Анонсы

Пол Гилберт. 18 апреля, Moscow Hall Пол Гилберт. 18 апреля, Moscow Hall
Впервые в истории нашей страны американский гитарист-виртуоз, инв ...
Кошки Jam в клубе Зал Ожидания Кошки Jam в клубе Зал Ожидания
4 октября концерт группы Кошки Jam в «Зале Ожидания».Сегодня «Кошки Ja ...
WOWMad WOWMad
Посетив в середине лета британский WOMAD, Звуки имели весьма смутное представление, какой окаж ...
Мурманск - это в Финляндии Мурманск - это в Финляндии
Инди-рок группа из Хельсинки Murmansk завершила трехгодичную работу над тр ...

1+1=3

Мы живем в очень открытом и стремительном мире. Обмен данными и идеями происходит в нем с космическими скоростями. "Железный занавес" давно сгнил в металлоломе. Звезды совершенно открыто и без посредников общаются друг с другом и со своими фанатами в социальных сетях. И, тем не менее, если спросишь знакомых музыкантов: "Когда и с кем вы последний раз сотрудничали вдругих проектах, не связанных с вашим?",- чаще всего ответом будет: "никогдаи ни с кем".

"Ты что-нибудь кому-нибудь подаришь - тебе что-нибудь кто-нибудь подарит! Красота!"

Самый очевидный пример сотрудничества творческих людей – соавторство в написаниипесен. Сегодня возможности для сотрудничества гораздо шире: можно привлекать соавторов для написания музыки, дистанционно делать аранжировки, записи и мастеринг - вплоть до готового проекта с выпуском полноценногоальбома и видеоклипа. При этом своего соавтора вы можете не знать в лицо: ведь мобильные средства связи позволяют сотрудничать с музыкантами не только вашегородного города, но и других стран. Встречаться лично для этого не обязательно, расстояние уже не является непреодолимым фактором. Именно эта форма творчества оптимально подходит для тех, у кого уже есть постоянная "должность" в известном составе, а также для сессионных музыкантов. Например, знаете ли вы, что появление на свет группы Gorillaz - вовсе не тонкий продюсерский ход, а прямое следствие того, что все участники коллектива были перманентно заняты в своих постоянных составах и практически не имели возможности встречаться в студии и на репетициях?
Кстати, лидер Blur и автор идеи Gorillaz Деймон Олбарн (Daemon Albarn) широко известен своими экзотическими коллаборациями с самыми разными музыкантами: он записывает совместные пластинки с электронщиками из Амстердама и редкими африканскими народностями из Мали, пишет и ставит оперы и записал альбом с ветераном соул-сцены Бобби Вумаком (Bobby Womack), гитаристом Flea и бог знает с кем еще. При этом Деймон - весьма умеренный путешественник: собрав необходимый материал и договорившись с коллегами, всю дальнейшую работу он производит дистанционно.

Планировать и обсуждать ход работ, а также обмениваться сэмплами, треками и готовыми проектами можно по телефону и смс, по электронной почте, в реальномвремени по Скайпу и в других мессенджерах. Конечно,проблемы и взаимонепонимание случаются, но их причина кроется больше в психологии творческого человека: "Что онинатворили?! Я работал над этим басом целую неделю! Они всё испортили!"
И тем не менее, чаще всего сотрудничество с другим человеком плодотворно. Вы можете научитьсяу своего далекого соавтора чему-то новому, компенсировать его сильными сторонами свои слабости,приобрести дополнительный опыт. Ваши совместные знания и опыт в ходе работы не складываются, аперемножаются.

Несколько лет назад у меня был успешный опыт сотрудничества с американцем, которыйсочинял тексты песен на мои мелодии. Долгое время я был уверен, что он молодой парень - а оноказался седым дедом, профессором из Нью-Джерси. В молодости мой соавтор был участником хиппи-движения. Тут стоит добавить, что сам я живу в Челябинске.

