Анонсы

Godskitchen - в Одессе и Львове! Godskitchen - в Одессе и Львове!
Билеты на украинский Godskitchen уже есть в продаже, их цена колебле ...
Lord Of The Lost, Blutengel и Pakt в клубе A2 Lord Of The Lost, Blutengel и Pakt в клубе A2
В октябре мы празднуем день объединения Германии и в че ...
Джона Леннона признали иконой NME Джона Леннона признали иконой NME
Джон Леннон назван главной музыкальной иконой New Musical Express. ...
Руки Вверх в клубе Arena Moscow Руки Вверх в клубе Arena Moscow
5 октября в Arena Moscow концерт-презентация нового альбома «Руки Вве ...

1+1=3

Мы живем в очень открытом и стремительном мире. Обмен данными и идеями происходит в нем с космическими скоростями. "Железный занавес" давно сгнил в металлоломе. Звезды совершенно открыто и без посредников общаются друг с другом и со своими фанатами в социальных сетях. И, тем не менее, если спросишь знакомых музыкантов: "Когда и с кем вы последний раз сотрудничали вдругих проектах, не связанных с вашим?",- чаще всего ответом будет: "никогдаи ни с кем".

"Ты что-нибудь кому-нибудь подаришь - тебе что-нибудь кто-нибудь подарит! Красота!"

Самый очевидный пример сотрудничества творческих людей – соавторство в написаниипесен. Сегодня возможности для сотрудничества гораздо шире: можно привлекать соавторов для написания музыки, дистанционно делать аранжировки, записи и мастеринг - вплоть до готового проекта с выпуском полноценногоальбома и видеоклипа. При этом своего соавтора вы можете не знать в лицо: ведь мобильные средства связи позволяют сотрудничать с музыкантами не только вашегородного города, но и других стран. Встречаться лично для этого не обязательно, расстояние уже не является непреодолимым фактором. Именно эта форма творчества оптимально подходит для тех, у кого уже есть постоянная "должность" в известном составе, а также для сессионных музыкантов. Например, знаете ли вы, что появление на свет группы Gorillaz - вовсе не тонкий продюсерский ход, а прямое следствие того, что все участники коллектива были перманентно заняты в своих постоянных составах и практически не имели возможности встречаться в студии и на репетициях?
Кстати, лидер Blur и автор идеи Gorillaz Деймон Олбарн (Daemon Albarn) широко известен своими экзотическими коллаборациями с самыми разными музыкантами: он записывает совместные пластинки с электронщиками из Амстердама и редкими африканскими народностями из Мали, пишет и ставит оперы и записал альбом с ветераном соул-сцены Бобби Вумаком (Bobby Womack), гитаристом Flea и бог знает с кем еще. При этом Деймон - весьма умеренный путешественник: собрав необходимый материал и договорившись с коллегами, всю дальнейшую работу он производит дистанционно.

Планировать и обсуждать ход работ, а также обмениваться сэмплами, треками и готовыми проектами можно по телефону и смс, по электронной почте, в реальномвремени по Скайпу и в других мессенджерах. Конечно,проблемы и взаимонепонимание случаются, но их причина кроется больше в психологии творческого человека: "Что онинатворили?! Я работал над этим басом целую неделю! Они всё испортили!"
И тем не менее, чаще всего сотрудничество с другим человеком плодотворно. Вы можете научитьсяу своего далекого соавтора чему-то новому, компенсировать его сильными сторонами свои слабости,приобрести дополнительный опыт. Ваши совместные знания и опыт в ходе работы не складываются, аперемножаются.

Несколько лет назад у меня был успешный опыт сотрудничества с американцем, которыйсочинял тексты песен на мои мелодии. Долгое время я был уверен, что он молодой парень - а оноказался седым дедом, профессором из Нью-Джерси. В молодости мой соавтор был участником хиппи-движения. Тут стоит добавить, что сам я живу в Челябинске.

