Анонсы

«Красные Звезды» отреагировали на избрание римского папы «Красные Звезды» отреагировали на избрание римского папы
Группа «Красные Звезды» представила в столич ...
Мыли, мыли, чисто-чисто Мыли, мыли, чисто-чисто
Легендарная финская группа-антиутопия возвращается в Москву! Экспериментальны ...
Джонни бин Лайдон Джонни бин Лайдон
После ставшего уже легендарным выступления обновленных Public Image Ltd. на двухлет ...
Testament скрасили москвичам начало зимы настоящим олдскулом Testament скрасили москвичам начало зимы настоящим олдскулом
Вот и пришла зима, грянули первые декабр ...
Из песни слов не выкинешь Из песни слов не выкинешь
В Москву приезжает постановка Swan Lake Reloaded – модернистская и потому в ...

Запись в студии. Интервью со звукорежиссером. Часть 2.

Сегодня мы попытались позадавать свои глупые дилетантские вопросы звукорежиссеру Юрию Исакову.

Ю. Исаков – закончил Новосибирский институт электротехники. Организовал студию Polyphony. Преподает музыкальную информатику в НСМШ, курс "Звукооператорство и Звукоинженерия" в учебном заведении при ГТРК. Работал в качестве звукорежиссера на концертах исполнителей в городах Сибири Валерия Леонтьева, Леонида Агутина, Александра Розенбаума, Патриции Каас, Гарика Сукачева, Димы Билана, а также групп «Любэ», «Ария», «Space», «Сплин», «Modern Talking» и многих других.

Содержание:
Часть 1. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.
Часть 2. Запись в студии. Интервью со звукорежиссером.

Часть 2Притон: Каким, по-вашему, должен быть идеальный заказчик?

Идеальный заказчик – это тот, кто точно знает, что он хочет воплотить в жизнь, какая музыка с какой идеей зашитой внутри, и что желает передать слушателю. Ну и конечно не бедный.

Сейчас у меня появилась возможность работать с удивительным дирижером Алексеем Анатольевичем Людмилиным. Вместе с ним мы пишем музыку к мюзиклу «Том Сойер». А так же работы идут над саундтреком бок о бок с Сергеем Николаевичем Афанасьевым, который выступает режиссёром фильма «Идиотка».

Притон: В природе бытует мнение что, имея необходимую аппаратуру и достаточно денег, можно без всяких музыкальных данных, с легкостью, только на основе обработки, создать что-то стоящее. Так ли это и из всего ли можно «сделать конфетку»?

Нет, это не так. Необходим, даже скажу обязателен, приятный голос вокалиста, абсолютно чистая и понятная самому человеку идея, феерическое желание и стремление к процессу, ну и конечно, он должен уметь и любить трудиться. Без силы воли невозможно обучиться иностранным языкам или выучиться игре на маримбе.
В этом деле важно понимать, что какой бы не был голос, нужно петь максимально хорошо и красиво, а технология может только обработать уже сформировавшуюся драгоценность, превратив ее в шедевр.  

Притон: Как изменяется потребность музыкантов в услугах студии на протяжении года и влияет ли это на стоимость?

Многие музыканты «просыпаются» к весне, и как медведи из берлог выходят на путь записи. Вторым критерием является политическая обстановка в стране и буйство идей. Цена же растёт в зависимости от общего роста цен.

Притон: В небольших городах часто в студиях работают не профессионалы, а «музыканты общей практики».  Что главное для звукоинженера, и каким он должен быть?

Будет правильно сказать, что в условиях студии должно работать два человека: Звукоинженер и инженер звукозаписи.

Звукоинженер (звукорежиссер) обязан - быть музыкантом-исполнителем с высшим музыкальным образованием (не меньше). Он должен уметь понимать и читать оркестровые партитуры и не только оркестровые, обладать музыкальным слухом, умением работать с дирижёром и музыкантами, понимать и уметь заниматься балансировкой тембра инструментов. Он должен профессионально владеть мастерством работы с компрессором и эквалайзером, с плагинами и программами и эффектами обработки, знать нюансы этой работы. Понимать и определять манеру и характер обработки музыкального произведения, уметь осуществлять художественный замысел. В случае особой необходимости, должен суметь заменить инженера звукозаписи.   

Инженер звукозаписи – должен иметь музыкальное образование не ниже среднего, а желательно и профессиональное. Должен иметь знания в области акустики и нюансировки аппаратуры. Он должен обслуживать всю аппаратуру в студии, иметь опыт общения с программами по обработке и записи музыки и не только. Обязан разбираться в техническом строении всей аппаратуры студии и тон-зала.  
Хороший инженер видит и слышит спектральный баланс, умет его отстраивать. Может перенести ассоциации и задумку в реальные примеры и параметры. Его обязанности не кончаются студийным оборудованием, он так же должен уметь отстраивать инструменты и их баланс между собой. Если он хорош, то может, в принципе, заменить звукоинженера.  

