Анонсы

Green Day отменили концерты в США Green Day отменили концерты в США
Американская панк-группа Green Day 29 октября объявила об отмене и ...
Dub Incorporation, 13 июня, «Известия Холл» Dub Incorporation, 13 июня, «Известия Холл»
13 июня 2013 г. в Москве на площадке «Известия Холл» при ...
Blutengel, Pakt и Maestro Nosferatu в клубе P!pl Blutengel, Pakt и Maestro Nosferatu в клубе P!pl
Russian Synth Community представляет!Вечер темной ро ...
Мумий тролль гнёт ель Мумий тролль гнёт ель
Сценический оплот русского рока — фестиваль Крылья возвращается в новом формате ...

"Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без политической окраски"

Звуки уже писали о молодом питерском композиторе Илье Демуцком, который взял главный приз на прошедшем в Болонье конкурсе композиторов «2 августа». Диплом, денежный приз и медаль от президента Италии Джорджо Наполитано Илья получил за произведение "Последнее слово обвиняемой", написанное по мотивам речи Марии Алехиной перед судом. Впрочем, сам композитор от всяческих попыток политизировать его монооперу открещивается, сетуя на предвзятость журналистов и слабый интерес к самой музыке и сюжету. Звуки решили восстановить баланс сил и поговорили с Ильей о его музыке.

Звуки: Илья, что Вы думаете насчет шумихи в Интернете по поводу Вашей монооперы "Последнее слово обвиняемой"?
Илья: Мне так не нравится, что текст пытаются отделить от музыки и рассмотреть его отдельно, как какой-то политический вызов. Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без всякой политической окраски. Для меня это произведение — своего рода манифест о российской судебной системе в целом. А не о каком то конкретном деле. И я не могу сказать, что поддерживаю Pussy Riot. Я вообще писал эту монооперу в стол. В последний момент решил отослать на конкурс в Болонье, так как там в этом году была тема соответствующая. И она неожиданно "выстрелила". Конечно, были обвинения в попытке "сделать имя" на этой волне, но я к этому не отношусь всерьез. У меня много других работ, просто так получилось, что эта стала известна.

Звуки: А чем Вы зарабатываете на хлеб?
Илья: Я много работаю для кино. Активно сотрудничаю со студией документальных фильмов Сергея Мирошниченко (Илья — автор музыки к фильму "Рожденные в СССР: 28 лет"). Работаем мы с ярославским художником-мультипликатором Александром Петровым, который получил Оскара за мультфильм "Старик и море" в 2000 году. Кроме того, не очень часто, но мои произведения играют на концертах симфонической музыки в Питере. Еще я являюсь художественным руководителем ансамбля CYRILLIQUE. Мы ездим 2 раза в год во Францию с симфоническими концертами духовной и народной русской музыки.

Звуки: А на родине как относятся к Вашим музыкальным успехам?
Илья: В России мало кто знает о наших победах на престижных конкурсах на Западе. СМИ не пишут даже о том, что у них под носом. Проходили два редких композиторских конкурса: один - прокофьевский, а второй посвященный 100-летию рождения Тихона Хренникова. И никто не написал! Хотя справедливости ради скажу, что в академической среде не такой застой. Мне вот недавно предложили написать одноактную камерную оперу — в марте будет исполняться на фестивале. Мне принесли одно интересное либретто: необычный слог, текст, тема " на злобу дня". Пока не решил, буду ли за него браться.

Звуки: А самому Вам что сейчас интересно?
Илья: Я бы хотело развиваться в жанре оперы. Я люблю большие формы, у меня малых — раз-два и обчелся: несколько фортепианных произведений, дуэтов, произведение для альта. За последнее время ничего нового в российской опере я не увидел. У нас дефицит сюжетов. Опере нужен сюжет, который бы "звучал" сегодня и не выглядел музейным экспонатом спустя 15-20 лет. А если это очередные пересказы о святых или жития..., то мне, простите, это не интересно. Вы увлеките меня сюжетом!

Звуки: Как насчет концептуальных вещей?
Илья: Я уважаю эксперименты, но только идейно оправданные. Сейчас много музыки, в которой один концептуализм прёт и нет места мелодии.

Звуки: Минимализм и авангардизм?
Илья: Я долго не мог попасть в композиторскую тусовку, во-первых, потому что я по первому образованию дирижер и не варился в их среде, а во-вторых потому что я не участвовал в этих виртуальных войнах, когда авангардисты на форумах нападали на классиков (вроде меня) с претензиями: мол, вы ничего нового не создаете. Но штука в том, что они ничего нового не придумали, чего бы не было 50 лет назад.Нам нужна нормальная стилистическая широта. Мы, музыканты, должны друг друга поддерживать, а не гнобить.

