Анонсы

Американцы Korn возвращаются в Москву! Американцы Korn возвращаются в Москву!
21 августа группа Korn выступит в московском клубе Stadium Liv ...
Маленькое чудо Маленькое чудо
С туром в поддержку альбома "Blood Vine" Йоав Садан, известный как просто Yoav, уже в ...
Безумное чаепитие Безумное чаепитие
В этом году Москва практически как Лондон – что ни выходные, то какой-нибудь городс ...
Расширение пространства гульбы, часть 2 Расширение пространства гульбы, часть 2
Продолжение. Начало - по ссылке.Немногим меньше, чем The xx, ...
My Chemical Romance выпустят «забытый» альбом My Chemical Romance выпустят «забытый» альбом
Рокеры My Chemical Romance обнародуют 10 треков из песе ...

LUSTMORD: "Не стоит заигрывать с неонацистской эстетикой"

Несмотря на длинный и несомненно выдающийся послужной список корифея дарк-эмбиента Брайана Уильямса (Brian Williams), известного публике под именем Lustmord, его запросто можно назвать "начинающим исполнителем". Почти три десятка лет британец отсиживался в андеграунде, фокусируясь исключительно на студийной работе, а выступать начал совсем недавно.

В преддверии совместного выступления в Москве Lustmord и итальянского проекта Bad Sector, Звуки поговорили с Уильямсом об аудиофилии, неонацизме, дабе и предназначении живых выступлений.

Звуки.RU: Меня предупредили, что сейчас очень заняты – а чем? Это с музыкой связано или с чем-то иным?
Брайан Уильямс: Я всегда занят музыкой, всё свое время – остальное я за занятость не считаю (смеется). В данный момент я работаю над совместным проектом с Гейром Йеннсеном (Geir Jenssen), он же Biosphere, знаете его? Мы вместе занимаемся проектом… в двух словах, его основная тема – это атомная бомба, ее первые испытания, и всё, что с этим связано. В общем, будет громко (смеется) Мы скоро будем выступать с этой программой в Нью-Йорке, поэтому надо успеть еще многое сделать – это исключительно концертный проект, после этого мы еще раз выступим в Америке, в Колорадо, а в октябре доберемся до Польши, ну а после мы пока не планировали.

Звуки.RU: Вряд ли я смогу попасть на эти выступления, но постараюсь посмотреть записи в интернете. Кстати, а как вы относитесь к тому, что ваши концерты люди оценивают просто по нескольким роликам на youtube, снятым на недорогие камеры…
Брайан Уильямс: И смотрят их на компьютерах с маленькими колонками! Но, на мой взгляд, если люди слушают музыку — это уже хорошо само по себе. В моем случае, ну да, это позор, что люди потребляют mp3, втыкают в уши себе дешевые наушники, в то время как нет ничего экстремального в том, чтобы купить себе виниловый проигрыватель или хотя бы хорошую аудиосистему. Когда ты тратишь кучу времени на то, чтобы выстроить качественный, глубокий звук, такой подход не может не расстраивать. Но в тоже время, я думаю, что люди сами понимают, чего они себя лишают. И если у музыки по-настоящему требовательный характер, они сами сообразят, что надо ее прослушать в совсем иных условиях.

Звуки.RU: На обложке самого первого альбома ваше название выглядит как Lustmørd, почему вы потом отказались от этого написания?
Брайан Уильямс: Я не могу вспомнить, почему оно вообще таким было. Да ну хватит вам, это было тридцать с лишним лет назад, чтобы я помнил! Совершенно точно, что это не несло какой-то смысловой нагрузки – скорее это был лишь один из способов украсить обложку, сделать написание интереснее, заинтриговать людей. Когда я придумывал название, я понимал, что большинство людей в первый раз не услышат его, потому что никто про него не расскажет на радио, а увидят — ну, может быть, в каких-нибудь специализированных журналах или в магазинах, где я знал кое-кого из персонала и мог дать им свои диски на распространение. Поэтому внешний вид меня интересовал намного больше чем произношение — честно говоря, я даже не знаю, как должна произноситься эта о с черточкой по диагонали.