Некоторое время назад фирмы-производители музыкального софта начали обращатьсвоё внимание на музыкантов, которые сотрудничают в создании аранжировок, находясьпри этом в разных странах. Идея заключалась в том, чтобы два и более пользователямогли бы работать, подключаясь к виртуальной студии через интернет, а сама «студия»находилась бы при этом на некоем удалённом сервере. Общение музыкантовпредполагалось организовать здесь же в специальном чате в режиме реального времени.Попытки реализовать эту технологию предпринимали компании Steinberg Cubase, Abletonи Propellerhead Reason, однако результаты пока не впечатляют. Многообещающая заявкабыла анонсирована компанией Bitwig, (http://www.bitwig.com/bitwig-studio) но насегодняшний день выпущена лишь первая версия виртуальной студии Bitwig Studio v1.0,а возможность сотрудничества музыкантов онлайн в реальном времени обещает бытьреализована лишь в следующей версии.

Тем не менее, стоит испробовать разные способы сотрудничества музыкантов онлайн, чтобы оценить, насколько изменится ваше отношение к музыке и к самому процессу творчества.
Где и как найти будущих соавторов? Очевидный ответ – на форумах музыкантов и всоциальных сетях.
Интересную функцию предлагает сервис Soundcloud.com. Вы можете загрузитьзвуковой файл с рабочей версией вашего проекта в любой стадии, активировать для негофункцию Private и добавить имена либо ники тех пользователей сайта, которым этот трекбудет доступен. В самом треке добавьте комментарии с вопросами о том, что и как здесьулучшить и не хочет ли кто-либо этим заняться? Вполне вероятно, что в результате вы получите ценные советы других пользователей сайта и кто-то, возможно, предложит вам свою помощь.

Как организовать процесс совместной работы

Прежде, чем шагнуть в реку коллабораций, нужно определить для себя основныепринципы. Нет и быть не может двух людей, в равной степени обладающих некими знаниями италантами. В любой коллаборации разделение труда неизбежно: один пишет мелодиии тексты песен -– второй делает аранжировки; один делает аранжировки – второйвыполняет сведение и мастеринг; один сочиняет все мелодические партии, второй –все ритмические; один выполняет всю творческую работу – второй всю техническуюи так далее. Жёстких правил нет и быть не может.
Определите свои сильные и слабыестороны: чего вы ждёте от сотрудничества? Каких знаний и умений не хватает вам? Какиесвои навыки вы можете предложить потенциальному партнёру? Какими качествами испособностями должен обладать ваш напарник?

Основные трудности ждут вас в самом начале сотрудничества. Будьте готовы к самомунеожиданному мнению вашего партнёра и к жесткой критике с его стороны. Будьте готовы чёткообъяснить своё видение проекта и то, чего вы ждёте от сотрудничества. Ставьте партнёруконкретные, предметные задачи. Уважайте чужое мнение. В конце концов, если сотрудничество не ладится,лучше сразу поставить на нём точку – так вы сбережёте свои нервы и время.
Важное правило: не молчите. Будьте на связи. Вы ежедневно должны находиться в контакте со своимпартнёром: е-мейл, скайп, телефон, смс-сообщения. Будьте готовы ответить на самыйнеожиданный и глупый по вашему мнению вопрос. Если вам нужно на какое-то времяотправиться в места, где отсутствует интернет – предупредите об этом партнёра.

Возможно, вклад вашего партнёра в проект будет таким, что проект получит новоенеожиданное направление развития. Ваши идеи будут трансформироваться и дополнятьсяновыми. Приготовьтесь к этому заранее и решите, насколько промежуточные версии иокончательная редакция могут отличаться от ваших первоначальных замыслов. Учтите,что нет двух людей с абсолютно идентичными музыкальными предпочтениями. Готовыли вы интегрировать в проект все возникающие идеи или лучше что-то оставить «напотом»? Какую степень творческой свободы вы готовы предоставить своему напарнику?

Технические аспекты сотрудничества

Заранее определитесь со своим соавтором с форматом проекта. Некоторыеполупрофессиональные звуковые карты не записывают с внешних источников звук счастотой сэмплирования 96кГц и не работают с разрешением 32 кбита.

