Анонсы

Crazy Clown Time Crazy Clown Time
Дэвид Линч приготовил второе издание нашумевшего альбома
Жанна Фриске: увековечена навсегда Жанна Фриске: увековечена навсегда
Съемки очередного видеоклипа певицы Жанны Фриске на новую песню «Н ...
Вера Полозкова назвала Вадима Степанцова животным Вера Полозкова назвала Вадима Степанцова животным
Вадим Степанцов провел 21 июня поэтический вечер в ...
Верещание смерти Верещание смерти
В России выступит легендарная британская грайндкор-группа Napalm Death. Её концерт в ...
Золотое наследие рока Золотое наследие рока
Приезд Whitesnake в Москву — не такая уж и редкость, как может показаться. Разу ...

Хийли и cool band from Siberia

Осенью 2011 г. Хийли Хийлесмаа (Hiili Hiilesmaa) - продюсер дисков HIM, Apocalyptica, Lordi и др. - работал в родной Yellow House Studio над продюсированием и сведением альбома российской группы theshtorm. Лидер theshtorm - Владимир Хачетуров c момента основания коллектива в 2000-ом оставался единственным его постоянным участником. В 2010 г. он записал альбом "From mind to Years" на Studio Musica в Ювяскюле, Финляндия. Осенью следующего года группа под руководством Хийли работала над альбомом "States" (русскоязычная версия – "Чувства"), выход которого запланирован на осень 2012 г.

Для Хийли это был первый опыт работы с "легкой" командой. Кроме того, это первый "русский" альбом в биографии Хийли. С ним и Владимиром мы провели несколько бесед в феврале-марте этого года. Из этих бесед в итоге получилась разложенное по полочкам интервью.

Звуки.ру: Как так получилось, что группа из Сибири записалась у знаменитого финна?

В. Хачетуров: После записи дебютного альбома, состоявшейся в Финляндии, я решил повторно там записываться. Поступил просто: набрал в Википедии "финские продюсеры". В итоге остановился на Хийли и клавишнике Sunrise Avenue Юкке Баклунде. После того, как я ознакомился с тем, что Хийли записывал, и вспомнил то, что мне нравится (в частности, HIM), пришло желание сотрудничать именно с ним. Я скинул ему по интернету сведенную версию первой "финской" песни с дебютного альбома. Через три недели Хийли мне ответил. Потом начались переговоры…

С работами Хийли-музыканта я не был знаком. The Skreppers, KYPCK, Itä-Saksa прослушал уже в то время, когда стал обговаривать детали записи альбома. The Skreppers, где он поет, я до сих пор слушаю. The Skreppers играют рок-н-ролл, который похож на The Horrors, хотя Хийли о последних был не в курсе. Я ему включил, он согласился: действительно, похоже. Хийли – очень многогранный человек, он может работать в нескольких стилях. Наверное, это и стало решающей причиной желания сотрудничать именно с ним.

Звуки.ру: Хийли известен, прежде всего, как продюсер "тяжелых" команд…

В. Хачетуров: Хийли не ограничивался только этим: он делал, например, удачные электронные ремиксы на HIM, которые очень далеки от оригинала… Он не фанат тяжелой музыки. Ему нравится мелодичная музыка с интересными ходами, "фишечками", эффектами, что нас с ним и связывает.

Звуки.ру: Так какой он - Хийли?

В. Хачетуров: С одной стороны, Хийли очень рок-н-ролльный парень (к примеру, на концертах группа The Skreppers использовала атрибутику из секс-шопа), с другой стороны, в работе он очень дисциплинированный. Теперь я знаю, как на любой записи сэкономить время и добиться максимального результата.

Звуки.ру: Можешь определить стиль, жанр theshtorm?

В. Хачетуров: Честно говоря, я в стилях несильно разбираюсь. Я дабстеп от обычного даба отличить не могу. Поэтому не знаю, как определить наше направление. Поп-рок. Инди-рок. Дрим-рок. Не знаю, как объяснить. Допустим, у Placebo что? Брит-поп. Сложно сказать, что у нас, но попробую объяснить: музыка theshtorm - это мелодичная музыка, где все строится вокруг вокала, рок-инструменты при этом не отодвинуты на задний план, - они эту мелодию подчеркивают, делают ее более драйвовой.

Звуки.ру: Хийли, а как бы Вы определите стиль theshtorm?

