Анонсы

Барабан для Голлума Барабан для Голлума
Соавтор "Slow" Кайли Миноуг (Kylie Minogue) и исполнительница "Песни Голлума" - у ...
«Кипелов». 2 марта, Arena Moscow «Кипелов». 2 марта, Arena Moscow
Сложно поверить в то, что прошло уже 10 лет с момента, когда Валерий ...
Дэйв Грол опроверг слухи о распаде Foo Fighters Дэйв Грол опроверг слухи о распаде Foo Fighters
Лидер американской рок-группы Foo Fighters Дэйв Грол ...
Руки Вверх в клубе Arena Moscow Руки Вверх в клубе Arena Moscow
5 октября в Arena Moscow концерт-презентация нового альбома «Руки Вве ...
Концерт Tarja Turunen в Москве Концерт Tarja Turunen в Москве
Уникальное сочетание голоса оперной дивы и рок-звезды в исполнении кла ...

БИ-2: "В "Нечетном воине" мы ставим наших коллег в измененную реальность"

Выходит очередной альбом проекта “Нечетный воин”, на сей раз за странным номером 2,5. Шура Би-2 и его дядя, автор песен проекта Михаил Карасев (к слову, Шура называет дядю не иначе как Карась) рассказали Звукам, почему альбом назван “ни два, ни полтора” и чем он отличается от предыдущих и будущих “Нечетных воинов”, а также поделились соображениями о перспективах рынка и загибающегося рекорд-бизнеса.

Редакция: Так почему все-таки этот альбом не называется “Нечетный воин-3”?
Шура Би-2: Изначально мы хотели назвать этот проект “Куба”. В него планировалось включить ряд песен, которые Карась написал в Израиле в начале 2008 года. Мы собирались записать их в домашней студии и бесплатно выложить в интернет. Когда песен стало 12, Михаил спродюсировал и записал их у себя дома, потом прислал их мне. Я в студии Большакова записал всех вокалистов, дописал некоторые инструменты, и там же и сводили. Пластинка была готова почти год назад и первым, кто ее услышал, был Миша Козырев. Ему название “Куба” не понравилось, и он предложил “Нечетный воин-3”. Но на полноценное “3” акустический альбом, по нашему мнению, не тянет – так появилась идея дать ему номер 2,5. Вообще за не очень бюджетный акустический проект мы взялись, когда грянул кризис, и было непонятно, будут ли возможности делать высокобюджетные вещи. Мы тогда заканчивали один из своих дорогих альбомов “Лунапарк”, забили на кризис и доделали его в том виде, в котором задумывали. А на “Нечетном воине”, получается, пришлось сэкономить.

Редакция: Он ведь мог выйти еще прошлой осенью?
Шура: Да, но тогда у нас как раз руки дошли до альбома с оркестром. Он лежал два года почти готовым, но мы никак не могли его выпустить из-за некоторых проблем с правами на некоторые песни. Права на них у нас обманным путем отобрала одна компания… Ну неважно, мы этот вопрос решили. Поэтому мы придержали “Воина” и выпустили диск с оркестром, так как он был более ожидаемым.

Редакция: Будут ли “Нечетные воины” под номером 3, 4, 5 и так далее?
Михаил Карасев: Третий уже готов.
Шура: Да, в голове он уже есть. Я бы не сказал, что уже что-то записано, но одна из целей нынешнего приезда Карася в Москву заключается в том, что мы сейчас отбираем некоторые песни и начинаем работать. Параллельно мы заняты сведением нового альбома “Би-2”. Вот закончим работу над ним и не спеша приступим к очередному “Нечетному воину”.

Редакция: Планируются ли какие-то изменения в концепции проекта?
Шура: Не знаю пока.
Михаил : Ничего не планируется: как получается, так и получается.

Редакция: Но у вас еще много песен?
Михаил : Огромное количество еще не записано, они пока в голове. Боюсь, какие-то не успею написать в связи с возрастом. Но я работаю над этим. Хотя какой-то целенаправленной работы – сесть и написать песню – у меня нет. Они пишутся сами собой.

Редакция: Согласовываете ли вы наполнение проекта с какими-то если не требованиями, то пожеланиями рынка?
Шура: Абсолютно никак. “Нечетный воин” изначально не имел никакой коммерческой основы, и мы были очень удивлены, когда выстрелила “Медленная звезда” и некоторые другие песни с первого “Воина”. Мы на рынок никак не оглядывались. Сейчас тем более этого не делаем, имея в виду, на каком уровне находится в России рекорд-бизнес. Еще пять минут, и он практически помрет. Думаю, у “Би-2” это последняя пластинка, которую мы будем выпускать с рекорд-компаниями.

