Анонсы

Dub Incorporation, 13 июня, «Известия Холл» Dub Incorporation, 13 июня, «Известия Холл»
13 июня 2013 г. в Москве на площадке «Известия Холл» при ...
Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5 Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5
Том Йорк сыграл диджейский сет на го ...
Акция ненависти Акция ненависти
Музыку коллектива HTRK (они же Hate Rock Trio) проще всего описать тэгами: shoegaze, ...
Николай Головинский в клубе Зал Ожидания Николай Головинский в клубе Зал Ожидания
3 октября в клубе "Зал Ожидания" на набережной обводного кан ...
«Ленинград» выпустил «Рыбу» «Ленинград» выпустил «Рыбу»
Культовая питерская рок-группа "Ленинград", эксцентричные композиции кото ...

LUSTMORD: "Не стоит заигрывать с неонацистской эстетикой"

Несмотря на длинный и несомненно выдающийся послужной список корифея дарк-эмбиента Брайана Уильямса (Brian Williams), известного публике под именем Lustmord, его запросто можно назвать "начинающим исполнителем". Почти три десятка лет британец отсиживался в андеграунде, фокусируясь исключительно на студийной работе, а выступать начал совсем недавно.

В преддверии совместного выступления в Москве Lustmord и итальянского проекта Bad Sector, Звуки поговорили с Уильямсом об аудиофилии, неонацизме, дабе и предназначении живых выступлений.

Звуки.RU: Меня предупредили, что сейчас очень заняты – а чем? Это с музыкой связано или с чем-то иным?
Брайан Уильямс: Я всегда занят музыкой, всё свое время – остальное я за занятость не считаю (смеется). В данный момент я работаю над совместным проектом с Гейром Йеннсеном (Geir Jenssen), он же Biosphere, знаете его? Мы вместе занимаемся проектом… в двух словах, его основная тема – это атомная бомба, ее первые испытания, и всё, что с этим связано. В общем, будет громко (смеется) Мы скоро будем выступать с этой программой в Нью-Йорке, поэтому надо успеть еще многое сделать – это исключительно концертный проект, после этого мы еще раз выступим в Америке, в Колорадо, а в октябре доберемся до Польши, ну а после мы пока не планировали.

Звуки.RU: Вряд ли я смогу попасть на эти выступления, но постараюсь посмотреть записи в интернете. Кстати, а как вы относитесь к тому, что ваши концерты люди оценивают просто по нескольким роликам на youtube, снятым на недорогие камеры…
Брайан Уильямс: И смотрят их на компьютерах с маленькими колонками! Но, на мой взгляд, если люди слушают музыку — это уже хорошо само по себе. В моем случае, ну да, это позор, что люди потребляют mp3, втыкают в уши себе дешевые наушники, в то время как нет ничего экстремального в том, чтобы купить себе виниловый проигрыватель или хотя бы хорошую аудиосистему. Когда ты тратишь кучу времени на то, чтобы выстроить качественный, глубокий звук, такой подход не может не расстраивать. Но в тоже время, я думаю, что люди сами понимают, чего они себя лишают. И если у музыки по-настоящему требовательный характер, они сами сообразят, что надо ее прослушать в совсем иных условиях.

Звуки.RU: На обложке самого первого альбома ваше название выглядит как Lustmørd, почему вы потом отказались от этого написания?
Брайан Уильямс: Я не могу вспомнить, почему оно вообще таким было. Да ну хватит вам, это было тридцать с лишним лет назад, чтобы я помнил! Совершенно точно, что это не несло какой-то смысловой нагрузки – скорее это был лишь один из способов украсить обложку, сделать написание интереснее, заинтриговать людей. Когда я придумывал название, я понимал, что большинство людей в первый раз не услышат его, потому что никто про него не расскажет на радио, а увидят — ну, может быть, в каких-нибудь специализированных журналах или в магазинах, где я знал кое-кого из персонала и мог дать им свои диски на распространение. Поэтому внешний вид меня интересовал намного больше чем произношение — честно говоря, я даже не знаю, как должна произноситься эта о с черточкой по диагонали.

