Анонсы

Дельфин в клубе Космонавт Дельфин в клубе Космонавт
Ретроспектива лучших песен и композиции с нового альбома «Существо»! Дельфи ...
Pervoe Solnce, 1 июня,  Клуб Алексея Козлова Pervoe Solnce, 1 июня, Клуб Алексея Козлова
Первого июня в Клубе Алексея Козлова состоится концерт и ...
«Торба-на-Круче», 3 августа, «16 тонн» «Торба-на-Круче», 3 августа, «16 тонн»
В су­бботу, 3 ав­гус­та, гру­ппа «Торба-на-Круче» оты­гра­ет в ...
На волнах нашей электростанции На волнах нашей электростанции
Фестиваль Flow пройдет 7-10 августа в Хельсинки в десятый раз. Из лока ...
Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе Поклонники Lacrimosa устроили «пожар» в столичном клубе
Любовь жителей нашей страны к немецким готам ...

Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?

2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря на российский рынок вышла "полноценная" локальная версия iTunes Store с доступом к музыкальному и видеокаталогу, а чуть раньше прошло обновление мобильной версии сервиса Яндекс-музыка. И если последний предназначен в основном для внутреннего российского рынка, то продукт от Apple - серьезный игрок международного уровня, о скором пришествии которого в Рунет слухи ходили добрый десяток лет.

Зарубежный каталог, представленный в iTunes Store, лицензированном для российского рынка, достаточно обширен - чего нельзя, к сожалению, сказать о его российском сегменте. Урегулировать взаимоотношения с нашими правообладателями и наладить схему выплаты им авторских отчислений Apple пока не удалось. Среди основных причин этой недоговоренности - отсутствие единого агрегатора авторских прав, аккредитованного в Минкульте: на это место претендуют "Первое музыкальное издательство" и РАО (по сути, "родственники" по гендиру ПМИ, Максиму Дмитриеву). Многие игроки уже пожаловались, что представители Appple рекомендуют им заключать контракт через РАО, хотя гендиректор самого общества господин Федотов уже поспешил сообщить, что никакого договора с iTunes у его организации нет. Так что пока правовой статус iTunes в России неясен.

Что касается Яндекс-Музыки, то существенное обновление этой системы предоставило пользователю целый ряд бонусов. Во-первых, у Яндекса появилась новая версия клиента под операционную систему iOS. Во-вторых, стоимость подписки для владельцев iPhone была снижена вдвое: с 199 до 99 рублей в месяц. В-третьих, у ЯМы появилось своё радио - stream-поток, основанный на персональных предпочтениях пользователя. И наконец, приложение для iPhone научилось распознавать музыку по фрагменту, аналогично популярному сервису Shazam: услышав какую-то понравившуюся композицию по радио, можно "дать смартфону её послушать", и, скорее всего, композиция будет опознана и её можно будет послушать тут же.

Представители легального сегмента рынка, к коим относятся и Звуки, встретили эти новости радостно: благодаря iTunes и Яндексу пользователи уже получили доступ к достаточно обширному лицензионному каталогу. Теперь с помощью одного касания экрана пользователи iOS-устройств могут купить себе, скажем, новый диск Ланы дель Рей (Lana Del Rey) или Bjork, а те, кто пользуется "ЯМой" - воспроизводить на своем мобильнике понравившуюся песню из радиоэфира. Все немедленно начали делать ставки: кому же из двух игроков пользователь отнесет свои деньги?

Основной цинизм ситуации заключается в том, что смысл вообще не в платности либо бесплатности каталога, и даже не в его размере. Все мы помним крупнейший платный каталог Рунета по имени Allofmp3.com. У него были легендарные объемы продаж по ценам слегка ниже нынешних цен треков в iTunes. Существенная разница состоит в том, что этот магазин, так замечательно продававший музыку, был пиратский и в силу этого - сверхприбыльный для своих создателей и разрушительный для рынка.

iTunes как сервис целиком и полностью "завязан" на продукцию Appple. Если у пользователя есть выбор, ставить на white label именно это ПО или нет, он, скорее всего, выберет что угодно, но не "Тунца". А на российском рынке в последние два года наблюдается активный рост продукции с конкуретными ОС - Android и Windows Mobile. iTunes и другим "легальным" сервисам крайне трудно входить на рынок, на котором процветает модель бесплатных скачиваний и где "яблочных" девайсов гораздо меньше, чем других гаджетов. Поэтому вопрос открытия в России легального сервиса для Apple - это не вопрос конкуренции с Яндексом, Звуками либо другими легальными стриминг-моделями. Это вопрос качества платного каталога и широты предоставляемых новым возможностей, за которые пользователь, собственно, и платит.

