Анонсы

Toto Cutugno в Киеве Toto Cutugno в Киеве
Примерно за час до начала киевского концерта Toto Cutugno возле дворца «Украина» ...
Лидер System of a Down создаст саундтрек к мобильному шутеру Лидер System of a Down создаст саундтрек к мобильному шутеру
Лидер группы System of a Down Серж Танкя ...
Татьяна Овсиенко в клубе Milk Татьяна Овсиенко в клубе Milk
«Сгущенка» - неповторимый столичный клубный проект в стиле DISCO 90-х, ...
Петер Хеппнер во второй раз выступил в России Петер Хеппнер во второй раз выступил в России
25 апреля в Москве состоялся концерт Петера Хеппнера.
Погода была ужасная, эпоха была прекрасная Погода была ужасная, эпоха была прекрасная
Группа Барто возвращается с первыми российскими концертами ...

"Я отлично проводил время. Хотя бывало по-настоящему страшно"

В Россию вновь приезжает Питер Хук (Peter Hook), основатель двух культовых манчестерских групп, Joy Division и New Order, и владелец не менее культового заведения "Hacienda". Слово "культ" нередко кажется надуманным, но только не в нашем случае: "Гасиенда", чьи будни Хук описал в вышедшей пару лет назад книге "Как не надо управлять клубом", во второй половине 80-х перевернула с ног на голову танцевальную культуру Британии, а следом и всего мира; Joy Division в прошлом десятилетии и вовсе стали именем нарицательным - не говоря уже о тысячах пиратских футболок с принтом альбома "Unknown Pleasures", не встретить хотя бы одну из которых на улицах двух столиц было почти нереально. Все это - а также будущее чемпионство "Манчестер Юнайтед" - Звуки обсудили с легендарным басистом.

Звуки: Peter Hook & the Light - с Питером Хуком все ясно, а что насчет The Light? Расскажите немного о тех, кто играет с вами в группе.
Питер Хук: Многие из них играли в моих предыдущих группах, Freebass, Revenge и Monaco. Поскольку в The Light мне приходится еще и петь, на басу - мой сын Джек, он страхует меня. Когда я смотрю на него, я вспоминаю о той буйной энергии, которая была у Joy Division, потому что сейчас ему столько же лет, сколько было мне, когда я был в Joy Division. Он играет так же мощно, как играл тогда. Он даже бас держит так же низко! Странное ощущение вообще-то, но мне оно нравится, приятно иметь возможность выступать вместе с сыном.
На гитаре у нас отличный парень Нэт Уозон (Nat Wason). Он довольно скромный человек, но когда дело доходит до концертов, он срывает аплодисменты. Нэт раньше играл в Haven (не слишком известная корнуэльская инди-рок-группа первой половины нулевых - прим. Звуков) и потом со мной в Freebass. И еще двое ребят из Monaco и Revenge. На барабанах Пол Кихоу (Paul Kehoe), которого иногда называют "Сорвиголовы" (Leadfoot), и это один из лучших ударников, с которыми мне доводилось работать. С него пот ручьями хлещет на концертах, иногда перед ним вентилятор нужно ставить. И наконец клавишник Энди Пул (Andy Poole), музыкант с большим опытом и кроме того чудесный малый.

Звуки: А как вы вообще пришли к идее играть альбомы Joy Division живьем? Недавняя шумиха вокруг наследия группы (переиздания, фильм "Контроль" и пр.) в этом как-то повинны?
Питер: Первый раз мы собирались играть Joy Divison в мае 2010 года, и тогда мы хотели почтить память Йена (Ian Curtis, вокалист группы, покончивший с собой в 1980-ом - прим. Звуков), со смерти которого к тому моменту прошло ровно 30 лет. Мы планировали устроить большой концерт в его родном городе, Маклсфилде, это был бы хороший жест, но по разным причинам не сложилось. Тогда я подумал, ладно, просто так 30-летие мы на тормозах не спустим, жизнь Йена и его музыка достойны того, чтобы их отметить. И решил, что сыграю альбомы со свой тогдашней группой, которой и была The Light. Что мы сделаем один концерт в Манчестере, в клубе Factory, в память о Йене. Билеты разлетелись мгновенно, и один концерт превратился в два, а потом посыпались приглашения со всего мира.
"Контроль" тут не причем, Joy Division всегда имели огромное, огромное влияние, но я почувствовал, что наша музыка слишком долго была заперта, слишком долго пылилась на полке, если хотите, и захотел снова играть те песни. Они слишком особенные, чтобы их игнорировать, и было здорово открывать их заново. К тому же они полюбились новому поколению слушателей, которые в силу возраста не могли услышать их живьем, и наши концерты могут немного исправить ситуацию. Окей, это не Joy Division, никто и не говорил, что это то же самое, в отличие от New Order, которые называют себя New Order. Но приятно, когда меломаны говорят спасибо. И я считаю, что я собрал группу, которая по-настоящему уважает эти песни и те чувства к ним, которые питают люди во всех уголках планеты.

