Анонсы

TITO & TARANTULA возвращаются в Россию! TITO & TARANTULA возвращаются в Россию!
7 октября в концертном зале Известия Hall выступит любима ...
Крылья, ноги и хвосты Крылья, ноги и хвосты
Под Хэллоуин в Москве состоится вручение ежегодной премии клуба "16 тонн" — "Зо ...
The Killers выпустят совместный сингл с M83 The Killers выпустят совместный сингл с M83
The Killers выпустит совместный сингл с Энтони Гонсалесом ...
Нам не страшны оковы и решетки Нам не страшны оковы и решетки
22 сентября в Москве пройдет благотворительный концерт "РокУзник" в по ...
Александр Ф. Скляр, 14 марта, Театр Эстрады Александр Ф. Скляр, 14 марта, Театр Эстрады
Александр Ф. Скляр представит в честь своего юбилея прогр ...

«Когда гроза — мне легче дышать»

Борис Гребенщиков встречает меня в святая святых — легендарной студии на «Пушкинской, 10». Усаживает за низенький столик и протягивает наушники: мне позволено приобщиться к прекрасному — послушать несколько песен с еще не вышедшего альбома «Аквариума» «Архангельск». И с первой же секунды я впадаю в ступор: на меня камнем падает настоящий хард-рок — усиленные барабаны, жесткие гитары и плотный бас. БГ тем временем заваривает чай, зажигает ароматическую палочку и, лукаво прищурившись, смотрит на пораженного меня.

Звуки.Ru: Борис Борисович, я в шоке. Откуда такой тяжелый саунд? Неужели весь альбом будет таким?
БГ: Ага! (Улыбается)

Звуки.Ru: По-моему, это самый тяжелый альбом «Аквариума» за последние лет десять...
БГ: Это самый тяжелый альбом «Аквариума» за всю историю вообще.

Звуки.Ru: С чего же это вас занесло в такой тяжеляк?
БГ: А это само собой произошло, вне всяких моих планов. Дело в том, что мы писали этот альбом чуть больше года, начали в прошлом июле, а закончили две недели назад. И, если честно, у меня была идея записать альбом, на котором вообще не будет барабанов, ну, разве что с какими-нибудь экзотическими перкуссионными инструментами. И мы начинали писать этот альбом именно так. Но потом, уже после того, как мы попробовали самые разные инструменты, я понял, что получается не то, что бы мне хотелось. Тогда мы стали вводить в состав барабанщиков: перепробовали кучу народа — и с Дэйвом Мэттаксом записывались по старой памяти, и с Аликом Потапкиным начинали что-то делать... Но в итоге мы остановились на замечательном музыканта по имени Лиэм Бредли.

Звуки.Ru: А кто будет барабанить на концертах?
БГ: Он же.

Звуки.Ru: Станет, как и Брайан Финнеган, родственником группы?
БГ: Именно так. Это — его первый приезд в Россию, и нам с ним очень хорошо. Надеюсь, что и ему с нами тоже.

Звуки.Ru: Тогда приоткройте секрет — все ли песни с альбома знакомы слушателям?
БГ: Зависит от того, где слушатели с ними знакомились.

Звуки.Ru: В наше время, в случае с песнями, предпочитают знакомство на концертах.
БГ: Одна из песен, например, игралась только один раз — на недавнем концерте в Нью-Йорке. Она и написана-то была недели три-четыре назад.

Звуки.Ru: А сколько будет вещей на пластинке?
БГ: Восемь. Фактически — девять, но девятая — это такой короткий инструментал.

Звуки.Ru: По-феллиниевски: восемь с половиной.
БГ: Я бы сказал — восемь и одна треть.

Звуки.Ru: Зато в Интернете сейчас гадают, какие вещи войдут в альбом, предлагают свои собственные варианты трек-листа...
БГ: Отлично! Просто превосходно! Очень рад такому развитию событий!

Звуки.Ru: Но скажите, сегодня, когда музыканты практически перестали мыслить альбомами, «Аквариум», тем не менее, остается самой «альбомной» из отечественных групп. Каждую вашу пластинку можно слушать как цельное произведение, от начала до конца. Но ведь сейчас мыслят синглами, песнями!
БГ: Но мне интереснее мыслить альбомами. Хотя, честно признаюсь, я не исключаю, что следующим релизом станет большой сингл или маленькая EP. Была бы моя воля и было бы время — я бы занялся этим изданием сразу после выпуска «Архангельска».

Звуки.Ru: То есть материал имеется?
БГ: Масса! Для альбома мы отобрали восемь песен, а написано было около двадцати. И с оставшимися тоже надо что-то делать.

