Анонсы

Новый альбом англичан Arctic Monkeys! Новый альбом англичан Arctic Monkeys!
Понедельник для английских инди-рокеров Arctic Monkeys стал дне ...
«СЛОТ»  альтернатива «СЛОТ» альтернатива
Группа СЛОТ по традиции открывает новый концертный сезон своим фирменным к@вер-ш ...
«Тараканы!», 1 февраля,  Live Musiс Hall «Тараканы!», 1 февраля, Live Musiс Hall
Группа «Тараканы!» готовится к выходу своего нового альбома, ...
«СЛОТ», 25 января, «Б2» «СЛОТ», 25 января, «Б2»
Группа «СЛОТ», по традиции, откроет новый концертный сезон своим фирменным ка ...
Пенкин поставил себя в один ряд с Владимиром Высоцким Пенкин поставил себя в один ряд с Владимиром Высоцким
Концерт Сергея Пенкина состоялся в день 52-хлет ...

Звук и свет: что важнее?

Рядовой зритель часто не отдает себе отчета в том, что добрая половина успеха живого выступления артиста связана не с его вокальными или исполнительскими данными, а с работой свето- и звукорежиссера. Знаменитые многотонные фуры с оборудованием, о которых ходят легенды как об обязательной составляющей райдера крупных звезд, содержат именно их - звук и свет. Но не стоит думать, что если вы - независимый артист и играете в небольших подвальных клубах, вас проблема света и звука не касается.

Звуки неоднократно рассказывали о том, как важно для организации сценического выступления звуковое и световое оснащение сцены, и с удовольствием продолжаем рассказывать о технических аспектах организации идеального концертного пространства.

Каждый концертный зал можно условно разделить на две основные "технические зоны". Это звуковое оборудование на сцене (за кулисами) и в зале, а также оборудование аппаратной комнаты или помещения звукорежиссера-звукооператора и светооператора. Поговорим о первом.

Акустика

Стандартное оснащение зала включает в себя акустическую систему, при этом концертная акустическая система, как мы уже знаем, существенно отличается от акустической системы HI-END или HI-FI класса, которую мы используем дома для воспроизведения музыки.

Поговорим о пространстве зала. В спортивных залах, магазинах и кафе чаще всего устанавливается фоновый звук, поэтому не всегда площадка, которая подходит вам для выступления по параметрам вместимости либо удобства досягаемости, способна быть перестроена для профессионального концерта. Благодаря большому количеству маленьких динамиков, которые устанавливаются в основном высоко под потолком (потолочная акустика), по всей площади помещения равномерно распределяется фоновый звук. Одновременно возможна установка и настенных динамиков различных размеров (от 10 до 40 см), но они, как правило, маломощные и способны выдержать, разве что, акустический концерт при абсолютной тишине в зале. Динамики эти обычно маскируют различными способами: устанавливают в специальные ниши, окрашивают в тон потолка или стены или просто размещают в темных или слабоосвещенных местах. Если динамики врезать в фальшпотолок, они становятся практически незаметными. Эти динамики маломощные (3-100 ВТ) и небольших размеров (4-8 дюймов).
В ресторане или кафе для создания качественного звука используются металлические или пластиковые динамики мощностью от 6 до 10 Вт, а в концертном зале основная часть оборудования находится в пространстве около сцены и на одной линии с пультом звукорежиссера. Во всех современных залах используется звуковое оборудование с системой распределенного звучания. Благодаря этому, получается одинаковое давление звука по всей площади помещения.

