Анонсы

Акция ненависти Акция ненависти
Музыку коллектива HTRK (они же Hate Rock Trio) проще всего описать тэгами: shoegaze, ...
Джона Леннона признали иконой NME Джона Леннона признали иконой NME
Джон Леннон назван главной музыкальной иконой New Musical Express. ...
В Москве выступят Astronautalis и Bloc Party В Москве выступят Astronautalis и Bloc Party
Британская группа Bloc Party и американский рэпер Astron ...
В старинном московском храме сыграли авангардный джаз В старинном московском храме сыграли авангардный джаз
Совместный концерт пианиста Андрея Разина и бар ...
Benga возвращается в игру Benga возвращается в игру
Benga анонсирует работу своего лейбла и скорый выход альбома

John Erik KAADA: "Видели бы мои преподаватели, как я играю - их бы приступ хватил"

Несмотря на исключительно тихий нрав и желание быть в стороне от событий, норвежского композитора Йона Эрика Кода (John Erik Kaada) отличает редкое умение внезапно появляться и так же неожиданно исчезать. Так, он впервые появился на горизонте с блестящим альбомом "Music For The Moviebikers", затем без предупреждения выпустил сильнейшую пластинку совместно с главным безумцем от американского рока Майком Паттоном (Mike Patton), теперь как апрельский снег на голову свалился в столичное культурное расписание. Накануне выступления Звуки.RU поговорили с Кодой об экспериментах, государственной поддержке, самодельных инструментах и мериле успеха.

Звуки.RU: Йон, до начала сольной карьеры Вы играли театрализованный панк в группе Cloroform – в этом свете довольно странно, что вы так легко переключились на столь изящную и спокойную музыку. Вы не собираетесь возвращаться к Cloroform в дальнейшем?
Йон Эрик Кода: Мы вроде как и не распадались вовсе. Просто все так заняты, что пока что проект поставлен на паузу. Да, разница существенная, Cloroform – это агрессивный и неконтролируемый поток звуков: на сцене мы прыгали, кричали, трясли инструментами, словом изо всех сил изображали такую "настоящую рок-группу", как мы её понимали. А когда я выступаю с ансамблем, то, как говорят друзья, меня на сцене даже и заметить сразу сложно.

Звуки.RU: А чем можно объяснить такие перемены? Это Вы так сильно изменились, или же в Cloroform кто-то другой был за главного?
Кода: Cloroform – это трио, и в конечном итоге музыка сочинялась всеми нами, просто нас объединяло желание сделать что-то необычное, но шумное и резкое. Два других участника сейчас тоже занимаются несколько другой музыкой: Берге Фьордхайм (Børge Fjordheim) продюсирует поп-исполнителей, вот, например, певица Лене Марлен (Lene Marlin) – его подопечная. Ейвин Сторзун (Øyvind Storesund) играет на басу в Kaizers Orchestra, но его и там отличает довольно авангардная манера. Что до меня, то после всех этих сценических бесчинств с Cloroform мне захотелось попробовать сделать нечто мягче и тоньше и, попробовав, я быстро вошел во вкус. Это отразится и на грядущей пластинке Cloroform – мы все набрались опыта, поэтому не думаю, что она будет похожа на ранние записи группы, которые даже мне порой тяжело слушать.

Звуки.RU: У нас в России много говорят о государственной системе помощи музыкантам, организованной в скандинавских странах. Скажите, вот Вы от этого что-то получаете?
Кода: Ну, у нас существуют программы поддержки молодых музыкантов и композиторов, тех, кто в ней действительно нуждается. Когда-то и я тоже проходил по такой программе, но сейчас от них что-то давно ничего не слышно – с одной стороны, это приятно, что меня больше не считают начинающим композитором, с другой – иногда такая помощь очень была бы к месту. Но у всякой системы есть свои издержки – тут, как показывает опыт, часто важен не просто талант композитора, а талант писать прошения. Если вы им располагаете, то вполне сможете безбедно существовать в Норвегии на гранты по искусству.

Звуки.RU: Насколько я знаю, в Вашем распоряжении есть и самодельные инструменты. А что они из себя представляют?
Кода: О, ну на самом деле, ничего особенного. Недавно я сделал самый большой инструмент в моей коллекции – получилось что-то вроде огромной бас-гитары, но со струнами от рояля. Но это совсем не революционные инструменты и вряд ли они пригодятся кому-то кроме меня – просто я люблю делать что-то своими руками и изменять звук уже привычных вещей.