Редакция: Чем же вы заинтересовываете звездных коллег, которые охотно принимают участие в проекте?
Шура: В первую очередь, это для них хорошо проведенное время. Мы стараемся поставить наших коллег по цеху в немного измененную реальность – не в ту, в которой они находятся в рамках своих групп. На предыдущем “Нечетном воине” одной из моих любимых песен стал трек Ромы Суслова с Дэвидом Брауном (David Brown). Рома никогда в жизни бы электронной музыкой не занялся, это не его стезя. Но он откликнулся моментально, потому что ему было интересно себя в это погрузить. У нас уже сложился костяк, который всегда участвует в “Воинах”. Добавим сюда такой фактор, как дружеские отношения. Новые друзья тоже приглашаются в проект. Очень приятно, что в этом альбоме поучаствовали мои любимые артисты 80-х – “Альянс”, Вася Шумов, Макаревич. Из совсем новых имен появилась Женя Лепокурова. Мы с ней познакомились, когда вели радиопрограмму “Биология”, а на “Нечетном воине-2,5” предложили ей песню “Игры ума”: по настроению она сильно отличается от ее самой известной разухабистой песни “Аленка”. Результат мне понравился.

Редакция: Трек в исполнении Макаревича “И пели по радио песни” больше похож на песню Макаревича, чем Карасева.
Шура: Так вот он и сразу согласился ее исполнять, а также попросил трек для своего “Оркестра креольского танго”.
Михаил: На самом деле это естественно, потому что мы ровесники. Макаревич в свое время был величиной, которую все слушали. Песня получилась “под Макаревича” и Макаревича нашла.

Редакция: Как вообще вы распределяете песни между музыкантами? Бывали ли сомнения, ошибки?
Шура: Обычно как-то сразу понятно, что сюда просится, например, Василий Шумов. Точно так же было с Игорем Журавлевым.

Редакция: Не было желания сделать по принципу “Нечетного воина”, с приглашенными вокалистами, новый альбом “Би-2”?
Шура: Ты не Стаса Михайлова имеешь в виду?

Редакция: Да нет, ту же обойму, хотя ход мыслей, конечно, интересный…
Шура: Проект “Нечетный воин” получился, потому что в “Би-2” нам с Левчиком было немножко мало места. Песенный материал Карася отличается от материала “Би-2”…
Михаил: Он более эстрадный, в хорошем смысле слова.
Шура: А в альбомах “Би-2” тоже появляются вокалисты, но не в таком количестве, как в “Нечетном воине”. Мы выстраиваем некую концепцию каждого диска, в рамках которой приглашаем тех или иных коллег.

Редакция: Чему вас научило сотрудничество с оркестром, недавно запечатленное на двойном диске?
Шура: Это очень интересно. Сначала было сложно, да и сейчас, признаюсь, мне нелегко выходить на сцену без гитары и петь с оркестром в костюме. Это абсолютно другой образ, возможность играть совсем другую историю. За спиной не пять человек, а 65, и ты должен их всех чувствовать. Работа с оркестром – для нас отчасти и возвращение в советское детство. Если бы группа “Би-2” появилась в 1969 году, она бы, наверно, звучала так, как звучит с оркестром.

Редакция: Аранжировщик Геннадий Корнилов и дирижер Феликс Арановский довольно деликатно подошли к оригинальной музыке.
Шура: На самом деле, там была огромная работа проведена. Изначально я хотел сделать с оркестром аналог сотрудничества Portishead с оркестром. Но потом я понял, что оркестр из советского детства не будет работать с технологиями, и решил повернуть все это в “олдскульную” историю.

Редакция: А что с новым материалом “Би-2”? По вашим меркам, давно не было нового альбома.
Шура: Да ладно, год всего!

Редакция: Я и говорю – по вашим меркам.
Шура: Недели полторы назад мы вернулись из Лондона. Свели там первые три песни из альбома. Хотя рекорд-бизнес активно разрушается, мы пошли к одному из самых интересных и дорогих звукооператоров Эдриану Бушби (Adrian Bushby). Мы несколько лет за ним гонялись, потому что он не берет проекты со стороны. Но ему понравился материал, и он согласился с нами поработать. В июле мы предполагаем свести оставшуюся часть альбома, а в октябре-ноябре он будет выпущен в свет.