Хийли : Они пока в начале своей карьеры, и только создают свой собственный стиль и жанр. По-моему, старомодно думать, что музыка – в жанрах. В наши дни все стили смешиваются. Так что в музыке сейчас есть интересные вещи и не очень интересные вещи.

Звуки.ру: Кем вы себя чувствовали при работе с theshtorm: наставником или сотоварищем?

Хийли: Я чувствовал себя продюсером!

Звуки.ру:Насколько мы знаем, к вам обращалась российская группа Suita De Ora. Почему у вас тогда не получилось плодотворного сотрудничества?

Хийли: Это неправда, я сделал пре-продакшн для них. Я также работал с Oblivion Machine, которых можно сравнить с любой "западной" группой.

Звуки.ру: Легко ли было вам, финну, найти общий язык с сибиряками?

Хийли: Да! Половину моей работы я делаю с иностранцами, общаться, как правило, приходится на английском. Я запускал сессии с сотнями очень разных музыкантов, так что я начал становиться еще и экспертом по людям, хе-хе. Я говорю по-фински, по-английски и немного по-шведски. Недавно я начал изучать бразильский португальский и базовый русский.

В. Хачетуров: Хийли не говорит по-русски. Знает только несколько слов. Хотя он когда-то пытался выучить русский язык, нанял репетитора, женщину из Эстонии, но у него так ничего и не вышло. Может, из-за того что репетитор был из Эстонии. По-английски он говорит очень хорошо, хоть и с акцентом, поэтому языкового барьера у нас не было вообще.

Звуки.ру: theshtorm и Хийли показались нам очень разными...

Хийли: Мы разные? Ха-ха, разве каждой хорошей хоккейной команде не нужны разные люди? Кому-то нужно иметь опыт, кому-то нужен молодой, бушующий внутри огонь… Ну хорошо, я высокий блондин, а Владимир невысокий брюнет.

Звуки.ру: Как изменилось ваше представление о музыке с тех пор, как вы начали серьезно ею заниматься?

Хийли: Я больше не могу слушать музыку как нормальный "музыкальный фанат" (только если я не выпью бутылку водки перед этим (смеется)).

Звуки.ру: Вы много экспериментируете со стилями. Вы довольны тем, что делаете?

Хийли: Суть музыки – не в стиле или жанре, она в людях, которые пытаются выпустить то, что внутри них. Этот процесс сам по себе – ключевая вещь, стили – это только выход, результат процесса записи. Найти баланс в самой жизни – значит найти баланс в создании музыки. Я постоянно занимаюсь чем-то новым. Недавно ввел новый продакшн сервис для начинающих групп: Demo Service, тут я анализирую музыку группы. Я высказываю идеи по структуре песен, оцениваю силы группы и намечаю план развития.

Звуки.ру: В одном интервью вы говорили, что интересуетесь Филом Спектром (Phil Spector), слушаете диски, которые он спродюсировал и читаете книгу о нем. Что нового вы нашли для себя после того, как прочли книгу про Фила Спектра? На кого из других продюсеров вы равняетесь, у кого учились?

Хийли: Я обнаружил, что у нас день рожденья в один день – 26.12! Это было послание продолжать чтение для меня (смеется). Моим главным учителем была моя бабушка, которая была оперной певицей. Она научила меня держать удар по части музыки.

Звуки.ру: Расскажите про запись "States". Какие особенности методики работы Хийли вы могли бы отметить?

В. Хачетуров: Хийли начинает заниматься подготовкой к записи задолго до того, как в студию приезжают музыканты. Внимательно прослушивает демо-версии, чтобы сделать побольше интересных заготовок до начала работы. Хийли пристально следит за каждым шагом музыкантов (видимо, тем самым он ограждает себя от проблем в постпродакшне).

Приехав на студию, мы первым делом записывали барабаны. Он в это время сидел напротив нашего барабанщика. Были партии, которые у нашего ударника не выходили, тогда за установку садился Хийли: он прекрасно знал, что это за песня, какой ход не пойдет в данной ситуации, поэтому либо показывал, как нужно сделать, либо менял партию. После барабанов – такая же работа с басом, гитарой. Так как он играет на всех инструментах, ему было очень просто что-то объяснить любому из нас.

Методика работы Хийли очень проста: он пишет по три хороших дубля каждой партии, а потом из них выбирает. Не нужно переписывать партию целиком, если ты сделал какую-то незначительную ошибку, ты играешь поверх записи, а он время от времени включает запись там, где нужно, получается, что поверх записываются маленькие кусочки.

