Анонсы

В Дании поставят пьесу о жизни Эми Уайнхаус В Дании поставят пьесу о жизни Эми Уайнхаус
В январе 2013 года на сцене Королевского театра Дании сос ...
Tiesto становится лицом бренда Guess Tiesto становится лицом бренда Guess
Модная коллекция от известного диджея и бренда ждет нас уже в ав ...
Общество "Мемориал" Общество "Мемориал"
В ходе турне в поддержку нового альбома "The Diving Board" Элтон Джон (Elton John ...
Berlin Festival 2012 Berlin Festival 2012
Организаторы фестиваля огласили список выступающих музыкантов
Жанна Фриске: увековечена навсегда Жанна Фриске: увековечена навсегда
Съемки очередного видеоклипа певицы Жанны Фриске на новую песню «Н ...

Не раскачивайте лодку

В воскресный прайм-тайм 11 мая телеканал “Культура” показал дебютную передачу конкурса-шоу “Большой Джаз”. На следующий день один из членов жюри, известный этноджазовый валторнист Аркадий Шилклопер, на своей странице в Facebook сообщил о том, что покидает проект.
Скандал набирает обороты; к дискуссии "остались ли на российском ТВ честные музыкальные конкурсы?" подключаются все новые эксперты и звучат все более резкие суждения. Проблема конъюнктуры в медиа поднимается не впервые, но ни "Ночь в Опере", ни "Танцы со звездами", ни шоу "Голос" не начинались с прямых обвинений организаторов шоу в уничтожении творчества. Подобного ажиотажа доселе не вызывало ни одно из фонограммных шоу Первого канала и ВГТРК. Что же произошло с публикой и участниками музыкальных конкурсов?

В середине марта отечественные СМИ облетела воодушевляющая новость о том, что государственный канал "Культура" вслед за проектом, посвященном балету, запускает следующий – о джазе. Специально для съёмок создатели телешоу пригласили американский джазовый оркестр, биг-бэнд Нового Орлеана под управлением обладателя премии трубача Ирвина Мэйфилда (Irvin Mayfield).

Для проведения цикла передач была предложена следующая схема: в первых двух шоу цикла участвуют по три участника в каждой из семи номинаций (труба, фортепиано, гитара, саксофон, барабаны, контрабас, вокал). Первая передача – представление участников, исполняющих самые популярные темы (называемые также "evergreen"); вторая передача посвящена песням советских композиторов. По итогам второй передачи каждую из номинаций покинет один из участников, по итогам третьей (посвященной великим американским песням) – ещё один. Далее победителей ожидает финальный раунд, в котором они будут играть в качестве солистов биг-бэнда, и, наконец, завершится проект Гала-концертом.

Оценивает конкурсантов жюри во главе с народным артистом России Давидом Голощёкиным. В составе жюри: постоянные члены Ольга Ростропович (президент фонда Мстислава Ростроповича) и Аркадий Шилклопер, плюс сменяющие друг друга в разных программах цикла саксофонист Алексей Козлов, пианист Андрей Кондаков и саксофонист Игорь Бутман. Ведут телешоу "Большой Джаз" хореограф Алла Сигалова и трубач Вадим Эйленкриг. Для Вадима это дебют в роли ведущего, и, по первому впечатлению, дебют удачный.

Первый выпуск "Большого Джаза" посмотрели многие, в том числе не только по эфиру, но и позже в записи, - узнав о том, что Аркадий Шилклопер сообщил о решении не сниматься в оставшихся сериях. Правда, почти никто, судя по всему, не понял, почему он это сделал. Зритель, пришедший из соцсетей, заранее настроился на худшее, приготовился увидеть нечто запредельное, что-то совсем из ряда вон выходящее… и в итоге с удивлением обнаружил, что открыл для себя имена сразу нескольких хороших музыкантов, которых раньше либо знал только по фамилии, но никогда не слышал, либо не знал вовсе.

