Анонсы

Драматический театр Драматический театр
Долгожданная гастроль одной из главных молодых групп планеты The xx, трех застенч ...
Валерий Меладзе. 8 марта, Crocus City Hall Валерий Меладзе. 8 марта, Crocus City Hall
«20 историй о любви» в Крокус Сити Холле от Валерия Меладз ...
Гармаш не смог уговорить Ярмольника спеть с Бутусовым Гармаш не смог уговорить Ярмольника спеть с Бутусовым
Творческий вечер Вячеслава Бутусова «Бибигония» ...
30 лет группе «АукцЫон»! 30 лет группе «АукцЫон»!
Большой юбилейный концерт культовой группы состоится 5 октября в клубе Arena ...
«Калинов Мост», 9 мая, «Шестнадцать тонн» «Калинов Мост», 9 мая, «Шестнадцать тонн»
Самая славянс­кая гру­ппа на оте­че­стве­нной рок-сцене — в ...

Новые композиторы

С полгода назад американский музыкант Бек (Beck), большой эксцентрик по натуре, издал свой очередной альбом не в виде пластинки, компакт-диска или набора файлов, а в виде нотной тетради с иллюстрациями, совсем как сто лет назад. История эта породила очередной виток безрадостных разговоров о кризисе индустрии и том, что музыка на носителях – уже не товар. Но за скобками остался другой, как кажется - более важный вопрос. Вопрос о ценности современной музыки именно как произведения, записанного нотами и готового к исполнению другими людьми. Можно ли поставить радиохедовский «OK Computer», «Young Team» Mogwai или, скажем, «Harmony In Ultraviolet» Тима Хекера (Tim Hecker) в один ряд с «Апассионатой» или пятой симфонией Малера. Ну то есть, можно ли считать современных музыкантов в полной мере композиторами.

Для начала, чуть сузим круг рассмотрения, оставив за кадром современных академических композиторов - их музыка и так живет практически по тем самым законам двухсотлетней давности. Продуктом их работы являются не записи, как у рок-музыкантов, а в первую очередь ноты, даже если это Джон Кейдж (John Cage). В этом смысле та самая «нотная тетрадь» Бека тоже попадает в эту категорию. Не будем также говорить о джазе (его импровизационная природа почти нивелирует понятие авторства – на входе вроде бы «Summertime», а на выходе – полчаса фри-джазовых запилов), и ограничимся триадой «поп-рок-электроника».

Электроника

Случай с электроникой кажется самым простым. Во-первых, авторы зачастую просто не обладают исполнительским даром или просто желанием исполнять свои произведения живьем. Если Клаус Шульц (Klaus Schulze), Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre) или даже Orbital запросто выходят на сцену с грудой синтезаторов, то большинство современных электронщиков либо не дают концертов вообще, предпочитая диджей-сеты, либо ограничиваются «лаптоп-перформансами», которые полноценным исполнением никак не назовёшь.

Дело тут в первую очередь в том, что электронная музыка даже в момент её создания не столько играется, сколько программируется и конструируется. Так что живое исполнение потребует полной переработки технологического цикла – каждую партию, которая была нарисована мышкой или запрограммирована в «железном» секвенсоре, нужно будет исполнить руками. Каждый сэмпл, взятый из библиотеки или вырезанный с пластинки – сымитировать живьем или хотя бы засемплировать с той же пластинки «в прямом эфире» на глазах у изумленной публики. Кроме того, в треках, которые любой электронщик может записать в одиночку в спальне, зачастую будет два десятка партий – для того, чтобы сыграть их живьем понадобится немалое количество рук. Так что если хочется максимально честно, не пользуясь записанными подложками, исполнять собственную музыку, вариантов два. Первый – собирать группу, ограничиваясь в ней ролью дирижера и, возможно, солиста (как это делает тот же Жарр), второй – полностью отдавать исполнение «на аутсорсинг».

Примеров последнего в электронике не так и мало. Музыку Брайана Ино (Brian Eno) исполняла и формация Bang On A Can, близкая к современным классикам-академистам вроде Стива Райха (Steve Reich), и похожий по структуре камерный ансамбль Icebreaker Ensemble, не так давно гастролировавший по Европе с программой альбома Ино «Apollo». И перенос на оркестр, и исполнение в отрыве от автора, музыка Ино выдерживала без труда – концерты проходили при аншлагах, да и диски с записями новых вариаций продавались по меркам жанра неплохо. Треки Aphex Twin и Squarepusher также подвергались довольно радикальной интерпретации со стороны академических оркестров. Их исполняли и ансамбль Alarm Will Sound (в чьей дискографии даже есть альбом «Acoustica: Alarm Will Sound Performs Aphex Twin»), и британский камерный оркестр London Sinfonietta. Туда же можно отнести и исполнение композиций Kraftwerk струнным ансамблем Balanescu Quartet.

