Анонсы

Верещание смерти Верещание смерти
В России выступит легендарная британская грайндкор-группа Napalm Death. Её концерт в ...
HIM выпустили новый альбом HIM выпустили новый альбом
Состоялся релиз нового альбома от финской рок группы HIM под названием «XX ...
Великое британское посольство Великое британское посольство
Прошедший 6 июля в парке Горького фестиваль “Субботник”, устроенный впе ...
Вит Гуткин в клубе ArteFAQ Вит Гуткин в клубе ArteFAQ
Вит Гуткин — музыкант, бард, химик, геолог. Работает много лет в своих раз ...

Пальцами по стеклу

С того самого момента, как в 2010 году Apple выпустила свой первый планшетный компьютер, стало очевидным, что музыканты начнут искать ему применение - и находить его. Разработчики тоже довольно быстро это поняли.

Прошло два с лишним года, и хотя громких "историй успеха", таких, как, например, запись целого альбома Gorillaz целиком на iPad, по-прежнему совсем немного, в магазине приложений Apple iTunes App Store развелся весьма приличных размеров "зоопарк" околомузыкальных программ. Взглянем на некоторые из них, а конкретнее на виртуальные синтезаторы.

Addictive Synth (VirSyn)

Весьма оригинальный, "навороченный" в плане функциональности и непростой в освоении гибридный (Wavetable/Noise) синтезатор, выпущенный в мерц известным разработчиком музыкального ПО VirSyn. Наиболее характерная черты - возможность в буквальном смысле рисовать пальцем как структуру обертонов для каждого из двух наборов осцилляторов, а также частотные характеристики для каждого из фильтров. В этом плане Addictive Synth предсталяет один из немногочисленных примеров, когда сенсорный экран планшета используется не только для того, чтобы тыкать в виртуальную клавиатуру или крутить виртуальные же ручки.

Кстати, его собственная клавиатура исключительно нервно реагирует на любые движения пальцев "не туда, куда нужно": малейшее смещение по горизонтали программа интерпретирует как команду на смещение высоты тона, так что самых незначительных движений достаточно, чтобы синтезатор "терял строй".

В этом, однако, поможет использование MIDI-адаптера типа Line6 Mobilizer II, с помощью которого можно подключать любые аппаратные клавиатуры и синтезаторы, оснащённые MIDI-разъёмами.

Набор предустановленных тембров и паттернов арпеджиатора достаточно обширен, и нужный звук проще будет получить, отредактировав уже готовый пресет, нежели собирая тембр с нуля.

Animoog (Moog)

Официальная разработка легендарной компании Moog Music, образованной легендарным же Робертом Моугом (Robert Moog), создателем субтрактивного метода синтеза звука (который обычно именуют "аналоговым синтезом").

Как ни странно, Animoog не является виртуальным аналоговым синтезатором, хотя и использует волноформы, записанные с классических синтезаторов Moog. В основе, однако, лежит собственный программный движок Moog Anisotropic Synth Engine, сочетающий в себе табличного (wavetable) и векторного (vector) синтеза: звук формируется путём динамического морфинга между восемью тембрами, состоящими из 16 волноформ каждый. Морфингом можно управлять, двигая пальцем по сенсорному дисплею; похоже, ради этого приложение, собственно, и создавалось.

Animoog представляет собой разработку профессионального уровня. Единственным его недостатком, пожалуй, следует назвать цену - 979 рублей.

Cassini (iceGear)

Ещё один синтезатор, претендующий на звание профессионального. На сей раз перед нами как раз весьма типичный Virtual Analogue, синтезатор с тремя осцилляторами, двумя фильтрами, отдельно регулируемым усилителем, модулем задержки, арпеджиатором и секция эффектов.

Интерфейс характеризуется устрашающим количеством элементов управления, однако все, кто имел дело с VST-синтезаторами аналогичного типа, разберутся "методом тыка" без труда: в конечном счёте, все модули и все ручки подписаны.

И да, это как раз приложение для любителей "крутить виртуальные ручки", никакой экзотики, связанной с сенсорным дисплеем iPad, тут нет.

Рекомендуется использовать внешнюю клавиатуру.

Для приложения такого уровня и такого качества звука цена смехотворна: 169 рублей.

DXi (Takashi Mizuhiki/CUE)

Прелюбопытный FM-синтезатор, имитирующий звучания синтезаторов Yamaha начала-середины 1980-х. Самым популярным таким синтезатором был, как известно, Yamaha DX-7, оснащённый шестью FM-операторами (осцилляторами, модулировавшими друг друга с определённой последовательностью). В DXi, однако, реализованы только четыре оператора, так что его звучание ближе к таким моделям как DX-9 и DX-11. При этом в плане внешнего облика DXi явственно стилизован под Yamaha DX-7.