Очень важная проблема заключается в совместимости программного обеспечения. Видеальном случае у вас обоих должны быть установлены одинаковые версии виртуальныхстудий и плагинов. В жизни добиться этого крайне сложно. Часто более ранние версиивиртуальных студий (DAW) не имеют каких-либо функций более поздних версий, иэто может стать серьёзным тормозом в совместной работе. Нужно заранее обменятьсяс партнёром списками ваших виртуальных инструментов и обработок: хорошо быпользоваться только тем софтом, который имеется у вас обоих.Если вы с напарником предпочитаете разные DAW, то вы не сможете обмениватьсяпроектом целиком, а только wav- и миди-файлами.Обмен файлами. Звуковые файлы wav «весят» достаточно много в отличие от почтиневесомых midi. Учтите, что эффекты и обработки – особенно дилэи и реверберация –значительно увеличивают вес звуковых файлов. Будете ли вы обмениваться отдельнымипартиями или каждый раз посылать друг другу весь проект целиком? Полезно подумать об использовании онлайн-«склада» и файлообменников для хранении и передачи рабочихматериалов.

Важный вопрос – мониторинг. Какие мониторы и наушники у вас и у вашего партнёра?Не получится ли так, что один и тот же файл на разных мониторах у одного из вас будетзвучать с избытком каких-то частот, а у второго – наоборот? Насколько эта разницакритична для готового материала?
Оставляйте своему партнёру право на личную жизнь. Не требуйте от него без особойнужды закончить работу к определённому часу – конечно, если вас обоих не поджимаютсроки контракта, обязательства перед заказчиками и другими людьми.В любом проекте всегда найдётся что-то, что можно улучшить. Когда можно будетсчитать работу законченной?

Как делить шкуру неубитого медведя

Договоритесь со своими партнерами заранее и в письменной форме (желательно сохранить переииску или заключить самый договор): как вы определите долю участия каждого из вас в проекте? Вкакой пропорции вам обоим будут принадлежать авторские права на результат? Обычноавторство делится в пропорции 50/50, а для публикации результата совместного трудакаждый из авторов обязан получить согласие партнёра. Прибыль и бонусы потом тожераспределяются пополам. Однако возможны любые другие варианты - важно, чтобы условия, будучи установленными с самого начала, далее изменялись лишь по обоюдному согласию.


...И всё же перед началом сотрудничества как следует подумайте: очень многиелюди (и я в их числе) чувствуют себя самодостаточными, им некомфортно в работе ссоавтором. Кажется, что партнёр – это гиря, прикованная к ноге: небольшую дистанциюкое-как пройти можно, но бежать уже не получается. Может быть есть смысл подучиться,восполнить пробелы в знаниях и обойтись собственными силами?


Обзоры

Ниже радара: Theme Park Ниже радара: Theme Park
Theme ParkКто: Майлз Хотон (Miles Haughton, вокал, гитара), Маркус Хотон (Marcus Haughton, вокал, гитара), Луис Боуз (Louis...
Понаехали тут! Столичное лето, часть первая: The Chemical Brothers Понаехали тут! Столичное лето, часть первая: The Chemical Brothers
Нынешнее лето в Москве выдалось как никогда насыщенно-концертное. Такой концентрации заезжих музыкантов в короткий промежуток...
Black Country Communion. 2 Black Country Communion. 2
Mascot Лучшее - терпеливому слушателю Второй альбом супергруппы BLACK COUNTRY COMMUNION, получивший...
Levon Vincent — Fabric 63 Levon Vincent — Fabric 63
В этой работе приятно абсолютно все...
Dash Berlin - #musicislife Dash Berlin - #musicislife
Появление Dash Berlin в мире электронной музыки было подобно урагану
Тепла москвичам! Тепла москвичам!
Холодным московским пятничным вечером, пришедшимся на тринадцатое число мая месяца, столичной молодежи перепало немного тепла...

Персоны

"Мои первые стихи забраковала мама" "Мои первые стихи забраковала мама"
Распространенная мечта провинциальной девушки – карьера актрисы. Или певицы. Стать известными и знаменитыми, появиться на...
5sta family: «Мы никогда не мечтали стать звездами» 5sta family: «Мы никогда не мечтали стать звездами»
Несмотря на то, что ребята устали от перелета с концерта в Омске и съемок на телевидении, они согласились дать нам интервью....
House House
В середине 80–х в Чикаго и Нью–Йорке появился новый стиль танцевальной музыки. Десять лет спустя он кажется обычным и привычным,...
"Индивидуальность исчезает - а я за индивидуальность" "Индивидуальность исчезает - а я за индивидуальность"
В 2009 году Европу потрясла рок-опера "Моцарт" Дове Аттья (Dove Attia) и Альбера Коэна (Albert Cohen). Трагическая судьба...