Анонсы

Tito & Tarantula в клубе Maximilian's Tito & Tarantula в клубе Maximilian's
Латиноамериканский мачо Тито ЛАРРИВА и его безбашенная кома ...
Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе
Любовь жителей нашей страны к немецким готам ...
Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5 Том Йорк в костюме Daft Punk стал ди-джеем на вечеринке Maroon 5
Том Йорк сыграл диджейский сет на го ...
In Flames, 27 апреля, Arena Moscow In Flames, 27 апреля, Arena Moscow
Шведская метал-группа In Flames приезжает с концертом в Россию в с ...
Pet Shop Boys огласили детали нового альбома Pet Shop Boys огласили детали нового альбома
Pet Shop Boys обнародовали детали своего готовящегося к ...

Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?

2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря на российский рынок вышла "полноценная" локальная версия iTunes Store с доступом к музыкальному и видеокаталогу, а чуть раньше прошло обновление мобильной версии сервиса Яндекс-музыка. И если последний предназначен в основном для внутреннего российского рынка, то продукт от Apple - серьезный игрок международного уровня, о скором пришествии которого в Рунет слухи ходили добрый десяток лет.

Зарубежный каталог, представленный в iTunes Store, лицензированном для российского рынка, достаточно обширен - чего нельзя, к сожалению, сказать о его российском сегменте. Урегулировать взаимоотношения с нашими правообладателями и наладить схему выплаты им авторских отчислений Apple пока не удалось. Среди основных причин этой недоговоренности - отсутствие единого агрегатора авторских прав, аккредитованного в Минкульте: на это место претендуют "Первое музыкальное издательство" и РАО (по сути, "родственники" по гендиру ПМИ, Максиму Дмитриеву). Многие игроки уже пожаловались, что представители Appple рекомендуют им заключать контракт через РАО, хотя гендиректор самого общества господин Федотов уже поспешил сообщить, что никакого договора с iTunes у его организации нет. Так что пока правовой статус iTunes в России неясен.

Что касается Яндекс-Музыки, то существенное обновление этой системы предоставило пользователю целый ряд бонусов. Во-первых, у Яндекса появилась новая версия клиента под операционную систему iOS. Во-вторых, стоимость подписки для владельцев iPhone была снижена вдвое: с 199 до 99 рублей в месяц. В-третьих, у ЯМы появилось своё радио - stream-поток, основанный на персональных предпочтениях пользователя. И наконец, приложение для iPhone научилось распознавать музыку по фрагменту, аналогично популярному сервису Shazam: услышав какую-то понравившуюся композицию по радио, можно "дать смартфону её послушать", и, скорее всего, композиция будет опознана и её можно будет послушать тут же.

Представители легального сегмента рынка, к коим относятся и Звуки, встретили эти новости радостно: благодаря iTunes и Яндексу пользователи уже получили доступ к достаточно обширному лицензионному каталогу. Теперь с помощью одного касания экрана пользователи iOS-устройств могут купить себе, скажем, новый диск Ланы дель Рей (Lana Del Rey) или Bjork, а те, кто пользуется "ЯМой" - воспроизводить на своем мобильнике понравившуюся песню из радиоэфира. Все немедленно начали делать ставки: кому же из двух игроков пользователь отнесет свои деньги?

Основной цинизм ситуации заключается в том, что смысл вообще не в платности либо бесплатности каталога, и даже не в его размере. Все мы помним крупнейший платный каталог Рунета по имени Allofmp3.com. У него были легендарные объемы продаж по ценам слегка ниже нынешних цен треков в iTunes. Существенная разница состоит в том, что этот магазин, так замечательно продававший музыку, был пиратский и в силу этого - сверхприбыльный для своих создателей и разрушительный для рынка.

iTunes как сервис целиком и полностью "завязан" на продукцию Appple. Если у пользователя есть выбор, ставить на white label именно это ПО или нет, он, скорее всего, выберет что угодно, но не "Тунца". А на российском рынке в последние два года наблюдается активный рост продукции с конкуретными ОС - Android и Windows Mobile. iTunes и другим "легальным" сервисам крайне трудно входить на рынок, на котором процветает модель бесплатных скачиваний и где "яблочных" девайсов гораздо меньше, чем других гаджетов. Поэтому вопрос открытия в России легального сервиса для Apple - это не вопрос конкуренции с Яндексом, Звуками либо другими легальными стриминг-моделями. Это вопрос качества платного каталога и широты предоставляемых новым возможностей, за которые пользователь, собственно, и платит.

