Анонсы

Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS
«Love, Lust, Faith + Dreams» – релиз нового альбома THIRTY SECONDS ...
Сошел на берег датский принц Сошел на берег датский принц
Датчанам Mew не чужды смелые эксперименты, отчего кажется, что коллектив ...
Blur устроят премьеру новых песен в Twitter Blur устроят премьеру новых песен в Twitter
Премьера двух новых композиций группы Blur состоится в бл ...
Юлия Михальчик перенеслась в восьмидесятые Юлия Михальчик перенеслась в восьмидесятые
Завершились съемки очередного клипа певицы Юлии Михальчик ...
Просто праздник какой-то Просто праздник какой-то
Почему смотреть Аукцыон живьем нужно смотреть в Питере? Потому что, как верн ...

Avant Fest: устная история

10-летие отмечает Avant Fest, фестиваль, созданный во многом на голом энтузиазме неравнодушных культуртрегеров и ставший важной вехой в развитии независимой сцены как в Москве, так и во всей стране. Вспоминая годы, когда интернет был маленьким, непосредственные участники событий рассказывают, с чего начинался Авант, как ему удалось объединить вокруг себя музыкальное подполье и какие курьезы случались с зарубежными хедлайнерами фестиваля.Начало

Максим Сильва-Вега, арт-директор центра Avant: Когда мы начали концерты в "35 мм", я каждый день знакомился с этой музыкальной общественностью и музыкальной тусовкой. До этого я был лишь потребителем, зрителем, я ходил на концерты. Мне в каком-то общекультурном плане была интересней не столько музыка, столько вот эта среда общения, клубная среда. Как атмосфера, где можно развиваться, потому что меня интересовал очень сильно видео-арт. Интересовали пограничные сферы, мульти-сферы, и мне казалось, что клубы - это именно та сфера, где современная культура будет развиваться, потому что это связано с общением. Но тогда я конечно, не учитывал развитие интернета.
Когда я поработал в клубе "16 тонн" почти два года, я очень сильно поднаторел и прочувствовал эту сферу. Тогда практически никто не общался с журналистами, с аудиторией, не существовало паблисити как такового - все сводилось к каким-то куцым пресс-релизикам, неграмотно написанным. И тогда, еще в "16 тонн", создали должность пресс-секретаря, пригласив меня. Это все показалось мне интересным, и я в рамках этого проекта Авант стал развивать эту коммуникацию. Мы стали делать рассылки, стараться создать какой-то круг общения. Но без фидбэка, без ответного интереса ничего не получилось бы.

Ник Завриев, музыкант, обозреватель Звуков: Когда начались регулярные концерты в "35мм", Максим постоянно приглашал меня туда, и первый концерт, на который я попал, был дебютом группы Босх с тобой. Впечатление это на меня произвело просто ошеломляющее - я ждал условного "русского инди", а услышал невероятно красивый спейс-рок с эмбиентом. Сразу стало понятно, что там действительно рождается что-то новое. С тех пор я старался ни один концерт не пропускать, и действительно массу интересного там увидел. Avant действительно был чем-то вроде лаборатории - чуть ли не со всеми людьми, с кем мне довелось потом вместе играть и записываться, я познакомился в Avant - и с "Босх с тобой", и с Сергеем Ледовским, и с Ильёй Рихтером, и с группой Unlockedoor.

Максим Сильва-Вега: Мне лишь хотелось придать какую-то структурность и какую-то форму (названия современных фестивалей!), придать ему какую-то - если хотите, я же человек с журфака – логическую обертку, то есть обосновать это, представить это, сделать какой-то культурный продукт. Демократичный, минималистичный в своем оформлении. Во многом я не то чтобы все придумал сам – взял многое из испанских фестивалей, Primavera Sound, который тогда тоже был маленький. Хедлайнером на одном из первых фестивалей Primavera Sound была группа Mogwai, а все остальные были инди-артисты с лейблов Aquarela и Domino, который тогда был всего лишь инди-лейблом. Это было еще до Franz Ferdinand.

Первые фестивали

Соня Соколова, главный редактор Звуков: Первые два Аванта были совместным экспериментом команды Макса и команды Звуков Ру. Причем, первый Авант стал не просто рискованным, но и стилистически странным предприятием: Макс пришел ко мне с идеей позвать доселе незнакомых публике гитарных пост-рокеров Schwarz и фантастическую индитронику Xiu Xiu. Я попробовала расширить формат до "инди-экспорта": тогда эта форма была не особо распространена, но гарантировала какие-то сборы. Для московских фестов такая ситуация вообще довольно нетипична - Tequilajazzz и Пелагея в итоге стали хедлайнерами, хотя последующие Аванты показали, что на интровертных испанцев или крейзи бритишей можно звать народ и без "поддержки с воздуха". Но тогда мы все были в какой-то эйфории, хотя толком не понимали, что у нас получается. И даже не сразу осознали, что получилось.