Звуки: А вы сами какую музыку предпочитаете?
Илья: Ну я был воспитан на Щедрине. Он вне конкуренции. Очень уважаю Андрея Эшпая и Кшиштофа Пендерецкого. Из американцев бы отметил Джона Адамса (John Adams )... В не академическом мире мой кумир - это Bjork. Она все время в поиске и абсолютно не боится делать вещи, которые расходятся с мейнстримовым музыкальным рынком. А главное всегда попадает в точку!

Звуки: Вы комфортно себя чувствуете в роли кинокомпозитора? Зачастую такая работа ближе к ремесленнической и там нет простора для больших форм...
Илья: Да, я много пишу для кино, часто помогаю молодым выпускникам, делаю бесплатно музыку для их фильмов. Тут все идет быстрее. Если симфонические произведения я пишу исключительно за роялем, то музыку для кино я сразу записываю в midi на компьютер, дописываю аранжировки, использую сэмплерные библиотеки.

Звуки: А в целом как относитесь к киномузыке, как жанру?
Илья: Из большого количества "самодеятельности" у нас планка саундтреков очень сильно просела. Ребята покупают себе миди-клавиатуру и уже считают себя композиторами. А тут без фундаментального образования, хотя бы знания сольфеджио, гармонии, инструментовки — никуда. К тому же и на Западе, и у нас в России используется рабский труд композиторов-призраков. Мне коллеги из США рассказывали, как они работали на Ханса Циммера (Hans Zimmer) за гонорар, но не получали объявления в титрах. Есть это и у нас в России. Натыкался на подобные объявления на форумах. Киномузыку, короче, я люблю. Мой абсолютный кумир в этой области - Джон Уильямс (John Williams), работавший с Лукасом и Спилбергом.

Звуки: Ваша сестра профессиональный диджей, не думали сделать совместный проект?
Илья: Появлялись такие мысли, но пока не пришла в голову идея — как это сделать, чтобы было интересно и нам, и слушателям.


Обзоры

Гид по дискографии Depeche Mode. Часть вторая (из трех): 1986-1998 Гид по дискографии Depeche Mode. Часть вторая (из трех): 1986-1998
«Трилл» продолжает публикацию обзора дискографии Depeche Mode. Если условно назвать период, охваченный первой частью нашего...
Кассиопея. Стивен Кинг и Мы Кассиопея. Стивен Кинг и Мы
Снегири С пылким сердцем и воображением. "Белоруссия родная, Украина дорогая" или "Умом оссию не по...
«Эта музыка будет вечной!» «Эта музыка будет вечной!»
Вышел юбилейный альбом, посвященный 30-летию группы «Наутилус Помпилиус»
Вокруг букеты, только слезы на фольге Вокруг букеты, только слезы на фольге
11 марта увидит свет второй альбом манкунианского дуэта Hurts. Своим внезапным взлётом они обозначили кратковременный ревайвал...
Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть вторая: 2004-2010 Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть вторая: 2004-2010
Обзор дискографии группы Мумий Тролль. В второй части рассматриваются альбомы, вышедшие в период с 2004 по 2010 год. Также...
Время больших надежд Время больших надежд
Нынешнюю российскую кампанию Евровидения, выдвинувшую на передовую трогательных Бурановских Бабушек, от предыдущих отличают,...

Персоны

Умные мысли от Миши Спирита. Часть 3-я Умные мысли от Миши Спирита. Часть 3-я
"Было бы неплохо, если бы враги у меня были такие же серьезные, как и я"
Dennis Christopher: «Люблю глубокое и высокое» Dennis Christopher: «Люблю глубокое и высокое»
Как говорится, "нарочно не придумаешь". Беседовать с голландским диджеем Dennis’ом Christopher’ом мы начали именно в тот...
Музыкальный психоанализ Музыкальный психоанализ
Музыка поп и других частей тела Маккартни и Моррисон, Дженнис Джоплин и Джимми Хендрикс открыто признавались, что в начале...
МУЗЫКА СО СТОЛИЧНЫМ АКЦЕНТОМ МУЗЫКА СО СТОЛИЧНЫМ АКЦЕНТОМ
Первая Зимняя музыкальная конференция в Сочи как портрет российской клубной индустрии ...