Звуки.RU: То есть, это не связано с повальным увлечением рунами, арийской тематикой и подобным визуальным рядом в британском андегруанде в 80-ые?
Брайан Уильямс: Нет, нет, нет — ни в коем случае! Меня это никогда не привлекало. К тому же в те времена, в начале 80х, такой тенденции еще не было – оно пошло уже через несколько лет, вместе с ростом популярности Death in June и их друзей. Но классический индастриал с этим не имеет ничего общего.

Звуки.RU: Подождите, а как же Бойд Райс (Boyd Rice)?
Брайан Уильямс: Я думаю, что это заслуга все же Дага (Дуглас Пирс, лидер Death in June – прим. ред.). Нет, Бойд сыграл свою роль, но он не воспринимал это слишком серьезно, он шутник все же – это надо понимать. Конечно, я не слишком следил за ним, но у нас были общие друзья – поэтому мне кажется, что он вряд ли стал бы так усердствовать в одном направлении, ему интересно быть разным.

Звуки.RU: А что вы думаете об этом? Все-таки, если говорить о том, что индустриальные артисты изначально включали в свои представления шокирующие элементы, в том числе связанные с табуированными темами вроде фашизма или военщины, то это и Throbbing Gristle касается, с которыми вы так дружили...
Брайан Уильямс: Это сложный вопрос. Когда артист надевает военную форму и марширует на сцене, то его можно понять по-разному – это может быть как издевательством над этой формой и призывом к пацифизму, так и напротив, насаждать милитаризм и агрессию. А кто-то просто шокирует, да, не особо задумываясь над тем, что дальше. Но могу сказать, что конечно, чаще всего это связано с определенной неофашистской эстетикой. Неонацисты, надо отдать им должное, знают толк в дизайне, в вещах и символах и все время используют очень сильные образы. Они потратили много времени на то, чтобы выработать свою эстетику. Неудивительно, что она привлекает многих людей, хотя бы на визуальном уровне. Я считаю, что с такими вещами не стоит играть – это попросту глупость. Я не хочу судить людей, но так легко быть неправильно понятым, даже если ты просто используешь какие-то образы. Если ты хочешь прямо заявить о своих симпатиях к нацизму – так сделай это прямо, не надо огораживаться какими-то намеками. Я не люблю лицемерие.

Звуки.RU: Но ведь у вас же тоже полно намеков – на тот же сатанизм, например, на оккультную мистику. И, как и Дагласа Пирса, вас невозможно поймать на нем за руку. Чем вы в этом смысле отличаетесь?
Брайан Уильямс: Да нет, я просто предлагаю называть вещи своими именами. К тому же, с чего вы взяли что я сатанист?
Звуки.RU: Вы допускаете такие намеки – например, есть же задокументированное выступление Lustmord Rising 06.06.06, организованное при помощи Церкви Сатаны, как музыкальное сопровождение к черной мессе.
Брайан Уильямс: Но я также играю и в католических церквях, что не означает, что я христианин! Поймите, я никогда не заявлял, что я сатанист – даже в 80-ые, когда был еще совсем молод и мог себе позволить эпатировать общественность.

Звуки.RU: Хорошо, речь даже не о сатанизме, а определенной темной направленности музыки Lustmord – вы же не станете отрицать определенного уклона в эстетике самого проекта, в названиях альбомов, в тех видеопроекциях даже, что показывают в ходе ваших концертов – все эти огни адского пламени и так далее?
Брайан Уильямс: Знаете, это интересный вопрос – но дело в том, что это вы так видите эти образы, для кого-то это просто огонь, лава, что угодно. Это ваша трактовка. Я не думал об адском пламени, когда создавал эти образы. Я думаю, что мое творчество потому и интересно людям, потому что оно полностью открыто для интерпретации. Каждый находит в нем что-то свое – кто-то страх, кто-то напротив успокоение. Мне интересно смотреть со стороны, как все воспринимают по-разному одни и те же звуки.