Сергей Ледовский, музыкант (Silence Kit, NRKTK, Ambidextrous Live Band и многие, многие другие): Когда мы [вместе с Silence Kit] играли на первом фестивале, мы пришли на саундчек в клуб "Гоголь", и Сережа Богатов, полный энтузиазма, сразу от входа заорал "Ну где тут эти Текиладжазз, давайте их сюда!". Нам стало очень неловко, потому что группа в этот момент тихо сидела за соседним столом. Надеюсь, они этого не заметили.

Соня Соколова: Там был смешной момент: я позвала послушать фестиваль Земфиру и познакомила их с Пелагеей. В итоге Поля визжала "это же моя любимая звезда!", а Земфира, перекрикивая испанцев, кричала мне в ухо "Какая талантливая девка!"

Максим Сильва-Вега: Мы сделали первый фестиваль в "Гоголе", потом случайно с Ледовским созвонился, он говорит – я тут на смешном концерте, на улице. Я подошел – это был концерт Won James Won, на улице, в каком-то скверике, при каком-то кафе, шашлычной или чебуречной. Мне очень понравилось, меня Ледовский познакомил с Тихоном [Кубовым], и вот так все сложилось.

Avant и пост-рок

Сергей Ледовский: Однажды я играл с тремя группами - Lost Weekend, Я слева сверху и Silence Kit - на одной из вечеринок в "35 мм". Ко мне на концерт зашли две мои знакомые. После концерта они подошли ко мне, когда я уже окончательно выдохся, и спросили: "А что, у всех этих ребят в жизни все настолько плохо? Что они играют такую музыку?"

Максим Сильва-Вега: Это случайность, что с Авантом стали связывать пост-рок. Я создал ресурс вот этот, который все систематизировал, и начал все продвигать. Просто было такое время. Но тогда был же не только пост-рок. Мне всегда нравилось то, что мы называли индитроникой, смесь фолка, пресловутого пост-рока, электроники. Я могу включить в эту группу и The Notwist, и Патрика Вульфа, и Xiu Xiu, и Cocorosie. И всегда мне была интересна музыка с использованием сэмплов. Вот эта грань между традиционным и технологичным.

Горбушка и промо

Максим Сильва-Вега: Люди ходили на Горбушку, покупали диски, Горбушка была чуть ли не самой главной площадкой для рекламы концертов, то есть считалось, что если ты на Горбушке разместил хорошо афиши и флаеры, то это круто. И где, как не на Горбушке продвигать концерт Mogwai.

Ник Завриев: Горбушка действительно была этаким «местом силы». Еще со времен старого «клуба филофонистов», который был еще в старом ДК и на подступах, был такой клуб по интересам, вокруг которого вращалась некая тусовка. Соответственно, с появлением новой горбушки, там возникли тематические палатки, пара из которых специализировались на всяческом неформате вроде пост-рока и электроники. Работали они как хороший рекорд-шоп из книжки Хорнби – внимательно следили за репертуаром, умели в нужный момент посоветовать что-нибудь этакое (мне, например, от них досталась группа My Vitriol, которую я всячески чту и поныне), пиратили какие-то интересные релизы в штучных количествах на CDR, ну и разумеется, работали там исключительно меломаны и музыканты. Закупаться музыкой к ним ездила вся Москва, поэтому лучшей промо-площадки было не придумать. Поначалу они были очень открыты – там можно было повесить афишу, положить флаеры и поставить собственный диск на продажу. Потом всё это постепенно закрывалось и коммерциализировалось – у них появились собственные лейблы и промо-группы, с «чужих» они начали просить денег за рекламу, но тут в принципе и закат Горбушки подоспел – музыку стало проще брать из интернета, да и в качестве пункта распространения информации куда лучше работали форумы и жж-сообщества.

Патрик Вулф и все-все-все

Максим Сильва-Вега: С Патриком Вульфом (Patrick Wolf) все получилось случайно. В Aquarela мне дали диски разных групп. Полгода они у меня пролежали, руки не доходили до того, чтоб прослушать. Сделав первый фестиваль, ночью, после фестиваля, я добрался домой, а на следующий день я уезжал на Примаверу. И думаю, что-то у меня давно лежит диск Патрика. Я читал рецензию в каком-то журнале, но музыку не слышал. И я поставил этот диск, и мне так понравилось, так круто. Я уезжал на Примаверу под музыку Патрика. И вернувшись, когда начались здесь концерты, я вспомнил об этом, и мы списались с женщиной по имени Джилл, которая была его менеджером.