Все FM-синтезаторы было сложно программировать, не исключение и их эмуляторы. Длительная возня с DXi вам гарантирована. При этом благодаря сенсорному дисплею, максимально упрощено управление всеми параметрами, в первую очередь, настройку ADSR-огибающих всех четырёх операторов (больше того, в ходе игры видно, какой фрагмент этих огибающих активен в каждый момент времени). Ещё одна интересная деталь: если в оригинальных синтезаторах Yamaha DX использовался только одна форма звуковых волн - синусоидная, то в DXi на выбор предоставляется сразу дюжина.

С последним обновлением в библиотеку пресетов добавились несколько десятков тембров, сформированных компанией Sunsine Audio, специализирующейся как раз на выпуске библиотек для виртуальных синтезаторов под iOS, да и не только под них. Они также выпускали наборы звуков для Animoog, Cassini и Magellan, о котором пойдёт речь ниже.

iKaossilator, iElectribe, iPolysix, iMS20 (Korg)

Хотя все эти три приложения представляют собой очень разные программы, их объединяет общий производитель - Korg - и тот факт, что все они являются точными программными эмуляторами аппаратных разработок Korg разных лет.

Из "Большой Тройки" классиков синтезаторостроения - Korg, Yamaha, Roland, фактически только Korg самостоятельно занимается выпуском эмуляторов для своих старых (и не очень) разработок. Эмуляторы получаются, как правило, очень успешными.

iKaossilator - это эмулятор карманного фразового синтезатора Kaossilator. За аппаратный вариант в интернет-магазине Pop-Music, например, попросят 9870 рублей. iKaossilator обойдётся в 649 рублей.

Столько же стоят обе представленные в iTunes App Store версии iElectribe, iPad-эмулятора знаменитого грув-бокса Korg.

Самым дорогим в ассортименте оказывается эмулятор классического аналогового аппарата MS-20: приложение iMS-20 обойдётся в 979 рублей. Как указывается в описании, iMS-20 точно имитирует устройство и звучание аппаратного "предка" с некоторыми дополнениями, такими как встроенные секвенсор, драм-машиной, семиканальным микшером и 14 типами эффектов. Плюс есть возможность "расшаривать" свои записи через сервис SoundCloud - одна из тех самых "социальных" функций, которыми оснащены, кажется, уже все iPad-синтезаторы.

iPolysix, в свою очередь, является эмулятором аппаратного Korg PolySix, одного из самых первых программируемых полифонических синтезаторов в истории (наряду с главным конкурентом - Roland Juno 6).

Как ни странно, за его iPad-версию просят только 479 рублей.

Интересно, что программные эмуляторы MS-20 и PolySix выходили в "программном" виде ещё много лет назад - в рамках набора для PC/Mac Korg Legacy Collection, включавшего также эмулятор Korg Wavestation, а впоследствии - и Korg M1.

Есть основания полагать, что через год-полтора мы увидим уже и эмуляторы Wavestation и M1 в виде приложений под iPad. Во всяком случае, хотелось бы надеяться на это.

Magellan (Yonac)

Один из самых популярных VA-синтезаторов под iPad. Как и Cassini, он предназначен для любителей крутить ручки и двигать ползунки: основной интерфейс, точнее, раскладка элементов управления отдалённо напоминает панель Sequential Circuits Prophet 5.

В распоряжении пользователя три основных осциллятора, генератор шума (с регулятором его оттенка), модуль FM, сразу две ADSR-огибающие для секции осцилляторов, два фильтра со своими ADSR-огибающими, два LFO, секвенсор, также стилизованный под музыкальное ретро, и шесть разных эффектов, включая высококлассный ревербератор.

Внимание сразу привлекает также и настраиваемая панель Modulation Touch Matrix (модуляционная тач-матрица), где в плоскости XY можно регулировать назначенные на каждую ось параметры.

Приложение можно переводить в двухклавиатурный режим (назначая, естественно, свой тембр на каждую из клавиатур). Правда, если используется внешняя MIDI-клавиатура, непонятно как этим можно воспользоваться.

Очень богатый звук , хотя пресетов могло бы быть и побольше. Опять же, если пользователь знаком с процессом работы с аналоговыми (или виртуальными аналоговыми) синтезаторами, никаких проблем сформировать собственный звук "с нуля" не возникнет. Всё вполне наглядно.

Стоимость 479 рублей.

Morphwiz (Jordan Rudess)

Одна из многочисленных разработок неутомимого клавишника Dream Theater Джордана Рудесса (Jordan Rudess), который с 1990-х годов экспериментирует с нестандартными музыкальными контроллерами.

