Анонсы

Марк Юсим в клубе 16 Тонн Марк Юсим в клубе 16 Тонн
Если о какой-то музыке можно сказать, что у неё есть молодость, то, одноз­н ...
Garry Beck готовит дебютный лонгплей Garry Beck готовит дебютный лонгплей
Релиз альбома намечен на 24 сентября
Muse отложили выход нового альбома Muse отложили выход нового альбома
Британское трио Muse объявило дату выхода своего нового альбома "T ...
Сплин. «Обман зрения» Сплин. «Обман зрения»
Новый альбом группы «Сплин» можно назвать, скорее, обманом слуха, нежели зрения ...
Her Bright Skies в клубе Barricada Her Bright Skies в клубе Barricada
ВПЕРВЫЕ В МОСКВЕ ИМЕНИТАЯ ШВЕДСКАЯ ГРУППА HER BRIGHT SKIES.HER BRI ...

"Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без политической окраски"

Звуки уже писали о молодом питерском композиторе Илье Демуцком, который взял главный приз на прошедшем в Болонье конкурсе композиторов «2 августа». Диплом, денежный приз и медаль от президента Италии Джорджо Наполитано Илья получил за произведение "Последнее слово обвиняемой", написанное по мотивам речи Марии Алехиной перед судом. Впрочем, сам композитор от всяческих попыток политизировать его монооперу открещивается, сетуя на предвзятость журналистов и слабый интерес к самой музыке и сюжету. Звуки решили восстановить баланс сил и поговорили с Ильей о его музыке.

Звуки: Илья, что Вы думаете насчет шумихи в Интернете по поводу Вашей монооперы "Последнее слово обвиняемой"?
Илья: Мне так не нравится, что текст пытаются отделить от музыки и рассмотреть его отдельно, как какой-то политический вызов. Если убрать имя Алехиной, то останется голый сюжет без всякой политической окраски. Для меня это произведение — своего рода манифест о российской судебной системе в целом. А не о каком то конкретном деле. И я не могу сказать, что поддерживаю Pussy Riot. Я вообще писал эту монооперу в стол. В последний момент решил отослать на конкурс в Болонье, так как там в этом году была тема соответствующая. И она неожиданно "выстрелила". Конечно, были обвинения в попытке "сделать имя" на этой волне, но я к этому не отношусь всерьез. У меня много других работ, просто так получилось, что эта стала известна.

Звуки: А чем Вы зарабатываете на хлеб?
Илья: Я много работаю для кино. Активно сотрудничаю со студией документальных фильмов Сергея Мирошниченко (Илья — автор музыки к фильму "Рожденные в СССР: 28 лет"). Работаем мы с ярославским художником-мультипликатором Александром Петровым, который получил Оскара за мультфильм "Старик и море" в 2000 году. Кроме того, не очень часто, но мои произведения играют на концертах симфонической музыки в Питере. Еще я являюсь художественным руководителем ансамбля CYRILLIQUE. Мы ездим 2 раза в год во Францию с симфоническими концертами духовной и народной русской музыки.

Звуки: А на родине как относятся к Вашим музыкальным успехам?
Илья: В России мало кто знает о наших победах на престижных конкурсах на Западе. СМИ не пишут даже о том, что у них под носом. Проходили два редких композиторских конкурса: один - прокофьевский, а второй посвященный 100-летию рождения Тихона Хренникова. И никто не написал! Хотя справедливости ради скажу, что в академической среде не такой застой. Мне вот недавно предложили написать одноактную камерную оперу — в марте будет исполняться на фестивале. Мне принесли одно интересное либретто: необычный слог, текст, тема " на злобу дня". Пока не решил, буду ли за него браться.

Звуки: А самому Вам что сейчас интересно?
Илья: Я бы хотело развиваться в жанре оперы. Я люблю большие формы, у меня малых — раз-два и обчелся: несколько фортепианных произведений, дуэтов, произведение для альта. За последнее время ничего нового в российской опере я не увидел. У нас дефицит сюжетов. Опере нужен сюжет, который бы "звучал" сегодня и не выглядел музейным экспонатом спустя 15-20 лет. А если это очередные пересказы о святых или жития..., то мне, простите, это не интересно. Вы увлеките меня сюжетом!

Звуки: Как насчет концептуальных вещей?
Илья: Я уважаю эксперименты, но только идейно оправданные. Сейчас много музыки, в которой один концептуализм прёт и нет места мелодии.

