Анонсы

The D.O.T., 15 августа, «16 тонн» The D.O.T., 15 августа, «16 тонн»
В пре­жней жи­зни, во вре­ме­на The Streets, он был ку­ми­ром по­чт ...
«Ундервуд», 19 июля, «16 тонн» «Ундервуд», 19 июля, «16 тонн»
Еще одна из многих и очень веская причина прибыть в «16 тонн» 19 июля.
Gender ID в клубе 16 Тонн Gender ID в клубе 16 Тонн
Gender ID за пять лет работы издали шесть DIY-релизов, успели засветиться н ...
С новым номом! С новым номом!
Питерская формация НОМ объявила сбор средств на запись нового альбома "Семеро смертных ...
Наадежда на завтра Наадежда на завтра
Среди публики пока проект Наадя принято понимать примерно как "то же, что и Moremo ...

"Оригинальность - самый верный критерий искусства"

3-го и 4-го февраля в Москве, в уютном «Доме» и огромном Дворце на Яузе, прошли два концерта, объединенные названием Leo Records Fest. Посвящены они были, как следует из названия, независимому английскому лейблу, созданному нашим бывшим соотечественником, джазовым человеком и радиоведущим Лео Фейгиным. Благодаря этому замечательному человеку, русские музыканты оказались вписаны в мировой контекст, а западные любители необычной музыки узнали о существовании трио ГТЧ, Курехина, Шилклопера и многих других,- вплоть до новейшей звезды российского джаза, саксофониста Алексея Круглова. Именно Алексей и взял на себе все хлопоты по организации во Москве и Питере фестиваля легендарного лейбла. Лео живьем оказался в России всего лишь второй раз за последние двадцать лет, и говорить с ним перед началом длиннющего концерта в битком забитом «Доме» оказалось трудно – слишком много людей хотели с ним поздороваться и обняться. Но на несколько вопросов «Звуков» он всё-таки ответил.


Звуки.Ru: - Лео, Вы попали в Великобританию в 1973-м году. И начали выпускать диски под лейблом Leo Records в 1979-м. Глядя из нынешнего времени, мы понимаем, что это время расцвета британского арт-рока во всех его проявлениях: от Led Zeppelin до Procol Harum, от Pink Floyd до...
Лео Фейгин: - King Crimson.

Звуки.Ru: - Вот-вот. При таком невероятном разнообразии музыки английской - почему Вы решили издавать странную, никому не известную русскую музыку?
Лео Фейгин: - Это была какая-то чудовищная внутренняя потребность. Когда моя первая жена, ныне покойная, узнала, что я собираюсь начать лейбл и ехать в Нью-Йорк записывать Амину Клодин Майерс, – она пошла к участковому врачу: она подумала, что я сошел с ума. Просто, наверно, у меня было очень много сил и энергии, а BBC, где я работал, не использовало эту энергию на все сто процентов. К тому времени я познакомился с британской новоджазовой сценой, и она показалась мне очень интересной. И решающий фактор — что мои друзья Ефим Барбан и, позже, Александр Кан, писали мне, что появилось потрясающее трио Ганелин-Тарасов-Чекасин. Получив от них первую ленту, я, конечно, показывал ее разным людям. В частности, я проиграл ее Манфреду Айхеру (Manfred Eicher – создатель и руководитель ECM Records - МВ) и его «правой руке» Стиву Лейку (Steve Lake) на фестивале в Мёрси. Мы сидели в машине, они прослушали и сказали, что это невозможно: не может быть, что это играет трио! Слишком много инструментов — и рояль, и контрабас, и бассет, и гитара, и флейта, и саксофон, и ударные, и перкуссия...

Звуки.Ru: - «Новая музыка» и «новый джаз»: что у них общего, чем они отличаются?
Лео: - Это явление трудно определить одним названием. Но если дать несколько названий, то общее представление может возникнуть. Новый джаз, фри-джаз, новая музыка, открытая музыка — всё вместе это уже дает какое-то представление. Это музыка, в которой можно всё! И которая не ограничена ничем. Джаз, например, ограничен тональностью, ритмом, квадратами. Трудно в этих рамках создать что-то оригинальное.

Звуки.Ru: - Некоторым удается.
Лео: - Некоторым удается. Но редко. А девяносто, девяносто пять процентов играют замечательную музыку, но это же все эстрада... они делают это каждый день изо дня в день. Отличительная черта новой музыки – ее оригинальность. В этой новой идеоме можно создавать еще что-то оригинальное, а я считаю, что оригинальность — это и есть самый верный критерий искусства. Конечно, за 50 лет в «новой музыке» уже появились свои клише, но я уверен, что ее возможности далеко не исчерпаны.