Притон: Какие нюансы работы прослеживаются в процессе записи, и какие этапы включает в себя этот процесс? Насколько важен каждый из этапов? С какой целью делить все на этапы?

В случае, когда весь предварительный материал готов к использованию - партитура и голоса, а музыкальный материал сыгран и отрепетирован, то запись проходит по следующим этапам:  

•    Знакомство звукоинженеров с заказчиками.

Перво-наперво ставится определенная творческая задача. Утверждается исполнительский состав и место проведения записи, если это не студия. Инженер звукозаписи предлагает и объясняет, как и что должно быть выставлено в момент записи.    

•    Процесс записи.

Инженер звукозаписи мониторит исполнительское качество и следит за исполнением поставленной задачи. Он руководит процессом записи, общается с дирижером и прислушивается к советам инженера звукозаписи, который напрямую управляет процессом записи и следит за работой аппаратуры, и за возникновением тех или иных нюансов которые могут повлечь негативное влияние на качество записи (шумы, помехи и т.д.)   


•    Монтажные работы с материалом.

После процесса записи идет прослушивание записанного материала, выбор лучших моментов склеивание их в единый музыкальный трек, иногда до-запись инструментов. Помимо того производится устранение шумов и каких либо других видов помех влияющих на качество записи. Если какие инструменты плохо слышны и не звучат, на эти голоса накладываются определённые эффекты, которые улучшат качество записи.


•    Сведение музыкального материала.

Выставляется спектральный и динамический баланс между музыкальными инструментами. Работа идет над выставлением планов – на переднем плане солист, ансамбль на втором плане. Добавление реверберации и производится обработка трека.   


•    Процесс мастеринга.

Произведения выставляются в заданном заказчиком порядке. Обговариваются те или иные аспекты звучания, где и в каком месте заканчивает звучать один трек и начинает звучание другой. Идет разработка спектра и динамики от трека к треку, проводится техническая проверка записанного материала по характеристикам качества и слуховой контроль. Творческая идея претворяется в жизнь.

Притон: Что же необходимо знать группе, перед тем как идти к звукоинженеру? На что стоит обратить внимание на подготовительном этапе, чтобы работа над проектом была максимально продуктивной?


Дабы все было тик-ток, нужно знать партии всех инструментов, тембральные и ритмические особенности композиций, темп. Инструменты должны строить друг с другом.

Притон: Как корректно подготовить вокалиста к записи?

1.    Осознать смысл текста и отчитать его до дрожи в зубах.
2.    Пропеть песню с аккомпанирующим инструментом.
3.    Правильно отчитать и построить интонации в тексте, выставить в него моменты, где будет браться дыхание.
4.    Продумать построение образа – эмоциональность текста.
5.    Отметить жирным или выделись цветом все выше изложенное в тексте.
6.    Приготовить копию для инженера звукозаписи
7.    Обязательно распеться предварительно и не писать голос до обеда.

Притон: Как подготовить музыкальные инструменты для студийной работы и на что следует обратить внимание?

Технически инструменты должны быть исправны полностью, дабы не возникли проблемы в процессе записи. Необходимо убедиться в том, что инструменты держат строй. Струны необходимо заменить заранее, желательно за день до записи. Для гитар нужно выбрать и выстроить эффекты, которые будут использоваться.

Притон: Многие начинающие команды пытаются не просто играть на манер определенной группы, но желают и на записи звучать как их ориентир. Возможно ли это, от чего зависит?

Это возможно только в идеале и только с теми самыми музыкантами. В реальности без собственной головы, нет ни какого смысла писаться, в принципе. Жанровая похожесть может присутствовать, но подача и звучание должно быть индивидуальным.  

Притон: Многие гитаристы привыкли играть на своей аппаратуре и крайне тяжко переносят студийное оборудование, теряются и вообще играют хуже. Как влияет смена сторонней аппаратуры на качества исполняемого материала?

Самое главное, что бы музыкант почувствовал себя таковым (одухотворённым и уверенным) в студии. Ни к чему принуждать и призывать права не имею, так или иначе, но слушатель будет кайфовать от музыкального трека, а не от лампового комбика.

Притон: Как распределяется время в студии и включается ли время для настройки инструментов в отведенное время или за него идет отдельная плата?

Взял себе за правило не включать «счетчик» и не устанавливать временные рамки по минутам, лишь на барабаны уходит много времени, потому включаю еще час только на настройку и час этот понятие растяжимое.

Притон: После аранжировки композиции музыкантом, что необходимо предоставить звукоинженеру и касается ли это его?


