Анонсы

Биплан в клубе ArteFAQ Биплан в клубе ArteFAQ
Настоящая европейская романтика: тонущая в литовском акценте музыка команды Би ...
Нино Катамадзе & Insight. 30 марта, Crocus City Hall Нино Катамадзе & Insight. 30 марта, Crocus City Hall
Нино Катамадзе & Insight подарила нам Гр ...
МУЗ-ТВ "Перезагрузка": спасение репутации МУЗ-ТВ "Перезагрузка": спасение репутации
7 июня в Олимпийском состоится вручение ежегодной премии в ...
Imagine Dragons выпустили дебютный альбом Imagine Dragons выпустили дебютный альбом
Дебютная пластинка перспективных американских рокеров, вклю ...
Pam Hogg в «White Rabbit» Pam Hogg в «White Rabbit»
Субботним вечером 7 июля пройдет атмосферная вечеринка, на которой выступит ...

Сурковская пропаганда: это же классика

Любите ли вы классическую музыку? Только отвечайте честно, не приукрашивая! На первый взгляд, любить классику и делать вид, что в ней разбираешься - чрезвычайно просто. Спасибо школьным урокам музыки: некий набор классических мелодий врезался в подкорку и ты поневоле знаешь, что "табадабадам, табадабадам" - это Моцарт, а "тадада" - это Бетховен. Для минимального культурного багажа вполне достаточно.

Смаковать классическую музыку, притворяться, что получаешь от нее удовольствие - это определенная пафосная поза. С такой же позой люди признаются, что любят джаз, и покупают в промышленных масштабах диски Kenny G. Некоторые корчат из себя голливудского злодея - редко какой фильм обходится без мерзавца-главаря, который ставит на проигрыватель пластинку и под звуки классики, полуприкрыв глаза, шепчет: "Как же я млею от второго концерта Рахманинова в исполнении Горовица... Вот это место - вслушайтесь, ах, какое фортиссимо! Слышите? Чарующие звуки! Ну а теперь (презрительный жест рукой) скормите этого мерзавца свиньям".

Одним словом, классика - это статус. Это подтверждение собственного приобщения к высокой культуре. Люди любят ощущать себя избранными, и сращивание классической музыки с поп-культурой на Западе, например, идет весьма успешно. В свое время Лучано Паваротти, откатав с Доминго и Каррерасом тур "Три тенора", пиарившийся похлеще иных рок-вояжей, мгновенно собрал серию концертов "Паваротти и друзья", где на одну сцену с маэстро оперной сцены вышли представители рок- и поп-сообщества.

Тем не менее, выстроить концерт классической музыки по законам поп-мероприятия - одна из труднейших организационных задач, прежде всего технически и технологически. Прежде всего, оркестр нужно правильно подзвучить и оный звук нужно тоже правильно вывести на публику. Оркестр звуковых ошибок не прощает - можно вспомнить прошлогоднее выступление Энтони Хегарти (Antony Hegarty) с великолепным оркестром "Новой оперы". Несмотря на блестящую подготовку всех музыкантов, прошедший дождь кардинально изменил звуковую картину - от влаги оркестр попросту "поплыл" и звукорежиссерам первые три песни просто пришлось проявить чудеса изворотливости.

Но у меня была давнишняя мечта - попасть на концерт классической музыки, сделанный по всем канонам массового рок- или поп-действа. Возможность представилась: на Красной площади впервые совместно выступали Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко в сопровождении оркестра имени Евгения Светланова под руководством Константина Орбеляна. Несмотря на то, что синхронно с Хворостовским и Нетребко в "Известиях" бесновались обожаемые мною Public Image Limited, я предпочел просто классику классикам панка. В конце концов, Лайдона я уже видел и слышал. Ну и признаюсь честно, в голове сидела шальная мысль: "Начну засыпать в конце первого действия - сбегу в антракте на Лайдона".

Программа концерта обещала полный набор greatest hits, all stars и the best: монолог Скарпиа, арию Риголетто, фрагменты "Трубадура" и "Евгения Онегина" и хор рабов из "Набукко". Стопроцентное попадание: даже если вы не знаете, как называются эти мелодии - хотя бы раз вы их слышали. Судьба Лайдона была предрешена. Я решил приобщаться к высокому искусству до конца.