Звуки.Ru: - А может ли эта новая музыка быть профессиональной?
Лео: - Конечно. Почему нет?

Звуки.Ru: - В смысле – можно ли на нее жить?
Лео: - Сейчас уже наверное можно. Сейчас некоторые западные музыканты с большим успехом это делают. Например, Жоэль Леандр (Joelle Leandre), которую я издаю, может давать сто концертов в год. И за многие концерты она получает по меньшей мере тысячу евро. То же самое — Эван Паркер (Evan Parker). Фестивали, плюс диски, которые он выпускает, плюс радиопрограммы. Все вместе собирается во вполне приличный заработок.

Звуки.Ru: - Вы говорили, что оцифрованная музыка, «музыка в Интернете», убила независимых музыкантов.
Лео: - Да!

Звуки.Ru: - При этом, например, поп-музыканты, да и рок-музыканты часто говорят, что рассматривают выложенные в Сеть треки как бесплатное промо, а живут они с живых шоу. Насколько применимо это к новой музыке?
Лео: - Я получаю массу музыки по интернету. Но я не могу ее слушать на компьютере. Или возьмите Энтони Брэкстона (Anthony Braxton), у которого масса записанных пластинок - на моем лейбле и на множестве других. Разве можно держать их все в виртуальном виде? Это же просто оскорбление! Нужно же их обязательно издавать на каком-то физическом носителе!

Звуки.Ru: - Leo Records начиналась на виниловых дисках. Потом, вместе со всеми, компания перешла на выпуск CD. Не собираетесь ли Вы двигаться дальше и переходить на онлайнововые продажи?
Лео: - Нет. Мне уже тяжело начинать все заново. Кроме того, слушателям новой музыки это не очень нужно. Ведь пластинка — это произведение искусства. Фотография, аннотация. То, что называется memorabilia.

Звуки.Ru: - Получается, что поклонники новой музыки не в восторге от новых технологий?
Лео: - Получается, что так.


Обзоры

Сурковская пропаганда. Выпуск 10: про тесто Сурковская пропаганда. Выпуск 10: про тесто
Дожили, девочки и мальчики! По понятным причинам сочинять новые песни протеста, а равно и исполнять их публично в разных...
Новый альбом Beck Новый альбом Beck
Американский певец Beck Hansen рассказал, что сейчас работает над новым, нормальным альбомом, в отличие от своего последнего...
B3 B3
Студийных работ от Placebo не было слышно уже три года с момента выхода лонгплея "Battle for the Sun" в 2009. Не сказать,...
Сюиты Сюиты
"..Всё созданное имеет один корень, один процесс: ядро создается на одном дыхании, и потом, именно это дыхание вы как слушатель...
А был ли мальчик? А был ли мальчик?
К 1972 году группа Jethro Tull подошла в статусе признанных звезд мирового арт-рока. Их альбом "Aqualang", отлично продавался,...
Сурковская пропаганда. Выпуск 11: плавающим и путешествующим Сурковская пропаганда. Выпуск 11: плавающим и путешествующим
Путешествовать в наше время модно и престижно. И мир можно посмотреть, и себя показать. Путешествуют все: от мала до велика,...

Персоны

Freddie MERCURY: Невозможное интервью Freddie MERCURY: Невозможное интервью
В день 65-летия великого музыканта Звуки решили пофантазировать на тему возможного интервью с Фредди Меркьюри. Если бы певец...
Валдис ПЕЛЬШ: "И тут, как саламандра из огня, появляюсь я" Валдис ПЕЛЬШ: "И тут, как саламандра из огня, появляюсь я"
Валдис Пельш рассказал Звукам о великом проклятии и великом везении Несчастного случая и о том, за что отвечает в коллективе...
"Политики разделяют нас, но мы не должны идти у них на поводу" "Политики разделяют нас, но мы не должны идти у них на поводу"
Уже два года лидер культовой группы Tequilajazzz Евгений Фёдоров занят новым проектом Zorge. За это время слушатели окончательно...
"Мы везде посеяли зерна, посмотрим теперь, где прорастет" "Мы везде посеяли зерна, посмотрим теперь, где прорастет"
Сильный голос фронтвумен украинской группы The Hardkiss Юлии Саниной иногда сравнивают с голосом Эми Уайнхаус (Amy Winehouse)....