С вокалом тоже интересно. На первом альбоме мой вокал записывался по принципу "сделал четыре дубля и гуляй". Здесь же я делал по двадцать дублей каждой песни, из которых три были ХОРОШИМИ (аналогично с басом и гитарой). Потом при сведении не нужно было ничего ровнять, все выглядело естественно. Если есть несколько ХОРОШИХ дублей, из них можно сделать интересный трек без использования всяких улучшайзеров. Я за две недели записал вокал для альбома, и совсем не вымотался. Словом, у нас не было такого, что "Спой три раза, а мы потом что-нибудь выберем". Он мог прикопаться к определенному слову, интонации. В этом плане он немного перфекционист.

Звуки.ру: Сотрудничество с Хийли ограничилось контрактом, то есть записью и сведением, или нет?

В. Хачетуров: Хийли до самого конца принимал участие в создании альбома. Когда я отправился на мастеринг, мы с ним вместе думали над порядком песен, хотя, по сути, это уже была не его забота. Я ему скинул порядок песен, казавшийся мне оптимальным, там была одна песня, которую я хотел поставить в конец. Когда я ехал в Хельсинки на мастеринг, он мне скинул сначала один e-mail "Нет, переставь эту песню туда-то", потом еще один "Настоятельно рекомендую, переставь эту песню туда-то". Что касается промоушена и издания альбома, он сам писал и звонил людям из этой индустрии, чем мне очень помог.

Звуки.ру:А если сравнить эту запись с работой над первым альбомом?

В. Хачетуров: Это совсем другое дело… Альбом "From mind to Years" я записывал в 2010-ом году на Studio Musica в Ювяскюле, Финляндия. Ездил туда один. Все инструменты я "писал" сам, за исключением барабанов. Студия, кстати, располагалась при местном университете. Ювяскюля – один из самых известных финских "студенческих" городков. Он размером всего два на два километра примерно, основное население – студенты. Материал потом был сведен и отмастерингован на студии Finnvox в Хельсинки.

Звуки.ру: Хийли, что "своего" Вы привнесли в альбом "States".

Хийли: Я получил последнюю демо-версию как раз перед сессией, так что аранжировки в значительной степени выполнены самой группой. Моя роль заключалась в поиске подходящего звука и атмосферы в студии.

В. Хачетуров: На самом деле, Хийли предложил очень много ритмических "вещей", когда мы барабаны записывали, потом настал черед гитар (он очень любит различные интересные эффекты). Что-то упростил. Не сказать, конечно, что он был полноправным участником группы, но много "своего" в альбомы точно внес: звучание, "фишечки"… Основа материала, в любом случае, изменений не претерпела. Достоевский, по-моему, сказал: "Главное умение творца – умение вычеркивать". Здесь то же самое.

Звуки.ру: Возникали ли конфликты по ходу записи?

В. Хачетуров: В работе не было никаких проблем. То, что он предлагал, я и сам хотел, просто некоторые вещи у меня, может быть, были на языке и в голове, но я не мог их выразить, а он брал и делал это. Был такой случай: одна наша песня не была готова вообще, а мы пришли ее записывать. Остальные были подготовлены, а с этой мы не успели справиться, потому что она в последний момент появилась. Хийли увидел на записи, что я потерян и сказал: "Я вижу, что ты сейчас будешь фигню играть. Давай не будем тратить время: в этой песне я тебе буду говорить, а ты будешь делать". Он начал с нескольких партий, а дальше все завертелось… Получилась песня абсолютно в наших рамках, ничем ничем по стилю от других не отличающаяся.

Звуки.ру: Владимир, изменил ли Хийли твое музыкальное мировоззрение? Все-таки Хийли – это бренд в музыкальном бизнесе.

В. Хачетуров: Нет. Дело в том, что оно у нас очень похоже. Хийли показал мне, как нужно дисциплинированно записывать музыку. Он не заходит за определенные рамки. Работать надо обязательно с перерывами, даже если очень хочется продолжить.

Звуки.ру: Хийли, с чего, на Ваш взгляд, лучше начинать молодому музыканту: с независимого лейбла или с официального?

Хийли: Я думаю, в самом начале хорошо иметь альтернативный лейбл (indie label). Ты можешь вырасти как музыкант в мире и покое. И сделки с ними – это более честный путь во многих случаях. Но в какой-то момент, когда тебе нужно вырасти БОЛЬШИМ, тебе и лейбл нужен БОЛЬШОЙ, чтобы иметь возможности осуществить это. Нужно иметь лейбл, который соответствует положению группы.