Для хорошего живого концерта вся эта мишура не подходит: вам потребуется профессиональное звуковое оборудование, - система, которая включает в себя: низкочастотные АС, широкополосные акустические системы (АС), кроссовер, компрессоры, эквалайзеры, подаватель коммутации и обратной связи (подвесы, цепи, провода, разъемы), ди-джейское оборудование (винил, CD, пульты).
Концертная акустика производится двух типов: активная и пассивная. Чаще всего в небольших клубах стоит пассивная акустическая система - то есть довольно простой ящик со схемой кроссовера и динамиками внутри.
Кроссовер - это схема, которая разбивает сигнал, поступающий от усилителя, на разные диапазоны частот и направляет его на разные динамики. Как говорят эксперты, в природе не существует динамика, который смог бы играть с мощностью 100 ватт, воспроизводя при этом весь диапазон слышимого звука 20 Гц - 20кГц. Максимальная мощность такого динамика - 50 ватт. Поэтому в профессиональных колонках стоят динамики разного частотного воспроизведения. В двухполосных колонках обычно используется высокочастотный динамик и низкочастотный динамик - "басовый". В почти все новые модели колонок ставится еще и среднечастотный динамик. ВЧ-динамик, который звукорежиссеры ласково называют "пищалка", играет в диапазоне от 20 000 Гц до 3000 Гц. Низкочастотный динамик выдает от 3000 Гц до 50-60 Гц. Часто на сцену ставятся также отдельные низкочастотные колонки - сабвууферы. В сабвуферах (басовых колонках) стоят только НЧ-динамики, играют они от 1000 Гц до 20 Гц.

Пассивные акустические системы имеют очень разные мощностные характеристики - от 20 Вт до 1500 Вт. Однако такие колонки бесполезны без использования усилителя звука. Усилители содержат сложные электрические схемы, много потребляют энергии и имеют активную систему охлаждения - вентиляторы. Типовой усилитель, который выдает 100 ватт на один канал (их обычно 2 - левая и правая колонка), при стандартном импендансе колонки выдает в 4 Ома или 8 Ом. А для озвучивания небольшого концертного зала требуется не менее чем 1000 Вт на канал, что в сумме даст 2 КВт.

Активная акустическая система отличается от пассивной встроенным усилителем мощности. Это, с одной стороны, требует "прямого" подключения к источнику питания, а с другой, позволяет уменьшить нагрузку на основной усилитель.
Активная акустика различается по числу и типу встроенных усилителей - в зависимости от того, какие частоты вам важно акцентировать в своей работе. Важно, чтобы число динамиков в АС соответствовало числу усилителей мощности. В этом случае вам гарантирована необходимая четкость звучания.
Крайне важно для акустики подавление шумов - снижение колебаний звука с задней части динамиков. Для шумоподавления применяются фазоинвертор и пассивный динамик. Функция фазоинвертора - подавлять отдельные "паразитные" частоты, сводя звук к основной фазе, а пассивные динамики напоминают обычные, но не "отдают" сигнал, а, наоборот, принимают.

Звукоизоляция

В соответствии с законом, размещение развлекательного клуба или дискотеки допустимо только в нежилом здании. Размещение такого клуба на первых или цокольных этажах жилых домов запрещено из-за невозможности обеспечить стопроцентную звукоизоляцию, которая необходима, когда устанавливается современное звуковое оборудование. Звукоизоляция в клубах необходима не только для того, чтобы оградить от музыки всех, кто не расположен ее слушать (жильцов соседних домов, прохожих), но и для того, чтобы музыка в самом клубе звучала более отчетливо и качественно. Для звукоизоляции применяются звукоизоляционные панели, сделанные из различных материалов, объединенных общим названием "экофон". Точный состав этих материалов сохраняется в секрете фирмами-производителями. Звукоизоляционные панели могут быть разными по составу, крашеными (цветовая гамма порядка 10 цветов), обладать разной степенью звукозащиты, поглощать различные частоты. Самый эффективный и простой способ звукоизоляции - отделка помещений тяжелыми тканями в качестве элементов декора.

