Анонсы

Leo Records Festival in Russia Leo Records Festival in Russia
В августе в Москве состоится один из самых необычных фестивалей соврем ...
Live как чудо Live как чудо
Пятый приезд Depeche Mode в Россию вроде бы не вызывает каких-то особенных чувств – пос ...
Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана
Вокалист актюбинской группы «Адаптация» Ер ...
Казантип из первых уст Казантип из первых уст
Юрий Марычев делится секретами предстоящего праздника

Целлулоид: "Великий Гэтсби" и реабилитация китча

Когда дело касается киномузыки, и без того нарядные фильмы австралийца База Лурманна (Baz Luhrmann) расцветают такими пышными красками, что любая картина Тарантино рядом с ними – немое кино. Это не значит, что у Лурманна безупречный вкус (вкус Лурманна – из тех чудес света и явлений природы, горячие споры о которых будут вестись до наступления Армагеддона; я, было дело, ушел с премьерного показа “Мулен Руж”, когда с экрана запели “I Was Made for Lovin’ You”), но отрицать его вклад в историю саундтрека как предмета для отдельного разговора было бы, мягко говоря, глупо.

Будем, в общем, помнить, что это тот самый Лурманн, по просьбе которого Radiohead написали “Exit Music (for a Film)”, Дэвид Боуи (David Bowie) – записался с Massive Attack, а Боно (Bono) с Гейвином Фрайдеем (Gavin Friday) – спели “Children of the Revolution”. Лурманн, на саундтреках к фильмам которого фигурировали Garbage и Бек (Beck), Стина Норденстам (Stina Nordenstam) и Руфус Уэйнрайт (Rufus Wainwright), Butthole Surfers и Джим Бродбент (Jim Broadbent), самый недооцененный актер на свете.

А потом условимся, что по сравнению с музыкой к “Великому Гэтсби” все это (кроме “Exit Music”) – семечки и цветочки. С самого начала решив провести параллель между крайностями Нью-Йорка “ревущих двадцатых” и еще более дикими излишествами наших дней, на роль продюсера саундтрека Лурманн позвал Джея-Зи (Jay-Z), с образом жизни Джея Гэтсби знакомого, что называется, не понаслышке. Джазовые переливы ранних экранизаций, как следствие, были заменены хип-хоповыми битами – но не только ими.

Одного взгляда на трек-лист собранного рэпером альбома – Брайан Ферри (Bryan Ferry), Джек Уайт (Jack White), Готье (Gotye), Florence + the Machine, The xx – было достаточно, чтобы понадеяться на что-то грандиозное. И, в общем, саундтрек не обманывает ожиданий – с первых слов выдающейся “No Church in the Wild” Jay-Z и Канье Уэста (одной из немногих песен, записанных не специально для этого саундтрека) до последней ноты, взятой штатным лурманновским композитором Крейгом Армстронгом (Craig Armstrong), музыка к фильму исполняет в нем особенную – дико важную - роль.

Разумеется, есть высшая справедливость и в том, что центральное место в этом саундтреке занимает новая песня Ланы Дель Рей (Lana Del Rey), написанная ею в соавторстве с режиссером (!) и растиражированная на серию звучащих в фильме инструменталов. Лану, как известно, многие считают образцом китча и дурновкусия (а некоторые – и полной бездарности), но, например, балладу “Yayo” с ее протодебютного альбома я искренне считаю одной из лучших песен последних лет, и хотя новая “Young and Beautiful” до ее уровня не дотягивает, я страшно рад, что Лурманн – в китче кое-что смыслящий - не читает газет.

Тем не менее, если Warner, перенесший премьеру “Гэтсби” с Рождества на май (и готовый сорвать на этом решении большой куш: в заокеанском прокате картина дебютирует сенсационным 50-миллионым уловом), уже планирует оскаровскую кампанию фильма, то в песенной категории ждать стоит не Дель Рей и не Jay-Z (чей оригинальный трек “100$ Bill” вышел, прямо скажем, так себе), а, представьте себе, группу The xx. Их “Together” озвучивает одну из визуально беспроигрышных – других тут, впрочем, мало – сцен картины и звучит первой на титрах (№2 достался Готье с “Hearts a Mess” – еще одним хайлайтом альбома).