Ник Завриев: С приезжими музыкантами в "Аванте" вечно были какие-то чудные истории. Помнится, еще на первом фестивале в составе Xiu Xiu была девушка по имени Кэрали, у неё была какая-то аллергия, в общем, ей надо было сразу после выступления вымыться. А в Гоголе, естественно, никакой душевой не было, и Максим договорился с каким-то соседним офисом, который в выходные был свободен, и где был душ. В 2009-м Патрик Вулф отказывался выходить на сцену, если у него не будет в гримёрке зеркала в полный рост. И ничего - где-то нашли и привезли ему это зеркало.

Виктория Базоева, обозреватель Звуков: На одном из первых “Авантов” в мои обязанности входило следить, чтобы музыканты выходили на сцену вовремя и координировать их сопровождающих. Поначалу все шло неплохо: все группы хорошо проводили время, трепетные барышни, их сопровождающие, исправно телеграфировали о том, что музыканты осмотрели собор Василия Блаженного и теперь направляются отведать русской кухни, а потом поедут в отель спать и непременно прибудут на место выступления за час до выхода на сцену — так, в сущности, и было, даже самые с виду лихие были трезвы, веселы и ответственны. Лишь одна группа составляла интригу вечера: провожатый Коля, приставленный к смурному шотландскому коллективу Arab Strap, был спокоен, лаконичен, и на каждый звонок отвечал так: “У нас все хорошо, нет поводов для беспокойства”. Когда до заявленного времени выступления оставалось два часа Коля повторял заветную фразу, когда оставался час — тоже, когда оставалось полчаса — тоже, когда оставалась четверть часа — ну, вы поняли. По площадке бегал с огромными испуганными глазами организатор Максим Сильва-Вега, все придумывали способ объяснить публике ситуацию, начиналась паника. За пять минут до времени выступления Николай и музыканты ввалились в гримерку. Но что у музыкантов был за вид: они не вязали лыка, колени их были стерты в кровь и покрыты зеленой грязью, у кого-то, кажется, разъехались шорты; шотландцы тут же затребовали себе по две пинты пива на брата. Коля объяснил ситуацию с невозмутимостью: “Видите ли, музыканты потеряли в поле в Подмосковье бутылку виски, и искали ее, ползая на коленках”. Бутылку Arab Strap нашли. И, кстати, сразу после выступления на том фестивале, распались.

Максим Сильва-Вега: Еще проблема в том, что моя пассионарность была несоизмерима с какими-то бытовыми сложностями, то есть, например, грузить колонки, ехать к какому-то там звукачу за пультом, как-то на коленке все это делать – это было в новинку, и все это вызывало энтузиазм. Аудиторию это не очень расстраивало. Все знали, что звук не лучший, но негативного отношения не было, было какое-то понимание. Сейчас, почти 15 лет занимаясь этим, и оказываясь в ситуации, когда я опять вынужден всем этим заниматься, конечно, это тяжело, потому что мне приходится порой таскать колонки, искать микрофон.

Ник Завриев: Помнится, мы ехали на "Нашествие" с авантовским шоукейсом - пяток групп, ну и Максим в качестве руководителя. Автобус долго катил нас по пробкам, а потом подвёз к месту, от которого до самой сцены было еще пара километров пешком по грязному полю. А у меня было килограмм двадцать пять аппаратуры для концерта Jermook, в том числе 17-дюймовый трубочный монитор, который пришлось тащить Максиму. Дотащил он его стойко мужественно, но в конце не выдержал - "Амбидекструс, ну когда же ты наконец купишь ноутбук?!". Концерт, кстати, был отличный.

Максим Сильва-Вега: Hood, приехавшие в первый день, улеглись спать прямо в здании ЦДП. Директор ЦДП ходил, и говорил, что это за бомжи тут спят на наших шикарных диванах.

Сергей Ледовский: После очередного фестиваля Авант мы поехали с группой Hood играть в нижнем Новгороде. С нами поехал один наш приятель. Мы приехали рано утром, и весь день шатались по городу, потому что было не у кого вписаться поспать. Когда мы отыграли и на сцену вышли Hood, наш приятель нажрался в говно, и стал вылезать на сцену, чтобы поорать в микрофон. Сначала это было смешно, потом уже не очень. В какой-то момент мы его запихнули в гримерку, чтобы он угомонился. Когда мы пришли в гримерку после концерта, то с ужасом увидели. что весь ее пол был заблеван, а приятель лежал в полной отключке. Через полчаса у нас был поезд в Москву, и нам пришлось срочно искать добрые руки, чтобы его пристроить проспаться и помыться, потому что брать его в поезд было невозможно. В итоге кто-то забрал его себе. и на следующий день все-таки отправил в Москву.