Звуки.Ru: А что с архивом концертных записей? Будет ли продолжена серия живых альбомов, начатых «Зомбияйцем» и заканчивающаяся на данный момент записью концерта Aquarium International в Киеве?
БГ: Дело в том, что это была инициатива издателя. Я-то не очень люблю концертные альбомы. У меня с детства такое убеждение, что когда я слушаю альбом — то как будто его записали для меня. Нет посредников между исполнителем и мною. А когда я слушаю концертный альбом, то получается, что человек играет каким-то людям, а я подсматриваю. Нехорошо. Так что будь моя воля — я бы концертников никогда не выпускал, как The Beatles их не выпускали. Но поскольку мои хорошие друзья меня просят — когда попадается что-то удивительное с моей точки зрения, я даю разрешение на выпуск.

Звуки.Ru: А нет ли еще какого-нибудь потерянного альбома середины 80-х как «Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев» или «Феодализм», который бы хотелось издать?
БГ: Оооооо!!! (смеется, открывает ноутбук) Ну, поехали... Вот серия апокрифов. Первый CD — просто редкости: вещи, которые выставлялись в сеть или которые входили в сборники, которые не все видели. Вот, например, песня «Молитва И Пост» не была нигде, а «Письмо В Захолустье» проскакивала на каком-то концерте. Или песня «Зеленая Звезда», которая вообще не заявлялась, мы ее даже не играли особо. Есть, например, песни, написанные для нашей с Дэйвом Стюартом группы, которая не осуществилась, потому что Энни Леннокс попросила его восстановить Eurythmics. Есть «Песни Шахматистов Прошлого Столетия» — то, что мы писали с Курехиным и что в переделанном виде вошло в «Детский Альбом». Это один альбом. Есть вещи, которые вошли как бонусы в «союзовское» переиздание, и больше их нигде нет. А далеко не у всех есть «союзовское» переиздание. Это получается второй альбом. Третий альбом: то, что теперь называется словом «каверы» — то есть наше исполнение вещей разных наших знакомых. Есть, например, наша версия «Звуков Му», которую никто никогда не слышал. Четвертый альбом — это редкие вещи с концертов, такие как «Ребята Ловят Свой Кайф» или «Мальчик Золотое Кольцо». Пятый альбом — это вещи, которые давным-давно были выпущены на сборниках, больше не переиздаются, а в Сети их тяжело поймать. Это «Голубой Дворник», «Предчувствие Гражданской Войны» и тому подобные вещи. Шестой альбом — это совсем relics: «Давай Будем Вместе», «Кто Ты Такой». Есть альбом русских песен — ауттейки из «Чубчика» или тот же «Снился Мне Сад», написанный для акунинского «Азазеля», а в фильме его, по-моему, даже не было. Сколько, значит, мы насчитали? Семь альбомов? Ну, вот.

Звуки.Ru: И что будете делать со всем этим архивом?
БГ: Я буду его приводить в порядок, пока каждый из этих семи дисков не будет мне нравиться. В любом случае это будет выпущено: при моей жизни, после конца жизни, кто-нибудь это все равно выпустит. Но я рассчитываю дожить до того, чтобы сделать из них конфетки.

Звуки.Ru: Но вернемся к «Архангельску». То, что я услышал, наполнено каким-то очень сильным нервом, я бы даже сказал, что это — песни беспокойства. Что же Вас так сильно беспокоит?
БГ: Это не я. Я могу быть очень спокоен и даже счастлив. Но хотим мы того или не хотим, мы так или иначе — зеркало. Мы отражаем то, что вокруг, то, что происходит сейчас в России.

Звуки.Ru: То есть «Архангельск» актуален сегодняшнему моменту?
БГ: А вот это меня меньше всего волнует. Как мне кажется, джентльмену пристало говорить то, что он думает, не считаясь с тем, что подумают другие. Мы должны сказать то, что мы должны сказать.

Звуки.Ru: Не могу не спросить — в городе Архангельске по случаю выхода альбома будет некое специальное действо?
БГ: Очень надеюсь, что к началу декабря мы сможем доехать до Архангельска. Так что действо, думаю, случится.

Звуки.Ru: Масштабным ли будет тур в поддержку нового альбома?
БГ: Посмотрим. Дело в том, что у нас в составе три человека, которые живут не в России: это Лиам, Брайан и Саша Титов. Поэтому подстраиваемся под них: сейчас будет восемь концертов, а потом — перерыв. И за этот перерыв мы с Брайаном будем заниматься собственным проектом. Мы будем играть в одном месте пять вечеров подряд, посмотрим, что из этого получится.