Звуки.RU: То есть, это не связано с повальным увлечением рунами, арийской тематикой и подобным визуальным рядом в британском андегруанде в 80-ые?
Брайан Уильямс: Нет, нет, нет — ни в коем случае! Меня это никогда не привлекало. К тому же в те времена, в начале 80х, такой тенденции еще не было – оно пошло уже через несколько лет, вместе с ростом популярности Death in June и их друзей. Но классический индастриал с этим не имеет ничего общего.

Звуки.RU: Подождите, а как же Бойд Райс (Boyd Rice)?
Брайан Уильямс: Я думаю, что это заслуга все же Дага (Дуглас Пирс, лидер Death in June – прим. ред.). Нет, Бойд сыграл свою роль, но он не воспринимал это слишком серьезно, он шутник все же – это надо понимать. Конечно, я не слишком следил за ним, но у нас были общие друзья – поэтому мне кажется, что он вряд ли стал бы так усердствовать в одном направлении, ему интересно быть разным.

Звуки.RU: А что вы думаете об этом? Все-таки, если говорить о том, что индустриальные артисты изначально включали в свои представления шокирующие элементы, в том числе связанные с табуированными темами вроде фашизма или военщины, то это и Throbbing Gristle касается, с которыми вы так дружили...
Брайан Уильямс: Это сложный вопрос. Когда артист надевает военную форму и марширует на сцене, то его можно понять по-разному – это может быть как издевательством над этой формой и призывом к пацифизму, так и напротив, насаждать милитаризм и агрессию. А кто-то просто шокирует, да, не особо задумываясь над тем, что дальше. Но могу сказать, что конечно, чаще всего это связано с определенной неофашистской эстетикой. Неонацисты, надо отдать им должное, знают толк в дизайне, в вещах и символах и все время используют очень сильные образы. Они потратили много времени на то, чтобы выработать свою эстетику. Неудивительно, что она привлекает многих людей, хотя бы на визуальном уровне. Я считаю, что с такими вещами не стоит играть – это попросту глупость. Я не хочу судить людей, но так легко быть неправильно понятым, даже если ты просто используешь какие-то образы. Если ты хочешь прямо заявить о своих симпатиях к нацизму – так сделай это прямо, не надо огораживаться какими-то намеками. Я не люблю лицемерие.

Звуки.RU: Но ведь у вас же тоже полно намеков – на тот же сатанизм, например, на оккультную мистику. И, как и Дагласа Пирса, вас невозможно поймать на нем за руку. Чем вы в этом смысле отличаетесь?
Брайан Уильямс: Да нет, я просто предлагаю называть вещи своими именами. К тому же, с чего вы взяли что я сатанист?
Звуки.RU: Вы допускаете такие намеки – например, есть же задокументированное выступление Lustmord Rising 06.06.06, организованное при помощи Церкви Сатаны, как музыкальное сопровождение к черной мессе.
Брайан Уильямс: Но я также играю и в католических церквях, что не означает, что я христианин! Поймите, я никогда не заявлял, что я сатанист – даже в 80-ые, когда был еще совсем молод и мог себе позволить эпатировать общественность.

Звуки.RU: Хорошо, речь даже не о сатанизме, а определенной темной направленности музыки Lustmord – вы же не станете отрицать определенного уклона в эстетике самого проекта, в названиях альбомов, в тех видеопроекциях даже, что показывают в ходе ваших концертов – все эти огни адского пламени и так далее?
Брайан Уильямс: Знаете, это интересный вопрос – но дело в том, что это вы так видите эти образы, для кого-то это просто огонь, лава, что угодно. Это ваша трактовка. Я не думал об адском пламени, когда создавал эти образы. Я думаю, что мое творчество потому и интересно людям, потому что оно полностью открыто для интерпретации. Каждый находит в нем что-то свое – кто-то страх, кто-то напротив успокоение. Мне интересно смотреть со стороны, как все воспринимают по-разному одни и те же звуки.