Аранжировки не мое призвание. Могу только подсказать и высказать свое мнение по тем или иным моментам, но только тогда когда с музыкантом или продюсером выстроены доверительные отношения.
Один раз с согласия продюсера отредактировал соло гитары, первый день заняла только редакция, а запись из четырех тактов прошла только на следующий день.  

Притон:. Сколько примерно времени занимает запись материала, и влияет ли жанр на сложность исполнения композиции при записи?

Во многих случаях длительность сведения и мастеринга зависит не от выбранного стиля музыки, а от количества материала. Весь процесс записи может отличаться, в зависимости от инструментов и голосов.
Запись рок-группы из четырех музыкантов может быть сложнее в процессе, нежели двадцатиголосная хоровая музыка с оркестровым аккомпанементом.

Притон: Какие нюансы имеет процесс записи музыки разной стилистики?

Безусловно, каждый стиль имеет свои нюансы, влияющие на манеру и стиль записи.

Например, хор пишется сразу весь, а бек-вокал численностью в двадцать человек пишется по одному.
Все партии бек-вокала пишутся двойками, но что бы записать многоголосный бек-вокал, необходим большой зал и один микрофон, а для хора нужен большой зал и минимум четыре микрофона лучшего качества, нежели чем для бек-вокала. Для записи бек-вокала времени нужно больше, а вот подготовительный процесс наоборот короче.

Притон: Часто бывает, что музыкант вроде бы классно играет на сцене, а вот на студийной платформе не может связать и двух нот. От чего зависит подобная тенденция и как избежать этого неприятного обстоятельства?

Рубинштейн, великий русский композитор и основатель музыкальной классической школы в России, сказал  - «запись лучший учитель».
Так вот, проблема такого рода у вокалистов в том, что на сцене любая лажа и халтура незаметна за общим шумом, но в студии она сразу же слышна. Когда кто-нибудь, будь то гитарист или вокалист говорит, что не может слышать себя в записи – это наглая ложь, другой вопрос как научиться себя слышать со стороны, для этого нужно много и упорно тренироваться, писать себя, слушать, и снова писать.

Притон: Скажите, пожалуйста, можно ли записать барабанную партию раздельно на живой установке, используя метод «наложения», и как в результате получится эта запись, насколько она будет живо и реально звучать?

Это было в практике. Записывалась композиция в черновом варианте, а потом методом наложения по очередности писалась бочка, хай-хэт и малый. При этом запись в сведенном состоянии слушается достаточно прозрачно, однако такая манера записи увеличивает время самого процесса, что не всегда приемлемо.

Запомните, главное эта та цель, которую вы поставили перед собой, идите к ней, а методы, которыми вы пользуетесь можно оставить в секрете. В конечном счете, у каждого звукорежиссера есть свои хитрости.


Обзоры

Производство синтетики Производство синтетики
5-7 декабря в Москве прошел свободный фестиваль-семинар по электронной музыке, организованный лабораторией синтезаторной...
Продолжение следует Продолжение следует
Поначалу на альбом "Sequel To The Prequel" с обложкой Дэмиена Херста (на ум тут же приходят The Stone Roses, в свое время...
Пацану нормально жить не запретишь Пацану нормально жить не запретишь
В заглавном треке альбома белорус Макс Корж, который буквально за два года преодолел путь из полной безвестности к негласному...
Daniel Wanrooy - Slice Of Life Daniel Wanrooy - Slice Of Life
В начале двадцать первого века голландец играл не последнюю роль в составе коллектива Progression
Cosmoventura Cosmoventura
Зимой 2012 года вокалистка Маша Мельникова в эфире радио Gradient призывала слушателей бросить офисную работу, голодать,...
Плохой хороший, но R&B? Плохой хороший, но R&B?
Если раньше (в 60-е и 70-е) мир жил по четкому принципу, говорим R&B, подразумеваем Motown, то сегодня царит полная неразбериха....

Персоны

Ким Кардашьян и Канье Уэст купили дом Ким Кардашьян и Канье Уэст купили дом
Ким Кардашьян и Канье Уэст ожидают первенца. В связи с этим радостным событием влюбленные решили прикупить новый дом. Роскошный...
Аmiina и Harald Bjork Аmiina и Harald Bjork
Скандинавы наступают
"Мы уже седьмой год как не берем ни копейки у государства". "Мы уже седьмой год как не берем ни копейки у государства".
Карой Герендаи (Gerendai Károly), главный организатор одного из крупнейших в Европе фестиваля Sziget, рассказал Звукам...
Бритни Спирс Бритни Спирс
Бритни Спирс готовится к масштабному турне Певица Бритни Спирс в последнее время часто появляется в лос-анджелесской танцевальной...