Некоторое время назад фирмы-производители музыкального софта начали обращатьсвоё внимание на музыкантов, которые сотрудничают в создании аранжировок, находясьпри этом в разных странах. Идея заключалась в том, чтобы два и более пользователямогли бы работать, подключаясь к виртуальной студии через интернет, а сама «студия»находилась бы при этом на некоем удалённом сервере. Общение музыкантовпредполагалось организовать здесь же в специальном чате в режиме реального времени.Попытки реализовать эту технологию предпринимали компании Steinberg Cubase, Abletonи Propellerhead Reason, однако результаты пока не впечатляют. Многообещающая заявкабыла анонсирована компанией Bitwig, (http://www.bitwig.com/bitwig-studio) но насегодняшний день выпущена лишь первая версия виртуальной студии Bitwig Studio v1.0,а возможность сотрудничества музыкантов онлайн в реальном времени обещает бытьреализована лишь в следующей версии.

Тем не менее, стоит испробовать разные способы сотрудничества музыкантов онлайн, чтобы оценить, насколько изменится ваше отношение к музыке и к самому процессу творчества.
Где и как найти будущих соавторов? Очевидный ответ – на форумах музыкантов и всоциальных сетях.
Интересную функцию предлагает сервис Soundcloud.com. Вы можете загрузитьзвуковой файл с рабочей версией вашего проекта в любой стадии, активировать для негофункцию Private и добавить имена либо ники тех пользователей сайта, которым этот трекбудет доступен. В самом треке добавьте комментарии с вопросами о том, что и как здесьулучшить и не хочет ли кто-либо этим заняться? Вполне вероятно, что в результате вы получите ценные советы других пользователей сайта и кто-то, возможно, предложит вам свою помощь.

Как организовать процесс совместной работы

Прежде, чем шагнуть в реку коллабораций, нужно определить для себя основныепринципы. Нет и быть не может двух людей, в равной степени обладающих некими знаниями италантами. В любой коллаборации разделение труда неизбежно: один пишет мелодиии тексты песен -– второй делает аранжировки; один делает аранжировки – второйвыполняет сведение и мастеринг; один сочиняет все мелодические партии, второй –все ритмические; один выполняет всю творческую работу – второй всю техническуюи так далее. Жёстких правил нет и быть не может.
Определите свои сильные и слабыестороны: чего вы ждёте от сотрудничества? Каких знаний и умений не хватает вам? Какиесвои навыки вы можете предложить потенциальному партнёру? Какими качествами испособностями должен обладать ваш напарник?

Основные трудности ждут вас в самом начале сотрудничества. Будьте готовы к самомунеожиданному мнению вашего партнёра и к жесткой критике с его стороны. Будьте готовы чёткообъяснить своё видение проекта и то, чего вы ждёте от сотрудничества. Ставьте партнёруконкретные, предметные задачи. Уважайте чужое мнение. В конце концов, если сотрудничество не ладится,лучше сразу поставить на нём точку – так вы сбережёте свои нервы и время.
Важное правило: не молчите. Будьте на связи. Вы ежедневно должны находиться в контакте со своимпартнёром: е-мейл, скайп, телефон, смс-сообщения. Будьте готовы ответить на самыйнеожиданный и глупый по вашему мнению вопрос. Если вам нужно на какое-то времяотправиться в места, где отсутствует интернет – предупредите об этом партнёра.

Возможно, вклад вашего партнёра в проект будет таким, что проект получит новоенеожиданное направление развития. Ваши идеи будут трансформироваться и дополнятьсяновыми. Приготовьтесь к этому заранее и решите, насколько промежуточные версии иокончательная редакция могут отличаться от ваших первоначальных замыслов. Учтите,что нет двух людей с абсолютно идентичными музыкальными предпочтениями. Готовыли вы интегрировать в проект все возникающие идеи или лучше что-то оставить «напотом»? Какую степень творческой свободы вы готовы предоставить своему напарнику?

Технические аспекты сотрудничества

Заранее определитесь со своим соавтором с форматом проекта. Некоторыеполупрофессиональные звуковые карты не записывают с внешних источников звук счастотой сэмплирования 96кГц и не работают с разрешением 32 кбита.

