Анонсы

Американцы Green Day выпустили альбом «Dos!» Американцы Green Day выпустили альбом «Dos!»
Американцы Green Day выпустили вторую часть трилогии «Un ...
Джастин Бибер 30 апреля, СК «Олимпийский» Джастин Бибер 30 апреля, СК «Олимпийский»
30 апреля на сцене СК «Олимпийский» канадский исполнитель Д ...
Московский концерт американцев Fall Out Boy! Московский концерт американцев Fall Out Boy!
Группа Fall Out Boy в этом году порадовала слушателей пе ...
Хуун Хуур Ту в клубе Дом Хуун Хуур Ту в клубе Дом
Хуун Хуур Ту (Тува)[тувинское горловое пение]Тувинская группа Хуун-Хуур-Ту н ...
Майк Террана и Тарья Турунен воскресили Моцарта Майк Террана и Тарья Турунен воскресили Моцарта
В середине мая московские поклонники финской рок-дивы ...

Я весь в свету, доступен всем глазам

У каждого из нас - свой Владимир Высоцкий. Кто-то успел увидеть его в театре, кому-то повезло побывать на концерте, но нет в нашей стране человека, который ни разу бы не смотрел фильмов с его участием или не слышал его песен. Сам Высоцкий старательно избегал относить себя к тому или иному песенному жанру, неоднократно говоря, что пишет свои песни в первую очередь как актер, проживая жизнь того или иного персонажа. Однако начиная с середины 70-х годов он все чаще и чаще начинал говорить о себе не только как об актере и авторе-исполнителе, но и упоминал, что пишет музыку - применительно к фильму или спектаклю.

Поэтому сегодня, в день 75-летия Высоцкого мы поговорим о той ипостаси Высоцкого, о которой говорят достаточно редко - о Высоцком-композиторе.

Как это ни странно, но в начале актерской и певческой карьеры песни Высоцкого звучали с экрана чуть ли не чаще, чем он сам появлялся перед кинозрителями. В 1965 году Высоцкий играет в фильме "На завтрашней улице" бригадира Маркина, а его песню "Нам говорят без всякой лести" исполняют Всеволод Абдулов, Геннадий Ялович и Владимир Пешкин. Но полноценный дебют Высоцкого как автора песен случился в фильме Виктора Турова "Я родом из детства". Высоцкий сыграл в этом фильме роль капитана-танкиста и исполнил две своих песни. А вот "Братские могилы" в фильме спел Марк Бернес - и этим фактом сам Высоцкий чрезвычайно гордился. Во-первых, Бернес был весьма щепетилен в выборе репертуара и плохую песню просто бы не стал исполнять. Ну а во-вторых, у советского зрителя Бернес ассоциировался прежде всего с военной тематикой песен - так что попадание было стопроцентным. Именно тогда Высоцкий по-настоящему ощутил себя полноценным автором-песенником: его признают, его песни находят слушателей!

Было и короткое сотрудничество с Микаэлом Таривердиевым на фильмах "Последний жулик" (песни Высоцкого пел Николай Губенко) и "Саша-Сашенька". Но вот в последнем фильме "Песню о старом доме", слова к которой написал Высоцкий, переозвучили - Владимир Семенович в "Саше-Сашеньке" поет не своим голосом.

Владимиру Семеновичу повезло - он достаточно рано услышал свои песни в профессиональной оркестровке. Для фильма "Вертикаль" он написал целых пять "горных" песен, все они были записаны с оркестром Госкино в декабре 1966 года, а сдружившийся с Высоцким режиссер Станислав Говорухин "пробил" вставку в фильм целых четырех песен ("Скалолазку" посчитали легкомысленной, и она в фильм не попала). Это был колоссальный успех: "Вертикаль" смотрели романтичные студенты, очарованные притягательностью горных походов, а радист Володя, один из центральных персонажей фильма, стал героем девичьих грез и эталоном юношей-шестидесятников.

Прочная связка - раз Высоцкий, значит песни - закрепилась не только в сознании самого Высоцкого, но и в сознании режиссеров. Для фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Опасные гастроли" он пишет три песни, все они попадают в фильм, который, правда, идет "вторым экраном". История о большевике-подпольщике, скрывающемся за маской артиста варьете, в стране только-только отметившей 50-летие революции пришлась не совсем ко двору.

В фильмографии Высоцкого есть добрый десяток картин, к которым он написал песни, но в которых не снимался - например, "Белое безмолвие", написанная для "Земли Санникова" (на роль Крестовского взяли Олега Даля), реализовалась в фильме "72 градуса ниже нуля" (спел ее Вадим Козинец, но оригинальная фонограмма с записью голоса Высоцкого также сохранилась).

Для нескольких фильмов Высоцкому даже выбили композиторскую ставку - будучи непрофессионаьным композитором, Высоцкий числился автором песен. Однако и для киносказки "Иван да Марья", и для футуристической антиутопии "Бегство мистера Мак-Кинли" большая часть песен оказалась из фильма вырезана, чем Высоцкий оказался страшно недоволен. Тем не менее, некоторые программные вещи Владимира Семеновича, как "Баллада об уходе в рай", все-таки достигли слушателя.

А вот фильм "Стрелы Робин Гуда" вообще лишился песен Высоцкого - хотя этой своей работой автор особенно гордился: он сделал профессиональные аранжировки баллад на домашней студии музыканта Алексея Зубова. Но песни не пропали: позднее режиссер Сергей Тарасов включит их в фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", а затем и выпустит режиссерскую версию "Робин Гуда". Сам Высоцкий должен был играть в фильме одну из центральных ролей - Шута, который сам оказывается пленным рыцарем и помогает Робин Гуду в борьбе с врагами, но комиссия "зарезала" Высоцкого, и Шута сыграл Юрий Каморный.

