Анонсы

Пьеса для скрипки и лэптопа Пьеса для скрипки и лэптопа
С одной стороны музыка, которую записывает Дуглас Эпплинг (Douglas Applin ...
Кейко Мацуи, 4 марта, Дом музыки Кейко Мацуи, 4 марта, Дом музыки
Концерт Кейко Мацуи состоится 4 марта 2013 года в Московском междуна ...
Человек-паук - паутина из рук Человек-паук - паутина из рук
В Москву приезжает команда спайдерменов под руководством экспериментато ...
Все как в лучших домах Все как в лучших домах
Один из самых известных европейских DJ Yonderboi, в числе поклонников которого ...
Limp Bizkit возвращаются в Москву Limp Bizkit возвращаются в Москву
Уже в эту пятницу, 29 ноября, в рамках своего российского тура амер ...

"Я на правах Творца отменил конец света"

Никита Джигурда размашисто подписывает мне свою новую книгу "Вертикаль Русского Мата. Батарейка Бога" и вообще настроен весьма благожелательно. "Я вообще люблю попиздеть о вечном," - улыбается Никита Борисович, а мне только это и надо. В длительной беседе мы, кажется, успеваем затронуть все допустимые мистические, философские и культурные темы: от творчества Максимилиана Волошина до эзотерической природы русского космизма. Животрепещущая тема надвигающегося апокалипсиса тоже не осталась за бортом.

Звуки.Ru: Никита Борисович, во-первых, поздравляю с выходом книги. Не скрою, ждал давно, кое-что даже заранее выучил наизусть. Но почему так долго? Ведь первые стихи из этой книги вы читали еще, если мне не изменяет память, лет шесть назад...
Никита Джигурда: Я шесть лет сознательно пребывал в образе шута, рыжего клоуна, и эта книга - тоже сознательный перфоманс (Джигурда произносит с французским прононсом: "перфомАнс"). Я же вырос в интеллигентной семье, родители у меня были инженерами-конструкторами на секретном заводе и матом не ругались вообще никогда. Но я припоминаю, как я маленьким попал в больницу, и у меня медсестры нашли переделку стихов Пушкина. У меня была книжка, и я туда, прямо в текст, вставлял матерные слова. По-моему, я этим словам научился от старшего брата, который меня на пять лет старше, ну и, соответственно, в каких-то вещах был поопытней. Так что первые матерные опыты у меня были в далеком детстве, когда я матом еще и ругаться толком не умел. И вообще, надо сказать, мне повезло: когда я понял, что стихотворений накопилось достаточно, чтобы составить из них книжку, то вмешались мистические силы. И книга вышла из печати за несколько дней до того самого пресловутого закона - сейчас бы я такую книгу не выпустил. А я успел.

Звуки.Ru: Отличные слова сейчас сказали - "образ шута"...
Никита Джигурда: Шута, чудища, если хотите. Это же "Аленький цветочек" такой - принц надевает маску чудища, чтобы сохранить аленький цветочек сердца. Я до 2006 года писал лирические стихи, в "Золотой серии поэзии" даже вышла книга моих лирических стихов. И я дал эту книжку почитать моему старшему сыну. Он полистал и говорит: "Да ты, папа, как Пушкин". Ого, думаю, заебись, понимает. А он тут возьми и добавь: "Такой же скучный и несовременный". Ну, тут я подумал, что с молодняком надо говорить на их языке. Спросил у сына, а какие стихи тебе интересны - он мне надавал кучу современных исполнителей, Шнурова, "Касту". Я все это дело послушал, подумал - и как-то меня зацепило, потащило, вот и получились стихи, которые, думаю, и молодняк зацепят.

Звуки.Ru: Но "Золотая серия поэзии" - это круто, надо сказать...
Никита Джигурда: Да, круто! Но у меня же эта история тянется вообще с 19 лет, когда я залетел в психушку за то, что на площади у памятника Ленину пел свои песни, песни Галича, высоцкого... Меня там, значит, врачи спрашивают: "Ты себя кем ощущаешь?". А я им честно отвечаю, что ощущаю себя наследником Пушкина, Есенина. Ну, они мне и пишут диагноз: "гипоманиакальный психоз". И эта мания величия через двадцать пять лет аукнулась выходом сборника в "Золотой серии поэзии", которая оказалась вообще вне формата. Никому эта книжка, по большому счету, оказалась не нужна, как не нужна у нас сейчас высокая поэзия вообще. И я решил сотворить что-то такое, чего еще не было.

