Анонсы

Найджел Кеннеди в Большом зале филармонии Найджел Кеннеди в Большом зале филармонии
Самый яркий скрипач современностиНАЙДЖЕЛ КЕННЕДИБах «Partit ...
Последний концерт с воли Последний концерт с воли
В Москве пройдет митинг-концерт в поддержку кандидата в мэры Алексея Навальн ...
Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана
Вокалист актюбинской группы «Адаптация» Ер ...
Rammstein поглумились над гламуром на «Роке над Волгой» Rammstein поглумились над гламуром на «Роке над Волгой»
Пятый фестиваль «Рок над Волгой» прошел близ ...
Я опять в свою дуду Я опять в свою дуду
Группа Jethro Tull с 2011 года превратилась в кошку Шредингера: с одной стороны, ...

R.I.P.

27 июля скончался великий современный композитор J.J.Cale - любимец всех гитаристов мира, автор из тех, чьи вещи знакомы большинству меломанов только в кавер-версиях.
Его "Cocaine" известен большинству слушателей в версии Nazareth либо (в зависимости от возраста и вкуса) Эрика Клэптона (Eric Clapton). Даже русские музыканты используют музыку Кейла: "Девочка Летом" Калинова Моста - это"Sensitive Kind" с альбома Кейла "5"; не все любители творчества Кирилла Комарова ассоциируют "Не Мной Придуманный Блюз" и другие его вещи с творчеством Дж. Дж.; поклонникам Паши Кашина наверняка не приходит в голову, что "Ниоткуда Никуда" или "Презирая Печали" сделаны в типичном Кейловском звуке. Ну а намекни не слишком углубленному в исторические реалии фанату Dire Straits, с кого именно вчистую содрал манеру звукоизвлечения лидер оного коллектива, - чего доброго, по шее схлопочешь.

Но чем лучше музыкант, тем менее зазорным ему покажутся и сравнения с Кейлом, и догадки о его непосредственном влиянии. А роялти, перечисляемые за любое публичное исполнение кавер-версий его песен, попросту помогали тому наслаждаться безбедной старостью, - настолько охотно эти каверы до сих пор делаются все новыми поколениями рокеров. Что с того, что большая часть учеников оказалась ярче и успешнее учителя? Его личных заслуг никто не отменял. Джей Джей Кейл - автор хитов большинства мировых легенд.

"Я стараюсь, просто из кожи вон лезу, чтобы как-то уйти от себя, - говорил Кейл около 20 лет назад в интервью журналу "Musician", - но когда я заканчиваю работу и слушаю ту хреновину, что получилась, я говорю себе: "Это мое звучание". Я играю на гитаре, - и все говорят: "Это та самая гитара". Я могу взять другую гитару и играть на ней, думая, что звук поменялся, но все напрасно. Записываю пластинки, - и происходит та же петрушка. Мне всегда хочется чего-то новенького, хотя бы для того, чтобы удивить самого себя - и, возможно, публику. Но когда я заканчиваю запись и слушаю то, что вышло, я вижу, что до сих пор нахожусь в тех рамках, которые сам для себя создал. Вот тут обязательно я играю так, а вон там - эдак. Можно просто биться об заклад - там будет обязательно эдак, и никаких сюрпризов".
Тот, кто любит и знает Джей Джей Кейла, всегда был готов к известию, что очередная его пластинка будет точь-в-точь похожа на предыдущую: другие, иной раз захватывающе красивые, то нежные и грустные, то искрящиеся искренней радостью песни, - но сыгранные в той же манере, спетые тем же негромким хрипловатым голосом, поворачивающие той или иной гранью все тот же четко структурированный, практически образцовый ритм-энд-блюз. Он мог записываться один, под ритм-бокс, или с оркестром, с безымянными сессионщиками или специально приглашенными музыкантами, играть "живьем" с Четом Аткинсом (Chet Atkins) (еще одним корифеем для посвященных) или писать всё в компьютер, - все равно итогом станет еще-одна-пластинка-того-самого-Кейла. Не больше и не меньше.

Записав в 1983 году восьмую пластинку, названную просто «8», Джей Джей Кейл на насколько лет отошел от музыки. Он объяснял это разочарованием в работе с крупными рекорд-лэйблами, а также тем, что отчислений за исполнение написанных им песен ему вполне хватает на жизнь:
"Фирма платила мне кучу денег за пластинки, и я чувствовал себя так, будто расплачиваюсь с ними искусством, понимаете? А они не могут торговать просто искусством. Я им отдавал самое дорогое, то, что у меня за душой — а они требовали хитов"...

