Анонсы

Американцы Green Day выпустили альбом «Dos!» Американцы Green Day выпустили альбом «Dos!»
Американцы Green Day выпустили вторую часть трилогии «Un ...
The Rasmus порадовали поклонниц песнями Владимира Шаинского The Rasmus порадовали поклонниц песнями Владимира Шаинского
Декабрь уже перевалил за свою середину и ...
Kreator. 9 марта, Milk Moscow Kreator. 9 марта, Milk Moscow
Беспрецедентный по своим масштабам тур легендарных KREATOR!
Пьяный Пит Доэрти травмировал российскую поклоннницу Пьяный Пит Доэрти травмировал российскую поклоннницу
В России вовсю развернулась зима. Москва и Петер ...
Не спи - замерзнешь Не спи - замерзнешь
В минувшие выходные Animal Джаz презентовали в столице свой седьмой номерной альб ...

"Я - композитор, делать простенькую музычку мне неинтересно"

Большой дебют Эмы Джолли (Ema Jolly, она же Emika) никак не назовешь ярким, как бы ни хотелось попользоваться этим словесным штампом. Нет, все звезды в случае начинающей встали правильно: легендарный лейбл Ninja Tune получил своего лучшего новичка за последние несколько лет, дабстеп-сообщество - по-настоящему свежую кровь, музыкальная пресса - пополнение в рядах интроверсивных сингеров-сонграйтеров. И тем не менее обозреватели вышедшего в октябре одноименного альбома ("Emika") советуют слушать пластинку в полной изоляции, при выключенном свете и, желательно, в состоянии какого-нибудь душевного расстройства. Совет понятен: на "Emika" дабстеп (классического, лондонско-бристольского образца середины 00-ых) и фортепианная классика сходятся вокруг горьких текстов об одиночестве, предательстве и двойном дне человеческой натуры.

Сама Эмика от образа депрессивного интроверта себе на уме легко открещивается, и в разговоре предстает открытым, приятным и интеллигентным собеседником. А беседуем мы о совращении слушателя, истинной миссии дабстепа и питательной атмосфере нынешнего Берлина, куда Эма переехала несколько лет назад.

Звуки: Ваш первый альбом не назовешь "скороспелкой". Первый сингл вышел еще в январе прошлого года, сам альбом только сейчас. Вы перфекционистка?
Эмика: Дайте подумать... Дело вот в чем: у меня нет группы, нет большой команды людей, которые бы мне помогали. К тому же я композитор, и не привыкла торопить музыку. Не составляет труда написать припев или басовую линию, взять какое-нибудь клише и сделать простенькую музычку. Но меня вдохновляет опыт великих композиторов, таких, как Рахманинов и Бетховен. И хотя музыка у меня электронная, с битами и прочими клубными штуками, я уделяю время композиции. И еще я учусь на ходу. Чем больше я играю с мелодиями, тем больше я узнаю о музыке, о возможностях, которые в ней открываются. Я люблю экспериментировать, а это отнимает массу времени.
У вас наверняка был такой опыт: вы слушаете какие-то песни, и они вам не нравятся, но проходит время и вы начинаете их любить. Или наоборот, "остываете" к тому, во что когда-то влюбились с первого прослушивания. Так вот, когда я писала первый альбом, я все время останавливалась и слушала то, что делала. А чем больше слушаешь, тем больше тебе хочется что-то переделать. И все это длится и длится... Я не прихожу в студию, чтобы за две недели слепить альбом. Я проживаю музыку. Часто я переживаю какой-нибудь опыт, очень сильный, захватывающий, и чтобы перенести его в музыку, требуется много времени. Потому что я хочу поделиться этим опытом с людьми.

Звуки: Ну а все-таки, что было самым трудным?
Эмика: Самое трудное - понять, что понравится людям. Я же только начинаю, у меня нет большой фан-базы. И когда у тебя нет аудитории, ее можно только представить, попытаться угадать ее реакцию. Теперь все изменилось, я успела поездить с концертами по многим странам, очень эмоционально пообщаться с людьми, которым нравится то, что делаю. Например, от Польши осталось сильное впечатление. Я написала песню для поляков. И от России жду того же! Кто-то сделал отличный постер для моего концерта в Москве (не будем замалчивать имя героя, дизайнера зовут Артем Григорьев - прим. Звуков), и это вдохновило меня на написание музыки - вот буквально вчера это было... Так что теперь угадывать настроения публики будет попроще.