Звуки.Ru: Матерных стихов не было?
Никита Джигурда: Не в этом дело. Это же как у Бродского - его обвиняли в том, что он о важных, мистических вещах пишет, используя простонародный язык: "Ночь, камера, волчок хуярит прямо мне в зрачок...". И я, любя с детства стихи Бродского, Окуджаву, Визбора, Высоцкого, написал сперва лирический сборник, а потом меня прорвало. Прорвало накануне встречи с Анисиной, кстати. Она меня даже спрашивала: "Так это я тебя подвигла на матерные стихи?". Да нет, она меня спасла - если бы не она, то все бы закончилось каким-то аутодафе, я бы тут не сидел, был бы секс-драгз-рок-н-ролл в прямом смысле этого слова. А я до этого прошел через множество мистических практик и постиг такие вещи, о которых молчать не мог вообще. Рассказываю об этом по-серьезному - интересно только узкой группе людей, которые интересуются мистикой, литературой. То есть как у Гессе, игра в бисер - это все оторвано от реальной жизни. А достучаться до людей хотелось. И я придумал вот такую форму - свободную, актуальную по языку сегодняшнему времени. Все эти стихи имеют сверхзадачу - вертикальную, рассказать о стержне жизни, о стержне души. Поэтому книга и называется "Вертикаль русского мата".

Звуки.Ru: Вы высказались в поддержку Pussy Riot...
Никита Джигурда: Одним из первых! Я тогда сказал, что это наша главная проблема: не ведают, что творят против этих девочек, юродивых, блаженных. А если ведают - то они все духовные пидорасы, конечные. Взять идею высшей любви и ею прикрываться, делать бизнес и сбрасывать на девчонок всю эту фигню - это же подлость! Закон тут придумали об оскорблении чувств верующих. А где закон об оскорблении чувств атеистов? Я-то сам не атеист, я знаю, что все мы - боги, мы же дети Божьи! И я говорю: а чем вам радноверие не нравилось, язычество? Или надо как княгиня Ольга - построила Киево-Печерскую лавру, говорит: кто верит в Христа, идите сюда, мы тут вас защитим, а кто на нас с мечом пойдет - тот пиздюлей получит. Но она же не говорила: я вам дам пизды во имя Христа! Не говорила! Так говорили жрецы, языческие жрецы, которые использовали мат для разгона бесов.

Звуки.Ru: Реально прогонять бесов матом?
Никита Джигурда: Реально. Мат - это демоническая энергия. Но демоническая - не значит бесовская. Напротив, демоническая - в том понимании как у Лермонтова: демон, дух изгнанья. Мне филологи сегодня говорят, что по моей книге будут защищать диссертации. Правильно, потому что демонические энергии используются для генеральной идеи мироздания, идеи человека-творца. Мат непереводим, мне Анисина это подтвердила. Ну как можно перевести слово "запиздячил"? Никак его нельзя перевести.

Звуки.Ru: Вас упорно ведет в какую-то эзотерику...
Никита Джигурда: Так в этой книге - вся эзотерика! Здесь все, о чем писали русские космисты, об идее человека-творца, о чем говорил Волошин: "Так будь же сам Вселенной и Творцом". Иван Франко в 1886 году написал поэму "Атеист", за которую бы его сегодня в тюрьму посадили! Он писал, что не бог творил человека, а человек творил богов! У людоедо Бог был людоедом, у черных - черным, а у поэтов и философов Бог был поэтом и философом. Все, о чем писали великие посвященные всего мира - все это пытаются похерить сейчас и возродить средневековое невежество. Но я понял законы бытия, когда я могу делать то, что хочу и писать то, что я хочу. Я ж дядька мудрый, я не хожу с этим на площадь. Я написал про это: "Кто не стоит в коленно-локтевой позиции, тот сам - духовный лидер оппозиции". Меня же куда только не звали, и в "Единую Россию", и к Жириновскому, и к Прохорову, ордена мне вручали - вся грудь в орденах, но я-то понимаю изнутри, что все это лохотрон. А девочки эти сказали то, о чем и рокеры молчат, и театральная, и киношная тусовка. А надо с колен подняться. прекратить быть рабами! Но при этом надо иногда выпускать пар из котла души - пусть через мат, через экспрессию. Вот я и написал такую книжку, написал чтобы озвучит философскую концепцию молодняку, а заодно и выпустить пар.

Звуки.Ru: Вас не пугает ситуация в стране? Сами же говорите, сейчас такую книжку уже не выпустить...
Никита Джигурда: Да что значит, пугает-не пугает... Тут говорят: ой, батюшки, 37-й год возвращается. А я на это отвечаю: "Если б Сталин был как Путин - расстрельной не было беды, но если б Путин был как Сталин - то дал бы всем давно пизды!" Какой 37-й год?! Тогда "мяу" сказать было нельзя! А сейчас что - соблюдай правила игры, 10 процентов знают правду, а голосуют 90. вы там в оппозиции друг с другом договориться не можете.

Звуки.Ru: Давайте-ка о музыке. С литературой понятно - книжка выпущена. А когда мы увидим камбэк Джигурды-музыканта?
Никита Джигурда: Я сейчас готовлю один музыкальный эксперимент с молодыми ребятами в стиле рэп. Мне это до недавних пор вообще близко не было, моя стихия рок-н-ролл: Цой, Моррисон. Но когда я понимаю, что мои дети этот мир не понимают, то я стал нащупывать что-то такое экспериментальное. А кроме того вместе с украинской рок-группой "Сад" я сейчас записываю альбом на стихи Тараса Шевченко, который мы хотим выпустить в 2014 году к его юбилею. А еще я хочу сделать такое специальное шоу, церемониальную магию, обряд, который бы вставлял так, что мало не покажется. Так что я пока в стадии подготовки нескольких музыкальных проектов, вот так.