"Call Me the Breeze", "After Midnight", "Cocaine" — эти три песни приносят мне стабильный доход. Недавно Эрик Клэптон опять исполнил по коммерческому каналу «After Midnight»… Я занимался звукозаписью, пока не пошли стабильные деньги. Но, знаете, наступает момент, когда начинаешь достаточно зарабатывать, и если после этого продолжать делать то, что не хочешь делать… Я дошёл до того, что потерял всякий интерес к записи пластинок, потому что — ну, я не знаю, бывали ведь периоды подъёма и периоды упадка! Я и попросил разорвать со мной контракт, что они и сделали; и всё стало прекрасно."

Дж. Дж. вернулся в музыку в начале 2000-х, и он остался собой: сочинителем негромких, неброских, безошибочно узнаваемых песен, - тех, что привычно относят к типичному "нэшвиллскому саунду". Другое, весьма забавное определение "пыльные песни" говорит лишь о том, что они навевают мысли о просторах и пустынных равнинах Америки, но никак не об их старомодности, - Кейл никогда не отставал от времени, он просто постоянно находился вне его. Первые пластинки, записанные еще в начале 70-х, звучат сейчас так же, как и новые, - и слушать их по-прежнему приятно. Несмотря на кажущееся однообразие, они ничуть не утомляют, - напротив, навевают мысли о всяком хорошем. О постоянстве, например. О любви, которую можно воспевать без истерики, честно и мудро. О верности избранному пути и о несуетности. О том, что есть по-настоящему талантливые и незаурядные люди (тот же Эрик Клэптон считает, что повторить Кейла, при всей его кажущейся простоте, невозможно), которым для счастья не нужно ни славы, ни почестей, ни особых денег.
"Многие годы я был настолько беден, что, если мне хотелось купить новую гитару, я должен был продавать старую. Я всегда боялся состариться бедняком, понимаете? Теперь, когда я состарился, и при этом не бедняк, я думаю: "Ну, хоть с этим-то я, черт побери, развязался!" Я просто счастливчик. Большую часть своей жизни я играл музыку, и мне за это платили, - а этого довольно трудно добиться. У меня есть друзья. Я могу пойти поиграть где-то, люди меня знают. Я не то чтобы сильно знаменит, но в каждом городке есть несколько человек, которые слыхали обо мне, и они приходят меня послушать. И мне не нужно беспокоиться об аппарате и всем таком прочем. Так что я счастливчик, честное слово".

Дж. Дж. Кейлу было 74 года. Его знают и любят музыканты всего мира - вспомните о нем и вы.


Обзоры

Приключения электроники Приключения электроники
В начале декабря в Москве пройдет музыкально-образовательное мероприятие «RBMA Synth Lab», курирует которое, как нетрудно...
Мумий Тролль в «Stadium Live»: это по любви Мумий Тролль в «Stadium Live»: это по любви
Мумий Тролль — это, в хорошем смысле, группа, от которой никогда не знаешь чего ждать. Вот и на сей раз, собравшиеся в «Stadium...
Возвращение Roxette в Москву Возвращение Roxette в Москву
В Москву, спустя год, снова заглянула шведская группа Roxette. Публика в России очень трепетно относится ко всей музыке 80-х...
Ниже радара: Hiatus Kayiote Ниже радара: Hiatus Kayiote
Hiatus KaiyoteКто: Най Палм (Nai Palm, вокал, гитара), Пол Бендер (Paul Bender, бас), Саймон Мэйвин (Simon Mavin, клавишные),...
Ниже радара: Clock Opera Ниже радара: Clock Opera
Clock OperaКто: Гай Коннелли (Guy Connelly, вокал, гитара, клавишные), Энди Уэст (Andy West, бас, гитара, клавишные), Че...
Ниже радара: Tribes Ниже радара: Tribes
TribesКто: Джонни Ллойд (Johnny Lloyd, вокал, гитара), Джим Крэчли (Jim Cratchley, бас, бек-вокал), Дэн Уайт (Dan White,...

Персоны

Джаред Лето vs. Рианна Джаред Лето vs. Рианна
Фронтмен американской рок-группы 30 Seconds to Mars и актёр Джаред Лето на днях побывал в гостях у одной из британских радиостанций,...
Newbeat Newbeat
Этот стиль стал феноменально короткой вспышкой (даже принимая во внимание сиюминутность современной музыки). Newbeat появился...
DJ Niki (RAЙ) – «В душе я певец!» DJ Niki (RAЙ) – «В душе я певец!»
Резидент лучшего танцевального клуба России по мнению NightLife Awards 2009 клуба RАЙ, Египетского подразделения PACHA(Sharm-El-Sheikh),...
«Мы знаем вашу страну чуть хуже, чем вы рассчитывали» «Мы знаем вашу страну чуть хуже, чем вы рассчитывали»
История The Qemists — это удивительное сочетание клубной и рок-культуры. Ребята, которые репетировали вместе как рок-группа,...