Звуки.RU: А как вы сами их воспринимаете? Что вы чувствуете, когда переслушиваете собственные записи?Брайан Уильямс: Вы имеете в виду, считаю ли я сам музыку Lustmord мрачной и напряженной? Возможно. Но не стоит делать поэтому выводы обо мне самом. Поймите, я простой в общении, веселый человек, у меня много друзей – я совсем не тот, за кого меня принимают по моим записям. Бывает, что я задумываюсь, почему я занимаюсь музыкой. Может быть, я сумасшедший? Я делаю это не ради денег, не ради популярности, иначе бы я делал что-то другое. Просто я так выражаю себя. Даже если бы никто не слушал мои альбомы и не ходил на концерты, я бы все равно бы продолжил делать то, что я делаю – это тот язык, на котором я разговариваю с самим собой, а мне важно поддерживать этот диалог. Я думаю, вам тоже можно задать такой вопрос – а почему вы мне позвонили? У вас же там ночь, верно? Вам это интересно. И мне интересно то, что я делаю.

Звуки.RU: Но вот вы говорите, что вы веселый человек. И при этом утверждаете, что благодаря Lustmord вы самовыражаетесь. Вы не находите противоречия?
Брайан Уильямс: Я не нахожу свою музыку темной, я считаю, что она просто глубокая. Знаете, как есть просто вода, ну скажем, лужа – а в ней отражается солнце, дома и так далее, и вам кажется это веселым, ну, по крайней мере безобидным. А есть та же самая вода, но только ее в миллион раз больше, толща воды – и хотя это та же самая субстанция, вам уже страшно перед ней. А может быть и нет, она может вызывать у вас интерес, желание нырнуть. Но она глубокая. Моя музыка – это путешествие, которое можно осуществить не сходя с места, путешествие в место, которое существует только в моем воображении – и, благодаря записям, может появиться и в вашем. Если вам кажется, что я привез вас в ад, то, что же, это вы так видите это место – я же просто помогаю вам до него добраться.
Звуки.RU: То есть, вы такой Харон?
Брайан Уильямс: Ну, можно и так сказать.

Звуки.RU: Мне очень нравятся ваши дабовые ремиксы на материал Lustmord – а чем вас привлекает даб?
Брайан Уильямс: О, мне было 16-17 лет когда Британию захлестнула волна музыки из Ямайки. Регги в целом мне нравилось меньше, хотя какие-то вещи – очень даже, но вот даб меня поразил. Это музыка легко погружает человека в гипноз, отправляет его в то самое путешествие, о котором я говорил – только более абстрактное. Феномен даба в том, что это не только сами звуки, и не их последовательность, это еще и пространство между ними. На меня очень повлияла эта идея – и я решил расширять возможности этого пространства между звуками.

Звуки.RU: Зачинщики даба, например, Кинг Табби (King Tubby), относились к звуку с буквально-таки языческим мистицизмом – позднее такой же ритуальное отношение к музыке распространилось и среди представителей индустриальной сцене. А что вы думаете об этом?
Брайан Уильямс: В случае даба это все же связано с растафарианством, с их духовными ценностями, действительно сыгравшими свою роль. Насчет индустриальной сцены я не могу сказать, я все же держался в стороне от многих людей. Я атеист, но я не осуждаю других людей, кто верит иначе. Хотя определенная ритуальность есть и в музыке Lustmord, я не стану это отрицать. Вы можете назвать то, что я делаю – «духовной музыкой без догмы».

Звуки.RU: Хотелось бы понять, насколько «живые» ваши выступления?
Брайан Уильямс: У меня с собой много заранее подготовленного материала в компьютере, но нет никакой четкой последовательности, как я буду его использовать. Я стараюсь импровизировать в меру своих сил, потому что мне действительно хочется давать живые концерты. Я много раз видел Throbbing Gristle на сцене, мне очень нравились у них полностью импровизационные вещи, но раз на раз не приходился – когда у них получалось, у них получалось очень круто, но бывали и полные провалы. Я побаиваюсь такого исхода, поэтому страхую себя определенной заранее заготовленной матрицей. Поймите, я ни выступал 25 лет, а за последние два года дал всего 8 концертов, поэтому я в этом смысле еще начинающий артист.

