Анонсы

Robert Hood - Motor: Nighttime World 3 Robert Hood - Motor: Nighttime World 3
17 сентября - новый релиз от Роберта Худа
No Doubt помирились с производителем игры Band Hero No Doubt помирились с производителем игры Band Hero
Группа No Doubt помирилась с производителем игры ...
Ногу Свело! в клубе Зал Ожидания Ногу Свело! в клубе Зал Ожидания
5 октября в «Зале Ожидания» состоится концерт группы «Ногу Свело».Он ...

Avant Fest: устная история

10-летие отмечает Avant Fest, фестиваль, созданный во многом на голом энтузиазме неравнодушных культуртрегеров и ставший важной вехой в развитии независимой сцены как в Москве, так и во всей стране. Вспоминая годы, когда интернет был маленьким, непосредственные участники событий рассказывают, с чего начинался Авант, как ему удалось объединить вокруг себя музыкальное подполье и какие курьезы случались с зарубежными хедлайнерами фестиваля.Начало

Максим Сильва-Вега, арт-директор центра Avant: Когда мы начали концерты в "35 мм", я каждый день знакомился с этой музыкальной общественностью и музыкальной тусовкой. До этого я был лишь потребителем, зрителем, я ходил на концерты. Мне в каком-то общекультурном плане была интересней не столько музыка, столько вот эта среда общения, клубная среда. Как атмосфера, где можно развиваться, потому что меня интересовал очень сильно видео-арт. Интересовали пограничные сферы, мульти-сферы, и мне казалось, что клубы - это именно та сфера, где современная культура будет развиваться, потому что это связано с общением. Но тогда я конечно, не учитывал развитие интернета.
Когда я поработал в клубе "16 тонн" почти два года, я очень сильно поднаторел и прочувствовал эту сферу. Тогда практически никто не общался с журналистами, с аудиторией, не существовало паблисити как такового - все сводилось к каким-то куцым пресс-релизикам, неграмотно написанным. И тогда, еще в "16 тонн", создали должность пресс-секретаря, пригласив меня. Это все показалось мне интересным, и я в рамках этого проекта Авант стал развивать эту коммуникацию. Мы стали делать рассылки, стараться создать какой-то круг общения. Но без фидбэка, без ответного интереса ничего не получилось бы.

Ник Завриев, музыкант, обозреватель Звуков: Когда начались регулярные концерты в "35мм", Максим постоянно приглашал меня туда, и первый концерт, на который я попал, был дебютом группы Босх с тобой. Впечатление это на меня произвело просто ошеломляющее - я ждал условного "русского инди", а услышал невероятно красивый спейс-рок с эмбиентом. Сразу стало понятно, что там действительно рождается что-то новое. С тех пор я старался ни один концерт не пропускать, и действительно массу интересного там увидел. Avant действительно был чем-то вроде лаборатории - чуть ли не со всеми людьми, с кем мне довелось потом вместе играть и записываться, я познакомился в Avant - и с "Босх с тобой", и с Сергеем Ледовским, и с Ильёй Рихтером, и с группой Unlockedoor.

Максим Сильва-Вега: Мне лишь хотелось придать какую-то структурность и какую-то форму (названия современных фестивалей!), придать ему какую-то - если хотите, я же человек с журфака – логическую обертку, то есть обосновать это, представить это, сделать какой-то культурный продукт. Демократичный, минималистичный в своем оформлении. Во многом я не то чтобы все придумал сам – взял многое из испанских фестивалей, Primavera Sound, который тогда тоже был маленький. Хедлайнером на одном из первых фестивалей Primavera Sound была группа Mogwai, а все остальные были инди-артисты с лейблов Aquarela и Domino, который тогда был всего лишь инди-лейблом. Это было еще до Franz Ferdinand.

Первые фестивали

Соня Соколова, главный редактор Звуков: Первые два Аванта были совместным экспериментом команды Макса и команды Звуков Ру. Причем, первый Авант стал не просто рискованным, но и стилистически странным предприятием: Макс пришел ко мне с идеей позвать доселе незнакомых публике гитарных пост-рокеров Schwarz и фантастическую индитронику Xiu Xiu. Я попробовала расширить формат до "инди-экспорта": тогда эта форма была не особо распространена, но гарантировала какие-то сборы. Для московских фестов такая ситуация вообще довольно нетипична - Tequilajazzz и Пелагея в итоге стали хедлайнерами, хотя последующие Аванты показали, что на интровертных испанцев или крейзи бритишей можно звать народ и без "поддержки с воздуха". Но тогда мы все были в какой-то эйфории, хотя толком не понимали, что у нас получается. И даже не сразу осознали, что получилось.

