Анонсы

Майк Террана и Тарья Турунен воскресили Моцарта Майк Террана и Тарья Турунен воскресили Моцарта
В середине мая московские поклонники финской рок-дивы ...
Неудержимый порыв великого Джо Сатриани Неудержимый порыв великого Джо Сатриани
«Unstoppable Momentum» (Неудержимый порыв) – так называется п ...
Золотое наследие рока Золотое наследие рока
Приезд Whitesnake в Москву — не такая уж и редкость, как может показаться. Разу ...
Московский концерт Chuck Berry отменяется Московский концерт Chuck Berry отменяется
Выступления Chuck Berry в Москве, которые были запланирован ...

Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?

2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря на российский рынок вышла "полноценная" локальная версия iTunes Store с доступом к музыкальному и видеокаталогу, а чуть раньше прошло обновление мобильной версии сервиса Яндекс-музыка. И если последний предназначен в основном для внутреннего российского рынка, то продукт от Apple - серьезный игрок международного уровня, о скором пришествии которого в Рунет слухи ходили добрый десяток лет.

Зарубежный каталог, представленный в iTunes Store, лицензированном для российского рынка, достаточно обширен - чего нельзя, к сожалению, сказать о его российском сегменте. Урегулировать взаимоотношения с нашими правообладателями и наладить схему выплаты им авторских отчислений Apple пока не удалось. Среди основных причин этой недоговоренности - отсутствие единого агрегатора авторских прав, аккредитованного в Минкульте: на это место претендуют "Первое музыкальное издательство" и РАО (по сути, "родственники" по гендиру ПМИ, Максиму Дмитриеву). Многие игроки уже пожаловались, что представители Appple рекомендуют им заключать контракт через РАО, хотя гендиректор самого общества господин Федотов уже поспешил сообщить, что никакого договора с iTunes у его организации нет. Так что пока правовой статус iTunes в России неясен.

Что касается Яндекс-Музыки, то существенное обновление этой системы предоставило пользователю целый ряд бонусов. Во-первых, у Яндекса появилась новая версия клиента под операционную систему iOS. Во-вторых, стоимость подписки для владельцев iPhone была снижена вдвое: с 199 до 99 рублей в месяц. В-третьих, у ЯМы появилось своё радио - stream-поток, основанный на персональных предпочтениях пользователя. И наконец, приложение для iPhone научилось распознавать музыку по фрагменту, аналогично популярному сервису Shazam: услышав какую-то понравившуюся композицию по радио, можно "дать смартфону её послушать", и, скорее всего, композиция будет опознана и её можно будет послушать тут же.

Представители легального сегмента рынка, к коим относятся и Звуки, встретили эти новости радостно: благодаря iTunes и Яндексу пользователи уже получили доступ к достаточно обширному лицензионному каталогу. Теперь с помощью одного касания экрана пользователи iOS-устройств могут купить себе, скажем, новый диск Ланы дель Рей (Lana Del Rey) или Bjork, а те, кто пользуется "ЯМой" - воспроизводить на своем мобильнике понравившуюся песню из радиоэфира. Все немедленно начали делать ставки: кому же из двух игроков пользователь отнесет свои деньги?

Основной цинизм ситуации заключается в том, что смысл вообще не в платности либо бесплатности каталога, и даже не в его размере. Все мы помним крупнейший платный каталог Рунета по имени Allofmp3.com. У него были легендарные объемы продаж по ценам слегка ниже нынешних цен треков в iTunes. Существенная разница состоит в том, что этот магазин, так замечательно продававший музыку, был пиратский и в силу этого - сверхприбыльный для своих создателей и разрушительный для рынка.

iTunes как сервис целиком и полностью "завязан" на продукцию Appple. Если у пользователя есть выбор, ставить на white label именно это ПО или нет, он, скорее всего, выберет что угодно, но не "Тунца". А на российском рынке в последние два года наблюдается активный рост продукции с конкуретными ОС - Android и Windows Mobile. iTunes и другим "легальным" сервисам крайне трудно входить на рынок, на котором процветает модель бесплатных скачиваний и где "яблочных" девайсов гораздо меньше, чем других гаджетов. Поэтому вопрос открытия в России легального сервиса для Apple - это не вопрос конкуренции с Яндексом, Звуками либо другими легальными стриминг-моделями. Это вопрос качества платного каталога и широты предоставляемых новым возможностей, за которые пользователь, собственно, и платит.