Редакция: А как же традиция сводить альбомы в Австралии?
Шура: Видимо, не в этот раз. Нам так в Англии понравилось… В апреле-мае мы запустим первый сингл, и ты поймешь, что это звучит абсолютно по-другому, чем в Австралии. И там, и там хорошо, но по-разному.

Редакция: Ты уже несколько раз упомянул о плачевном состоянии рекорд-бизнеса. Наверно, музыканты задают себе вопрос, а зачем, собственно, они все это делают.
Шура: А вот об этом мы поговорим в мае. Мы с нашими коллегами придумали некую схему, как музыкантам выживать в это время. Да не выживать, а нормально жить, записывая пластинки без рекорд-лейблов. То есть без посредников, напрямую сотрудничать с поклонниками. На этом я пока закончу. В мае мы тебя пригласим и сделаем некое громкое заявление.

Редакция: То есть артисты наконец-то смогут здесь зарабатывать не только на концертах, но и на продаже дисков?
Шура: Во всяком случае мы на это надеемся.

Редакция: А у тебя нет ощущения, что зрители в нашей стране не всегда за вами успевают? “Би-2” – трудоголики и меломаны, они фонтанируют творческими идеями, не все из которых публика способна воспринять.
Шура: Я очень признателен нашим поклонникам – они очень благодарные. В первое время им, наверно, было тяжело, но они уже свыклись с нашими скоростями. Вот год альбома не было – уже спрашивают, где же новый, хотя вышли и диск с оркестром, и вот будет “Нечетный воин-2,5”. Вся страна, может, за нами не успевает, а поклонники, коих достаточно много, позитивно реагируют на все новшества. Хотя каждый раз вопрос открыт, мы всегда переживаем, насколько будет принята та или иная идея.

Редакция: Тот же первый “Нечетный воин” был не просто альбомом, а потрясающим арт-проектом, с концептуальной фотосессией, подробным фильмом и т.д. Не обидно, что это все увидели только те, кто был готов достаточно глубоко погружаться в материал?
Шура: Новый “Воин”, кстати, тоже будет оформлен красиво. Но смотри, какая история. Вот альбом с оркестром, специально выпущен двойным, с толстым буклетом. Ровно через два часа после появления пластинки в магазинах она лежала на всех торрентах. Многие наши поклонники, за что им спасибо, скачали, послушали, а потом пошли и купили пластинку, поэтому выпускающая компания “Мистерия” очень довольна показателями продаж. Купить пластинку сейчас – это меломанский поступок. Поэтому на физические носители мы вставляем какие-то бонусы, которые не скачаешь с торрентов. А так – люди привыкли к халяве. Чтобы приучить народ платить за музыку, должно поколение смениться. Пока же один покупает, а сто человек у него скачивает.

Редакция: Так наоборот, новому поколению уже странно, когда за музыку предлагают платить: она же лежит везде, и бесплатно!
Шура: И тем не менее благодаря интернету и новым технологиям появляются интересные команды. Ситуация меняется к лучшему – может быть, не так быстро, но меняется.

Редакция: Ситуация меняется, а “Би-2” по-прежнему в стилистической нише “Нашего радио”, хотя вы явно мыслите гораздо шире.
Шура: А что делать, если у нас нет других радиостанций? Есть “Наше радио” и “Максимум”, где мы можем крутить свои песни. И раз в год какую-нибудь песню берет “Русское радио”. Где рок-н-ролльные станции или инди-станции типа NME Radio?

Редакция: Риторический вопрос.
Шура: Хотя скоро появится. Мы сейчас работаем над этим. Правда, в интернет-пространстве.

Редакция: А вообще к русскому року ты как относишься?
Шура: Русский рок хоронят, начиная с 80-х. И до сих пор всё хоронят, хотя он замечательно живет, имея свою нишу – посмотри, сколько людей было на “Чартовой дюжине”.

Редакция: Но на сцене лица одни и те же.
Шура: Ситуация скоро изменится. Молодое поколение вообще не слушает FM, оно берет музыку в интернете.
Михаил: Я наблюдаю некий ренессанс среди молодых музыкантов. Есть очень интересные группы “Зима навсегда”, “Сейф”, еще десятки примеров, когда люди живут музыкой, фактически не имея шансов быть услышанными. Вот журналисты спрашивают музыкантов, что они собираются делать. А вы готовы помогать молодым, рассказывать о них?