Звуки.RU: А как вы сами их воспринимаете? Что вы чувствуете, когда переслушиваете собственные записи?Брайан Уильямс: Вы имеете в виду, считаю ли я сам музыку Lustmord мрачной и напряженной? Возможно. Но не стоит делать поэтому выводы обо мне самом. Поймите, я простой в общении, веселый человек, у меня много друзей – я совсем не тот, за кого меня принимают по моим записям. Бывает, что я задумываюсь, почему я занимаюсь музыкой. Может быть, я сумасшедший? Я делаю это не ради денег, не ради популярности, иначе бы я делал что-то другое. Просто я так выражаю себя. Даже если бы никто не слушал мои альбомы и не ходил на концерты, я бы все равно бы продолжил делать то, что я делаю – это тот язык, на котором я разговариваю с самим собой, а мне важно поддерживать этот диалог. Я думаю, вам тоже можно задать такой вопрос – а почему вы мне позвонили? У вас же там ночь, верно? Вам это интересно. И мне интересно то, что я делаю.

Звуки.RU: Но вот вы говорите, что вы веселый человек. И при этом утверждаете, что благодаря Lustmord вы самовыражаетесь. Вы не находите противоречия?
Брайан Уильямс: Я не нахожу свою музыку темной, я считаю, что она просто глубокая. Знаете, как есть просто вода, ну скажем, лужа – а в ней отражается солнце, дома и так далее, и вам кажется это веселым, ну, по крайней мере безобидным. А есть та же самая вода, но только ее в миллион раз больше, толща воды – и хотя это та же самая субстанция, вам уже страшно перед ней. А может быть и нет, она может вызывать у вас интерес, желание нырнуть. Но она глубокая. Моя музыка – это путешествие, которое можно осуществить не сходя с места, путешествие в место, которое существует только в моем воображении – и, благодаря записям, может появиться и в вашем. Если вам кажется, что я привез вас в ад, то, что же, это вы так видите это место – я же просто помогаю вам до него добраться.
Звуки.RU: То есть, вы такой Харон?
Брайан Уильямс: Ну, можно и так сказать.

Звуки.RU: Мне очень нравятся ваши дабовые ремиксы на материал Lustmord – а чем вас привлекает даб?
Брайан Уильямс: О, мне было 16-17 лет когда Британию захлестнула волна музыки из Ямайки. Регги в целом мне нравилось меньше, хотя какие-то вещи – очень даже, но вот даб меня поразил. Это музыка легко погружает человека в гипноз, отправляет его в то самое путешествие, о котором я говорил – только более абстрактное. Феномен даба в том, что это не только сами звуки, и не их последовательность, это еще и пространство между ними. На меня очень повлияла эта идея – и я решил расширять возможности этого пространства между звуками.

Звуки.RU: Зачинщики даба, например, Кинг Табби (King Tubby), относились к звуку с буквально-таки языческим мистицизмом – позднее такой же ритуальное отношение к музыке распространилось и среди представителей индустриальной сцене. А что вы думаете об этом?
Брайан Уильямс: В случае даба это все же связано с растафарианством, с их духовными ценностями, действительно сыгравшими свою роль. Насчет индустриальной сцены я не могу сказать, я все же держался в стороне от многих людей. Я атеист, но я не осуждаю других людей, кто верит иначе. Хотя определенная ритуальность есть и в музыке Lustmord, я не стану это отрицать. Вы можете назвать то, что я делаю – «духовной музыкой без догмы».

Звуки.RU: Хотелось бы понять, насколько «живые» ваши выступления?
Брайан Уильямс: У меня с собой много заранее подготовленного материала в компьютере, но нет никакой четкой последовательности, как я буду его использовать. Я стараюсь импровизировать в меру своих сил, потому что мне действительно хочется давать живые концерты. Я много раз видел Throbbing Gristle на сцене, мне очень нравились у них полностью импровизационные вещи, но раз на раз не приходился – когда у них получалось, у них получалось очень круто, но бывали и полные провалы. Я побаиваюсь такого исхода, поэтому страхую себя определенной заранее заготовленной матрицей. Поймите, я ни выступал 25 лет, а за последние два года дал всего 8 концертов, поэтому я в этом смысле еще начинающий артист.