Что касается Яндекс.Музыки, то этот сервис не позиционирует себя как зарабатывающий бизнес - это сугубо маркетинговый сервис, нацеленный на увеличение аудитории портала Яндекс. Проще говоря, где-то в маркетинге Яндекса есть понимание, что стоимость привлечения одного лояльного молодого пользователя сопоставима либо больше той суммы роялти, которую придется заплатить за его прослушивания. До тех пор, пока баланс стоимости привлечения и стоимости роялти будет в пользу Яндекса - музыка на поисковике будет находиться в достаточном количестве.

Лишь одна проблема, связанная с легализацией цифрового контента, по-прежнему остается нерешенной обоими гигантами индустрии. Но для рынка эта проблема - ключевая: отсутствие практики работы с независимыми музыкантами и лейблами, их легализация в цифровом пространстве.
Сейчас любой крупный игрок, приходящий на рынок контента, стремится облегчить себе жизнь, "подписывая" только крупные каталоги, то есть, фактически, покупая музыку оптом. Такое положение вещей никак не помогает развивать рынок и не дает молодым талантам шанса на то, чтобы зарабатывать своей музыкой Будут ли Apple или Яндекс напрямую работать с мелкими лейблами и музыкантами, заключая лицензионные договоры по представлению их композиций в своих сервисах - покажет время. Пожалуй, это единственная "точка входа", которая притягивает музыкантов в различные пиратские сети, где можно самостоятельно и без особых преград выложить свои произведения для неограниченного круга пользователей. Однако если Apple и Яндекс смогут напрямую заключать договоры с музыкантами, это существенно улучшит правовой климат и поможет развитию музыки в стране.

Представьте, как будет здорово, если независимый музыкант сможет сам разместить в iTunes свою песню (отчисляя Apple необходимые агентские платежи) и продавать ее по фиксированной цене, как это происходит в Штатах и Европе! Рано или поздно один из мейджоров цифровой дистрибуции пойдет на этот шаг - пусть даже на правах эксперимента. Именно в этот момент картина российской цифровой дистрибьюции и музыкальной индустрии вообще начнет меняться к лучшему.


Обзоры

Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello
Под конец июня Дельфин рассекретил свежую порцию песен с готовящегося к выходу альбома. В Москве прошло спортивное событие...
The Stooges — в четвертом действии The Stooges — в четвертом действии
К выходу первого за шесть (и второго за 40) лет альбома The Stooges публикуется краткий обзор дискографии и биографии группы...
Blue October приезжают в Москву с новым альбомом Blue October приезжают в Москву с новым альбомом
7-го ноября 2013 года в столичном клубе «Известия Hall» пройдет концерт американской рок-группы Blue October. Музыканты привезут...
На100ящий На100ящий
ST никогда не претендовал на звание «ум, честь и совесть российского хип-хопа». Альбомом «На100ящий» он твердо определил...
Ниже радара: Dark Dark Dark Ниже радара: Dark Dark Dark
Dark Dark DarkКто: Нона Мари Инви (Nona Marie Invie, вокал, фортепьяно, аккордеон), Маршал ЛаКаунт (Marshall LaCount, вокал,...
Профиль: ты с какого района? Профиль: ты с какого района?
Имя: Азилия БэнксВозраст: 21 годАмплуа: эмси, певицаСтиль: хип-хоп, электро-хаусЛегенда: если за юной девушкой из нью-йоркского...

Персоны

Джордж Буш, Софи Лорен Джордж Буш, Софи Лорен
Часы Джорджа Буша – в центре внимания Наручные часы американского президента – в центре внимания мировых телеканалов. Репортеры...
Вышла скандальная книга "Бранджелина" Вышла скандальная книга "Бранджелина"
Нетрудно догадаться, что книга посвящена отношениям известной голливудской пары. Полное название издания - "Бранджелина:...
"Апокалипсиса не будет. Как и демократии" "Апокалипсиса не будет. Как и демократии"
Что такое осень? Это, как известно, камни, ветер и небо. Нынешней осенью увидит свет новая концертная программа группы "ДДТ",...
R.Kelly о творческом процессе, кубке мира по футболу и путешествии через океан R.Kelly о творческом процессе, кубке мира по футболу и путешествии через океан
Просто невозможно переоценить вклад и влияние R.Kelly на современный R&B: он привнёс много свежих идей в жанр, которые...