Звуки: Но рецензии на альбом были очень доброжелательными.
Эмика: Да!
Звуки: Признайтесь, ожидали?
Эмика: Вообще не ожидала. Мне казалось, что людям альбом покажется слишком мрачным, слишком мутным, недостаточно попсовым...
Звуки: Но слишком серьезно они альбом не восприняли?
Эмика: Нет! И это удивительно. Люди сочли его мрачным, интригующим, загадочным, и им это понравилось.

Звуки: Ну с мрачностью и мистерией все понятно. Но я не раз встречал слово "обольстительный" в отзывах, и вот это было несколько неожиданно. Вы как, пытались совратить слушателя?
Эмика: Да! Конечно! (смеется) Я же женщина, мне нравится быть привлекательной, нравится обольщать людей. В мире полно агрессивной музыки, громкой, быстрой, совершенно безумной музыки о сексе, а по-настоящему сексуальной не так уж и много.

Звуки: Мне кажется, вы прекрасный пример DIY-музыканта нового поколения, такого "человека с лэптопом". Подавляющая часть альбома ведь на компьютере был написана?
Эмика: Да, у меня же нет большой аналоговой студии, поэтому пишу я обычно на лэптопе. У меня есть несколько микрофонов, много цифровых синтезаторов, на которых я все и делаю. А запись, продакшн, сведение - все это уже происходило в берлинской студии человека по имени Рашад. Изумительная студия, он уже лет 20 в ней работает.
Звуки: И вы, я помню, называли BBC Radiophonic Workshop в качестве источника вдохновения, а это люди, которые делали музыку даже не на инструментах, а на гармонических осцилляторах и тому подобных приборах.
Эмика: В Берлине мне повезло устроиться саунд-дизайнером в компании Native Instruments, гиганта программного обеспечения. Поэтому все их продукты, цифровые синтезаторы мне, как сотруднику, доставались за какие-то гроши, тридцать евро или около того. И пока я работала над альбомом, я училась с ними управляться. У меня не было заранее разработанного плана, я просто играла на синтезаторах. А поскольку на них очень просто программировать новые звуки, меня ждало море открытий. Но при этом мне нравится фортепиано - за то, что оно всегда звучит одинаково. Фортепиано не перепрограммируешь. И в то же время на нем можно много чего сыграть: бит, басовую линию... да что угодно, это целый ансамбль в одной коробке. И я бы сказала, что мои любимые партии на альбоме были сыграны на нем.

Звуки: К слову, о Берлине. Есть устойчивый миф о том, что это город со специфической, напряженной атмосферой, которая на многие альбомы, записанные в Берлине - Боуи (David Bowie), Кейва (Nick Cave), Depeche Mode, да хотя бы тех же Liars, если взять пример посвежее - просочилась и оказала влияние. Вместе с тем, многие мои друзья, ездившие в Берлин, говорят что это очень жизнерадостный город, где постоянно происходят самые разные вечеринки. Кому верить? Ваш альбом можно назвать "берлинским"?
Эмика: Да, конечно. В Берлине для меня все стало на свои места. В Бристоле я изучала музыкальные технологии, звуковое искусство и саунд-дизайн. А в Берлине любят всякие странные звуки, абстракт - это то, подо что местные могут, скажем, танцевать в клубах и отрываться. Представьте себе: электронный авангард как саундтрек к вечеринке. Вокруг абстракта там образовалась целая сцена, и я была поражена, когда открыла ее для себя. Так что альбом, конечно же, вдохновлен Берлином и Берлину посвящен. Во многих рецензиях пишут о Бристоле, дабстепе и бас-музыке, но для меня эта запись - берлинская, никаких сомнений.

Звуки: А что вас привлекло в дабстепе? От него уже прохода нет, кажется.
Эмика: Ну он уже не тот, что был раньше... Когда я жила в Бристоле, я познакомилась с Пинчем (Pinch), который делал вечеринки, и играл на них дабстеп - еще до того, как дабстеп стал дабстепом. Тогда, году в 2003-ем это действительно было чем-то свежим. Digital Mystikz, Лоуфа (Loefah), другие ребята из Лондона... Это все были новые записи, их никто еще никто не издавал и не крутил по радио. Настоящий андеграунд. И что мне действительно понравилось в этой музыке, так это ее медитативность. Все собирались в каком-нибудь убогом клубе, если не в гараже, и не было никакого рейва, никто не танцевал, не пытался общаться, не сходил с ума, никто даже наркотиками не закидывался. Эта история была вообще не про социализацию. Люди приходили слушать музыку, чувствовать ее. Такой вот духовный опыт. Со мной никогда не происходило ничего подобного: очень громкая, физически пробирающая до костей музыка может быть медитативной. Это та сила, которую я до сих пор ценю в бас-музыке.