Звуки.RU: А что вы получаете от живых выступлений?
Брайан Уильямс: Так как в основном я работаю в одиночку и никого не пускаю в свою студию, я подолгу не вижу людей, ну, кроме самых близких. А тут я встречаю сразу множество новых лиц – и этот опыт очень обогащает. Кроме того, как я уже сказал, мне нравится смотреть, как люди откликаются на то, что я делаю. Но главная цель – это донести до людей то, как должна звучать моя музыка. Мне смешно слышать, когда мою музыку называют эмбиентом – это просто потому, что ее слушают неправильно. На концерте вы поймете насколько громкой и событийной она должна быть – это действительное серьезное физическое переживание ко всему прочему. Я не хочу ругать тех, кто покупает мои альбомы на CD и не может позволить себе купить дорогую аудиосистему – они ни в чем не виноваты, я благодарен им за поддержку, но теперь они еще могут прийти на концерт и послушать то, как это должно быть.

Звуки.RU: В Москве вы играете в кинотеатре, а в каких еще необычных местах вам приходилось играть?
Брайан Уильямс: Я играл в театре, в церквях, на шведской электростанции, в заброшенном складе – мне нравится атмосфера таких мест. Честно говоря, опыт выступлений у меня небольшой, поэтому пока мне хвастаться особо нечем. А кинотеатр – что же, это хорошо, там мы сможем организовать хорошую видеопроекцию. С адским пламенем, да. (смеется)

Lustmord и Bad Sector
Москва, киноконцертный зал «35 мм»
8 апреля 20.00


Обзоры

Большой концерт на дому Большой концерт на дому
В первый день марта в Москве компании «Марвел-Дистрибуция» и Audiomania совместно с представителями компании Triangle представят...
Посвящение Посвящение
23-летний йоркширский юноша Джон Ньюман (John Newman), внезапно ставший чуть ли не самым продаваемым артистом Британии с...
Бонни и клад Бонни и клад
"Новое всегда лучше старого! Не будь лохом, сделай апгрейд!" - вдалбливает в голову каждый рекламный ролик, лапающий тебя...
Уловка-22 Уловка-22
С альбомами-долгостроями вечно такая история – ждёшь их годами, а выходят они при этом всё равно внезапно, «кстати, чуть...
Младший брат Младший брат
Легендарная британская компания по производству сабвуферов REL обновила свою топовую линейку Gibraltar. Теперь, вместе с...
Bryan Adams дал единственный концерт в Санкт–Петербурге  Bryan Adams дал единственный концерт в Санкт–Петербурге
Легенда рок-музыки, Брайан Адамс, «оживил» размеренную жизнь питерцев своим концертом.

Персоны

Leeroy THORNHILL: "Научить танцевать Медведева? Легко!" Leeroy THORNHILL: "Научить танцевать Медведева? Легко!"
Лирой Торнхилл выпил со Звуками вискаря и рассказал о том, зачем ему нужен живой барабанщик, как он боялся атомной бомбы,...
Алексей ВОРОБЬЕВ: "В жизни бы не поверил, что продюсер Леди Гаги будет сам впевать партию бэк-вокала в мой трек!" Алексей ВОРОБЬЕВ: "В жизни бы не поверил, что продюсер Леди Гаги будет сам впевать партию бэк-вокала в мой трек!"
Алексей Воробьев отобрался от России на "Евровидение" с третьей попытки. Прочитав интервью исполнителя для "Звуков", вы поймете,...
"Зачастую люди не улавливают юмор в моих текстах" "Зачастую люди не улавливают юмор в моих текстах"
На следующей неделе в Москву пожалуют The Legendary Pink Dots, одна из важнейших единиц музыкального подполья мистиков и...
Pulp Pulp
Три спартанца ...