Основу интерфейса MorphWiz составляет матрица, в зависимости от тембра разделяющая экран на множество секций, каждая из которых соответствует определённой ноте (или нехроматическому звуку).

Осваивать этот продукт фантазии легендарного клавишника непросто, зато просто возя пальцем по стеклу, можно делать вид, что вы без труда управляетесь с виртуозными клавишными пассажами.

Настраивается практически всё, от доступных на экране нот, до характеристик эффектов и того, как приложение будет реагировать на перемещения пальцев.

Для полноценного использования рекомендуется отключать функцию многопальцевого ввода, иначе при нажатии одновременно четырёх нот iPad воспримет это как команду на переключение в другое меню.

Reactable (Reactable Systems)

Это не совсем синтезатор, а скорее модульный конструктор для электронной музыки, имитирующий облик и звучание аппаратного устройства, разработанного несколько лет назад в барселонском университете Universitat Pompeu Fabra (Испания).

Reactable непрост в освоении, понять, что к чему, оказывается весьма непросто, получить нечто вменяемое, а не бессмысленные наборы ритмов и диссонирующих звуков, ещё сложнее. Но возможно.

Более того, в приложение можно загружать собственные сэмплы.

Вместе с Morphwiz, Reactable - один из нечастых примеров оригинального использования возможностей сенсорных интерфейсов.

Цена 329 рублей.

SunVox (Nightradio)

Кроссплатформенный модульный синтезатор-трекер, созданный нашим соотечественником Александром Золотовым (aka Nightradio). SunVox пользуется немалой популярностью в мире, поскольку, во-первых, его версии написаны для всех мыслимых платформ (Windows, Linux, Mac OS X, iOS, Android и даже такие экзотичные как PalmOS, MeeGo, Windows Mobile и Maemo), а во-вторых, он обладает открытой архитектурой, что позволяет всем желающим писать под него свои собственные модули.

Выглядит и звучит это всё вот так:

Очень интересная разработка, которая, однако, потребует вдумчивого исследования и изучения: освоить её "кавалерийским наскоком" не получится при всём желании.

Стоимость в iTunes App Store - чисто символическая: 169 рублей. Версия для "обычных" компьютеров распространяется бесплатно.

Vogel CMI (Peter Vogel)

Исторически точный программный эмулятор первой в мире музыкальной "рабочей станции" Fairlight CMI, музыкального компьютера-сэмплера, выпущенного в 1979 году и обладавшего - по тем временам - фантастическими возможностями. Очень мощный по тем временам компьютер с ЭЛТ-экраном, оснащённым, к тому же, так называемым "световым пером" (причём не роскоши ради: с его помощью осуществлялось управление функциями агрегата), стандартной по тем временам компьютерной и 73-клавишной музыкальной клавиатурами.

Стоил этот агрегат колоссальных денег, но состоятельные музыканты охотно платили за возможность, по выражению Герби Хэнкока (Herbie Hancock), заниматься "ваянием" и "вытачиванием" звука.

Приложение для iPad точно воспроизводит интерфейс возможности и звучание старой машины, что и не удивительно: разработчиком Vogel CMI стал Питер Фогель (Peter Vogel), один из непосредственных создателей Failight CMI. В чём-то эта точность даже выглядит излишеством: например, запуск приложения начинается с "головоломки" с выбором правильных параметров электросети; затем раздаётся шум, который старые компьютеры издавали при загрузке, и только когда он смолкает приложением можно пользоваться.

Vogel CMI существует в двух вариантах - обычном (по сути, демонстрационном, с кучей ограничений), который стоит 329 рублей, и "профессиональном", где реализованы все запланированные разработчиком функции. "Профессиональная" версия стоит аж 1690 рублей. Одно из самых дорогих приложений в своём классе.

Что же до его практической пользы... Ну, некоторые саунд-дизайнеры и музыканты по-прежнему пользуются Fairlight CMI для своих нужд.

WaveGenerator (Wolfgang Palm)

Ещё одна "авторская историческая реконструкция": данное приложение создано Вольфгангом Палмом (Wolfgang Palm), основателем компании PPG. Эта компания была известна более всего благодаря синтезаторам серии PPG Wave 2, выпускавшимся с 1981 по 1987 годы. Среди тех, кто использовал эти агрегаты в студии и на сцене - A-ha, Alphaville, Depeche Mode, Ultravox, Дэвид Боуи (David Bowie), Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre), Стиви Уандер (Stevie Wonder), Гэри Ньюман (Gary Numan) и так далее.

Фактически, именно Палм придумал так называемый "табличный" (wavetable) синтез, так что его влияние на всю отрасль оказалось огромным.

