Анонсы

Nneka в клубе Космонавт Nneka в клубе Космонавт
NNEKA: впервые в России3 октября, Санкт-Петербург, клуб «Космонавт»В марте 20 ...
Safety Magic в клубе Гоголь Safety Magic в клубе Гоголь
Safety Magic по какому-то странному недоразумению именуются группой, хотя ...
Билли'з Бэнд Билли'з Бэнд
«Стадиум» в этот раз выглядит дружественным. Народу много, но без давки, предконцертный ...
Ван Моо тайм Ван Моо тайм
Какие у тебя, читатель, воспоминания о периоде всеобщей популярности группы Ван Моо? Мне ...

Академия пана Кляксы

В прошлом веке большую часть времени Игорь Матвеев по прозвищу “Клякса” болтался без дела по Питеру. У него был талант, саксофон и почти безразмерный ничем не занятый досуг. “Кляксой меня прозвали ещё в 90-е, - говорит Игорь.- Мы тогда часто собирались компанией в одном из двориков на Невском проспекте. Слушали вместе The Cure, Bauhaus, Joy Division и называли себя пост-панками. У нас там у всех были странные прозвища: "Кубик", "Левый", "Робин Гусь", "Барматэлла" и т. п. Меня Кляксой называли. Может в честь пана Кляксы, персонажа из книги польского писателя Яна Бжхевы "Академия пана Кляксы"? Сейчас уже точно не скажу. Но прозвище это закрепилось за мной на какое-то время. До той поры пока я не перебрался в Швецию. Здесь меня так никто не зовёт. Моё имя - Игорь и так достаточно оригинально в этих краях”.

В 1999 году Клякса, уличный саксофонист и автор странных песен, с басистом Юрой П. организовал довольно вычурную и нервную пост-панк группу Слёзы Б.. Параллельно концертам в небольших клубах он подрабатывал бродячим музыкантом.

Звуки.Ru: Ты начинал в Петербурге уличным музыкантом. Это было нелегко?
Клякса: На улице я начал играть ещё в 90-е. Играли где только можно. Но всё это было больше баловством, нежели заработками. Так, на пиво сшибали да с девчонками знакомились. Чуть позже закрутилось по-настоящему. Тогда же я работал в магазине звукозаписи, и вот в один прекрасный день ко мне пришёл мой друг и предложил выйти с ним поиграть в пригородных поездах. Я согласился попробовать. Мы разучили подходящую, на наш взгляд, программу: Beatles, Любэ, Браво,- и пошли по электричкам. Тогда это было ещё в новинку для пассажиров, и всем было очень интересно. Вскоре я уволился из магазина, так как в электричках за несколько часов мы наигрывали раз в пять больше, чем я зарабатывал на продаже дисков за день. Это время вспоминается мне очень романтичным. Мы колесили по стране, исполняя популярные песни того времени. Что интересно, все относились к нам очень доброжелательно. Даже контролёры никогда не брали с нас штрафов - мы везде ездили бесплатно. Как будто, если ты музыкант, то платить за проезд не надо. Один раз мой напарник вместо билета предъявил контролёру тамбурин, на что тот улыбнулся и сказал: ''А... музыканты, ну езжайте тогда'',- и пошёл своей дорогой. От Питера до Севастополя мы колесили по стране и останавливались, где хотели. Где в кабаке сыграть, а где просто город посмотреть. И везде, где есть поезда, мы могли заработать. Было ощущение свободы.

Жизнь клубного музыканта, в отличие от вольного бродячего “бременского”, не так прекрасна и вольготна. “Слезы Б.” хоть и были почитаемым ансамблем, однако железная рука внутренних раздоров и противоречий коснулась и их. В начале 2004-го, в силу весенних обострений, бэнд завершил свое существование прямо на сцене клуба “Грибоедов” - после диспута на тему: "Какое количество наркотиков допустимо во время выступления, а какое - нет". Летом того же года из-за неведомых перипетий судьбы Клякса оказался в Швеции.