Звуки.Ru: А возобновить бардовскую деятельность не хотите? Просто, в одиночку, с гитарой...
Никита Джигурда: Я это много лет делал, мне надоело. Я с 86-го года ездил с гитарой, пел свои песни, а потом когда мне в начале 90-х предложили меня раскрутить как барда, я сразу сказал - ребята, а вы где были раньше? Мне куда важнее сохранять свободу творчества. За последние десять лет я трижды отказывался от тотальной раскрутки! Трижды! Потому что подписывая контракт, ты отказываешься от свободы творчества, все, что ты поешь - отбирает продюсер. А мне это не надо. Я хочу будоражить это болото, настоящих буйных мало! Причем вожаки должны быть не только буйные, но и мудрые, чтобы их не убили как Игорешу Талькова, Есенина, Пушкина.

Звуки.Ru: Но Ваши старые пластинки, "Перестройка" та же - были удивительно актуальны своему времени.
Никита Джигурда: Да они и сегодня актуальны! Просто - на другом уровне. Вот, смотрите, я в 91-м году написал: "Перестройка-перестройка, выборов крутой набег, новая голосоломка, думай, добрый человек: кто теперь тобой правит? Кто тебя по новой грабит? Разве это демократ? Серп и молот ему в зад!". А потом у меня пошел мистический цикл, мне скучно писать по-старому, сочинять, как и раньше. Я этим могу зарабатывать деньги, но мне-то не хочется что-то делать только ради баблоса. Драйва нет - и я ушел в лирику. Потом - любовь, и я ныряю в мистику, в оккультизм. А потом я хочу сделать что-то нереальное с точки зрения искусства: сочинить вещи, которые будут как матрешка, нравиться всем поколениям и будут понятны тоже всем, но при этом будут нести в себе важную философскую истину. Брань - она же была и у классиков тоже, у Шекспира, например. Его же Пастернак переводил облагороженно: фишка Шекспира была в том, что высокие философские моменты озвучиваются стихами, а потом простолюдины начинают хохмить - там и про жопу, и шуточки всякие сальные. А в переводе это все облагородили. Так что настоящее искусство актуально любому времени.

Звуки.Ru: Никита Борисович, нас тут пугают концом света. Вы-то что думаете по этому поводу?
Никита Джигурда: Я и в шутку, и всерьез говорю по этому поводу: я на правах Творца отменил конец света, тотального пиздеца не будет. Для кого-то, правда, конец света и так настанет, но не в телах, а в мозгах, вот и все. Есть огромное количество людей, заложников старого мышления, и то, что сейчас происходит в обществе - для них это конец света. А для всех остальных - все хорошо будет. В жизни столько драйва, столько любви, столько внутренней чистоты, что какой тут конец света? Да, если у нас в обществе опять возникнут имперские амбиции, то настанет не тотальный, а локальный пиздец. Ну, схлопнется и схлопнется, а по большому счету для человечества, для духа его - ничего не изменится.


Обзоры

Вечность пахнет нефтью Вечность пахнет нефтью
Битва промо-кампаний весны 2013 шла между двумя группами – Daft Punk и Boards of Canada. Пока первые выкладывали в сеть многочисленные...
Дважды Glofira. 2010 Дважды Glofira. 2010
Климат - умеренно-континентальный. Не дебютный дебют - казалось бы, и тавтология, и звучит паршиво -...
Правило игры Правило игры
Самое огромное усилие нужно для того, чтобы после долгого молчания или болезни выйти на улицу и сделать первый вдох. Первое...
Если кит на слона налезет - то кто кого сборет? Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?
2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря...
BBC Sound of 2014: костры амбиций BBC Sound of 2014: костры амбиций
BBC Sound of – предприятие неоднозначное. Хотя бы потому, что у него, на мой взгляд, нет четкой целевой аудитории. С одной...
Tinavie. Hidden Places Tinavie. Hidden Places
Облачко спряталось Эпитет "девичья" не всегда точно подходит к музыке с женским вокалом. В "девичьей...

Персоны

Брэд Филлетре о сольной карьере, альбоме и напутствиях молодому поколению Брэд Филлетре о сольной карьере, альбоме и напутствиях молодому поколению
"Откровенно. Обнадеживающе. Честно." Интервью с Брэдом Филлетре Когда я попросила
«Fast Food» «Fast Food»
1 000 000 долларов за группу «Fast Food» Популярность любого артиста зависит от любви поклонников и обожателей. Не редкость,...
Секреты Алекса Ниджеманна Секреты Алекса Ниджеманна
Мировое турне в поддержку дебютника Алекс проводит по странам Европы, Азии и Америки
Основатели легендарной танцевальной команды МИРАЖ — специально для InDaRnB. Основатели легендарной танцевальной команды МИРАЖ — специально для InDaRnB.
На этот раз мы побеседовали с основателями уже культовой танцевальной команды МИРАЖ. Александр Коргинов и Влад Кузьмин поведали...