Редакция: Так это активно происходит, в том же интернете. Другое дело, что отдача в виде монетизации пока очень слабая.
Михаил: Если ты просто выкладываешь песню в интернет, и она, беспризорная, телепается где-то, мало шансов быть услышанными.

Редакция: Да, хотя уже появляются сетевые промо-ходы.
Шура: Яркий пример музыканта, которому помог интернет - Антон Севидов. Мы Антоху знаем десять лет. У него была группа “Неонавт”, потом он сделал Tesla Boy, которая уже подняла волну подражателей в регионах.

Редакция: Но пока это не имеет отношения к телевизору и “большому” шоу-бизнесу.
Шура: Да и бог с ними. Хипстеры и вообще модная молодежь не смотрят MTV, “Муз-ТВ” и концерты Ваенги по Первому каналу, да и FM не слушают. У нас скоро будет так же, как в Америке, где FM слушают только таксисты: ты покупаешь девайс, и у тебя через iTunes radio 500 радиостанций. Чем быстрее будет работать интернет, тем больше здесь будет качественной музыки.

Редакция: Но пока светлое будущее не наступило, ответьте: группа “Би-2” учитывает форматные требования радиостанций - там поменьше электроники, тут никакого трип-хопа?
Шура: Абсолютно никак. Делаем, что хотим, абсолютно не смотрим на то, что диктует рынок. Песню “Дэвид Боуи” не брали на “Наше радио”, но ее поддержал “Максимум”, и волна пошла. Сейчас мы запустим первый сингл с нового альбома, он довольно радикально отличается от того, что мы делали раньше.

Редакция: А если его никуда не возьмут?
Шура: Ну не возьмут и не возьмут, фиг с ним. Мы не собираемся активно ротировать его по радио – музыка так или иначе дойдет к людям через интернет.

Редакция: А ты сам пользуешься соцсетями, торрентами? Качаешь музыку бесплатно или всегда платишь за нее?
Шура: Я как Шура Би-2 не представлен ни в одной социальной сети, но группа везде представлена. Что касается скачиваний, то меня не устраивает mp3-качество. Я предпочитаю слушать музыку даже не на CD, а на виниле. У меня два виниловых проигрывателя, и могу сказать, что современная музыка очень круто звучит на виниле. Когда вышел альбом группы Elbow, я не смог найти его в Америке. Мне басист прислал ссылку, что он продается в Лондоне, я полетел и купил. Кстати, рекомендую, это мой фаворит на сегодняшний день. В интернете же я могу послушать что-то для ознакомления, не более того.


Обзоры

The English Riviera The English Riviera
"The English Riviera" - альбом, склонный не столько к дебошам на домашних вечеринках, сколько к романтическим признаниям...
10 ожидаемых рок-альбомов осени-2011 10 ожидаемых рок-альбомов осени-2011
О возвращении Bush и Blink-182, а также о том, чего стоит ждать этой осенью от таких рок-коллективов как Kasabian, Angels...
Tinavie. Hidden Places Tinavie. Hidden Places
Облачко спряталось Эпитет "девичья" не всегда точно подходит к музыке с женским вокалом. В "девичьей...
Born Villain Born Villain
После нескольких лет музыкальных экспериментов разной степени успешности Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и Твигги Рамирес...
Группа «Alice In Chains» завершила работу над новой пластинкой Группа «Alice In Chains» завершила работу над новой пластинкой
Группа «Alice In Chains» завершила работу над новым альбомом. Об этом сообщил гитарист Джерри Кантрелл (Jerry Cantrell)....
Снизу постучали Снизу постучали
По опубликованным 2 января сведениям Британской Ассоциации Производителей Фонограмм (BPI), цифровые продажи альбомов выросли...

Персоны

Agoria и его шоу Forms Agoria и его шоу Forms
Forms - концептуальный музыкальный видео-концерт
Руслана - интервью с певицей об отдыхе в Куршавеле Руслана - интервью с певицей об отдыхе в Куршавеле
Певица Руслана, собиралась с мужем Александром Ксенофонтовым посетить Нью-Йоркскую неделю моды, но в последний момент передумала...
Дима Маликов предпочитает метро Дима Маликов предпочитает метро
В канун Нового года работы у звёзд очень много. Кроме разнообразных событий, приуроченных к главному празднику, концертов,...
"Это будут не концерты, а проверка на понимание". "Это будут не концерты, а проверка на понимание".
Brigitte, начавшись как классическая "игра в группу", невинное развлечение девчонок-воображал, вдруг расцвели и превратились...