Очень важная проблема заключается в совместимости программного обеспечения. Видеальном случае у вас обоих должны быть установлены одинаковые версии виртуальныхстудий и плагинов. В жизни добиться этого крайне сложно. Часто более ранние версиивиртуальных студий (DAW) не имеют каких-либо функций более поздних версий, иэто может стать серьёзным тормозом в совместной работе. Нужно заранее обменятьсяс партнёром списками ваших виртуальных инструментов и обработок: хорошо быпользоваться только тем софтом, который имеется у вас обоих.Если вы с напарником предпочитаете разные DAW, то вы не сможете обмениватьсяпроектом целиком, а только wav- и миди-файлами.Обмен файлами. Звуковые файлы wav «весят» достаточно много в отличие от почтиневесомых midi. Учтите, что эффекты и обработки – особенно дилэи и реверберация –значительно увеличивают вес звуковых файлов. Будете ли вы обмениваться отдельнымипартиями или каждый раз посылать друг другу весь проект целиком? Полезно подумать об использовании онлайн-«склада» и файлообменников для хранении и передачи рабочихматериалов.

Важный вопрос – мониторинг. Какие мониторы и наушники у вас и у вашего партнёра?Не получится ли так, что один и тот же файл на разных мониторах у одного из вас будетзвучать с избытком каких-то частот, а у второго – наоборот? Насколько эта разницакритична для готового материала?
Оставляйте своему партнёру право на личную жизнь. Не требуйте от него без особойнужды закончить работу к определённому часу – конечно, если вас обоих не поджимаютсроки контракта, обязательства перед заказчиками и другими людьми.В любом проекте всегда найдётся что-то, что можно улучшить. Когда можно будетсчитать работу законченной?

Как делить шкуру неубитого медведя

Договоритесь со своими партнерами заранее и в письменной форме (желательно сохранить переииску или заключить самый договор): как вы определите долю участия каждого из вас в проекте? Вкакой пропорции вам обоим будут принадлежать авторские права на результат? Обычноавторство делится в пропорции 50/50, а для публикации результата совместного трудакаждый из авторов обязан получить согласие партнёра. Прибыль и бонусы потом тожераспределяются пополам. Однако возможны любые другие варианты - важно, чтобы условия, будучи установленными с самого начала, далее изменялись лишь по обоюдному согласию.


...И всё же перед началом сотрудничества как следует подумайте: очень многиелюди (и я в их числе) чувствуют себя самодостаточными, им некомфортно в работе ссоавтором. Кажется, что партнёр – это гиря, прикованная к ноге: небольшую дистанциюкое-как пройти можно, но бежать уже не получается. Может быть есть смысл подучиться,восполнить пробелы в знаниях и обойтись собственными силами?


Обзоры

Вышел фильм «High On Hope» Вышел фильм «High On Hope»
Фильм рассказывает о первых рейв-вечеринках в английском Блэкберне
Twin Shadow. Forget Twin Shadow. Forget
Terrible Records Что бы мы делали без Depeche Mode? В прошлом году поп-героем независимой музыкально...
Понаехали тут! Столичное лето, часть вторая: Maxidrom Понаехали тут! Столичное лето, часть вторая: Maxidrom
Фестиваль «Maxidrom» перекочевал в нынешнем году из-под крыш спортивных арен под открытое небо Тушинского аэрополя. Впервые...
Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello
Под конец июня Дельфин рассекретил свежую порцию песен с готовящегося к выходу альбома. В Москве прошло спортивное событие...
Лучшие альбомы 2011: места 20—11 Лучшие альбомы 2011: места 20—11
Третья статья серии, посвященной музыкальным итогам уходящего года: «серебрянная десятка» журнала Trill. Обзор позиций с...
Woodkid и «Bosco Fresh Fest 2013» Woodkid и «Bosco Fresh Fest 2013»
В конце мая в Москве прошел второй музыкальный фестиваль «Bosco Fresh Fest». Он стал продолжительнее, состав участников расширился...

Персоны

"У меня фотографическая память, совершенно безумная. У меня в голове – imdb." "У меня фотографическая память, совершенно безумная. У меня в голове – imdb."
В Россию с концертами приезжает Джарбо (Jarboe). Звуки поговорили с соратницей Майкла Джиры о возрождении кассет, литературе...
Интервью с Black Taxi Интервью с Black Taxi
Интервью с Black Taxi Что требуется, чтобы написать великолепную песню? Музыкальные способности помогают, как правило, но...
Mike Spirit и Miusha Mike Spirit и Miusha
Знакомимся ближе с популярными отечественными артистами
Доктор Хаус получил в глаз Доктор Хаус получил в глаз
Голливудский актер Хью Лори шокировал своих коллег, появившись на съемочной площадке с огромным синяком под глазом. Работу...