Вместо резюме

Соня Соколова: Вообще, конечно, в нашей зарегламентированной до чертиков стране такие продюсеры, как Макс, выживают редко. Чаще всего они, побултыхавшись некоторое время, приваливаются к кормушкам разного рода и делают мероприятия по заказу мэров, губернаторов, канцелярий и холдингов. А таких, диких - почти не осталось. Так что я всегда за Авант и всегда чуточку настороженно отношусь к остальным. Наверно, это несколько сентиментально.

Максим Сильва-Вега: Насколько я знаю, сейчас даже на уровне культурной политики Москвы, идеологией является бизнес-подход к культуре. То есть культура должна быть самоокупаемой и самовоспроизводящейся. И если, например, митболы в качестве культуры сейчас более востребованы, и электронная и танцевальная музыка более, чем индитроника, ну значит, такие тренды. Я стараюсь наоборот до всех достучаться и показать, что нельзя только бизнес-трендами оценивать культуру, иногда надо отойти подальше и взглянуть в целом на процесс, на то, что было, есть и, возможно, будет, и все-таки стараться эти тренды культивировать и создавать. Та же электронная музыка не возникла просто так, она возникла благодаря каким-то пассионариям, которые ее делали, когда она совсем была не в тренде. И импрессионисты были в свое время, может быть, не в тренде, а потом их стали за миллионы долларов покупать.

Avant Fest в парке "Музеон"
Суббота, 27 июля (вход бесплатный):
14:00: Jet Plane (Брянск)
15:00: Badda Boo (Москва)
16:00: Gods Against Zombies (Москва)
17:00: Weo (С.-Петербург)
18:00: Saving Hands (Москва)
19:00: Антон Маскелиаде (Москва)
20:00: uSSSy (Москва)
21:00: Лемондэй (С.-Петербург)
22:00: Silence Kit (Москва)

Воскресенье, 28 июля:
Сцена с бесплатным входом:
13:30: Программа "Clap your hands": "Научно-музыкальная библиотека имени С.И.Танеева и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского представляют концерт струнного квартет «Anno Domini»
14:10: Singleton (Украина)
15:00: Zapaska / BeBoBul (Украина)
16:00: Pozor Machine (Москва/С.-Петербург)
17:00: Kira Lao (Москва)
18:00: Мастер-класс MAXIXE (Великобритания)

Сцена с платным входом (билеты в продаже на входе):
18:30: Елочные игрушки (С.-Петербург)
19:30: MAXIXE (Великобритания)
21:00: CocoRosie (США)


Обзоры

"Реки" музыки и несвежие лозунги "Реки" музыки и несвежие лозунги
Стало известно, что печально знаменитый Ким Дотком (Kim Dotcom), основатель файлообменного ресурса Megaupload, закрытого...
Новый альбом Beck Новый альбом Beck
Американский певец Beck Hansen рассказал, что сейчас работает над новым, нормальным альбомом, в отличие от своего последнего...
Уловка-22 Уловка-22
С альбомами-долгостроями вечно такая история – ждёшь их годами, а выходят они при этом всё равно внезапно, «кстати, чуть...
Back To Now Back To Now
Восстановление на прежнем месте работы, в группе Morcheeba, не отбила у Скай Эдвардс (Skye Edwards) охоты к сольному творчеству....
How to Dress Well. Love Remains How to Dress Well. Love Remains
Lefse О чем поют современные философы Молодой парень Том Крелл, он же How to Dress Well, смело пошел...
Концерт Ивана Дорна Концерт Ивана Дорна
В Москве выступил украинский певец Иван Дорн со своим первым большим концертом. Событие произошло в концертном зале «Известия...

Персоны

"Мы стараемся быть европейскими, но при этом не английскими" "Мы стараемся быть европейскими, но при этом не английскими"
Группа Dzierzynski Bitz едет из Киева в Москву с концертом. Накануне солист коллектива Евгений рассказал Звукам о том, что...
Интервью с группой Fish out of Water Интервью с группой Fish out of Water
Вашему вниманию предлагаем интервью с московской группой Fish out of Water "..Большую часть времени приходится притворяться...
THEODOR BASTARD: "Мы изъяли электронику" THEODOR BASTARD: "Мы изъяли электронику"
Федор Сволочь о работе над новым альбомом, языке бенга, зулусском хоре и гранях восприятия 
"Я - непредсказуемая девушка" "Я - непредсказуемая девушка"
Самое захватывающее во внешности Флоренс Уэлч (Florence Welch), лидер-вокалистки рок-группы Florence and the Machine - это...