Сам Высоцкий, уже записавшись и с оркестром Госкино и с гараняновской "Мелодией", рвется услышать свои песни не на "миньонах", а на диске-гиганте в профессиональной аранжировке (он и выйдет - но только "на экспорт" и достаточно поздно, в 1978 году). Для "братского рынка" Высоцкий записывает вместе с гитаристами Дмитрием Межевичем и Виталием Шаповаловым в 1975 году пластинку на югославской студии "Балкантон". А полностью профессиональная зарубежная запись выходит на студии RCA в Канаде год спустя - здесь уже песни Высоцкого звучат в сопровождении электрогитары: особенно экспрессивной получается "Охота На Волков".

Специально обойдем французские пластинки, в том числе чрезвычайно популярную "Натянутый канат", о которой, кажется, известно уже все на свете (а Константин Казанский может уже никогда и никого не записывать, имея в активе работу с Высоцким). Расскажем о другом случае, связанном с официальной публикацией песен и музыки Высоцкого на родине. У него таки вышел прижизненный собственный "гигант" - это двойная пластинка с музыкальной сказкой "Алиса в стране чудес". Режиссер Олег Герасимов приглашает Высоцкого поработать над всей музыкой к спектаклю и написать песни для всех персонажей. Высоцкий погружается в демуровский перевод "Алисы" - но кое-что додумывает самостоятельно: королевский крокет превращается у него в "крохей" (потому что правила крокета надо часа полтора объяснять, а тут - вполне созвучно со словом "хоккей"), вводится персонаж Атака Гризли - знаменитая писательница на заборе, проскакивают разные абсурдистские словечки. Ну и, конечно, песни - почти два десятка авторских номеров, блестяще аранжированных Евгением Геворгяном в салонной стилистике конца XIX века.

Пластинки, кстати, вполне могло и не быть: всесильная специалистка по "детскому искусству" Наталия Сац учинила разгром песням Высоцкого: как можно давать детям слушать его песни? Герасимов слег с сердечным приступом, пластинка почти оказалась на полке, но Высоцкий переиграл Сац. Накануне нового года он помчался с сигнальным экземпляром пластинки к Белле Ахмадуллиной, которая улетала в Париж. Через несколько дней в "Литературной газете" появилась статья Ахмадуллиной, в которой она поздравляла всех с новым годом и... выходом дискоспектакля по "Алисе". Пластинка была спасена, с "Литературкой" было тягаться сложно.

Последние записи Высоцкого с музыкантами были сделаны незадолго до его смерти - песни для фильма "Мерседес уходит от погони". В фильм "Песня о конце войны", к сожалению, не вошла.

Уже после смерти Высоцкого его наследники спорно и весьма вольно распорядились доставшимся архивом. Помимо бесконечных перепевок песен другими исполнителями, стали появляться и так называемые "диски с новым звучанием" - сделанные в стилистике современного блатняка вещи Высоцкого. Начали, понятное дело, с ранних "дворовых" песен, но потом добрались и до сказок, и до лирических вещей. Дисков таких вышло уже десятка два - но вот к истинному наследию Владимира Высоцкого-музыканта и композитора они, к счастью, не имеют ни малейшего отношения. Впрочем, сам Владимир Семенович догадывался о своей посмертной судьбе...


Обзоры

Optimus Alive: гид по фестивалю. Часть первая: общий обзор Optimus Alive: гид по фестивалю. Часть первая: общий обзор
В прошлом году Trill рассказал об испанском фестивале Benicassim, в этом мы представляем обзор не менее интересного португальского...
Новый альбом «Pink Cream 69» Новый альбом «Pink Cream 69»
В конце января немецко-британский музыкальный коллектив «Pink Cream 69» выпустит новый альбом под названием «Ceremonial»....
Matisyahu. Light Matisyahu. Light
Epic Свет рампы Матисъяху стал широко известен в 2006-м, когда о нем рассказывали друг другу как о х...
Каста здесь: «Milk Moscow» Каста здесь: «Milk Moscow»
Каста не почивает на лаврах «первой и главной» рэп-группы страны, а продолжает выступать, удерживая высокую планку. Концерт...
На100ящий На100ящий
ST никогда не претендовал на звание «ум, честь и совесть российского хип-хопа». Альбомом «На100ящий» он твердо определил...
Ниже радара: Django Django Ниже радара: Django Django
Django DjangoКто: Винсент Нефф (Vincent Neff, вокал, гитара), Джимми Диксон (Jimmy Dixon, бас), Томми Грейс (Tommy Grace,...

Персоны

Агилера снимает "горячие" клипы Агилера снимает "горячие" клипы
Клип Кристины Агилеры на песню "Dirrty" 2002 года признан самым сексуальным женским видео всех времен, по версии MSN Music....
Сестра Бритни Спирс Сестра Бритни Спирс
Сестра Бритни Спирс показала миру ребенка 17-летняя сестра Бритни Спирс впервые показала миру свою дочь. Новоиспеченная мама...
Ryan ROXIE: "Вы, русские, похожи на шведов - такие же упорные" Ryan ROXIE: "Вы, русские, похожи на шведов - такие же упорные"
Райан Рокси рассказал Звукам о том, как ему удается бороться с наследием Элиса Купера, чем российские музыканты похожи на...
Пинк "прошлась" по Бейонсе Пинк "прошлась" по Бейонсе
Певица, известная своим бунтарским нравом, провоцирует очередной скандал... Под горячую руку Пинк не раз попадали Бритни...