Звуки.Ru: Как тебе удалось адаптироваться в Швеции? Не пробовал собрать свой собственный коллектив?
Клякса: Адаптация оказалось делом не очень сложным, но все же заняла у меня года четыре. За это время я переработал на разных работах: сажал цветы, мыл посуду, играл в театре. Долгое время работал в музыкальном клубе. Музицировать в Швеции я начал довольно быстро: уже в 2005 году, то есть спустя год после прибытия, я участвовал в записях и в небольших концертах некоторых локальных групп. Пытался собрать свою группу, но эти попытки развития не имели, и лишь отрывочные записи свидетельствуют о их существовании. Например, у меня сохранились записи синти-поп проекта МfM или же экспериментальной трип-хоп группы Matematika. Лишь в 2007 году я попал в группу The Habibis, где со временем стал автором большинства песен и мы записали наш первый demo-CD “Сельскохозяйственный””.

Название The Habibis было придумано во времена, когда в коллективе преобладали индийско-арабские мелодии, до появления “Кляксы” в составе. Ведь "Хабиби" в переводе с арабского означает "друг" или "любимый". Российский друг сумел передать шведским друзьям что-то весьма ценное, из-за чего индусы и арабы ушли на задний план.

Звуки.Ru: Как же ты поешь песни на русском для шведов? Им в самом деле интересно?
Клякса: Петь на русском языке мне поначалу казалось сложным. Сейчас так не кажется, ибо во многих песнях мне с радостью подпевают мои шведские музыканты. Разучиваем вместе тексты. К тому же, как выяснилось позже, исполняя песни на русском, получаешь определённые "бонусы". Во-первых, выгодно выделяешься на общем фоне среди других команд, во-вторых - получаешь возможность работы со стихом, с песней под другим углом: когда не слово, а звук и динамика имеют большую силу. Но о слове тоже нельзя забывать, ибо нередко на наши выступления приходят люди, владеющие в той или иной степени русским языком. Так что всё должно быть честно.Звуки.Ru: И добропорядочные шведские зрители приходят на ваши концерты?
Клякса: Не могу сказать, что мы пользуемся огромной популярностью, но у нас есть своя аудитория и иногда наши песни звучат по шведскому радио. В июле у нас были небольшие гастроли по Швеции в поддержку нового альбома - мы дали 7 концертов за две недели в разных шведских городах. И везде народ нас принимал тепло и с большим интересом. Новый альбом - полностью на русском, но название мы решили не менять. Получилось очень многокультурно. Шведская группа с русской песней под арабским названием с английским "The". Коллектив постоянно варьирует состав, неизменными остаются лишь я, да Йоар Сандлинг, отвечающий за звук и всю электронику группы. Вот уже несколько лет с нами играют скрипачка Еллинор Фритц и басист Даниел Сандлинг. В этом году к нам присоединились Густав Арен (саксофон) и Пер Энгстрём (труба). На пластинке также участвовала девушка из Мурманска Аня Павловская в качестве бэк-вокалистки. К тому же мы постоянно экспериментируем с музыкантами из других групп - даем с ними совместные концерты.

В результате слияния российского таланта со шведскими The Habibis записали занятный, очень легко слушаемый альбом о двенадцати песнях с запоминающимися мелодиями, наполненными ностальгией текстами и общей атмосферой слегка упорядоченного балагана. Тут и дань “руссо-диско”, и легкий восточный флер, и много-много-много жиганской романтики - уже одна лишь открывающая диск песня “Уркаганы” (привет, я из Одессы) дает ансамблю шанс на успех среди простой, но очень интеллигентной публики. Тексты прилежно переведены на шведский, дабы покладистый слушатель вкусил сполна сантиментов с родины Толстого и Пушкина. То, что это все-таки андеграунд, а не блатная-хороводная - сомнению не подлежит.

