Анонсы

KUBANA-2013 - первые участники юбилейного open-aira! KUBANA-2013 - первые участники юбилейного open-aira!
С 1 по 7 августа в Краснодарском крае пройдет 5- ...
Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5 Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5
Том Йорк сыграл диджейский сет на го ...
Ангелы поют Ангелы поют
Волшебство иногда случается - если в него верить. Поклонники Милен Фармер (Mylene Farmer) ...
«Кирпичи», 29 марта, Mona Club «Кирпичи», 29 марта, Mona Club
Двадцать девятого марта в московском клубе Mona Club, состоится большо ...
Red Rocks снова отправляется в путь! Red Rocks снова отправляется в путь!
Red Rocks снова отправляется в путь! Масштабный музыкальный про ...

Я весь в свету, доступен всем глазам

У каждого из нас - свой Владимир Высоцкий. Кто-то успел увидеть его в театре, кому-то повезло побывать на концерте, но нет в нашей стране человека, который ни разу бы не смотрел фильмов с его участием или не слышал его песен. Сам Высоцкий старательно избегал относить себя к тому или иному песенному жанру, неоднократно говоря, что пишет свои песни в первую очередь как актер, проживая жизнь того или иного персонажа. Однако начиная с середины 70-х годов он все чаще и чаще начинал говорить о себе не только как об актере и авторе-исполнителе, но и упоминал, что пишет музыку - применительно к фильму или спектаклю.

Поэтому сегодня, в день 75-летия Высоцкого мы поговорим о той ипостаси Высоцкого, о которой говорят достаточно редко - о Высоцком-композиторе.

Как это ни странно, но в начале актерской и певческой карьеры песни Высоцкого звучали с экрана чуть ли не чаще, чем он сам появлялся перед кинозрителями. В 1965 году Высоцкий играет в фильме "На завтрашней улице" бригадира Маркина, а его песню "Нам говорят без всякой лести" исполняют Всеволод Абдулов, Геннадий Ялович и Владимир Пешкин. Но полноценный дебют Высоцкого как автора песен случился в фильме Виктора Турова "Я родом из детства". Высоцкий сыграл в этом фильме роль капитана-танкиста и исполнил две своих песни. А вот "Братские могилы" в фильме спел Марк Бернес - и этим фактом сам Высоцкий чрезвычайно гордился. Во-первых, Бернес был весьма щепетилен в выборе репертуара и плохую песню просто бы не стал исполнять. Ну а во-вторых, у советского зрителя Бернес ассоциировался прежде всего с военной тематикой песен - так что попадание было стопроцентным. Именно тогда Высоцкий по-настоящему ощутил себя полноценным автором-песенником: его признают, его песни находят слушателей!

Было и короткое сотрудничество с Микаэлом Таривердиевым на фильмах "Последний жулик" (песни Высоцкого пел Николай Губенко) и "Саша-Сашенька". Но вот в последнем фильме "Песню о старом доме", слова к которой написал Высоцкий, переозвучили - Владимир Семенович в "Саше-Сашеньке" поет не своим голосом.

Владимиру Семеновичу повезло - он достаточно рано услышал свои песни в профессиональной оркестровке. Для фильма "Вертикаль" он написал целых пять "горных" песен, все они были записаны с оркестром Госкино в декабре 1966 года, а сдружившийся с Высоцким режиссер Станислав Говорухин "пробил" вставку в фильм целых четырех песен ("Скалолазку" посчитали легкомысленной, и она в фильм не попала). Это был колоссальный успех: "Вертикаль" смотрели романтичные студенты, очарованные притягательностью горных походов, а радист Володя, один из центральных персонажей фильма, стал героем девичьих грез и эталоном юношей-шестидесятников.

Прочная связка - раз Высоцкий, значит песни - закрепилась не только в сознании самого Высоцкого, но и в сознании режиссеров. Для фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Опасные гастроли" он пишет три песни, все они попадают в фильм, который, правда, идет "вторым экраном". История о большевике-подпольщике, скрывающемся за маской артиста варьете, в стране только-только отметившей 50-летие революции пришлась не совсем ко двору.

В фильмографии Высоцкого есть добрый десяток картин, к которым он написал песни, но в которых не снимался - например, "Белое безмолвие", написанная для "Земли Санникова" (на роль Крестовского взяли Олега Даля), реализовалась в фильме "72 градуса ниже нуля" (спел ее Вадим Козинец, но оригинальная фонограмма с записью голоса Высоцкого также сохранилась).

Для нескольких фильмов Высоцкому даже выбили композиторскую ставку - будучи непрофессионаьным композитором, Высоцкий числился автором песен. Однако и для киносказки "Иван да Марья", и для футуристической антиутопии "Бегство мистера Мак-Кинли" большая часть песен оказалась из фильма вырезана, чем Высоцкий оказался страшно недоволен. Тем не менее, некоторые программные вещи Владимира Семеновича, как "Баллада об уходе в рай", все-таки достигли слушателя.

А вот фильм "Стрелы Робин Гуда" вообще лишился песен Высоцкого - хотя этой своей работой автор особенно гордился: он сделал профессиональные аранжировки баллад на домашней студии музыканта Алексея Зубова. Но песни не пропали: позднее режиссер Сергей Тарасов включит их в фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", а затем и выпустит режиссерскую версию "Робин Гуда". Сам Высоцкий должен был играть в фильме одну из центральных ролей - Шута, который сам оказывается пленным рыцарем и помогает Робин Гуду в борьбе с врагами, но комиссия "зарезала" Высоцкого, и Шута сыграл Юрий Каморный.

