
Каждую среду в «Клубе Б2» блюзовые джемы с гр ...
Вокалист «Арии» подверг наркоманов жесткой критике Вокалист «Арии» подверг наркоманов жесткой критике
Осенне-зимний тур группы «Ария» подошел к концу.
Нам не страшны оковы и решетки Нам не страшны оковы и решетки
22 сентября в Москве пройдет благотворительный концерт "РокУзник" в по ...

Запись в студии. Интервью со звукорежиссером. Часть 2.

Сегодня мы попытались позадавать свои глупые дилетантские вопросы звукорежиссеру Юрию Исакову.

Ю. Исаков – закончил Новосибирский институт электротехники. Организовал студию Polyphony. Преподает музыкальную информатику в НСМШ, курс "Звукооператорство и Звукоинженерия" в учебном заведении при ГТРК. Работал в качестве звукорежиссера на концертах исполнителей в городах Сибири Валерия Леонтьева, Леонида Агутина, Александра Розенбаума, Патриции Каас, Гарика Сукачева, Димы Билана, а также групп «Любэ», «Ария», «Space», «Сплин», «Modern Talking» и многих других.

Содержание:
Часть 1. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.
Часть 2. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.

Часть 2Притон: Каким, по-вашему, должен быть идеальный заказчик?

Идеальный заказчик – это тот, кто точно знает, что он хочет воплотить в жизнь, какая музыка с какой идеей зашитой внутри, и что желает передать слушателю. Ну и конечно не бедный.

Сейчас у меня появилась возможность работать с удивительным дирижером Алексеем Анатольевичем Людмилиным. Вместе с ним мы пишем музыку к мюзиклу «Том Сойер». А так же работы идут над саундтреком бок о бок с Сергеем Николаевичем Афанасьевым, который выступает режиссёром фильма «Идиотка».

Притон: В природе бытует мнение что, имея необходимую аппаратуру и достаточно денег, можно без всяких музыкальных данных, с легкостью, только на основе обработки, создать что-то стоящее. Так ли это и из всего ли можно «сделать конфетку»?

Нет, это не так. Необходим, даже скажу обязателен, приятный голос вокалиста, абсолютно чистая и понятная самому человеку идея, феерическое желание и стремление к процессу, ну и конечно, он должен уметь и любить трудиться. Без силы воли невозможно обучиться иностранным языкам или выучиться игре на маримбе.
В этом деле важно понимать, что какой бы не был голос, нужно петь максимально хорошо и красиво, а технология может только обработать уже сформировавшуюся драгоценность, превратив ее в шедевр.  

Притон: Как изменяется потребность музыкантов в услугах студии на протяжении года и влияет ли это на стоимость?

Многие музыканты «просыпаются» к весне, и как медведи из берлог выходят на путь записи. Вторым критерием является политическая обстановка в стране и буйство идей. Цена же растёт в зависимости от общего роста цен.

Притон: В небольших городах часто в студиях работают не профессионалы, а «музыканты общей практики».  Что главное для звукоинженера, и каким он должен быть?

Будет правильно сказать, что в условиях студии должно работать два человека: Звукоинженер и инженер звукозаписи.

Звукоинженер (звукорежиссер) обязан - быть музыкантом-исполнителем с высшим музыкальным образованием (не меньше). Он должен уметь понимать и читать оркестровые партитуры и не только оркестровые, обладать музыкальным слухом, умением работать с дирижёром и музыкантами, понимать и уметь заниматься балансировкой тембра инструментов. Он должен профессионально владеть мастерством работы с компрессором и эквалайзером, с плагинами и программами и эффектами обработки, знать нюансы этой работы. Понимать и определять манеру и характер обработки музыкального произведения, уметь осуществлять художественный замысел. В случае особой необходимости, должен суметь заменить инженера звукозаписи.   

Инженер звукозаписи – должен иметь музыкальное образование не ниже среднего, а желательно и профессиональное. Должен иметь знания в области акустики и нюансировки аппаратуры. Он должен обслуживать всю аппаратуру в студии, иметь опыт общения с программами по обработке и записи музыки и не только. Обязан разбираться в техническом строении всей аппаратуры студии и тон-зала.  
Хороший инженер видит и слышит спектральный баланс, умет его отстраивать. Может перенести ассоциации и задумку в реальные примеры и параметры. Его обязанности не кончаются студийным оборудованием, он так же должен уметь отстраивать инструменты и их баланс между собой. Если он хорош, то может, в принципе, заменить звукоинженера.  

Притон: Какие нюансы работы прослеживаются в процессе записи, и какие этапы включает в себя этот процесс? Насколько важен каждый из этапов? С какой целью делить все на этапы?