Сергей Ледовский, музыкант (Silence Kit, NRKTK, Ambidextrous Live Band и многие, многие другие): Когда мы [вместе с Silence Kit] играли на первом фестивале, мы пришли на саундчек в клуб "Гоголь", и Сережа Богатов, полный энтузиазма, сразу от входа заорал "Ну где тут эти Текиладжазз, давайте их сюда!". Нам стало очень неловко, потому что группа в этот момент тихо сидела за соседним столом. Надеюсь, они этого не заметили.

Соня Соколова: Там был смешной момент: я позвала послушать фестиваль Земфиру и познакомила их с Пелагеей. В итоге Поля визжала "это же моя любимая звезда!", а Земфира, перекрикивая испанцев, кричала мне в ухо "Какая талантливая девка!"

Максим Сильва-Вега: Мы сделали первый фестиваль в "Гоголе", потом случайно с Ледовским созвонился, он говорит – я тут на смешном концерте, на улице. Я подошел – это был концерт Won James Won, на улице, в каком-то скверике, при каком-то кафе, шашлычной или чебуречной. Мне очень понравилось, меня Ледовский познакомил с Тихоном [Кубовым], и вот так все сложилось.

Avant и пост-рок

Сергей Ледовский: Однажды я играл с тремя группами - Lost Weekend, Я слева сверху и Silence Kit - на одной из вечеринок в "35 мм". Ко мне на концерт зашли две мои знакомые. После концерта они подошли ко мне, когда я уже окончательно выдохся, и спросили: "А что, у всех этих ребят в жизни все настолько плохо? Что они играют такую музыку?"

Максим Сильва-Вега: Это случайность, что с Авантом стали связывать пост-рок. Я создал ресурс вот этот, который все систематизировал, и начал все продвигать. Просто было такое время. Но тогда был же не только пост-рок. Мне всегда нравилось то, что мы называли индитроникой, смесь фолка, пресловутого пост-рока, электроники. Я могу включить в эту группу и The Notwist, и Патрика Вульфа, и Xiu Xiu, и Cocorosie. И всегда мне была интересна музыка с использованием сэмплов. Вот эта грань между традиционным и технологичным.

Горбушка и промо

Максим Сильва-Вега: Люди ходили на Горбушку, покупали диски, Горбушка была чуть ли не самой главной площадкой для рекламы концертов, то есть считалось, что если ты на Горбушке разместил хорошо афиши и флаеры, то это круто. И где, как не на Горбушке продвигать концерт Mogwai.

Ник Завриев: Горбушка действительно была этаким «местом силы». Еще со времен старого «клуба филофонистов», который был еще в старом ДК и на подступах, был такой клуб по интересам, вокруг которого вращалась некая тусовка. Соответственно, с появлением новой горбушки, там возникли тематические палатки, пара из которых специализировались на всяческом неформате вроде пост-рока и электроники. Работали они как хороший рекорд-шоп из книжки Хорнби – внимательно следили за репертуаром, умели в нужный момент посоветовать что-нибудь этакое (мне, например, от них досталась группа My Vitriol, которую я всячески чту и поныне), пиратили какие-то интересные релизы в штучных количествах на CDR, ну и разумеется, работали там исключительно меломаны и музыканты. Закупаться музыкой к ним ездила вся Москва, поэтому лучшей промо-площадки было не придумать. Поначалу они были очень открыты – там можно было повесить афишу, положить флаеры и поставить собственный диск на продажу. Потом всё это постепенно закрывалось и коммерциализировалось – у них появились собственные лейблы и промо-группы, с «чужих» они начали просить денег за рекламу, но тут в принципе и закат Горбушки подоспел – музыку стало проще брать из интернета, да и в качестве пункта распространения информации куда лучше работали форумы и жж-сообщества.

Патрик Вулф и все-все-все

Максим Сильва-Вега: С Патриком Вульфом (Patrick Wolf) все получилось случайно. В Aquarela мне дали диски разных групп. Полгода они у меня пролежали, руки не доходили до того, чтоб прослушать. Сделав первый фестиваль, ночью, после фестиваля, я добрался домой, а на следующий день я уезжал на Примаверу. И думаю, что-то у меня давно лежит диск Патрика. Я читал рецензию в каком-то журнале, но музыку не слышал. И я поставил этот диск, и мне так понравилось, так круто. Я уезжал на Примаверу под музыку Патрика. И вернувшись, когда начались здесь концерты, я вспомнил об этом, и мы списались с женщиной по имени Джилл, которая была его менеджером.