С исполнением альбома DJ Shadow “...Endtroducing” (вполне общепризнанного в качестве электронной классики) вышла еще более интересная история. Сам альбом был практически целиком сконструирован из сэмплов (о деталях его создания подробно рассказано в книге Эллиота Уайлдера (Eliot Wilder), изданной в серии «33 1/3»). При этом представления самого DJ Shadow ограничиваются диджейством с двух CD-дек – драйва в этом много, но на полноценное исполнение они не тянут. Состав, именующий себя Introducing, играет всю эту сэмпладелику живьем – ударные, гитара, бас, голос, клавиши. Не сказать, чтобы парни покорили с этим перформансом мир, но крупные британские клубы калибра лондонских HMV Forum или Koko вполне собирали, а кроме этого дали несколько концертов на европейских фестивалях. Позже эти же ребята взялись и за исполнение еще одного альбома, Daft Punk "Discovery".

Диаметрально противоположный подход к живому исполнению сэмпладелики (то есть не имитация сэмплов при помощи живых инструментов, а то самое «сэмплирование на ходу») показал диджейский коллектив в составе Cheeba, Moneyshot и Food в эфире британского радиошоу “Solid Steel”. Источником вдохновения стал альбом Beastie Boys “Paul’s Boutique”, который троица на ходу реконструировала, вооружившись пластинками, сэмплы с которых и были использованы в альбоме. Получилась не столько копия, сколько самостоятельное произведение «по следам», вольная и при этом самодостаточная авторская интерпретация.

Удивительное разовое (и от того еще более ценное) представление устроила группа Popdamage на фестивале «Big Chill» в 2004-м. Там британцы целиком исполнили альбом KLF “Chill Out”, еще один шедевр сэмпладелики, но уже эмбиентной. Действо примечательно еще и тем, что в альбоме было множество немузыкальных звуков вроде овечьего блеяния или шума электрички, большую часть из которых Popdamage тоже сумели воссоздать на сцене.

Главное, что эта история сулит просто гигантские перспективы. Классические электронные альбомы (датированные в массе своей серединой девяностых) скоро будут справлять серьезные юбилеи, так что дело вполне может дойти и до исполнения «76:14» на синтезаторах «в восемь рук» (а не в два лаптопа, как пару лет назад делали сами авторы), «The Harlequin, The Robot And The Ballet-Dancer» с ритм-машинами и струнным квартетом, ну и разумеется до полной реконструкции трех с половиной часового «Selected Ambient Workds II» - по сложности восприятия должно получиться нечто уровня вагнеровских «Колец Нибелунга».

Рок и поп

С рок и поп-музыкой ситуация в разы сложнее. Дело тут в первую очередь в том, что жанры это в первую очередь харизматические. Композитор находится безнадежно в тени исполнителя, фронтмена. Как следствие, исполнение рок или поп-альбома как произведения имеет смысл в двух случаях. Первый - очень вольное переосмысление, в котором вклад исполнителя едва ли меньше, чем вклад исконного автора. Второй – случай, когда материал исполняется строго по канонам, максимально близко к оригиналу. Работает этот вариант как правило в случае, когда по тем или иным причинам сами авторы (если понимать под этим не одного сонграйтера, а всю группу) исполнить не могут.

Канонические исполнения.

Рок-альбом, переживший максимальное количество исполнений близких к каноническим зовётся «Jesus Christ Superstar». Причиной тому, естественно, стало то, что «Иисус Христос суперзвезда» - не только и не столько рок-запись, сколько театральная постановка. Но факта превращения рок-пластинки в многократно исполняемое разными составами произведения это никак не отменяет.

Еще один, а вернее даже сразу два ярчайших примера канонического исполнения – московские гастроли сразу двух «Pink Floyd Show», австралийского и британского. Оба состава, естественно, обходятся без участников оригинальных Pink Floyd, причем австралийцы существуют уже 25 лет и начинали карьеру тогда, когда PF, пусть и без Роджера Уотерса (Roger Waters), но все же гастролировали. Только вот в Австралию заезжали нечасто.