Звуки.Ru: : Что вообще происходит с руссо-диско и балкан-битом, с точки зрения русского шведа?
Клякса: Руссо-диско, балкан, джипси-панк или клезмер в Европе как были андеграундом, так им и остаются. Несмотря на прорыв таких коллективов, как Gogol Bordello или Goran Bregovic Orchestra. Андеграундом - в хорошем смысле слова. Андеграунд, который собирает клубы, выступает на фестивалях, но который не увидишь на MTV. Эта сцена, в основном, развита в Восточной Европе, Германии, Австрии. Много хороших групп - именно оттуда, чуть в меньшей степени - из Скандинавии, Голландии. Ничего не могу сказать про Англию, Испанию, Францию, ибо я не особенно подкован в этом вопросе.

Звуки.Ru: Чем ты живешь сейчас? Играть на улицах Гетеборга не приходилось?
Клякса: К сожалению, я плохо знаком с жизнью уличных музыкантов в Швеции. И на улице мне здесь играть не доводилось. Но я знаю, что в начале нулевых в среде питерских уличных музыкантов было популярно ездить в Хельсинки или в Стокгольм. Съездят на выходные - потом живут на заработанное неделю дома. Некоторые мои знакомые промышляли таким образом. В последнее время стало больше дел у The Habibis, к тому же я живу довольно просто, без особых затрат, так что у меня получается заниматься только музыкой.

Звуки.Ru: : Ты не собираешься возвращаться в Россию, чтобы предстать перед судом своих соотечественников?
Клякса: Собственно, я не считаю, что я сильно удалился от Родины. Я периодически бываю в России, встречаюсь со своими друзьями, своими родителями. У меня даже осталось российское гражданство и уголок в центре Питера, где я всегда могу остановиться. А вот моих шведских товарищей по группе было бы интересно свозить к нам - поиграть в русских клубах. Им были бы интересны, я думаю, такие гастроли!


Обзоры

Back To Now Back To Now
Восстановление на прежнем месте работы, в группе Morcheeba, не отбила у Скай Эдвардс (Skye Edwards) охоты к сольному творчеству....
Стыд Стыд
Группа АлоэВера и её идейный вдохновитель Вера Мусаелян уже второй альбом исполняют музыку с текстами, полными женского эксгибиоционизма...
Время больших надежд Время больших надежд
Нынешнюю российскую кампанию Евровидения, выдвинувшую на передовую трогательных Бурановских Бабушек, от предыдущих отличают,...
Межвидовые связи Межвидовые связи
Немецкий музыкант Саша Ринг (Sasha Ring) aka Apparat на днях объявил о выходе нового альбома, в основу которого легла музыка...
Пацану нормально жить не запретишь Пацану нормально жить не запретишь
В заглавном треке альбома белорус Макс Корж, который буквально за два года преодолел путь из полной безвестности к негласному...
Tallinn Music Week: предисловие Tallinn Music Week: предисловие
Таллин раскрывается как "Тардис", телепортер из сериала "Доктор Кто", снаружи выглядящий как телефонная будка, а внутри оказывающийся...

Персоны

"Подсознательное лучше сознательного. Оно правдивей" "Подсознательное лучше сознательного. Оно правдивей"
Больше всего Бернард Самнер (Bernard Sumner) напоминает сжатую пружину: в жестах он неспешен, лицо - почти непроницаемо,...
Новый роскошный особняк Рианны Новый роскошный особняк Рианны
Поп-дива Рианна прикупила новый дом. Роскошный особняк стоимостью 12 миллионов долларов находится в Калифорнии. Внутри целых...
Мама Африка: Рианна подружилась со львом Мама Африка: Рианна подружилась со львом
Рианна в очередной раз доказала, что она девушка не из робких. На днях певица отправилась в ЮАР, чтобы устроить зрелищное...
"Кто кому конкурент - решит публика!" "Кто кому конкурент - решит публика!"
Представители букмекерских контор пророчат победу на "Евровидении-2012" 28-летней певице из Швеции Лорин (Loreen). Ее сингл...