Анонсы

Pukkelpop 2013: странные танцы Pukkelpop 2013: странные танцы
Продожение. Начало - по ссылкеНа Pukkelpop 8 сцен, но ни одна из них н ...
Robert Hood - Motor: Nighttime World 3 Robert Hood - Motor: Nighttime World 3
17 сентября - новый релиз от Роберта Худа
Границы ключ переломлен пополам Границы ключ переломлен пополам
Саймон Грин (Simon Green), выступающий под вывеской Bonobo, приезжает ...
Бьорк взялась за документальный фильм об истории музыки Бьорк взялась за документальный фильм об истории музыки
Исландская певица Бьорк и британский натурали ...

"Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без политической окраски"

Звуки уже писали о молодом питерском композиторе Илье Демуцком, который взял главный приз на прошедшем в Болонье конкурсе композиторов «2 августа». Диплом, денежный приз и медаль от президента Италии Джорджо Наполитано Илья получил за произведение "Последнее слово обвиняемой", написанное по мотивам речи Марии Алехиной перед судом. Впрочем, сам композитор от всяческих попыток политизировать его монооперу открещивается, сетуя на предвзятость журналистов и слабый интерес к самой музыке и сюжету. Звуки решили восстановить баланс сил и поговорили с Ильей о его музыке.

Звуки: Илья, что Вы думаете насчет шумихи в Интернете по поводу Вашей монооперы "Последнее слово обвиняемой"?
Илья: Мне так не нравится, что текст пытаются отделить от музыки и рассмотреть его отдельно, как какой-то политический вызов. Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без всякой политической окраски. Для меня это произведение — своего рода манифест о российской судебной системе в целом. А не о каком то конкретном деле. И я не могу сказать, что поддерживаю Pussy Riot. Я вообще писал эту монооперу в стол. В последний момент решил отослать на конкурс в Болонье, так как там в этом году была тема соответствующая. И она неожиданно "выстрелила". Конечно, были обвинения в попытке "сделать имя" на этой волне, но я к этому не отношусь всерьез. У меня много других работ, просто так получилось, что эта стала известна.

Звуки: А чем Вы зарабатываете на хлеб?
Илья: Я много работаю для кино. Активно сотрудничаю со студией документальных фильмов Сергея Мирошниченко (Илья — автор музыки к фильму "Рожденные в СССР: 28 лет"). Работаем мы с ярославским художником-мультипликатором Александром Петровым, который получил Оскара за мультфильм "Старик и море" в 2000 году. Кроме того, не очень часто, но мои произведения играют на концертах симфонической музыки в Питере. Еще я являюсь художественным руководителем ансамбля CYRILLIQUE. Мы ездим 2 раза в год во Францию с симфоническими концертами духовной и народной русской музыки.

Звуки: А на родине как относятся к Вашим музыкальным успехам?
Илья: В России мало кто знает о наших победах на престижных конкурсах на Западе. СМИ не пишут даже о том, что у них под носом. Проходили два редких композиторских конкурса: один - прокофьевский, а второй посвященный 100-летию рождения Тихона Хренникова. И никто не написал! Хотя справедливости ради скажу, что в академической среде не такой застой. Мне вот недавно предложили написать одноактную камерную оперу — в марте будет исполняться на фестивале. Мне принесли одно интересное либретто: необычный слог, текст, тема " на злобу дня". Пока не решил, буду ли за него браться.

Звуки: А самому Вам что сейчас интересно?
Илья: Я бы хотело развиваться в жанре оперы. Я люблю большие формы, у меня малых — раз-два и обчелся: несколько фортепианных произведений, дуэтов, произведение для альта. За последнее время ничего нового в российской опере я не увидел. У нас дефицит сюжетов. Опере нужен сюжет, который бы "звучал" сегодня и не выглядел музейным экспонатом спустя 15-20 лет. А если это очередные пересказы о святых или жития..., то мне, простите, это не интересно. Вы увлеките меня сюжетом!

Звуки: Как насчет концептуальных вещей?
Илья: Я уважаю эксперименты, но только идейно оправданные. Сейчас много музыки, в которой один концептуализм прёт и нет места мелодии.

Звуки: Минимализм и авангардизм?
Илья: Я долго не мог попасть в композиторскую тусовку, во-первых, потому что я по первому образованию дирижер и не варился в их среде, а во-вторых потому что я не участвовал в этих виртуальных войнах, когда авангардисты на форумах нападали на классиков (вроде меня) с претензиями: мол, вы ничего нового не создаете. Но штука в том, что они ничего нового не придумали, чего бы не было 50 лет назад.Нам нужна нормальная стилистическая широта. Мы, музыканты, должны друг друга поддерживать, а не гнобить.