Первый сюрприз поджидал меня с первых же нот: звук оркестра оказался встроен не просто блестяще - он был совершенен. Идеальный баланс струнных и духовых, блестящее знание партитуры звукорежиссерами и работа с балансом непосредственно при исполнении - ни малейшего перегруза, ни малейшего искажения. Что до визуальной составляющей, то просто наблюдать за тем, как дирижирует Константин Орбелян - отдельное удовольствие. Прошедший западную, американскую школу, он фактически ломает каноны управления оркестром - здесь нет выразительных жестов руками, к которой мы привыкли в российской дирижерской школе. Орбелян дирижирует весь, всем корпусом, словно растворяясь в музыке.

Выход вокалистов - отдельно срежисированный, точно просчитанный элемент программы. Нетребко и Хворостовский сменяют друг друга, сперва по очереди выходя на сцену, чтобы в финале каждого из двух актов концерта сойтись в дуэте. При этом и сольные выходы неимоверно хороши: тонкая лирика Нетребко отлично сочетается с экспрессивностью и драматизмом Хворостовского. При этом оба не просто поют - они играют роли, будь то граф ди Луна ли Риголетто, или же Татьяна с Онегиным.

Но главная неожиданность поджидает нас в конце: завершив оперную программу, Нетребко и Хворостовский выходят на бис и напрочь ломают весь академизм концерта. Сперва Анна переключается с оперы на оперетту и исполняет песню Сильвы Кальман - при этом она не просто поет, а еще и танцует. Затем Хворостовский поет любимые "Очи Черные", а через пару минут Нетребко возвращается на сцену, чтобы дуэтом с Дмитрием исполнить "Подмосковные Вечера". И тут происходит тот самый коллапс, о котором я говорил выше - с одной стороны, нас приобщили к высокому искусству, с другой - сделали нас неотъемлемой частью процесса. Мелодии знакомы? Все до единой! Исполнены прекрасно? Великолепно!

Лично я покидал Красную площадь с ощущениями, что только что побывал на одном из лучших концертов за последние пару лет. По всем параметрам: и качество звучания, и качество исполнения - но самое главное, ощущая себя практически экспертом в классической музыке. Знал все мелодии и получил удовольствие - уже повод гордиться.

А Public Image Limited в этот день тоже отлично отыграли, но об этом коллега Мудрик написал. Но это, как говорится, совсем другая история.


Обзоры

Брюс Спрингстин в Хельсинки: I Don't Want to Go Home Брюс Спрингстин в Хельсинки: I Don't Want to Go Home
Наш репортаж о финальном шоу европейского турне Брюса Спрингстина в поддержку альбома «Wrecking Ball», которое прошло в Хельсинки,...
Винтажная коллекция акустики Питера Томаса Винтажная коллекция акустики Питера Томаса

Основатель и глава компании PMC Питер Томас - не только разработчик высококлассных профессиональных и бытовых акустических...
Ниже радара: Mt. Wolf Ниже радара: Mt. Wolf
Mt. WolfКто: Кейт Спрул (Kate Sproule, вокал), Стиви МакМинн (Stevie McMinn, гитара), Себастиан Фокс (Sebastian Fox, гитара,...
Hardcore Will Never Die, But You Will Hardcore Will Never Die, But You Will
После тягучего и вязкого как застывающий цемент, альбома "The Hawk Is Howling" шотландские пост-рокеры Mogwai решили сделать...
Тихий час Тихий час
Помирать лучше, как известно, с музыкой. Поэтому в преддверии наступающего конца света Звуки отобрали 10 альбомов, наилучшим...
Посвящение Посвящение
23-летний йоркширский юноша Джон Ньюман (John Newman), внезапно ставший чуть ли не самым продаваемым артистом Британии с...

Персоны

Сандра Буллок в кадре у Линдберга Сандра Буллок в кадре у Линдберга
Голливудская актриса Сандра Буллок приняла участие в новом фотосете для американского Vogue. Номер журнала, обложку которого...
GODSMACK: "Быть тяжелее и громче Металлики невозможно" GODSMACK: "Быть тяжелее и громче Металлики невозможно"
Звуки поговорили с лидером металлистов Godsmack Салли Эрна о только что вышедшем альбоме «Live & Inspired», фанатах,...
Ragga Ragga
Стиль Ragga относится к reggae , где используется фоновая инстументальная музыка (или другие разнообразные музыкальные инструменты)...
"Когда вообще всё это безобразие закончится?" "Когда вообще всё это безобразие закончится?"
В преддверии большого московского концерта в Arena Moscow, мы встретились с Андреем Лысиковым, более известном публике под...