Можно только порадоваться за то, что у нашего телевидения, наконец, дошли руки до джаза. Окажется ли проект «Большой Джаз» прорывом, своего рода тектоническим сдвигом в деле присутствия джаза в сетке телепередач – это покажет будущее. Но то, что это - большое событие, когда чуть ли не впервые в истории удалось показать широкой телеаудитории сразу два десятка наших молодых джазовых музыкантов – само по себе событие.

Для первой передачи создатели шоу предложили оркестру и конкурсантам семь стандартов, относящихся к разряду наиболее известных, я бы даже сказал – наиболее избитых. Трубачам достался "Caravan", пианистам – "Windmills Of Your Mind" Мишеля Леграна, гитаристам – "Sweet Georgia Brown", барабанщикам – "Sing Sing Sing", саксофонистам – "Autumn Leaves", контрабасистам – "Girl From Ipanema", вокалистам - "Summertime". Очевидно, продвинутых любителей джаза со стажем такой подбор пьес вряд ли впечатлит и заинтересует. Профессиональная публика обычно на этих композициях уходит в буфет. На нынешних джемах московские студенты если и играют эти пьесы, то относительно редко. С куда большим интересом они исполняют "Killer Joe", "Waterlemon Man", "I Mean You" – музыку 1950-60-х годов. Но, с другой стороны, именно на таких избитых композициях легко увидеть, насколько музыкант владеет джазовой базой, основой. В этом отношении уникальна композиция Summertime – по тому, как вокалистка пропоёт первую фразу, всё сразу становится ясно.
Кроме того, не стоит забывать о том, что в шоу принимают участие не только музыканты и жюри, но и тот самый массовый зритель, любознательный, интересующий культурой, но всё же в большинстве своём слабо знакомый с джазом. Именно от того, насколько такой слушатель проявит интерес, зависит успех или неуспех проекта со всеми вытекающими из этого последствиями. Ведь замеры телерейтингов никто не отменял. Взять для такого конкурса темы, которые на слуху – это как раз дать возможность обычному слушателю оказаться "в теме".

Очень хорошее впечатление оставил приглашенный биг-бэнд, состоящий из сильных опытных музыкантов, сделавший всё максимально удобно для конкурсантов. Вообще говоря, для участников возможность поработать (в том числе и на репетициях) с качественным американским оркестром дорогого стоит.

Самое время поговорить о конкурсантах. Если для участия в предыдущем проекте "Большой Балет" были приглашены танцовщики и балерины из ведущих балетных трупп страны, то планка среднего уровня конкурсантов "Большого Джаза" в смысле конкуренции внутри номинаций выглядит пониже. И дело не только в том, что уровень отечественного балета превышает уровень джаза. Просто не удалось собрать сильнейший состав, хотя организаторы и приложили много усилий к этому. Для некоторых крепких музыкантов предложение сыграть нечто вроде "Опавших листьев" в первом туре и, к примеру,"Эй, моряк, ты слишком долго плавал' во втором не показалось настолько заманчивым, чтобы его принять. Это вовсе не то, что они считают уместным сыграть в смысле большого джаза. Они если и будут такое играть, то только на корпоративе и по соответствующим коммерческим расценкам. Что же, это их выбор, их решение. На конкурсе всё равно есть, кого послушать.

Участники представляют три основных центра джазовой жизни европейской части России – Москву, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. Лучшее музыкальное учебное заведение страны – РАМ им. Гнесиных представляют всего шесть участников: четыре выпускника разных лет (пианист Алексей Чернаков, контрабасист Макар Новиков, барабанщица Александра Могилевич и саксофонист Дмитрий Швытов) и только два нынешних студента (гитарист Илья Зырянов и пианист Григорий Паламарчук). Только трое конкурсантов получили либо получают образование за рубежом: двое (трубач Виталий Киселёв и саксофонист Эльдар Цаликов – оба уроженцы Ростова-на-Дону) учатся в Германии и один (гитарист Сергей Чашкин) – выпускник бостонского колледжа Беркли.