Что касается Яндекс.Музыки, то этот сервис не позиционирует себя как зарабатывающий бизнес - это сугубо маркетинговый сервис, нацеленный на увеличение аудитории портала Яндекс. Проще говоря, где-то в маркетинге Яндекса есть понимание, что стоимость привлечения одного лояльного молодого пользователя сопоставима либо больше той суммы роялти, которую придется заплатить за его прослушивания. До тех пор, пока баланс стоимости привлечения и стоимости роялти будет в пользу Яндекса - музыка на поисковике будет находиться в достаточном количестве.

Лишь одна проблема, связанная с легализацией цифрового контента, по-прежнему остается нерешенной обоими гигантами индустрии. Но для рынка эта проблема - ключевая: отсутствие практики работы с независимыми музыкантами и лейблами, их легализация в цифровом пространстве.
Сейчас любой крупный игрок, приходящий на рынок контента, стремится облегчить себе жизнь, "подписывая" только крупные каталоги, то есть, фактически, покупая музыку оптом. Такое положение вещей никак не помогает развивать рынок и не дает молодым талантам шанса на то, чтобы зарабатывать своей музыкой Будут ли Apple или Яндекс напрямую работать с мелкими лейблами и музыкантами, заключая лицензионные договоры по представлению их композиций в своих сервисах - покажет время. Пожалуй, это единственная "точка входа", которая притягивает музыкантов в различные пиратские сети, где можно самостоятельно и без особых преград выложить свои произведения для неограниченного круга пользователей. Однако если Apple и Яндекс смогут напрямую заключать договоры с музыкантами, это существенно улучшит правовой климат и поможет развитию музыки в стране.

Представьте, как будет здорово, если независимый музыкант сможет сам разместить в iTunes свою песню (отчисляя Apple необходимые агентские платежи) и продавать ее по фиксированной цене, как это происходит в Штатах и Европе! Рано или поздно один из мейджоров цифровой дистрибуции пойдет на этот шаг - пусть даже на правах эксперимента. Именно в этот момент картина российской цифровой дистрибьюции и музыкальной индустрии вообще начнет меняться к лучшему.


Обзоры

Блистательные видеоклипы OK Go Блистательные видеоклипы OK Go
Феномен чикагской группы OK Go в том, что она добилась популярности не столько благодаря музыке, сколько за счет своих блистательных...
Валерия пошла «По серпантину» Валерия пошла «По серпантину»
С годами российская исполнительница Валерия стала ещё эффектнее, ещё энергичнее, ещё моложе. Она поражает своих поклонников...
Открытие Party-bar House Открытие Party-bar House
В городе Пермь 3 числа состоялось открытие нового клуба «Party-bar House». На открытии была музыка Dj Шмеля и многих творческих...
Релизы весны 2013 — общий обзор Релизы весны 2013 — общий обзор
Весна традиционно богата на сюрпризы, но сезон-2013 по количеству и качеству новинок оставил, как минимум, прошлый год далеко...
Занимательная статистика. Выпуск #02 Занимательная статистика. Выпуск #02
Не успела рубрика начаться, как пришло время для следующей порции цифр и имён, хорошо знакомых нашим постоянным посетителям....
Тепла москвичам! Тепла москвичам!
Холодным московским пятничным вечером, пришедшимся на тринадцатое число мая месяца, столичной молодежи перепало немного тепла...

Персоны

«Pink Floyd» - группа берет свое начало еще в далекие 60-е годы «Pink Floyd» - группа берет свое начало еще в далекие 60-е годы
История группы «Pink Floyd» берет свое начало еще в далекие 60-е годы. Несколько лондонских студентов, которыми были: Роджер...
Робби Уильямс готовит релиз нового альбома Робби Уильямс готовит релиз нового альбома
С момента выхода последнего диска певца "Rudebox" прошло почти три года. И вот он снова готов порадовать своих фанатов! На...
"Музыка - на втором месте. На первом - тексты" "Музыка - на втором месте. На первом - тексты"
Вася Обломов сидит во дворике за кинотеатром "Художественный": только что закончился пресс-показ фильма "Духless", куда Вася...
"Слушаешь музыку - и все про меня понимаешь" "Слушаешь музыку - и все про меня понимаешь"
Экзотические инструменты - идеальный способ привлечь зрителя: когда на сцену выходит человек с не понятным на вид агрегатом,...