Многочисленные трибьют-группы – развлечение очень популярное как минимум в Великборитании, где музыку любят более-менее все, а живую – в особенности. Так что отношение к бандам типа The Clone Roses и The Other Smiths в Королевстве, да и в США вполне благосклонное. Йен Браун (Ian Brown) даже набирал из такой группы музыкантов для своего сольного тура, да и Роб Кригер (Rob Krieger) с Рэем Манзареком (Ray Manzarek) своего последнего вокалиста нашли именно в трибьют-банде.

Каждый день в пабах и клубах многочисленные трибьют-группы играют песни живых и мёртвых рок-звезд, но как правило всё это не выходит за местечковые рамки, либо же эти музыканты со временем всё же обзаводятся собственными сочинениями. Поиск мировой славы именно в качестве трибьют-группы требует какой-то особенной целеустремленности, серьезности намерений. И работа с альбомом как единым целым (а не простое развлечение публики хитами) – обязательная часть игры, некий признак, отделяющий, если угодно, лабухов от концептуалистов.

Еще более сложный вариант – трибьют-составы с участием музыкантов оригинального созыва. Первое, что приходит в голову – Питер Хук (Peter Hook) со своей группой Peter Hook And The Light, исполняющие целиком альбомы Joy Division и New Order. В Хуки постоянно сыплются обвинения в стремлении «набить карманы деньгами на крови Йена Кёртиса (Ian Curtis)», однако тот лишь ехидно ухмыляется. Проект чуть менее популярный, но более уважаемый – Big Star’s Third. Эта группа была создана барабанщиком американской группы Big Star специально для исполнения одной лишь пластинки – третьего альбома Big Star, никогда не исполнявшегося при жизни лидера Big Star Алекса Чилтона (Alex Chilton).

И хотя сегодня трибьюты и кажутся группами второго сорта, история эта тоже видится перспективной, и причины на то скорее грустные – возможности услышать рок-классику в оригинальном исполнении с каждым годом всё меньше даже не смотря на волну воссоединений. Так что предлагается не кидать камни ни в полулегальные реинканации The Doors, ни в Питера Хука, ни даже в Queen с Полом Роджерсом (Paul Rogers), а наслаждаться хотя бы обломками, но все же оригинальных составов. Недалёк день, когда ничего кроме записей и трибьютов нам от самих этих групп не останется.

Авторские исполнения

Вариант с авторским исполнением для анализа, очевидно, более сложен. Проблема здесь в первую очередь с обилием сомнительных кавер-версий, специально сделанных под какой-то конкретный жанр – от джаза и аранжировок для симфонического оркестра до грегорианских хоралов. О том, хорошо это или плохо, можно рассуждать долго, докопавшись даже до сюжета «Моцарта и Сальери» - мол, чем больше исполняют, неважно кто и как, тем значительнее автор. Но все же отделим все эти «симфонические трибьюты» от тех интерпретаций, в которых явно присутствует поиск новых форм.

Примеров тут великое множество. Первым делом на ум приходит многосерийная эпопея всё того же Бека под названием «Record Club». Обзаведясь довольно звездным составом (в разных «сериях» засветились Найджел Годрич (Nigel Godrich), Девендра Банхарт (Devendra Banhart), двое участников MGMT, Джейми Лиделл (Jamie Lidell), Тарстон Мур (Thurston Moore) и другие), Бек сотоварищи переиграли трек за треком несколько классических рок-пластинок. Среди них «Songs of Leonard Cohen», INXS “Kick” и «The Velvet Underground & Nico». Интересно, что запись была максимально приближена к живому выступлению – каждый альбом был записан за один день, причем играли музыканты одновременно, а не записывая свои партии по отдельности.

Аналогичный опыт группы Flaming Lips, сыгравшей полностью «Dark Side Of The Moon» Pink Floyd и «In The Court Of Crimson King» King Crimson, классифицировать сложнее. С одной стороны, исполнение насколько можно приближено к оригиналу – это не новое прочтение, а именно переигрывание, то есть случай, описанный выше. Но в отличие от трибьютов-клонов, адресованы эти исполнения в первую очередь поклонникам Flaming Lips, а не любителям Pink Floyd и King Crimson.

Не самый известный бард Кенни Файнстайн (Kenny Feinstein) запомнился акустическим исполнением альбома «Loveless» (его вариация называется «Loveless – Hurts To Love»). Версия эта примечательна тем, что как бы выворачивает оригинал наизнанку – My Bloody Valentine прославились как разрушители звука, а Файнстайн, напротив, играет те же ноты максимально чисто, почти не прибегая к обработке.