Оценивать музыкантов по минутному соло в одной композиции – дело не совсем благодарное. Многое определяет попавшаяся композиция, очередность соло, опыт игры в стрессовой ситуации. Напомню наши реалии: у нас практически нет конкурсов с открытой, честной конкуренцией (на ум приходит только Усадьба Джаз), поэтому опыт участия в конкурсах минимален. Некоторые заметно нервничали, что сказалось на исполнении. Поэтому все участвовавшие музыканты – молодцы, вне зависимости от результата. Всё же в первую очередь это телевизионное шоу, и только во вторую – соревнование.

Практически всё, что по ходу конкурса говорили члены жюри – это то, что есть на самом деле, то есть именно то, что показали музыканты. До некоторой степени разошёлся с мнением жюри я только в номинации гитаристов: мне больше понравилось то, что исполнил Илья Зырянов, в то время, как два других участника сыграли "сильно назад", что в общем-то не есть хорошо. Хотя в следующих турах всё может измениться, многое можно понять по первому туру. Приятно удивила барабанщица Александра Могилевич, меня поразила её свобода в движениях, раскованность за ударной установкой. Создаётся впечатление, что она родилась с барабанными палочками. Просто превосходно сыграл своё соло пианист Алексей Чернаков. Совершенно потрясающе спела Карина Кожевникова. Порадовал трубач Михаил Бручеев. Наконец, в тройке саксофонистов подобрался настолько ровный и сильный состав, что крайне трудно предсказать, кто из них выйдет хотя бы во второй тур.

Безусловно, от просмотра программы осталось ощущение некоторой сырости, что не мудрено – съёмка подобных проектов пока новое дело - как для нашего телевидения, так и для участников. Так что о мелочах умолчу, хотя о двух моментах всё же скажу. Прежде всего, это касается работы звукорежиссеров: конкурсанты были вызвучены далеко не лучшим образом, особенно контрабасисты. У профессионалов вызвала некоторое недоумение работа вокалистки биг-бэнда по имени Кармен. Неужели сейчас так поют в Америке?

Хотя общее впечатление от первой программы шоу у меня сложилось вполне положительное, отношение к проекту в целом остаётся двойственным. Ну а что делать, если ещё в детской книжке Карлсон, который живёт на крыше, доказывал фрекен Бок, что не на все вопросы можно ответить однозначно. Как можно, например, ответить на вопрос «Ты всё ещё пьёшь по утрам коньяк, или уже нет?» Как мне кажется, карьерный рост, продвижение собственного бренда, расширение аудитории - это единственная причина, по которой творческому музыканту имеет смысл участвовать в подобном мероприятии. Ну вот, к примеру, касторка – с одной стороны, лекарство, поможет. А с другой – невкусно… Тем не менее в условиях, когда наши музыканты практически не поддерживаются государством, то есть предоставлены сами себе, им не остаётся ничего другого, как учиться сочетать творческие начинания и коммерцию. Не учитывать конъюнктуру не получится…

Были в программе и удачные эпизоды, например, запомнился момент, когда Ирвин Мэйфилд говорил о том, что в джазе не так страшно, если солист в какой-то ноте сыграет “мимо”. Самое главное – это та история, которую в своём соло рассказывает музыкант. Мэйфилд вообще оказался прирожденным дипломатом, мастером игры на разных инструментах и убежденным патриотом своего города – на вопрос, какое лучшее место в Америке для того, чтобы научиться играть джаз, маэстро без колебаний ответил: “Конечно же, Новый Орлеан!”

Повторю главное: очень приятно видеть моих коллег по индустрии, представителей молодого поколения джазменов не только на ю-тубе, но и в эфире государственного телевидения. Для любого начинающего солиста, а тем паче - бэндлидера, на старте карьеры жизненно необходимо, чтобы его заметили. Нужна некая пружина, эффект, на котором можно продержаться самые сложные первые месяцы, когда совсем мало опыта, когда тебя почти никто не знает, когда практически нет связей даже на уровне музыкальных клубов, когда ты можешь рассчитывать в качестве слушателей только на своих друзей. Бесспорно, что для некоторых молодых музыкантов такой информационной поддержкой станет участие в проекте «Большой Джаз».