В случае, когда весь предварительный материал готов к использованию - партитура и голоса, а музыкальный материал сыгран и отрепетирован, то запись проходит по следующим этапам:  

•    Знакомство звукоинженеров с заказчиками.

Перво-наперво ставится определенная творческая задача. Утверждается исполнительский состав и место проведения записи, если это не студия. Инженер звукозаписи предлагает и объясняет, как и что должно быть выставлено в момент записи.    

•    Процесс записи.

Инженер звукозаписи мониторит исполнительское качество и следит за исполнением поставленной задачи. Он руководит процессом записи, общается с дирижером и прислушивается к советам инженера звукозаписи, который напрямую управляет процессом записи и следит за работой аппаратуры, и за возникновением тех или иных нюансов которые могут повлечь негативное влияние на качество записи (шумы, помехи и т.д.)   


•    Монтажные работы с материалом.

После процесса записи идет прослушивание записанного материала, выбор лучших моментов склеивание их в единый музыкальный трек, иногда до-запись инструментов. Помимо того производится устранение шумов и каких либо других видов помех влияющих на качество записи. Если какие инструменты плохо слышны и не звучат, на эти голоса накладываются определённые эффекты, которые улучшат качество записи.


•    Сведение музыкального материала.

Выставляется спектральный и динамический баланс между музыкальными инструментами. Работа идет над выставлением планов – на переднем плане солист, ансамбль на втором плане. Добавление реверберации и производится обработка трека.   


•    Процесс мастеринга.

Произведения выставляются в заданном заказчиком порядке. Обговариваются те или иные аспекты звучания, где и в каком месте заканчивает звучать один трек и начинает звучание другой. Идет разработка спектра и динамики от трека к треку, проводится техническая проверка записанного материала по характеристикам качества и слуховой контроль. Творческая идея претворяется в жизнь.

Притон: Что же необходимо знать группе, перед тем как идти к звукоинженеру? На что стоит обратить внимание на подготовительном этапе, чтобы работа над проектом была максимально продуктивной?


Дабы все было тик-ток, нужно знать партии всех инструментов, тембральные и ритмические особенности композиций, темп. Инструменты должны строить друг с другом.

Притон: Как корректно подготовить вокалиста к записи?

1.    Осознать смысл текста и отчитать его до дрожи в зубах.
2.    Пропеть песню с аккомпанирующим инструментом.
3.    Правильно отчитать и построить интонации в тексте, выставить в него моменты, где будет браться дыхание.
4.    Продумать построение образа – эмоциональность текста.
5.    Отметить жирным или выделись цветом все выше изложенное в тексте.
6.    Приготовить копию для инженера звукозаписи
7.    Обязательно распеться предварительно и не писать голос до обеда.

Притон: Как подготовить музыкальные инструменты для студийной работы и на что следует обратить внимание?

Технически инструменты должны быть исправны полностью, дабы не возникли проблемы в процессе записи. Необходимо убедиться в том, что инструменты держат строй. Струны необходимо заменить заранее, желательно за день до записи. Для гитар нужно выбрать и выстроить эффекты, которые будут использоваться.

Притон: Многие начинающие команды пытаются не просто играть на манер определенной группы, но желают и на записи звучать как их ориентир. Возможно ли это, от чего зависит?

Это возможно только в идеале и только с теми самыми музыкантами. В реальности без собственной головы, нет ни какого смысла писаться, в принципе. Жанровая похожесть может присутствовать, но подача и звучание должно быть индивидуальным.  

Притон: Многие гитаристы привыкли играть на своей аппаратуре и крайне тяжко переносят студийное оборудование, теряются и вообще играют хуже. Как влияет смена сторонней аппаратуры на качества исполняемого материала?

Самое главное, что бы музыкант почувствовал себя таковым (одухотворённым и уверенным) в студии. Ни к чему принуждать и призывать права не имею, так или иначе, но слушатель будет кайфовать от музыкального трека, а не от лампового комбика.

Притон: Как распределяется время в студии и включается ли время для настройки инструментов в отведенное время или за него идет отдельная плата?

Взял себе за правило не включать «счетчик» и не устанавливать временные рамки по минутам, лишь на барабаны уходит много времени, потому включаю еще час только на настройку и час этот понятие растяжимое.

Притон: После аранжировки композиции музыкантом, что необходимо предоставить звукоинженеру и касается ли это его?


Аранжировки не мое призвание. Могу только подсказать и высказать свое мнение по тем или иным моментам, но только тогда когда с музыкантом или продюсером выстроены доверительные отношения.
Один раз с согласия продюсера отредактировал соло гитары, первый день заняла только редакция, а запись из четырех тактов прошла только на следующий день.  