Ник Завриев: С приезжими музыкантами в "Аванте" вечно были какие-то чудные истории. Помнится, еще на первом фестивале в составе Xiu Xiu была девушка по имени Кэрали, у неё была какая-то аллергия, в общем, ей надо было сразу после выступления вымыться. А в Гоголе, естественно, никакой душевой не было, и Максим договорился с каким-то соседним офисом, который в выходные был свободен, и где был душ. В 2009-м Патрик Вулф отказывался выходить на сцену, если у него не будет в гримёрке зеркала в полный рост. И ничего - где-то нашли и привезли ему это зеркало.

Виктория Базоева, обозреватель Звуков: На одном из первых “Авантов” в мои обязанности входило следить, чтобы музыканты выходили на сцену вовремя и координировать их сопровождающих. Поначалу все шло неплохо: все группы хорошо проводили время, трепетные барышни, их сопровождающие, исправно телеграфировали о том, что музыканты осмотрели собор Василия Блаженного и теперь направляются отведать русской кухни, а потом поедут в отель спать и непременно прибудут на место выступления за час до выхода на сцену — так, в сущности, и было, даже самые с виду лихие были трезвы, веселы и ответственны. Лишь одна группа составляла интригу вечера: провожатый Коля, приставленный к смурному шотландскому коллективу Arab Strap, был спокоен, лаконичен, и на каждый звонок отвечал так: “У нас все хорошо, нет поводов для беспокойства”. Когда до заявленного времени выступления оставалось два часа Коля повторял заветную фразу, когда оставался час — тоже, когда оставалось полчаса — тоже, когда оставалась четверть часа — ну, вы поняли. По площадке бегал с огромными испуганными глазами организатор Максим Сильва-Вега, все придумывали способ объяснить публике ситуацию, начиналась паника. За пять минут до времени выступления Николай и музыканты ввалились в гримерку. Но что у музыкантов был за вид: они не вязали лыка, колени их были стерты в кровь и покрыты зеленой грязью, у кого-то, кажется, разъехались шорты; шотландцы тут же затребовали себе по две пинты пива на брата. Коля объяснил ситуацию с невозмутимостью: “Видите ли, музыканты потеряли в поле в Подмосковье бутылку виски, и искали ее, ползая на коленках”. Бутылку Arab Strap нашли. И, кстати, сразу после выступления на том фестивале, распались.

Максим Сильва-Вега: Еще проблема в том, что моя пассионарность была несоизмерима с какими-то бытовыми сложностями, то есть, например, грузить колонки, ехать к какому-то там звукачу за пультом, как-то на коленке все это делать – это было в новинку, и все это вызывало энтузиазм. Аудиторию это не очень расстраивало. Все знали, что звук не лучший, но негативного отношения не было, было какое-то понимание. Сейчас, почти 15 лет занимаясь этим, и оказываясь в ситуации, когда я опять вынужден всем этим заниматься, конечно, это тяжело, потому что мне приходится порой таскать колонки, искать микрофон.

Ник Завриев: Помнится, мы ехали на "Нашествие" с авантовским шоукейсом - пяток групп, ну и Максим в качестве руководителя. Автобус долго катил нас по пробкам, а потом подвёз к месту, от которого до самой сцены было еще пара километров пешком по грязному полю. А у меня было килограмм двадцать пять аппаратуры для концерта Jermook, в том числе 17-дюймовый трубочный монитор, который пришлось тащить Максиму. Дотащил он его стойко мужественно, но в конце не выдержал - "Амбидекструс, ну когда же ты наконец купишь ноутбук?!". Концерт, кстати, был отличный.

Максим Сильва-Вега: Hood, приехавшие в первый день, улеглись спать прямо в здании ЦДП. Директор ЦДП ходил, и говорил, что это за бомжи тут спят на наших шикарных диванах.

Сергей Ледовский: После очередного фестиваля Авант мы поехали с группой Hood играть в нижнем Новгороде. С нами поехал один наш приятель. Мы приехали рано утром, и весь день шатались по городу, потому что было не у кого вписаться поспать. Когда мы отыграли и на сцену вышли Hood, наш приятель нажрался в говно, и стал вылезать на сцену, чтобы поорать в микрофон. Сначала это было смешно, потом уже не очень. В какой-то момент мы его запихнули в гримерку, чтобы он угомонился. Когда мы пришли в гримерку после концерта, то с ужасом увидели. что весь ее пол был заблеван, а приятель лежал в полной отключке. Через полчаса у нас был поезд в Москву, и нам пришлось срочно искать добрые руки, чтобы его пристроить проспаться и помыться, потому что брать его в поезд было невозможно. В итоге кто-то забрал его себе. и на следующий день все-таки отправил в Москву.