Звуки.RU: Но, если Вы используете их в студии, то вам потом, получается, надо менять аранжировки для живых выступлений – вы же не сможете их все с собой взять?
Кода: Да, я бы рад был бы привезти их в Москву, но я боюсь, что перевес в аэропорту просто разорит меня. Поэтому приходится обходиться тем, что есть. Конечно, использование таких инструментов весьма существенно – ведь я склонен работать именно со звуком, даже мелодии не так важны для меня, как правильно выстроенный саунд. Я часто пишу музыку на бумаге, но решающий момент наступает только тогда, когда мне удается верно подобрать звучание композиции – до этого всё колеблется на уровне черновика.

Звуки.RU: В Вашем творчестве было немало экспериментов, да и выпускаетесь вы на весьма авангардном лейбле Майка Паттона Ipecac
Кода: О, я стараюсь не думать о том, какая у меня музыка получается – экспериментальная или наоборот. Всё это только слова, да и само понятие эксперимента мне не очень ясно. Я совершенно точно не ставлю какие-то намеренные опыты. Просто я меняюсь и меняются мои вкусы. Иногда я слушаю только Бартока, Листа и Шостаковича, а порой только хэви-метал, и всё это, конечно, сказывается на результате моей работы. Правда, поэтому я чаще всего я вообще ничего не слушаю – стараюсь не выпускать собственной музыки из головы. А вот свои записи я слушаю довольно редко, потому как я практически никогда не бываю до конца доволен тем, что в итоге получается. Иногда я думаю, что неплохо было бы переиздать старые записи и тотально там всё переделать, но потом понимаю, что это было бы нечестно.

Звуки.RU: Вы же получали академическое образование, верно?
Кода: Да, я заканчивал по классу фортепиано, но знаю, насколько мне это пригодилось. В основном я подбираю мелодии на гитаре, а за клавиши сажусь в исключительных случаях, хотя, думаю, что какие-то азы никуда не делись. Но видели бы мои преподаватели, как я играю сейчас – их бы приступ хватил. Я играю кулаками, локтями, коленями, намеренно искажаю звук инструмента – словом, нарушаю все правила, которыми меня когда-то научили.

Звуки.RU: Кстати, я хотел бы выразить Вам благодарность – песни с вашего альбома "Music For The Moviebikers" играли на моей свадьбе…
Кода: Что? Вы серьезно? Да, пожалуй, я слишком строг к своим старым записям! Спасибо за то, что сказали: если твои вещи звучат на свадьбах – то это уже успех.

Kaada
Москва, Avant Club
28 апреля 21.00


Обзоры

We Were Exploding Anyway We Were Exploding Anyway
65daysofstatic продолжают находиться на передовой современной прогрессивной рок-музыки, черпая в равных пропорциях все лучшее...
Ниже радара: Daley Ниже радара: Daley
DaleyКто: Гарет Дейли (Gareth Daley)Откуда: Манчестер, ВеликобританияЛейбл: Polydor RecordsДовлатов как-то сказал, что, когда...
Не раскачивайте лодку Не раскачивайте лодку
В воскресный прайм-тайм 11 мая телеканал “Культура” показал дебютную передачу конкурса-шоу “Большой Джаз”. На следующий день...
Занимательная статистика. Выпуск #04 Занимательная статистика. Выпуск #04
Занимательная статистика от Звуков вновь обнажает предпочтения многомиллионной армии слушателей, подписчиков и фолловеров....
Релизы лета 2013 — общий обзор Релизы лета 2013 — общий обзор
«Trill» подвел музыкальные итоги почти безгитарного лета-2013. В нашем ежеквартальном обзоре списки лучших альбомов по жанрам,...
Правило игры Правило игры
Самое огромное усилие нужно для того, чтобы после долгого молчания или болезни выйти на улицу и сделать первый вдох. Первое...

Персоны

Interview: BlueMarine Interview: BlueMarine
Марина Торяник, она же BlueMarine, стала известна массовому слушателю благодаря вокальной партии на треке "Welcome To St....
Рианна побывала на родине Рианна побывала на родине
Рианна, популярность которой по всему миру не знает границ, не забывает о своей родной стране. Недавно певица прилетела в...
Новый клип T-Killah Новый клип T-Killah
Новым клипом порадовал нас музыкант T-Killah. Песня «SHOT» записана совместно с певицей Леной Катиной и является англоязычным...
ВЫГЛЯДЕТЬ МОДНО ВЫГЛЯДЕТЬ МОДНО
В моде — имитация. При условии, если у вас хорошее чувство юмора и вы знаете, что имитировать ...