Наконец, никак нельзя оставить без внимания Джека Уайта – его нэшвиллский лейбл Third Man Records выпустит саундтрек на виниле, а он сам отдал Лурманну записанную когда-то для прилагавшегося к журналу Q трибьюта U2 кавер-версию “Love Is Blindness”. Ее использование в фильме – его наиболее явный просчет (умеющий выжимать из зрителя слезы на пустом месте, тут режиссер “недожал” драматическую сцену, вырубив песню откровенно не вовремя), но сама версия этой экранизации подходит идеально – более того, она на нее в некотором смысле похожа.

И душераздирающая “Love Is Blindness” в исполнении Уайта, и горько-сладкий “Великий Гэтсби” в прочтении Лурманна не лишены недостатков и не претендуют на то, чтобы соревноваться с первоисточниками, но важно то, что и кавер-версия, и экранизация понимают, про что играют и поют. В этом, собственно, состоит главное достоинство фильма Лурманна, верного содержанию романа Фицджеральда, но находящего подходящую ему форму, более-менее идеальный баланс между портретом буйной и жестокой эпохи и историей большой и чистой одержимости.

Перед Армстронгом, Jay-Z или его супругой Бейонсе (Beyoncé), на пару с Андре 3000 достойно перепевшей “Back to Black” Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), столь ответственных задач не стояло, но, видимо, иногда заразителен не только дурной, но и хороший пример. А, может, все дело в том, что последней на титрах поет соотечественница режиссера Сиа (Sia), у которой что ни экранное камео – в финальной ли серии “Six Feet Under”, в любовной ли сцене “Сумерек”, - то повод для коллективного рыдания. Ну а лично я пускаю скупую мужскую слезу вот здесь:

"Великий Гэтсби" выходит в российский прокат 16 мая.


Обзоры

Дебюсси vs шансон Дебюсси vs шансон
Продюсер и композитор Вадим Михайлов, авторству которого принадлежит отличное руководство по шоу-бизнесу, решил проверить...
Flashback: Digital Act Day 1 Flashback: Digital Act Day 1
Вспоминаем лучшие вечеринки
Blunderbuss Blunderbuss
Окончательно расквитавшись с White Stripes, бывшими женами, долгоиграющими продюсерскими проектами, звуковыми экспериментами...
Yngwie Malmsteen. Relentless Yngwie Malmsteen. Relentless
Rising Force Гитарная вьюга в горах хэви-метала Альбом Ингви Мальмстина "Relentless" - ещё одна студ...
Большая разница Большая разница
Прежде, чем начинать разглядывать пластинку под микроскопом, зададимся парой вопросов общечеловеческого характера. Первый...
Сурковская пропаганда: выпуск 7. Учитель нас проводит. До угла. Сурковская пропаганда: выпуск 7. Учитель нас проводит. До угла.
Своего последнего звонка я не помню. И дело не в том, что я на радостях напился пива под кустом (хотя, конечно же, напился,...

Персоны

"Если бы я врывалась в шоу-бизнес сейчас, то была бы терминатором" "Если бы я врывалась в шоу-бизнес сейчас, то была бы терминатором"
Российской эстраде откровенно не хватает столь же стильных и утончённых исполнительниц, как Алёна Свиридова. Никогда не изменявших...
Interview: Кнара Interview: Кнара
R&B-исполнительница Кнара уже не первый год является важной составляющей отечественной урбан-музыки. Поработав на заре...
Затмение еще ближе Затмение еще ближе
Опубликован новый постер к третьему фильму про вампира Паттинсона. Если приглянуться к постеру, то можно заметить, что Белла...
Roger MCGUINN: "The Byrds не собирались изобретать психоделию" Roger MCGUINN: "The Byrds не собирались изобретать психоделию"
Это интервью - настоящая энциклопедия фолк-рока. О своей жизни нам рассказад Роджер МакГуинн, автор легенды The Byrds......