Звуки: А вы сами какую музыку предпочитаете?
Илья: Ну я был воспитан на Щедрине. Он вне конкуренции. Очень уважаю Андрея Эшпая и Кшиштофа Пендерецкого. Из американцев бы отметил Джона Адамса (John Adams )... В не академическом мире мой кумир - это Bjork. Она все время в поиске и абсолютно не боится делать вещи, которые расходятся с мейнстримовым музыкальным рынком. А главное всегда попадает в точку!

Звуки: Вы комфортно себя чувствуете в роли кинокомпозитора? Зачастую такая работа ближе к ремесленнической и там нет простора для больших форм...
Илья: Да, я много пишу для кино, часто помогаю молодым выпускникам, делаю бесплатно музыку для их фильмов. Тут все идет быстрее. Если симфонические произведения я пишу исключительно за роялем, то музыку для кино я сразу записываю в midi на компьютер, дописываю аранжировки, использую сэмплерные библиотеки.

Звуки: А в целом как относитесь к киномузыке, как жанру?
Илья: Из большого количества "самодеятельности" у нас планка саундтреков очень сильно просела. Ребята покупают себе миди-клавиатуру и уже считают себя композиторами. А тут без фундаментального образования, хотя бы знания сольфеджио, гармонии, инструментовки — никуда. К тому же и на Западе, и у нас в России используется рабский труд композиторов-призраков. Мне коллеги из США рассказывали, как они работали на Ханса Циммера (Hans Zimmer) за гонорар, но не получали объявления в титрах. Есть это и у нас в России. Натыкался на подобные объявления на форумах. Киномузыку, короче, я люблю. Мой абсолютный кумир в этой области - Джон Уильямс (John Williams), работавший с Лукасом и Спилбергом.

Звуки: Ваша сестра профессиональный диджей, не думали сделать совместный проект?
Илья: Появлялись такие мысли, но пока не пришла в голову идея — как это сделать, чтобы было интересно и нам, и слушателям.


Обзоры

Ниже радара: Citizens! Ниже радара: Citizens!
Citizens!Кто: Том Бёрк (Tom Burke, вокал), Том Роудс (Thom Rhoades, гитара), Мартин Ричмонд (Martyn Richmond, бас), Лоуренс...
У меня жужжит в обоих ухах У меня жужжит в обоих ухах
Обнародованы результаты исследования, из которого следует то, о чем мы и так догадывались: специалисты отмечают значительное...
Olimpia "Шрамы" Olimpia "Шрамы"
Olimpia - новый многообещающий проект музыкантов московской команды Those Days("Те дни"), просуществовавшей на отечественной...
Stalingrad Stalingrad
Немцы, воспевающие Сталинградскую битву - это примерно такой же нонсенс, как индейцы, решившие поставить памятник Кортесу....
Новый альбом группы «Ночные Снайперы» Новый альбом группы «Ночные Снайперы»
Новая пластинка «4» и новая программа группы «Ночные Снайперы» были представлены с обещанием продолжения в будущем новых...
Ниже радара: Mt. Wolf Ниже радара: Mt. Wolf
Mt. WolfКто: Кейт Спрул (Kate Sproule, вокал), Стиви МакМинн (Stevie McMinn, гитара), Себастиан Фокс (Sebastian Fox, гитара,...

Персоны

"Жизнь - неиссякаемый источник вдохновения!" "Жизнь - неиссякаемый источник вдохновения!"
Кто они?Кому-то они покажутся простыми музыкантами, на подыгрыше у Жарра, кто-то видит в них самодостаточных композиторов,...
Канье Уэст хочет свадьбу с размахом Канье Уэст хочет свадьбу с размахом
На подходе еще одна свадьба. Узаконить свои отношения решили Канье Уэст и Ким Кардашьян. Сейчас звезды воспитывают двухмесячную...
"Меня не устраивает, что у меня всё хорошо, а у многих вокруг - нет" "Меня не устраивает, что у меня всё хорошо, а у многих вокруг - нет"
Группа Lumen давно укрепила позиции одной из самой популярных групп в российском рок-пантеоне. Плотный гастрольный график...
Jazz-Rap Jazz-Rap
Стиль Jazz-Rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего,...