Рассказ же об эпизоде с заменой члена жюри не займёт много времени. Аркадий Шилклопер – один из самых влиятельных пост-советских этноджазовых музыкантов, играющий на массе духовых инструментов, в том числе на таком уникальном инструменте, как альпийский рог. Аркадию Фимовичу давно уже не надо никому ничего доказывать, и, конечно, он имеет полное право поступать так, как считает правильным и нужным.Тем не менее, озвучу то, что известно. В обращении Аркадия Шилклопера в качестве мотивировки его поступка говорится:
"Как вы знаете, вчера вечером телеканал "Культура" показал первую программу из цикла "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ"!!!
Я получил множество восторженных и позитивных откликов.
Да! Действительно, программа "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ" - очень значимое и необходимое событие для российской музыкальной культуры!
И я с энтузиазмом принял приглашение телеканала "Культура" войти в состав жюри конкурса, т.к. предполагал оценивать юных джазовых музыкантов не по степени узнаваемости и приближённости к "стандартному звучанию", а за индивидуальность, оригинальность, за свежий подход, но уважительное отношение к джазовым традициям, за собственные истории, рассказанные убедительно и правдоподобно...
К сожалению, дирекция программы "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ" имеет на этот счёт свою позицию, в которой нашим молодым музыкантам предоставляется возможность показать себя, лишь, в одном качестве, в одной роли, в роли американских копий, практически на корню убивая тем самым креативность и самобытность талантливых творческих личностей!
Я, как Патриот Российской Культуры, с такой позицией "Большого Совета" телеканала не согласен!!!К тому же, эта позиция абсолютно противоречит всей истории джазовой музыки! В ней всегда были и есть музыканты, творцы, которые не вписывались и не вписываются в рамки принятых, "стандартных" догм и норм! И именно эти музыканты (перечисление их займёт много места!) внесли значительную роль в развитие жанра, который мы сегодня называем "джазовая или импровизационная музыка"!!!
Завтра, 13-го мая, на киностудии "Мосфильм" начинается следующий этап съёмок программы "БОЛЬШОЙ ДЖАЗ". Я отказался от дальнейшего участия в жюри, т.к. не желаю участвовать в тиражировании и клонировании американских копий и в "убийстве" сообственных корней!!!"

Между тем, согласно информации из пресс-релиза телеканала «Культура», распространенного 13 мая, предполагалось, что на записи гала-концерта Аркадий Шилклопер сыграет композицию в сопровождении биг-бэнда Нового Орлеана. Но стороны не договорились о том, какая это будет пьеса. Шилклопер настаивал на авторской композиции «Кобра», которую он исполнял с немецким джазовым оркестром WDR Big Band. Создатели телешоу возражали, что это «неформат», и предлагали сыграть джазовый стандарт. Тогда Шилклопер отказался от дальнейшего участия в съёмках. Вот и вся история, к которой вряд ли стоит накручивать какие-то дополнительные слагаемые.

Вот как объясняют сами создатели шоу сложившуюся ситуацию:
"Дело в том, что наш проект был придуман для того, чтобы дать дорогу талантливым российским музыкантам и сделать джаз привлекательным для широкой телевизионной аудитории. Одна из программ "Большого джаза" целиком и полностью построена на отечественном материале и отдает дань уважения, как мастерам советского джаза, так и современным музыкантам.
Так уж вышло, что джаз родился в США, а формат любого музыкального конкурса предполагает умение конкурсантов исполнять классические номера, а уже потом способность показать собственный взгляд на музыку. Странно, что Аркадий Шилклопер об этом забыл. Особенно странно это выглядит, если принять во внимание, что Аркадий Шилклопер до начала проекта был ознакомлен абсолютно со всеми музыкальными композициями, которые исполняют в эфире конкурсанты, хорошо понимал формат и именно поэтому согласился стать членом жюри…. Создатели программы вынуждены констатировать, что Аркадий Шилклопер не оправдал тех надежд, которые на него возлагались - ни в плане судейских качеств, ни в плане человеческих".