Звуки.RU: А что вы получаете от живых выступлений?
Брайан Уильямс: Так как в основном я работаю в одиночку и никого не пускаю в свою студию, я подолгу не вижу людей, ну, кроме самых близких. А тут я встречаю сразу множество новых лиц – и этот опыт очень обогащает. Кроме того, как я уже сказал, мне нравится смотреть, как люди откликаются на то, что я делаю. Но главная цель – это донести до людей то, как должна звучать моя музыка. Мне смешно слышать, когда мою музыку называют эмбиентом – это просто потому, что ее слушают неправильно. На концерте вы поймете насколько громкой и событийной она должна быть – это действительное серьезное физическое переживание ко всему прочему. Я не хочу ругать тех, кто покупает мои альбомы на CD и не может позволить себе купить дорогую аудиосистему – они ни в чем не виноваты, я благодарен им за поддержку, но теперь они еще могут прийти на концерт и послушать то, как это должно быть.

Звуки.RU: В Москве вы играете в кинотеатре, а в каких еще необычных местах вам приходилось играть?
Брайан Уильямс: Я играл в театре, в церквях, на шведской электростанции, в заброшенном складе – мне нравится атмосфера таких мест. Честно говоря, опыт выступлений у меня небольшой, поэтому пока мне хвастаться особо нечем. А кинотеатр – что же, это хорошо, там мы сможем организовать хорошую видеопроекцию. С адским пламенем, да. (смеется)

Lustmord и Bad Sector
Москва, киноконцертный зал «35 мм»
8 апреля 20.00


Обзоры

Винтажная коллекция акустики Питера Томаса Винтажная коллекция акустики Питера Томаса

Основатель и глава компании PMC Питер Томас - не только разработчик высококлассных профессиональных и бытовых акустических...
"Четвертый троллейбус" стартует во Владивостоке "Четвертый троллейбус" стартует во Владивостоке
Одна из самых лучших рок-групп нашей страны - "Мумий Тролль" очень скоро покажет новый клип "Четвертый троллейбус", съемки...
Война, что ж ты сделала, подлая Война, что ж ты сделала, подлая
Тема Второй мировой войны в рок-музыке отражена, прямо скажем, слабовато. Оно и понятно: на период становления и расцвета...
Gold Dust Gold Dust
Вслед за альбомом рождественских песен "Midwinter Graces" и инспирированным классическими произведениями диском "Night Of...
Ниже радара: Prince Rama Ниже радара: Prince Rama
Prince RamaКто: Тарака Ларсон (Taraka Larson, вокал, клавишные, гитара), Нимай Ларсон (Nimai Larson, ударные, вокал)Откуда:...
Jaytech - Multiverse Jaytech - Multiverse
Представляем вам второй альбом талантливого диджея

Персоны

R.I.P. R.I.P.
17 декабря в возрасте 70 лет умерла звезда world music Сезария Эвора (Cesaria Evora). "Босоногая дива", прославившая на весь...
Билл Чамплин - живая легенда джаза Билл Чамплин - живая легенда джаза
Билл Чамплин – гитарист, клавишник и вокалист, проработавший 28 лет в легендарной джаз-роковой группе «Chicago».
Nigel KENNEDY: "Ненавижу, когда мне говорят, что делать!" Nigel KENNEDY: "Ненавижу, когда мне говорят, что делать!"
Скрипач Найджел Кеннеди о своем бунтарском детстве, музыке и русской публике - в преддверии единственного московского ко...
Guf (Алексей Сергеевич Долматов) Guf (Алексей Сергеевич Долматов)
Guf (Алексей Сергеевич Долматов) - известный рэп-исполнитель, один из основателей российского лейбла «ЦАО Records». Получал...