Группа Can, казалось бы очевидный претендент в современные классики. Примеров работы с их наследием как с целостными произведениями немного, но они есть. Речь в первую очередь об альбоме «Ege Bayamasi», вдохновившем целое поколение рокеров-экспериментаторов. В начале 2013 года, на кёльнском фестивале «Week End Fest» пластинку полностью исполнил живьем лидер Pavement Стивен Малкмус (Stephen Malkmus) со своим новым составом.

Наконец, последний случай выглядит самым сложным. Речь об американском композиторе Артуре Расселе (Arthur Russell). Рассела, виолончелиста и музыканта с очевидным академическим бэкграундом, вполне можно было бы записать в одну категорию с Райхом и успокоиться. Но во-первых, Рассел много записывал нью-вейва, диско и прочих совершенно неклассических жанров, во-вторых, не любил доводить произведения до законченной формы, оставляя множество вариаций и чётко задавая лишь общий контур сочинения, так что каждое исполнение Рассела по сути оказывается авторским. А исполняют его, особенно в США, постоянно – и специально созданные для этого составы, и ансамбли известные и даже респектабельные.

После всего перечисленного, остаётся лишь один вопрос – какие из относительно современных альбомов нам в ближайшее время предстоит услышать в «чужом» исполнении? В первую очередь, искать стоит не среди очевидных кандидатов вроде Nirvana, а среди чего-то чуть более старого и менее заигранного. Sonic Youth (“Daydfram Nation” или же “Goo”), Can “Tago Mago”, флойдовский «Piper At The Gates of Dawn», Beach Boys “Pet Sounds”. А там уж дойдет дело и до раннего Боуи, и до Black Sabbath. Думается, недалёк день, когда сегодняшние звезды нового соула доберутся до «Talking Book» Стиви Уандера (Stevie Wonder) или «What's Going On» Марвина Гея (Marvin Gaye). А когда дело дойдет до Radiohead, придётся признать, что мы постарели.


Обзоры

Where You Stand Where You Stand
Меланхоличные шотландцы Travis взяли пятилетний перерыв после выхода неплохо встреченного критикой релиза "Ode To J. Smith"...
Feed The Rhino - The Burning Sons Feed The Rhino - The Burning Sons
Частичка британского хаоса С момента выпуска блестящего дебютного альбома Mr Red Eye в июне 2010, F...
Ниже радара: Troumaca Ниже радара: Troumaca
TroumacaКто: Сэм Бэйлис (Sam Baylis, вокал), Джеффри Фолкс (Geoffrey Foulkes, гитара), Томас Грегори (Thomas Gregory, гитара),...
Неделя «свежей» музыки в Парке Горького Неделя «свежей» музыки в Парке Горького
С 13 по 20 мая в Парке Горького проходил Bosco Fresh Fest — фестиваль молодых отечественных и зарубежных музыкантов. Отечественных...
Benicassim: гид по фестивалю Benicassim: гид по фестивалю
Съездить на крупный музыкальный фестиваль — мечта каждого мало-мальского меломана. Еще не закончился год 2011, как некоторые...
SMM в музыке: как соцсети помогают получить Grammy SMM в музыке: как соцсети помогают получить Grammy
Недавно состоялась ежегодная церемония Grammy 2013, краткий отчет об итогах которой уже успели оценить наши посетители. Мероприятие...
ферментированный иван чай оптом

Персоны

Еврейская мама Мадонна Еврейская мама Мадонна
Давненько мы ничего не писали об этой женщине, а зря. Между работой в студии и гастролями, спортом и каббалой есть в ее жизни...
Jeff PARENT: "Инопланетяне не будут удивлены тем, что увидят на нашей планете" Jeff PARENT: "Инопланетяне не будут удивлены тем, что увидят на нашей планете"
Звуки беседуют с мьсье Джеффом Паррентом, главным помощником капитана Маруани, о музыке, которая озвучивает Космос 
Келли Кларксон записала песню в стиле кантри Келли Кларксон записала песню в стиле кантри
Келли Кларксон представила поклонникам новую песню под названием «Don’t Rush». Композиция стала одним из первых треков, которые...
Пинк+Эминем= новый хит? Пинк+Эминем= новый хит?
Американская поп-дива Пинк рассказала поклонникам о совместной композиции с Эминемом. Песня называется «Here Comes The Weekend»....