Звуки: А вы сразу вышли на Ninja Tune? Или это они вышли на вас? Было ли какое-либо соревнование между лейблами за перспективного новичка? У Пинча есть Tectonic, в Берлине есть Ostgut Ton, и так далее.
Эмика: Да нет, это само собой получилось. На втором курсе университет отправил меня к ним на стажировку, изучать индустрию. Ninja Tune мне всегда нравились, еще с тех пор, когда мне было 13-14. Тинейджером, знаете, быть не всегда просто, и их музыка тогда спасала меня. Поэтому когда выпал шанс поработать в индустрии, я сказала "Хочу в Ninja Tune". Это была своего рода попытка отдать долг. Интернам на стажировке не платят, иногда приходилось и полы мыть, но я добилась своего, меня заметили. Они поняли, что для меня это серьезно. Несколько лет я делала ужасную музыку (смеется), но потом переехала в Берлин, занялась совершенно другими вещами, отправила им демо, и на следующий день они предложили мне контракт. И, конечно, я согласилась. На альбом у меня ушло почти три года, я несколько раз меняла свой стиль. Большинство лейблов давно бы выкинули меня на улицу, а Ninja терпели до последнего, направляли, подсказывали. Они поверили в меня, и это очень важно.

Звуки: Когда у артиста выходит первый альбом, и он отправляется на гастроли, нетрудно предсказать, что он будет играть на концертах - первый альбом. Но какие-то сюрпризы (каверы, бонусы) вы готовите?
Эмика: Нет! (смеется) Но в альбомных треках многое меняется, когда я играю их живьем. Я люблю импровизировать. Перед концертами в Америке я закончила одну крутую вещь, и она уже хорошо пошла, так что я ее тоже сыграю. Я думаю выпустить ее синглом. На самом деле, я стараюсь придумывать что-то особенное, в зависимости от того, где я выступаю. И к российским концертам я тоже кое-что приготовила.

Emika, Raoul Sinier, Dj [H], Dj Comrade, Dj Nima
Москва, клуб "16 тонн"
25 ноября 23:55

Emika на фестивале Электромеханика
Санкт-Петербург, Центр современного искусства им. Серегея Курёхина
26 ноября 20:00


Обзоры

"Welcome to Brazzaville II" "Welcome to Brazzaville II"
Американский романтик Дэвид Браун (David Brown), любящий Россию особой любовью (что неудивительно - здесь Brazzaville неизменно...
The Origin of Love The Origin of Love
Сладкоголосый уроженец Ливана Майкл Холбрук Пенниман (Michael Holbrook Penniman), он же Мика (Mika), прошедшим летом заставил...
Ниже радара: Salt Cathedral Ниже радара: Salt Cathedral
Salt CathedralКто: Джулиана Рондерос (Juliana Ronderos, вокал), Томми Хартман (Tommy Hartman, бас), Николас Лозада (Nicolas...
Цифры после точки Цифры после точки
Лейбл Warp вновь применил свою излюбленную тактику середины девяностых (то есть тех времен, когда Warp Records и заработали...
Две кнопки к счастью Две кнопки к счастью
Можно долго задаваться вопросом, нужен ли усилитель наушников в принципе, но ответ, скорее, будет утвердительным. Конечно,...
Ниже радара: King Charles Ниже радара: King Charles
King CharlesКто: Чарльз Джонстон (Charles Johnston)Откуда: Лондон, ВеликобританияЛейбл: MI7В формулу “секс, наркотики и рок-н-ролл”,...

Персоны

"Сперва идея. Потом мелодия. И только потом аранжировка" "Сперва идея. Потом мелодия. И только потом аранжировка"
Джо Сатриани (Joe Satriani) пребывает в прекрасном настроении: он откатал очередной тур G3, выпустил новую пластинку и готовит...
Interview: Тимати Interview: Тимати
К творчеству и личности Тимати можно относиться по-разному, но признать тот факт, что на данный момент это самый рейтинговый...
Карьера Уэйна Руни под угрозой Карьера Уэйна Руни под угрозой
Стало известно, что нападающий английской сборной по футболу Уэйн Руни изменял своей беременной жене Колин с девушкой легкого...
Умер Барни Маккенна Умер Барни Маккенна
Барни Маккенна (Barney McKenna), основатель легендарного ирландского фолк-ансамбля The Dubliners, скончался в возрасте 72...