Звуки: Вы исполняли попеременно то "Unknown Pleasures", то "Closer". Эти два формата шоу как-то различаются для вас (не считая того, что песни разные)? Какой из альбомов играть труднее?
Питер: "Unknown Pleasures" более сырой, это очевидно. Но когда я начал разбирать его, он стал нравиться мне все больше. Мне нравится, как его сделал Мартин Ханнет (Martin Hannett). При том, что во времена Joy Division мы ни в грош не ставили Ханнета, и это, пожалуй, было ошибкой. Теперь, когда я переслушиваю пластинку, я понимаю, сколько он сделал для нее. 30 лет прошло, а альбом по-прежнему звучит отменно. Это заслуга Ханнета.
Так вот, "Unknown Pleasures" более панковская, а “Closer” звучит так, как будто к моменту ее записи группа повзрослела и стала больше экспериментировать. Когда пришло время разучивать “Closer”, я вспомнил, насколько откровенными были тексты, написанные для этого альбома. У него совсем другое настроение, он более меланхоличный, он проникнут чувством уязвимости, он мягче, особенно его концовка, когда “The Eternal” переходит в “Decades”, затем в “Heart and Soul”. Когда ты играешь “Closer”, ты должен открыться, скажем так.

Звуки: Это, конечно, из области предположений, но по-моему, "Interzone" - ближайший ориентир того, "как могли звучать Joy Division без Ханнета". Вы стараетесь как-то воссоздать нестудийное звучание тех лет?
Питер: Ну я в курсе, что большинство людей, которые приходят на наши концерты, не могли видеть Joy Division живьем, потому что та группа просуществовала всего два года, а профессиональной была от силы последние шесть месяцев. И поскольку большая часть зрителей слышала нас только в записи, было бы правильнее играть альбомы с оглядкой на запись.
В The Light мы приложили все усилия, чтобы учесть вклад Мартина - тот звук, то чувство, те маленькие уловки, все, что он сделал для альбомов. Это была коллаборация Joy Division и Мартина Ханнета. Найдите Joy Division на ютюбе - живьем и в записи они звучат совершенно по-разному.
И я получаю огромного удовольствие, когда играю альбомы целиком. Во-первых, потому что некоторые песни Joy Division играли реже, и эти вещи как бы ушли в тень. "Candidate" и "I Remember Nothing" с “Unknown Pleasures", "Passover" с “Closer”. А во-вторых, такой формат требует сосредоточенности не только с нашей стороны, но и со стороны зрителей. Они могут забыться, слушая альбом живьем, пусть даже они знают, какая песня идет следующей. Это весьма мощная штука.Звуки: Из всего каталога Joy Division, какую песню вы бы назвали своим личным шедевром?
Питер: Одна из моих любимых песен JD - “The Eternal”. Когда мы играем ее, в тот момент, когда вступает фортепиано, у меня мурашки бегут по коже. Это мой самый любимый момент, если брать нынешние концерты. Исполнять ее, зная, что ты приложил руку к ее созданию, это что-то очень особое. Очень.