Звуки: Минимализм и авангардизм?
Илья: Я долго не мог попасть в композиторскую тусовку, во-первых, потому что я по первому образованию дирижер и не варился в их среде, а во-вторых потому что я не участвовал в этих виртуальных войнах, когда авангардисты на форумах нападали на классиков (вроде меня) с претензиями: мол, вы ничего нового не создаете. Но штука в том, что они ничего нового не придумали, чего бы не было 50 лет назад.Нам нужна нормальная стилистическая широта. Мы, музыканты, должны друг друга поддерживать, а не гнобить.

Звуки: А вы сами какую музыку предпочитаете?
Илья: Ну я был воспитан на Щедрине. Он вне конкуренции. Очень уважаю Андрея Эшпая и Кшиштофа Пендерецкого. Из американцев бы отметил Джона Адамса (John Adams )... В не академическом мире мой кумир - это Bjork. Она все время в поиске и абсолютно не боится делать вещи, которые расходятся с мейнстримовым музыкальным рынком. А главное всегда попадает в точку!

Звуки: Вы комфортно себя чувствуете в роли кинокомпозитора? Зачастую такая работа ближе к ремесленнической и там нет простора для больших форм...
Илья: Да, я много пишу для кино, часто помогаю молодым выпускникам, делаю бесплатно музыку для их фильмов. Тут все идет быстрее. Если симфонические произведения я пишу исключительно за роялем, то музыку для кино я сразу записываю в midi на компьютер, дописываю аранжировки, использую сэмплерные библиотеки.

Звуки: А в целом как относитесь к киномузыке, как жанру?
Илья: Из большого количества "самодеятельности" у нас планка саундтреков очень сильно просела. Ребята покупают себе миди-клавиатуру и уже считают себя композиторами. А тут без фундаментального образования, хотя бы знания сольфеджио, гармонии, инструментовки — никуда. К тому же и на Западе, и у нас в России используется рабский труд композиторов-призраков. Мне коллеги из США рассказывали, как они работали на Ханса Циммера (Hans Zimmer) за гонорар, но не получали объявления в титрах. Есть это и у нас в России. Натыкался на подобные объявления на форумах. Киномузыку, короче, я люблю. Мой абсолютный кумир в этой области - Джон Уильямс (John Williams), работавший с Лукасом и Спилбергом.

Звуки: Ваша сестра профессиональный диджей, не думали сделать совместный проект?
Илья: Появлялись такие мысли, но пока не пришла в голову идея — как это сделать, чтобы было интересно и нам, и слушателям.


Обзоры

Пол Бэнкс: Paul без Interpol Пол Бэнкс: Paul без Interpol
Пол Бэнкс, лидер американской пост-панк группы Interpol, рискнул приехать в Россию с сольной программой. Выступление показало,...
Ниже радара: The Merrylees Ниже радара: The Merrylees
The MerryleesКто: Райан Сэндисон (Ryan Sandison, вокал, гитара), Саймон Аллан (Simon Allan, гитара), Ли Браун (Lee Brown,...
Музыка меняет голову Музыка меняет голову
Шведские нейробиологи подвергли магнитно-резонансному сканированию мозги 39 профессиональных музыкантов и учащихся Королевского...
Две кнопки к счастью Две кнопки к счастью
Можно долго задаваться вопросом, нужен ли усилитель наушников в принципе, но ответ, скорее, будет утвердительным. Конечно,...
The Minutes The Minutes
Прелюбопытнейший артефакт в силу самого факта своего существования. Первая за шесть лет студийная работа певицы Элисон Мойе...
Uriah Heep. Into The Wild Uriah Heep. Into The Wild
Frontiers Очаровательная верность себе После прочтения нескольких рецензий на альбом URIAH HEEP "Int...

Персоны

С днём рождения, Уолт Дисней! С днём рождения, Уолт Дисней!
5 декабря 1901 года родился великий сказочник Уолт Дисней. Сегодня знаменитому мультипликатору исполнилось бы 112 лет.  Русалочка...
Butane о столице мира Butane о столице мира
Покинув американский Сент-Луис, он продолжил в Германии свою карьеру музыканта
Какими звезды были в школе? Какими звезды были в школе?
Знаменитости — богатые и успешные. Кажется, что у них есть все, о чем только может мечтать человек. Но ведь так было не всегда....
"Сперва идея. Потом мелодия. И только потом аранжировка" "Сперва идея. Потом мелодия. И только потом аранжировка"
Джо Сатриани (Joe Satriani) пребывает в прекрасном настроении: он откатал очередной тур G3, выпустил новую пластинку и готовит...