Вместо резюме

Соня Соколова: Вообще, конечно, в нашей зарегламентированной до чертиков стране такие продюсеры, как Макс, выживают редко. Чаще всего они, побултыхавшись некоторое время, приваливаются к кормушкам разного рода и делают мероприятия по заказу мэров, губернаторов, канцелярий и холдингов. А таких, диких - почти не осталось. Так что я всегда за Авант и всегда чуточку настороженно отношусь к остальным. Наверно, это несколько сентиментально.

Максим Сильва-Вега: Насколько я знаю, сейчас даже на уровне культурной политики Москвы, идеологией является бизнес-подход к культуре. То есть культура должна быть самоокупаемой и самовоспроизводящейся. И если, например, митболы в качестве культуры сейчас более востребованы, и электронная и танцевальная музыка более, чем индитроника, ну значит, такие тренды. Я стараюсь наоборот до всех достучаться и показать, что нельзя только бизнес-трендами оценивать культуру, иногда надо отойти подальше и взглянуть в целом на процесс, на то, что было, есть и, возможно, будет, и все-таки стараться эти тренды культивировать и создавать. Та же электронная музыка не возникла просто так, она возникла благодаря каким-то пассионариям, которые ее делали, когда она совсем была не в тренде. И импрессионисты были в свое время, может быть, не в тренде, а потом их стали за миллионы долларов покупать.

Avant Fest в парке "Музеон"
Суббота, 27 июля (вход бесплатный):
14:00: Jet Plane (Брянск)
15:00: Badda Boo (Москва)
16:00: Gods Against Zombies (Москва)
17:00: Weo (С.-Петербург)
18:00: Saving Hands (Москва)
19:00: Антон Маскелиаде (Москва)
20:00: uSSSy (Москва)
21:00: Лемондэй (С.-Петербург)
22:00: Silence Kit (Москва)

Воскресенье, 28 июля:
Сцена с бесплатным входом:
13:30: Программа "Clap your hands": "Научно-музыкальная библиотека имени С.И.Танеева и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского представляют концерт струнного квартет «Anno Domini»
14:10: Singleton (Украина)
15:00: Zapaska / BeBoBul (Украина)
16:00: Pozor Machine (Москва/С.-Петербург)
17:00: Kira Lao (Москва)
18:00: Мастер-класс MAXIXE (Великобритания)

Сцена с платным входом (билеты в продаже на входе):
18:30: Елочные игрушки (С.-Петербург)
19:30: MAXIXE (Великобритания)
21:00: CocoRosie (США)


Обзоры

Занимательная статистика. Выпуск #03 Занимательная статистика. Выпуск #03
Звуки продолжают продвигаться по статистическим дебрям в поисках неопровержимо правдивого и истинного. В этот раз мы решили...
"Четвертый троллейбус" стартует во Владивостоке "Четвертый троллейбус" стартует во Владивостоке
Одна из самых лучших рок-групп нашей страны - "Мумий Тролль" очень скоро покажет новый клип "Четвертый троллейбус", съемки...
Открытие Party-bar House Открытие Party-bar House
В городе Пермь 3 числа состоялось открытие нового клуба «Party-bar House». На открытии была музыка Dj Шмеля и многих творческих...
35 лет спустя 35 лет спустя
На прошедшей в конце прошлой недели выставке NAMM Show 2013 были представлены две музыкальные "новинки", которые сами по...
Дважды Glofira. 2010 Дважды Glofira. 2010
Климат - умеренно-континентальный. Не дебютный дебют - казалось бы, и тавтология, и звучит паршиво -...
Погода за полгода: часть 1 Погода за полгода: часть 1
Авторы Звуков подводят итоги полугодия и рассуждают о личных фаворитах - альбомах, которые могут потеснить в плеерах Daft...

Персоны

Воодушевляющая трагедия Воодушевляющая трагедия
За три года работы Akute успели сломать ряд общепринятых стереотипов. Что в провинциальных городах не умеют делать актуальную...
Ennio MORRICONE: «Проигрывать Каспарову снова не хочу» Ennio MORRICONE: «Проигрывать Каспарову снова не хочу»
Эннио Морриконе об отношениях с Советским Союзом и шахматах 
Роман Абрамович, Стинг, Наоми Кэмпбелл Роман Абрамович, Стинг, Наоми Кэмпбелл
Роман Абрамович – герой мюзикла В Великобритании началась работа над созданием мюзикла, посвященного жизни российского олигарха...
Порт Моне Порт Моне
Музыкальный коллектив с оригинальным названием Port Mone появился в 2005 году в Минске. В состав инструментального трио входили...