Остаётся только сожалеть, что такой авторитетный и уважаемый музыкант покинул проект.Теперь по решению создателей шоу на съёмках оставшихся передач место в жюри займёт другой известный джазмен – пианист и композитор Николай Левиновский, в 1980-х гг. создатель и лидер группы Аллегро, в настоящее время – житель Нью-Йорка и основной автор аранжировок для Биг-бэнда Игоря Бутмана. Я уверен, с Николаем Яковлевичем проблемы соответствия формату не возникнет.

Кстати, про культурные корни. Вторую серию "Большого джаза" покажут 18 мая в 21:00, и она будет посвящена самым, что ни на есть, нашим корням - музыке советских композиторов. У меня этот пункт программы в приложении к джазу всегда вызывает особые опасения. Можно, конечно, припомнить, что среди создателей джаза было много уроженцев Российской Империи. Можно вспомнить Burlak Song. Есть некоторые удачные примеры и в современности - в частности, работы Ивана Фармаковского. И всё же их немного. Что же, дождёмся следующего воскресенья и посмотрим, что из всего этого получилось.
К тому же, всегда есть шанс, что призыв Шилклопера не остался незамеченным руководством канала и организаторами конкурса. А это, в свою очередь, означает, что канал постарается в ходе конкурса избавиться от обвинения в "убийстве талантов" и действительно выберет не только техничных, но и талантливых.


Обзоры

Зачем надо было тянуть до девятого трека? Зачем надо было тянуть до девятого трека?
Удивительно, как поп-музыка, придуманная для самой широкой популярности, штука чуть ли не фольклорная и даже в чем-то лубочная...
Ниже радара: Theme Park Ниже радара: Theme Park
Theme ParkКто: Майлз Хотон (Miles Haughton, вокал, гитара), Маркус Хотон (Marcus Haughton, вокал, гитара), Луис Боуз (Louis...
Hercules And Love Affair. Blue Songs Hercules And Love Affair. Blue Songs
Moshi Moshi Единство индивидуальностей Невероятно разношерстная ньюйоркская компания музыкантов, име...
Лучшие альбомы 2010: 10—1 Лучшие альбомы 2010: 10—1
Вероятный кандидат на первое место очутился на втором. Угадать, кто на пьедестале — та еще задача.
Avant Fest: устная история Avant Fest: устная история
10-летие отмечает Avant Fest, фестиваль, созданный во многом на голом энтузиазме неравнодушных культуртрегеров и ставший...
Лучшие альбомы 2010: 50—41 Лучшие альбомы 2010: 50—41
Как американцы Kings of Leon пролетели с призовыми местами, а непревзойденный Энтони Хегарти «потерял» музыку.

Персоны

Новый жизненный молодежный сериал Новый жизненный молодежный сериал
Согласитесь, мы уже не представляем свою жизнь без классных зарубежных сериалов. Уже в следующем месяце ждем новый многосерийный...
MACHA: Маша: одна в городе MACHA: Маша: одна в городе
Имя «Маша», как известно, не самое редкое. А уж фамилия «Кузнецова» — вообще самая распространенная. Однако историю Маши...
"Музыка как вино: иногда требуется время, чтобы она созрела" "Музыка как вино: иногда требуется время, чтобы она созрела"
В канун выступления французского трио Telepopmusik в новом клубе "ТеатрЪ" Кристоф Эьте (Christophe Hetier) объясняет 8-летнее...
"Человек, который сыграл перхоть, может сыграть всё" "Человек, который сыграл перхоть, может сыграть всё"
Долгожители отечественной поп-сцены Дискотека Авария существуют более двадцати лет и продолжают держать марку. Сейчас в группе...