Световое оборудование

Световое оборудование для помещений, в которых проходят концерты, устанавливается с учетом многих нюансов. При выборе интенсивности освещения помещения учитывается общий тон отделки. Для освещения светлого помещения клуба или ресторана следует устанавливать оборудование высокой мощности. Темная отделка помещений позволяет значительно сэкономить на мощности осветительных приборов и установить менее мощное световое оборудование. При наличии в помещении большого количества различных отражающих поверхностей (зеркал, витражей, больших окон) также допускается невысокая мощность осветительных приборов.

Световое оформление включает в себя динамические световые приборы (разноцветные узоры, двигающиеся в такт музыке), а также приборы заливного света.
На дискотеках и концертных площадках применяется аппаратура мощностью 1-40 кВт - как правило, для этого на крупных сценах предусмотрены специальные "фермы" - модули, к которым крепятся осветительные приборы. Управлять такой машинерией - не только наука, но и искусство: от светорежиссера требуется, чтобы свет не шел прямо в глаза артистам и первым рядам зрителей, а профессионалы также знают, что для концертной фото- и видеосъемки крайне выигрышным будет так называемый "контровой" свет с агрессивной задней подсветкой красно-оранжевых тонов.

Как правило, на дискотеках используется то же звуковое оборудование, что и на выступлениях музыкантов с живым звуком.

Так как концертные площадки для серьезных шоу - достаточно большие по размеру, специалистами заранее готовится райдер и план, светотехнический и звуковой проект. Здесь учитывается все: форма и размер зала, мощность аппаратуры, количество динамиков на каждой стене (звук распространяется с небольшой задержкой) и даже длина кабеля. Ведь все это - составляющие качественного шоу.


Обзоры

Программа номер СЭМ Программа номер СЭМ
Именитый разработчик виртуальных (а с недавних пор - и аппаратных) синтезаторов Arturia выпустила новое приложение-эмулятор...
Лучшие альбомы 2011: места 10—1 Лучшие альбомы 2011: места 10—1
Заключительная статья серии, посвященной музыкальным итогам 2011: итоговая «золотая» десятка журнала Trill. Обзор позиций...
Профиль: Небо, я обращаюсь к тебе Профиль: Небо, я обращаюсь к тебе
Имя: Эмели СандейВозраст: 23 или 24 года - точная дата рождения не раскрываетсяАмплуа: певица, сонграйтерСтиль: соул, современный...
Фестиваль традиционной американской музыки. Пьемонтский блюз Modern Blues Masters Фестиваль традиционной американской музыки. Пьемонтский блюз Modern Blues Masters
В рамках фестиваля традиционной американской музыки в Санкт-Петербурге прошло выступление трио Modern Blues Masters. Журналист...
Аудиомаркетинг: бренд, как слышно? Аудиомаркетинг: бренд, как слышно?
Новое событие проекта Knowledge Stream – лекция ведущего специалиста в области аудио маркетинга Робина Хофмана. Робин Хофман...
Музыкальные вакансии для студентов Музыкальные вакансии для студентов
Каждый студент нуждается в дополнительном заработке на ежедневные расходы. Это особенно важно для тех из вас, кто интересуется...

Персоны

ATARI TEENAGE RIOT: "Как люди могут верить в такую чушь, как демократия по твиттеру?" ATARI TEENAGE RIOT: "Как люди могут верить в такую чушь, как демократия по твиттеру?"
Alec Empire о социальных сетях, «мягкой» музыке и возрождении бренда Atari Teenage Riot 
Андрей Grizz-lee: "Не хочу быть очередным Максом Барских!" Андрей Grizz-lee: "Не хочу быть очередным Максом Барских!"
дарит слушателям единицу хорошего настроение в один Гризль!
Кэти Перри начинает новую эру Кэти Перри начинает новую эру
Кэти Перии опубликовала на YouTube новый загадочный ролик. В нем с зажигалкой в руках появляется сама певица и сжигает свой...
DJ Kiriloff о развитии танцевальной культуры DJ Kiriloff о развитии танцевальной культуры
Павел Кирилоff: «К сожалению, наша убогая действительность и убогий народ не совсем правильно воспринимают ночное танцевальное...