Сам Высоцкий, уже записавшись и с оркестром Госкино и с гараняновской "Мелодией", рвется услышать свои песни не на "миньонах", а на диске-гиганте в профессиональной аранжировке (он и выйдет - но только "на экспорт" и достаточно поздно, в 1978 году). Для "братского рынка" Высоцкий записывает вместе с гитаристами Дмитрием Межевичем и Виталием Шаповаловым в 1975 году пластинку на югославской студии "Балкантон". А полностью профессиональная зарубежная запись выходит на студии RCA в Канаде год спустя - здесь уже песни Высоцкого звучат в сопровождении электрогитары: особенно экспрессивной получается "Охота На Волков".

Специально обойдем французские пластинки, в том числе чрезвычайно популярную "Натянутый канат", о которой, кажется, известно уже все на свете (а Константин Казанский может уже никогда и никого не записывать, имея в активе работу с Высоцким). Расскажем о другом случае, связанном с официальной публикацией песен и музыки Высоцкого на родине. У него таки вышел прижизненный собственный "гигант" - это двойная пластинка с музыкальной сказкой "Алиса в стране чудес". Режиссер Олег Герасимов приглашает Высоцкого поработать над всей музыкой к спектаклю и написать песни для всех персонажей. Высоцкий погружается в демуровский перевод "Алисы" - но кое-что додумывает самостоятельно: королевский крокет превращается у него в "крохей" (потому что правила крокета надо часа полтора объяснять, а тут - вполне созвучно со словом "хоккей"), вводится персонаж Атака Гризли - знаменитая писательница на заборе, проскакивают разные абсурдистские словечки. Ну и, конечно, песни - почти два десятка авторских номеров, блестяще аранжированных Евгением Геворгяном в салонной стилистике конца XIX века.

Пластинки, кстати, вполне могло и не быть: всесильная специалистка по "детскому искусству" Наталия Сац учинила разгром песням Высоцкого: как можно давать детям слушать его песни? Герасимов слег с сердечным приступом, пластинка почти оказалась на полке, но Высоцкий переиграл Сац. Накануне нового года он помчался с сигнальным экземпляром пластинки к Белле Ахмадуллиной, которая улетала в Париж. Через несколько дней в "Литературной газете" появилась статья Ахмадуллиной, в которой она поздравляла всех с новым годом и... выходом дискоспектакля по "Алисе". Пластинка была спасена, с "Литературкой" было тягаться сложно.

Последние записи Высоцкого с музыкантами были сделаны незадолго до его смерти - песни для фильма "Мерседес уходит от погони". В фильм "Песня о конце войны", к сожалению, не вошла.

Уже после смерти Высоцкого его наследники спорно и весьма вольно распорядились доставшимся архивом. Помимо бесконечных перепевок песен другими исполнителями, стали появляться и так называемые "диски с новым звучанием" - сделанные в стилистике современного блатняка вещи Высоцкого. Начали, понятное дело, с ранних "дворовых" песен, но потом добрались и до сказок, и до лирических вещей. Дисков таких вышло уже десятка два - но вот к истинному наследию Владимира Высоцкого-музыканта и композитора они, к счастью, не имеют ни малейшего отношения. Впрочем, сам Владимир Семенович догадывался о своей посмертной судьбе...


Обзоры

Клуб А2 снова принимает гостей Клуб А2 снова принимает гостей
Известный ночной клуб А2 этой осенью стал одним из главных событий и новостей в жизни музыкального формата в Питере.
Краткая история CD Краткая история CD
Что общего между шведским квартетом ABBA и немецким композитором и пианистом Людвигом ван Бетховеном? Большинство опрашиваемых...
О концерте Kosheen в клубе P!pl О концерте Kosheen в клубе P!pl
На прошедшем 21 марта 2013 года концерте Kosheen в клубе «P!pl», открывшемся по новому адресу, все прекрасно прослушивалось...
Смысловые Галлюцинации. Сделано В Темноте Смысловые Галлюцинации. Сделано В Темноте
МонолитСпасительная темнота в конце тоннеля Чем занимается Буба со своей группой в темном кабинете,...
Номинанты Grammy-2013: краткий анализ и прогноз Номинанты Grammy-2013: краткий анализ и прогноз
Сегодня, как и год назад, мы сделаем краткий обзор основных номинаций одной из самых авторитетных музыкальных премий — Грэмми,...
Грозовой Maxidrom 2012 Грозовой Maxidrom 2012
Международный фестиваль Maxidrom в этом году вырос с одного до двух дней, прошел испытание на прочность непогодой и удовлетворил...

Персоны

Стас Михайлов глумится над женщинами Стас Михайлов глумится над женщинами
Любимец русских женщин Стас Михайлов не может обуздать собственное эго, совладать со своим внутренним мужланством. Как говорится,...
Флоу Райда представил новый альбом Флоу Райда представил новый альбом
Рэп-исполнитель Флоу Райда представил сегодня поклонникам свою новую пластинку «Wild Ones». Это уже четвертый диск в карьере...
ТЕКТОНический труд ТЕКТОНический труд
Япония, США, Аргентина, Алжир, Марокко, Тунис, Северная Африка, Италия, Швейцария, Испания, Россия… и дело не в моих географических...
10 лет группе КОРНИ: «На отсутствие популярности жаловаться не приходится» 10 лет группе КОРНИ: «На отсутствие популярности жаловаться не приходится»
  Что сейчас с группой Корни? Зачем ушел Паша Артемьев? Есть ли плюсы продюсерского проекта? И правда ли, что Игорь Матвиенко...