Что касается Яндекс.Музыки, то этот сервис не позиционирует себя как зарабатывающий бизнес - это сугубо маркетинговый сервис, нацеленный на увеличение аудитории портала Яндекс. Проще говоря, где-то в маркетинге Яндекса есть понимание, что стоимость привлечения одного лояльного молодого пользователя сопоставима либо больше той суммы роялти, которую придется заплатить за его прослушивания. До тех пор, пока баланс стоимости привлечения и стоимости роялти будет в пользу Яндекса - музыка на поисковике будет находиться в достаточном количестве.

Лишь одна проблема, связанная с легализацией цифрового контента, по-прежнему остается нерешенной обоими гигантами индустрии. Но для рынка эта проблема - ключевая: отсутствие практики работы с независимыми музыкантами и лейблами, их легализация в цифровом пространстве.
Сейчас любой крупный игрок, приходящий на рынок контента, стремится облегчить себе жизнь, "подписывая" только крупные каталоги, то есть, фактически, покупая музыку оптом. Такое положение вещей никак не помогает развивать рынок и не дает молодым талантам шанса на то, чтобы зарабатывать своей музыкой Будут ли Apple или Яндекс напрямую работать с мелкими лейблами и музыкантами, заключая лицензионные договоры по представлению их композиций в своих сервисах - покажет время. Пожалуй, это единственная "точка входа", которая притягивает музыкантов в различные пиратские сети, где можно самостоятельно и без особых преград выложить свои произведения для неограниченного круга пользователей. Однако если Apple и Яндекс смогут напрямую заключать договоры с музыкантами, это существенно улучшит правовой климат и поможет развитию музыки в стране.

Представьте, как будет здорово, если независимый музыкант сможет сам разместить в iTunes свою песню (отчисляя Apple необходимые агентские платежи) и продавать ее по фиксированной цене, как это происходит в Штатах и Европе! Рано или поздно один из мейджоров цифровой дистрибуции пойдет на этот шаг - пусть даже на правах эксперимента. Именно в этот момент картина российской цифровой дистрибьюции и музыкальной индустрии вообще начнет меняться к лучшему.


Обзоры

Живы для наживы Живы для наживы
В самой первой строчке своего коммерческого дебюта “Long. Live. A$AP” молодой рэппер Раким Майерс (Rakim Mayers), известный,...
Валерия пошла «По серпантину» Валерия пошла «По серпантину»
С годами российская исполнительница Валерия стала ещё эффектнее, ещё энергичнее, ещё моложе. Она поражает своих поклонников...
Uriah Heep. Into The Wild Uriah Heep. Into The Wild
Frontiers Очаровательная верность себе После прочтения нескольких рецензий на альбом URIAH HEEP "Int...
Персонажи, гуляющие сами по себе Персонажи, гуляющие сами по себе
Про Yello очень трудно говорить терминами. Электроника? Вроде бы да, но рассуждая об электронике, немедленно представляешь...
"Ten Percent" и "King Tubbys Meets Rockers Uptown" "Ten Percent" и "King Tubbys Meets Rockers Uptown"
У всякого культурного явления есть свои причины возникновения
Ночи в Цюрихе: why so serious? Ночи в Цюрихе: why so serious?
Средневековый город Цюрих можно смело назвать самым респектабельным местом на земле. Экономический центр одной из самых богатых...

Персоны

Вы слишком часто ходите в клубы, если ... Вы слишком часто ходите в клубы, если ...
Знаете расписание всех крупных вечеринок на месяц вперёд, но не можете вспомнить точный список дел на завтра  Понятия «утро...
THIEVES LIKE US: Город воров THIEVES LIKE US: Город воров
Накануне своего выступления в Москве электронщики Thieves Like Us заполняют блиц-анкету Звуков 
"Мои произведения - это бомбы замедленного действия" "Мои произведения - это бомбы замедленного действия"
Он записывал электронную музыку, когда нас всех ещё не было на свете. Он запечатлён на обложке альбома великих The Beatles....
Фронтмен MINKS Сонни Килфойл говорит о лейбле Captured Tracks и новом альбоме 'Tides End' Фронтмен MINKS Сонни Килфойл говорит о лейбле Captured Tracks и новом альбоме 'Tides End'
Те, кто считает, что Captured Tracks привязан исключительно к туманно-звучащим нойз-поп альбомам должен посетить фестиваль...