Анонсы

Марк Юсим в клубе 16 Тонн Марк Юсим в клубе 16 Тонн
Если о какой-то музыке можно сказать, что у неё есть молодость, то, одноз­н ...
Выиграй билеты на летний концерт Олега Горшкова! Выиграй билеты на летний концерт Олега Горшкова!
Пятого июня Олег Горш­ков и экс-гру­ппа «Мечтать» вн ...
Пол Гилберт переиграл в Москве Led Zeppelin и AC/DC Пол Гилберт переиграл в Москве Led Zeppelin и AC/DC
Почти сразу после окончания так называемых майски ...
Авиа порадует своими песнями Авиа порадует своими песнями
...Это один из самых редких и долгожданных музыкальных проектов Петербур ...
«Кенгуру», 22 мая, «Китайский летчик Джао Да» «Кенгуру», 22 мая, «Китайский летчик Джао Да»
Концерты группы «Кенгуру» – редкое событие.

"Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без политической окраски"

Звуки уже писали о молодом питерском композиторе Илье Демуцком, который взял главный приз на прошедшем в Болонье конкурсе композиторов «2 августа». Диплом, денежный приз и медаль от президента Италии Джорджо Наполитано Илья получил за произведение "Последнее слово обвиняемой", написанное по мотивам речи Марии Алехиной перед судом. Впрочем, сам композитор от всяческих попыток политизировать его монооперу открещивается, сетуя на предвзятость журналистов и слабый интерес к самой музыке и сюжету. Звуки решили восстановить баланс сил и поговорили с Ильей о его музыке.

Звуки: Илья, что Вы думаете насчет шумихи в Интернете по поводу Вашей монооперы "Последнее слово обвиняемой"?
Илья: Мне так не нравится, что текст пытаются отделить от музыки и рассмотреть его отдельно, как какой-то политический вызов. Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без всякой политической окраски. Для меня это произведение — своего рода манифест о российской судебной системе в целом. А не о каком то конкретном деле. И я не могу сказать, что поддерживаю Pussy Riot. Я вообще писал эту монооперу в стол. В последний момент решил отослать на конкурс в Болонье, так как там в этом году была тема соответствующая. И она неожиданно "выстрелила". Конечно, были обвинения в попытке "сделать имя" на этой волне, но я к этому не отношусь всерьез. У меня много других работ, просто так получилось, что эта стала известна.

Звуки: А чем Вы зарабатываете на хлеб?
Илья: Я много работаю для кино. Активно сотрудничаю со студией документальных фильмов Сергея Мирошниченко (Илья — автор музыки к фильму "Рожденные в СССР: 28 лет"). Работаем мы с ярославским художником-мультипликатором Александром Петровым, который получил Оскара за мультфильм "Старик и море" в 2000 году. Кроме того, не очень часто, но мои произведения играют на концертах симфонической музыки в Питере. Еще я являюсь художественным руководителем ансамбля CYRILLIQUE. Мы ездим 2 раза в год во Францию с симфоническими концертами духовной и народной русской музыки.

Звуки: А на родине как относятся к Вашим музыкальным успехам?
Илья: В России мало кто знает о наших победах на престижных конкурсах на Западе. СМИ не пишут даже о том, что у них под носом. Проходили два редких композиторских конкурса: один - прокофьевский, а второй посвященный 100-летию рождения Тихона Хренникова. И никто не написал! Хотя справедливости ради скажу, что в академической среде не такой застой. Мне вот недавно предложили написать одноактную камерную оперу — в марте будет исполняться на фестивале. Мне принесли одно интересное либретто: необычный слог, текст, тема " на злобу дня". Пока не решил, буду ли за него браться.

Звуки: А самому Вам что сейчас интересно?
Илья: Я бы хотело развиваться в жанре оперы. Я люблю большие формы, у меня малых — раз-два и обчелся: несколько фортепианных произведений, дуэтов, произведение для альта. За последнее время ничего нового в российской опере я не увидел. У нас дефицит сюжетов. Опере нужен сюжет, который бы "звучал" сегодня и не выглядел музейным экспонатом спустя 15-20 лет. А если это очередные пересказы о святых или жития..., то мне, простите, это не интересно. Вы увлеките меня сюжетом!

Звуки: Как насчет концептуальных вещей?
Илья: Я уважаю эксперименты, но только идейно оправданные. Сейчас много музыки, в которой один концептуализм прёт и нет места мелодии.