Притон:. Сколько примерно времени занимает запись материала, и влияет ли жанр на сложность исполнения композиции при записи?

Во многих случаях длительность сведения и мастеринга зависит не от выбранного стиля музыки, а от количества материала. Весь процесс записи может отличаться, в зависимости от инструментов и голосов.
Запись рок-группы из четырех музыкантов может быть сложнее в процессе, нежели двадцатиголосная хоровая музыка с оркестровым аккомпанементом.

Притон: Какие нюансы имеет процесс записи музыки разной стилистики?

Безусловно, каждый стиль имеет свои нюансы, влияющие на манеру и стиль записи.

Например, хор пишется сразу весь, а бек-вокал численностью в двадцать человек пишется по одному.
Все партии бек-вокала пишутся двойками, но что бы записать многоголосный бек-вокал, необходим большой зал и один микрофон, а для хора нужен большой зал и минимум четыре микрофона лучшего качества, нежели чем для бек-вокала. Для записи бек-вокала времени нужно больше, а вот подготовительный процесс наоборот короче.

Притон: Часто бывает, что музыкант вроде бы классно играет на сцене, а вот на студийной платформе не может связать и двух нот. От чего зависит подобная тенденция и как избежать этого неприятного обстоятельства?

Рубинштейн, великий русский композитор и основатель музыкальной классической школы в России, сказал  - «запись лучший учитель».
Так вот, проблема такого рода у вокалистов в том, что на сцене любая лажа и халтура незаметна за общим шумом, но в студии она сразу же слышна. Когда кто-нибудь, будь то гитарист или вокалист говорит, что не может слышать себя в записи – это наглая ложь, другой вопрос как научиться себя слышать со стороны, для этого нужно много и упорно тренироваться, писать себя, слушать, и снова писать.

Притон: Скажите, пожалуйста, можно ли записать барабанную партию раздельно на живой установке, используя метод «наложения», и как в результате получится эта запись, насколько она будет живо и реально звучать?

Это было в практике. Записывалась композиция в черновом варианте, а потом методом наложения по очередности писалась бочка, хай-хэт и малый. При этом запись в сведенном состоянии слушается достаточно прозрачно, однако такая манера записи увеличивает время самого процесса, что не всегда приемлемо.

Запомните, главное эта та цель, которую вы поставили перед собой, идите к ней, а методы, которыми вы пользуетесь можно оставить в секрете. В конечном счете, у каждого звукорежиссера есть свои хитрости.


Обзоры

Альбом - Eddie Halliwell: 3 в 1 Альбом - Eddie Halliwell: 3 в 1
К 28 годам Эдди трижды входил в двадцатку лучших диджеев по версии журнала DJ Mag
Вонки по вертикали Вонки по вертикали
Братья Хартнолл (P&P Hartnoll) не играли вместе 5 лет – распустив группу в 2004-м они пару лет без особого успеха позанимались...
Born Villain Born Villain
После нескольких лет музыкальных экспериментов разной степени успешности Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и Твигги Рамирес...
Главное - вовремя дунуть. Главное - вовремя дунуть.
Благодаря своей универсальности и компактности губная гармошка пользуется огромной популярностью во всем мире. И в этом нет...
Снизу постучали Снизу постучали
По опубликованным 2 января сведениям Британской Ассоциации Производителей Фонограмм (BPI), цифровые продажи альбомов выросли...
Осторожно, дикий зверь! Осторожно, дикий зверь!
Мику Джаггеру (Mick Jagger) - 70 и в это совершенно не верится. Вместо того, чтобы чинно разводить цветочки в саду, нянчить...

Персоны

Маша: одна в городе Маша: одна в городе
Имя «Маша», как известно, не самое редкое. А уж фамилия «Кузнецова» в том или ином варианте — вообще самая распространенная...
Дочь Натальи Водяновой стала моделью Дочь Натальи Водяновой стала моделью
Знаменитая топ-модель Наталья Водянова решила, что ее дочери тоже неплохо бы поработать в модной индустрии. Шестилетняя Нева...
DJ York: карьеру начал с танцев для Фриске DJ York: карьеру начал с танцев для Фриске
Говоря шершавым языком плаката DJ York хорошо известен новосибирскому зрителю. И на последнем его выступлении без аншлага...
"Оригинальность - самый верный критерий искусства" "Оригинальность - самый верный критерий искусства"
3-го и 4-го февраля в Москве, в уютном «Доме» и огромном Дворце на Яузе, прошли два концерта, объединенные названием Leo...