Звуки.ру:Что вы можете сказать о потенциале theshtorm?

Хийли:Дальше им надо отправиться в тур и встретиться с реальной аудиторией. Знание своей аудитории направляет тебя к правильным решениям при написании музыки. Музыка – это общение, не важно, пришла она из России или Зимбабве.

Звуки.ру: Кстати, о России: как вы оцениваете российскую музыку?

Хийли: Среди русских музыкантов есть масса талантливых! Я думаю, что следующее большое событие придет из России. Секрет в том, чтобы сделать звук интернациональным и в то же время русским. Проще некуда (смеется).

Звуки.ру: Владимир, доводилось ли тебе читать мнение Хийли о тебе в СМИ?

В. Хачетуров:Нет, как-то не попадалось ничего на глаза. За исключением одной его беседы с испанским журналистом, где он сказал, что занимается в данный момент с "хорошей группой из Сибири". Ну, он сказал не "хорошей", а "cool", то есть "cool band from Siberia".

Звуки.ру: Вы продолжите сотрудничать в будущем?

Хийли: Конечно, я бы хотел в будущем поработать с theshtorm! Они талантливые ребята и к тому же забавные.

В. Хачетуров: Если будет возможность и идеи, я с удовольствием продолжу с ним сотрудничать при записи третьего альбома. Само собой, мы тогда сделаем уже что-то другое, отличающееся от нынешнего альбома. Что-то более продуманное, что-то еще более шикарное. Я до сих пор очень рад тому, что у меня в свое время появилась возможность записать альбом с Хийли. Я не чувствую там халтуры, нет ощущения, что я что-то сделал не так. Я понял, что важны не только ключевые процессы в записи (сведение, продюсирование и все остальное), а действительно, как сказал Хийли, важна атмосфера и дисциплина во время записи, отношения между продюсером и группой. Если продюсер смотрит на тебя свысока, я не думаю, что вдохновение у тебя будет нормально "работать". Особенно тогда, когда он чего-то от тебя ждет, типа "Ну ты что, ну давай". Когда атмосфера дружеская и теплая, в итоге и может появится что-то дружеское и теплое.


Обзоры

Pirate Stage. Часть 2-я Pirate Stage. Часть 2-я
Обзор второй половины ивента с Global Gathering
Nightrain: группа Guns N' Roses выступила в «Stadium Live» Nightrain: группа Guns N' Roses выступила в «Stadium Live»
В «Stadium Live» два вечера подряд выступала группа Guns N' Roses. Кроме завидной физподготовки и отсутствия явленной два...
Ниже радара: Sleep Party People Ниже радара: Sleep Party People
Sleep Party PeopleКто: Брайан Батц (Brian Batz)Откуда: Копенгаген, ДанияЛейбл: Speed Of Sound/A:larm Music/Blood and Biscuits/Brine...
Дебюсси vs шансон Дебюсси vs шансон
Продюсер и композитор Вадим Михайлов, авторству которого принадлежит отличное руководство по шоу-бизнесу, решил проверить...
Занимательная статистика. Выпуск #03 Занимательная статистика. Выпуск #03
Звуки продолжают продвигаться по статистическим дебрям в поисках неопровержимо правдивого и истинного. В этот раз мы решили...
Борьба за свои права: итоги года Борьба за свои права: итоги года
Мировая музыкальная индустрия продолжает изо всех сил бороться за своё существование и авторские права в частности. И, если...

Персоны

Баста ответил на вопросы InDaRnB Баста ответил на вопросы InDaRnB
Брать интервью пришлось в гримёрке.Куда деваться, у артистов сложная жизнь, и мы журналисты, с этим уже смирились. Тут всё...
Андрей Тропилло: "Русский "Облачный край" предопределил звучание Rammstein" Андрей Тропилло: "Русский "Облачный край" предопределил звучание Rammstein"
22 декабря 2011 года исполнилось бы 50 лет со дня рождения Сергея Богаева - лидера и гитариста группы Облачный Край, трагически...
"ВИА Гра"  объявляет слухам войну! "ВИА Гра" объявляет слухам войну!
Сексуальное трио «ВИА Гра» уже на протяжении 10-ти лет сводит с ума мужскую половину российского населения. В интервью для...
«Крематорий» в Уфе «Крематорий» в Уфе
В Уфу группа «Крематорий» приехал вшестером. Также туда в качестве тур-менеджера прибыл Олег Сафонов из музыкального коллектива...