И вот он вернулся, теперь уже выпустив приложение для iPad, построенное по образу и подобию (но лишь отчасти) классических Wave 2 с разными дополнениями. Существует бесплатная версия под названием PPG Free, позволяющая просто проигрывать подобранные самим Палмом тембры, и полный платный вариант (649 рублей), где с этими тембрами можно учинять всё, что душе угодно.

Надо заметить, что у WaveGenerator довольно необычная наэкранная клавиатура, не повторяющая фортепианную:

Заключение

Это далеко не исчерпывающий список программных синтезаторов, которые можно найти в магазине iTunes App Store сейчас; определённо со временем их будет становиться всё больше и больше, благо никаких проблем с мощностью самих устройств - ни iPhone, ни iPad - нет. Проблем с качеством звука тоже особых нет: даже если не устраивает качество аудиовыхода самого iPad, все вышеперечисленные программные синтезаторы сами поддерживают запись и позволяют экспортировать аудио на запоминающее устройство планшета (откуда его можно перебросить на ПК) или даже на внешние сетевые ресурсы, в первую очередь, SoundCloud.

Подавляющее большинство программных синтезаторов также поддерживают внешние MIDI-клавиатуры (для этого, правда, потребуется докупать дополнительные аксессуары типа Line6 MIDI Mobilizer II или iRig MIDI).

В целом же "синтезаторные" приложения для iPad вполне можно использовать в студийной работе, практически так же, как и VST, тем более, что сами приложения, как видно из вышеприведённого списка, в среднем намного дешевле, чем VSTi-плагины (хотя нельзя забывать, что iPad сам по себе - игрушка не из дешёвых).

Сам по себе iPad пока сложно использовать для полноценной записи просто в силу того, что с многозадачностью у планшетов в настоящее время дело обстоит весьма скверно, соответственно одновременно работать с несколькими приложениями, как на ПК, оказывается невозможным.

Сейчас появилось новое приложение под названием Audiobus, которое позволяет обеспечивать некоторую связь между несколькими другими программами и "как бы" использовать их одновременно, но его сфера применения до сих пор весьма ограничена. Получить с его помощью полный аналог Cubase со множеством VST-плагинов не получится.

Реализация полноценной многозадачности на планшетах - это вопрос недалёкого будущего. Если это случится, то планшет, вполне вероятно, сможет стать полноценным "вычислительным ядром" любой студии звукозаписи, так же, как им стал традиционный компьютер около четверти века назад.


Обзоры

Плохой хороший, но R&B? Плохой хороший, но R&B?
Если раньше (в 60-е и 70-е) мир жил по четкому принципу, говорим R&B, подразумеваем Motown, то сегодня царит полная неразбериха....
«Би-2» выпустит следующий номерной альбом с пингвинами «Би-2» выпустит следующий номерной альбом с пингвинами
Группа «Би-2» записала с Пражским симфоническим оркестром альбом, который появится в релизе 20 ноября 2013 года.
Релизы зимы 2013 — общий обзор Релизы зимы 2013 — общий обзор
В обзор релизов зимы 2013 вошли список рекомендуемых к прослушиванию альбомов, краткий рассказ о четырех дебютантах сезона...
Benicassim: гид по фестивалю Benicassim: гид по фестивалю
Съездить на крупный музыкальный фестиваль — мечта каждого мало-мальского меломана. Еще не закончился год 2011, как некоторые...
Avant Fest: устная история Avant Fest: устная история
10-летие отмечает Avant Fest, фестиваль, созданный во многом на голом энтузиазме неравнодушных культуртрегеров и ставший...
Понаехали тут! Столичное лето, часть третья: Moby и Jamiroquai Понаехали тут! Столичное лето, часть третья: Moby и Jamiroquai
8 июня выступал Moby, и сидевшие на трибунах Лужников сто раз пожалели, что находятся не в партере и не имеют возможности...

Персоны

Пэрис Хилтон, Лиз Херли, Дэвид Бекхэм Пэрис Хилтон, Лиз Херли, Дэвид Бекхэм
Пэрис Хилтон не пустят на «Октоберфест» Наследницу великой гостиничной империи Пэрис Хилтон не пустят на знаменитый фестиваль...
KODE9: "Зациклиться на дабстепе было бы очень печально" KODE9: "Зациклиться на дабстепе было бы очень печально"
Основатель Hyperdub Kode9 о новом альбоме и состоянии дабстеповой сцены 
GARBAGE: "Мы - отважные путешественники без компаса" GARBAGE: "Мы - отважные путешественники без компаса"
Garbage о своем первом за 7 лет альбоме и предстоящих концертах в России 
О группе, которой нет О группе, которой нет
«Нас Нет» — группа из Санкт-Петербурга, играющая в стиле «альтернативный поп-рок», или, как называют свой стиль сами музыканты,...