Анонсы

Границы ключ переломлен пополам Границы ключ переломлен пополам
Саймон Грин (Simon Green), выступающий под вывеской Bonobo, приезжает ...
Добро пожаловать на «Freedom Music»! Добро пожаловать на «Freedom Music»!
Совсем скоро в московском клубе «Гауди»пройдет фестиваль «Freedo ...
Андрей Ковалев, 23 апреля, Театр Эстрады Андрей Ковалев, 23 апреля, Театр Эстрады
Большой сольный концерт Андрея Ковалева пройдет в Московском ...
Обновленная Xandria покорила своих столичных фанатов Обновленная Xandria покорила своих столичных фанатов
С приходом настоящей весны, концертная жизнь сто ...
Лиам Галлахер запишет альбом с музыкантом TV on the Radio Лиам Галлахер запишет альбом с музыкантом TV on the Radio
Музыкант Лиам Галлахер объявил, что его кол ...

Святая простота

Михаил Науменко, он же просто Майк — одна из самых знаменитых и, вместе с тем, одна из самых недооцененных фигур русского рока. Человек, чьи песни пели и поют чуть ли не все российские рокеры: от Бориса Гребенщикова до Константина Кинчева. Человек, бредивший Марком Боланом (Mark Bolan) и Чаком Берри (Chuck Berry), и при этом бывший истовым поклонником Аркадия Северного. Смешавший блюзовую тоску с исконно русской разухабистостью, музыкант необычайного мелодического и стихотворного дарования, Майк всю жизнь был в русском роке на особом счету. Есть Майк — и есть все остальные.

Он собрал свой «Зоопарк» в попытке создать настоящую глэм-группу, где за помпезной манерой подачи материала (а Майк умел петь помпезно и даже несколько высокомерно) спрятан глубокий смысл и нервный лиризм. Но атмосфера ленинградских коммуналок, скудность выразительных средств делала свое дело: «Зоопарк» был не столько помпезен, сколько минималистичен, и при этом — точен, актуален и злободневен. При этом ощущения одномоментности песен Майка не возникало: складывалось ощущение, что он сразу пишет для того, чтобы войти в историю, вне зависимости от того, что он сам думает по этому поводу.

«Кухонный» рок, которому не было места на залитованной советской сцене, был на тот момент схож с масонской литературой: друг друга узнавали по знакомым гармониям и цитатам из западных классиков жанра, музыку писали как тайные послания «Юстас — Алексу», с тем же предощущеньем скорого конца. Майк освоил эту науку в совершенстве, но он был не только блестяще эрудированным, но и самоцельным автором. Он был, по сути, первым бытописателем интеллектуального подполья.

Когда настал конец 80-х и рокерам дали «зеленый свет», выпустив на стадионы и фестивали-гиганты, Майк уже был слишком нездоров, чтобы начинать жизнь почтенной рок-звезды. Да и, наверное, ему это было совершенно не нужно, и уж совсем наверняка — стало бы в тягость. Дорогие автомобили, самолеты и чес по городам — это было совсем не для него. Сам-то Майк, несмотря на всю мощь своего поэтического таланта, так и остался бессребренником: даже на приличную гитару так и не смог скопить.

Сегодня поэзия Майка Науменко становится предметом диссертационных исследований, его, наряду с Башлачевым и Цоем, еще двумя великими покойниками русского рока, называют основоположником самобытной отечественной рок-музыки. Но, наверное, лучшей характеристикой творчества Майка может быть фраза, сказанная о нем Александром Житинским: «Майк, как никто, умел петь просто о сложном». В его нервной любовной лирике тяжесть одиночества, боль предательства и нечеловеческая тоска сочеталась с удивительной нежностью. Даже к убивающему эпитету «дрянь» он прибавлял тихо и почти ласково — «маленькая дрянь». А его эпические абсурдистские «Уездный Город N» и «Баллада О Кроки, Карме И Ништяке», — пожалуй, наиболее аутентичные описания внутренних переживаний советского неформала, замешанных на западном блюзовом квадрате и острой постшешестидесятнической сатире.

За двадцать лет, прошедших со дня смерти Майка, многое изменилось. Отреставрирован и переиздан Олегом Ковригой архив «Зоопарка», нашла своего слушателя великолепная пластинка «Белая Полоса», фестивали памяти Майка проходят во всех крупных российских городах по нескольку раз в год. Его песни по-прежнему поют друзья: «Вперед, Боддхисатва!» стала одной из визитных карточек «Аквариума», так же, как «Мажорный Рок-Н-Ролл»«Секрета»... Да и сам Майк как-то незримо присутствует в нашей вялотекущей рок-жизни. Все-таки каждый пытается, так или иначе, спеть просто о сложном. Получается не у всех.

А у Майка — получалось всегда.


Обзоры

Вонки по вертикали Вонки по вертикали
Братья Хартнолл (P&P Hartnoll) не играли вместе 5 лет – распустив группу в 2004-м они пару лет без особого успеха позанимались...
Дважды Glofira. 2010 Дважды Glofira. 2010
Климат - умеренно-континентальный. Не дебютный дебют - казалось бы, и тавтология, и звучит паршиво -...
Ниже радара: AlunaGeorge Ниже радара: AlunaGeorge
AlunaGeorgeКто: Алуна Фрэнсис (Aluna Francis, вокал), Джордж Рид (George Reid, музыка)Откуда: Лондон, ВеликобританияЛейбл:...
Blue October приезжают в Москву с новым альбомом Blue October приезжают в Москву с новым альбомом
7-го ноября 2013 года в столичном клубе «Известия Hall» пройдет концерт американской рок-группы Blue October. Музыканты привезут...
Electric Electric
Новый альбом легендарного британского дуэта Pet Shop Boys вышел через 10 месяцев после спорного диска "Elysium" - неожиданно...
Компиляция "Тунис" Компиляция "Тунис"
Leon Bolier представляет очередной шедевр

Персоны

Новое реалити-шоу Наоми Кэмпбелл Новое реалити-шоу Наоми Кэмпбелл
В ближайшее время мы увидим еще одно реалити-шоу о начинающих моделях. На этот раз ведущей и судьей будет Наоми Кэмпбелл....
Джордж Клуни встречается с официанткой Джордж Клуни встречается с официанткой
Самый завидный голливудский холостяк проводит время с Люси Волверт, работающей в одном из ночных клубов Майами. Познакомились...
ПИЛОТ СЛЕДОВАТЬ ПУТИ СЕРДЦА ПИЛОТ СЛЕДОВАТЬ ПУТИ СЕРДЦА
Концерт «Пилота» — это всегда позитив и почти домашняя атмосфера. Хотя, слушая их музыку и тексты, о домашнем уюте думаешь...
ТЕКТОНический труд ТЕКТОНический труд
Япония, США, Аргентина, Алжир, Марокко, Тунис, Северная Африка, Италия, Швейцария, Испания, Россия… и дело не в моих географических...