Звуки.Ru: Новый проект?
БГ: В какой-то мере да. Это такой мини-«Аквариум», потому что там будут и Андрей Суротдинов, и Шар, мы будем играть вчетвером.

Звуки.Ru: Без клавиш?
БГ: Без клавиш. Пятнадцать лет мы играли с клавишами, и это так удобно, что надо бы от этого оторваться. А Борька Рубекин как раз в это время будет заниматься кельтской музыкой, есть у него задумки по собственным вещам.

Звуки.Ru: Но мини-проект будет действовать под «аквариумовским» флагом?
БГ: Я думаю, что не имею на это права. Так что, скорее всего, это будет называться «Творческие вечера БГ».

Звуки.Ru: Но ведь у вас впереди юбилей, который наступает в следующем году...
БГ: Ага, нам исполняется четыреста лет!

Звуки.Ru: Планируются ли по этому поводу безумные торжества с дрессированными медведями и фейерверками?
БГ: Медведи уже готовятся, торжества расписываются, а вот с фейерверками в последнее время как-то сложно. Может случиться пожар.

Звуки.Ru: Кроме нового барабанщика изменений в составе группы не произойдет?
БГ: Я даже не могу себе представить другой состав. Разве что у нас добавится на концертах духовая секция, и еще мы нацеливались на волынщика, но тот человек, которого мы собирались ангажировать, оказался занят.

Звуки.Ru: Поразительное совпадение, кстати: на эту осень происходит всплеск активностей тех, кого называют отцами-основателями русского рока: у вас выходит новый альбом, у «АукцЫона», у «Алисы», у «Пикника», «ДДТ» подтягивается с новой программой. С чего бы это, как думаете? Что происходит?
БГ: Значит, все чуткие, значит, что-то происходит. Я бы даже сказал, что по этому как раз и можно судить, что что-то происходит! Китайцы бы назвали это «дао»: существует некий общий контур Вселенной, а люди обычно настолько заняты собой, что просто не слышат этого общего фона, общего звука. Нужно всего-то меньше слушать себя и больше слушать окружающее. И тогда ты настраиваешься на большую волну, и все происходит само собой.

Звуки.Ru: Вам комфортно в этой ситуации?
БГ: Я привык. Когда гроза — мне легче дышать.


Обзоры

Blunderbuss Blunderbuss
Окончательно расквитавшись с White Stripes, бывшими женами, долгоиграющими продюсерскими проектами, звуковыми экспериментами...
Miles Kane. Colour Of The Trap Miles Kane. Colour Of The Trap
Columbia Окрас битловский Этот альбом до выхода слышали только поклонники Лиэма Галлахера, который в...
Не только джаз Не только джаз
До начала Десятого международного фестиваля Усадьба Jazz осталось полмесяца. Большая часть программы уже известна, осталось...
Диана Кролл стала тряпичной куклой Диана Кролл стала тряпичной куклой
Новый альбом Дайаны Кролл - джазовой певицы современности №1 - Glad Rag Doll ("Довольная тряпичная кукла") создает динамичное...
Новый альбом Hurts Новый альбом Hurts
Британские романтики Hurts завершают работу над новым альбомом. Пластинка будет выпущена весной будущего года. Перед ее изданием...
Первый приезд Suede в Москву Первый приезд Suede в Москву
Зачастую «конец истории» некогда великой группы на деле оказывается лишь очень продолжительным перерывом — как правило,...

Персоны

СЛОТ: «Сейчас тираж на CD — это показатель того, что группа чего-то стоит» СЛОТ: «Сейчас тираж на CD — это показатель того, что группа чего-то стоит»
Группа Слот только что выпустила новый альбом «F5». Звуки.Ru поговорили с музыкантами не только о новой пластинке, но и о состоянии...
Наоми Кэмпбелл: British Airways  - расисты Наоми Кэмпбелл: British Airways - расисты
Супермодель Наоми Кэмпбелл, которая была признана виновной в нападении на полицейских и служащих в лондонском аэропорту Хитроу,...
Не всё спокойно в замке Максима Галкина Не всё спокойно в замке Максима Галкина
Построив огромный замок, Максим Галкин почувствовал себя настоящим барином. Огромная усадьба видна с разных краев местности....
Певица Пинк готовит новый сингл Певица Пинк готовит новый сингл
Певица Пинк возвращается в поп-музыку. Девушка сделала паузу для рождения ребенка, но уже этим летом мы сможем услышать ее...