Звуки: Минимализм и авангардизм?
Илья: Я долго не мог попасть в композиторскую тусовку, во-первых, потому что я по первому образованию дирижер и не варился в их среде, а во-вторых потому что я не участвовал в этих виртуальных войнах, когда авангардисты на форумах нападали на классиков (вроде меня) с претензиями: мол, вы ничего нового не создаете. Но штука в том, что они ничего нового не придумали, чего бы не было 50 лет назад.Нам нужна нормальная стилистическая широта. Мы, музыканты, должны друг друга поддерживать, а не гнобить.

Звуки: А вы сами какую музыку предпочитаете?
Илья: Ну я был воспитан на Щедрине. Он вне конкуренции. Очень уважаю Андрея Эшпая и Кшиштофа Пендерецкого. Из американцев бы отметил Джона Адамса (John Adams )... В не академическом мире мой кумир - это Bjork. Она все время в поиске и абсолютно не боится делать вещи, которые расходятся с мейнстримовым музыкальным рынком. А главное всегда попадает в точку!

Звуки: Вы комфортно себя чувствуете в роли кинокомпозитора? Зачастую такая работа ближе к ремесленнической и там нет простора для больших форм...
Илья: Да, я много пишу для кино, часто помогаю молодым выпускникам, делаю бесплатно музыку для их фильмов. Тут все идет быстрее. Если симфонические произведения я пишу исключительно за роялем, то музыку для кино я сразу записываю в midi на компьютер, дописываю аранжировки, использую сэмплерные библиотеки.

Звуки: А в целом как относитесь к киномузыке, как жанру?
Илья: Из большого количества "самодеятельности" у нас планка саундтреков очень сильно просела. Ребята покупают себе миди-клавиатуру и уже считают себя композиторами. А тут без фундаментального образования, хотя бы знания сольфеджио, гармонии, инструментовки — никуда. К тому же и на Западе, и у нас в России используется рабский труд композиторов-призраков. Мне коллеги из США рассказывали, как они работали на Ханса Циммера (Hans Zimmer) за гонорар, но не получали объявления в титрах. Есть это и у нас в России. Натыкался на подобные объявления на форумах. Киномузыку, короче, я люблю. Мой абсолютный кумир в этой области - Джон Уильямс (John Williams), работавший с Лукасом и Спилбергом.

Звуки: Ваша сестра профессиональный диджей, не думали сделать совместный проект?
Илья: Появлялись такие мысли, но пока не пришла в голову идея — как это сделать, чтобы было интересно и нам, и слушателям.


Обзоры

Limp Bizkit в «Stadium Live»: новые приключения Красной Шапочки Limp Bizkit в «Stadium Live»: новые приключения Красной Шапочки
На сцене московской площадки «Stadium Live» состоялись два концерта американской группы Limp Bizkit в поддержку их последнего...
Северные рассказы Северные рассказы
Дискография дуэта Элисон Голдфрэпп (Alison Goldfrapp) и Уилла Грегори (Will Gregory) напоминает американские горки. От альбома...
«Машина Времени» на Майдане «Машина Времени» на Майдане
Концерт легендарной российской группы «Машина Времени» собрала фееричное количество слушателей в Киеве 15 сентября 2012 ...
Магия чисел Магия чисел
11 ноября вполне может войти в историю рекорд-индустрии как один из самых урожайных дней 2013 года. В этот день вышли сразу...
Electrospective от EMI Electrospective от EMI
Грандиозная серия расскажет об истории электронной музыки
Однако, тенденция Однако, тенденция
Пол Маккартни (Paul McCartney) становится все ближе и ближе к народу: на минувшей неделе он взял да и выступил в Лондоне...

Персоны

Джастин Бибер избил фотографа и вызван в суд Джастин Бибер избил фотографа и вызван в суд
Джастин Бибер проявил небывалую агрессию. Такого от него не ожидал никто! Певец избил папарацци, который пытался сфотографировать...
Interview: Nicole Scherzinger Interview: Nicole Scherzinger
Уже не первый месяц вокруг коллектива The Pussycat Dolls и его главной солистки Nicole Scherzinger не утихают дискуссии и...
IDM IDM
IDM — альтернативное направление электронной музыки. Основате лем IDM считается английский техно-музыкант Richard James,...
"Сказочные сюжеты - это идеальное убежище" "Сказочные сюжеты - это идеальное убежище"
История трёх сестёр из The Puppini Sisters лишена какого бы то ни было чеховского драматизма, а их винтаж-свинг-поп дарит...