Звуки: Феномен Joy Division давным-давно перерос бунтарскую политику Factory Records. В каком-то смысле он стал общим местом, чем-то глубоко конформистским, при том, что задумывалось ровно противоположное. Взять хотя бы бутлегерские футболки - один принт "Disney-Division" чего стоит. Глядя на все это, вы не думали про себя "это, блин, что еще такое"?
Питер: Да, так и было. Роб Греттон (Rob Gretton, бывший менеджер группы - прим. Звуков) предрекал, что Joy Division станут по-настоящему большими через 30 лет, и именно так и получилось. Единственная проблема в том, что выгоду от этого получает кто угодно, кроме нас. Я встретил пару бутлегеров неделю назад, и они подтвердили, что спрос на Joy Division огромен. Нет такой группы, на которой бутлегеры нажились бы больше, чем на нас. Что по-своему льстит. Робу бы точно понравилось, он счел бы это успехом.
И все же, когда такие люди как Дисней, одна из самых сутяжнических корпораций в Голливуде, начинают обдирать тебя, это иначе как большой насмешкой не назовешь. Приятно знать, что ты до сих пор остаешься культурной величиной, но такие вещи могут серьезно раздражать. И меня раздражают. А когда я чувствую, что дело зашло слишком далеко, я не поленюсь сесть и накатать гневное письмо по электронной почте, и плевать, что воскресенье, а на часах три по полудню.

Звуки: Вам не обидно выслушивать упреки в том, что вы, дескать, наживаетесь на прахе Кертиса? Особенно с учетом того, сколько собственных денег вы вложили в Гасиенду. Вы же до последнего финансировали клуб, и потом расплачивались по его долгам, когда все кроме вас с Робом Греттоном покинули борт тонущего корабля.
Питер: Не сказал бы, что обидно, но многие просто не понимают ситуацию и оценивают ее очень однобоко. Нынешние концерты затеваются не ради денег, концерты вообще не такая золотая жила, как многим кажется. Главное для меня - играть свою музыку в том формате, который нравится слушателям. Есть люди, которые будут говорить то, что хотят, не обращая внимания на факты. Как например, в случае с расколом в New Order: я все уже рассказал о том, что там произошло, но до кого-то до сих пор не доходит.
А с Гасиендой, да, так и было, мы с Робом до последнего платили по ее счетам, потом я дал Робу денег, чтобы он мог выкупить название у владельца, и перезаложил свой дом, чтобы сохранить его. Ни Гасиенда, ни Dry (бар, открытый Factory Records в Манчестере; абсолютный финансовый провал Хука и компании - прим. Звуков) никогда не приносили денег, хотя у Гасиенды в конце 80-х дела пошли чуть лучше. Для нас это был способ просадить чертову уйму денег, но мне такой способ нравился.

Выступление Fad Gadget в Гасиенде, 1984 год.

Звуки: Ваши мемуары "Как не нужно управлять клубом" - одна из самых смешных книг о музыкальной культуре, которую я читал в последнее время. Трудно было извлекать историю со всеми мелкими подробностями?
Питер: Признаться честно, не очень трудно. Ничего бы не стал менять ни в своей жизни, ни в истории Гасиенды, хотя под такой точкой зрения подпишутся не все участники событий. Я отлично проводил время, хотя случались эпизоды, когда было по-настоящему страшно. Проходила неделя, и мы вместе с клубными вышибалами смеялись, вспоминая весь этот кошмар. Работа над книгой помогла мне понять, что посреди сплошной катастрофы, которой была Гасиенда, были прекрасные времена, и этот клуб действительно изменил мир. Гасиенда не была провалом, во многих отношениях это был большой успех - держать такую махину на плаву 15 лет. Я понял это, когда писал книгу, и надеюсь, те, кто ее прочел, поняли то же самое.
Сегодня вы нигде не найдете такого сплава идеализма, креативности без границ и полного пренебрежения финансовой стороной, какой был в Гасиенде. Таково ее наследие, и за это ее уважают. Мы сделали ее, мы потеряли на этом кучу денег, мы вошли с ней в музыкальную историю, и я горжусь этим.

Звуки: Манчестерская волна понемногу возвращается. The Stone Roses откатали тур, и билеты на их концерты уходили за считанные часы. Happy Mondays реанимировались. Что именно делает музыкальный Манчестер местом силы, источником новых идей снова и снова, поколение за поколением?
Питер: Атмосфера. Это фантастический город. Новые группы появляются в нем постоянно. Я не знаю, что именно делает Манчестер особым, но другого такого места в Британии точно нет. Elbow, Delphic, Ting Tings, The Courteeners - все местные и все отличные. И поток даже не начал иссякать.
Забавно, но музыкальная инфраструктура в Манчестере при этом довольно никудышная. Студий не так много. Всем кажется, что это второй город в стране после Лондона, а это не правда, тот же Бирмингем по размерам гораздо больше Манчестера. По сравнению с многими местами в Англии, Манчестер - маленький городок, но у него своя порода. Гасиенда, Factory, Joy Division, New Order, The Smiths, The Stone Roses.... список можно продолжать бесконечно. Родословная чертовски богатая.

Звуки: Кто из земляков вас впечатлил в последнее время?
Питер: К сожалению, я не часто выбираюсь посмотреть местные новые группы, в основном, потому что гастролирую. Но я слежу за тем, что происходит. Everything Everything, Slow Readers Club, Shines, Modern Blonde - хорошая поросль. Наш лейбл Hacienda Records подписал несколько групп: Humanizer, Detachments и Super White Assassin.

Звуки: Пленки с записями Joy Division, которые нашлись в бывшем здании банка Мидленд, вы собираетесь издавать в каком-либо виде? Как обстоит ситуация с правами на них?
Питер: Да, была такая история, пресса раздула ее, в первую очередь, потому что Джейми Оливер (известный шеф-повар - прим. Звуков) открывал там новый ресторан. Пленки нашлись несколько лет назад, когда здание банка перешло новым владельцам, они лежали в одной из депозитных ячеек. На них не было ничего нового, так что мы вернули их назад. Роб [Греттон] по привычке складывал сессионные записи в ячейку, а потом забыл про них, как бы ненормально это ни звучало.

Звуки: И наконец о футболе: "Манчестер Юнайтед" почти наверняка выиграет английскую лигу в этом сезоне, и может получиться так, что 20-е чемпионство он отпразднует в день, когда вы будете в России с концертами. Собираетесь как-то отмечать победу?
Питер: Никогда нельзя планировать такие вещи заранее. До того, как "Юнайтед" выиграл титул в 1994 году (на самом деле, в 93-ем - прим. Звуков), прошло 26 лет. И хотя последние годы нам улыбался успех, нельзя считать себя победителями по умолчанию. Ни в музыке, ни футболе.

Peter Hook & The Light
17 апреля - Москва, "Москва Hall"
18 апреля - Екатеринбург, Tele Club
19 апреля - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"


Обзоры

Релизы весны 2012 — общий обзор Релизы весны 2012 — общий обзор
Trill-обзор наиболее значимой части релизов урожайной весны 2012 и знакомство с самыми интересными дебютантами.
Диана Кролл стала тряпичной куклой Диана Кролл стала тряпичной куклой
Новый альбом Дайаны Кролл - джазовой певицы современности №1 - Glad Rag Doll ("Довольная тряпичная кукла") создает динамичное...
Radiohead. The King Of Limbs Radiohead. The King Of Limbs
XL Пятница. Восемнадцатое. Том Йорк, Джонни Гринвуд, Колин Гринвуд, Эд О'Брайен, Фил Селуэй, Найджел...
The Origin of Love The Origin of Love
Сладкоголосый уроженец Ливана Майкл Холбрук Пенниман (Michael Holbrook Penniman), он же Мика (Mika), прошедшим летом заставил...
Лет ми спик фром май харт Лет ми спик фром май харт
В Москву в рамках эпического турне, включающего в себя конфискацию обезьяны-капуцина и обыск наркоконтроля, приезжает Джастин...
Живы для наживы Живы для наживы
В самой первой строчке своего коммерческого дебюта “Long. Live. A$AP” молодой рэппер Раким Майерс (Rakim Mayers), известный,...

Персоны

Техно от Фашиста Техно от Фашиста
Излагая пафосным слогом: от огромного количества красных листовок с именем Victor Strogonov (с политкорректной припиской,...
"Я - непредсказуемая девушка" "Я - непредсказуемая девушка"
Самое захватывающее во внешности Флоренс Уэлч (Florence Welch), лидер-вокалистки рок-группы Florence and the Machine - это...
"Наглое, смелое, безумное, но единственно правильное решение." "Наглое, смелое, безумное, но единственно правильное решение."
Гая Арутюнян, лидер-вокалистка знаменитой этно-формации Дети Пикассо и "половина" инди-дуэта Wattican Punk Ballet, усиленно...
Почему C.C.Catch уходит со сцены? Почему C.C.Catch уходит со сцены?
Мы вспомним те времена, когда девушки красились, одевались и делали пышные прически в стиле C. C. Catch, позже ласково прозванные...