Анонсы

Leo Records Festival in Russia, 8-11 августа, Разные площадки Leo Records Festival in Russia, 8-11 августа, Разные площадки
С 8 по 11 августа 2013 года в Москве со ...
Сергей Крылов в клубе Milk Сергей Крылов в клубе Milk
С сентября 2012-го года в клубе MILK MOSCOW выступлениями Евгения Осина и ...
Nazareth в Крокус Сити Холл Nazareth в Крокус Сити Холл
В 1968, услышав песню THE BAND, где были слова "I pulled into Nazareth, f ...
«Чиж и Co» (акустика), 11-12 июля, «16 Тонн» «Чиж и Co» (акустика), 11-12 июля, «16 Тонн»
Один му­зы­кант сказал: «Я то­лком не знаю, что такое ру ...

Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?

2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря на российский рынок вышла "полноценная" локальная версия iTunes Store с доступом к музыкальному и видеокаталогу, а чуть раньше прошло обновление мобильной версии сервиса Яндекс-музыка. И если последний предназначен в основном для внутреннего российского рынка, то продукт от Apple - серьезный игрок международного уровня, о скором пришествии которого в Рунет слухи ходили добрый десяток лет.

Зарубежный каталог, представленный в iTunes Store, лицензированном для российского рынка, достаточно обширен - чего нельзя, к сожалению, сказать о его российском сегменте. Урегулировать взаимоотношения с нашими правообладателями и наладить схему выплаты им авторских отчислений Apple пока не удалось. Среди основных причин этой недоговоренности - отсутствие единого агрегатора авторских прав, аккредитованного в Минкульте: на это место претендуют "Первое музыкальное издательство" и РАО (по сути, "родственники" по гендиру ПМИ, Максиму Дмитриеву). Многие игроки уже пожаловались, что представители Appple рекомендуют им заключать контракт через РАО, хотя гендиректор самого общества господин Федотов уже поспешил сообщить, что никакого договора с iTunes у его организации нет. Так что пока правовой статус iTunes в России неясен.

Что касается Яндекс-Музыки, то существенное обновление этой системы предоставило пользователю целый ряд бонусов. Во-первых, у Яндекса появилась новая версия клиента под операционную систему iOS. Во-вторых, стоимость подписки для владельцев iPhone была снижена вдвое: с 199 до 99 рублей в месяц. В-третьих, у ЯМы появилось своё радио - stream-поток, основанный на персональных предпочтениях пользователя. И наконец, приложение для iPhone научилось распознавать музыку по фрагменту, аналогично популярному сервису Shazam: услышав какую-то понравившуюся композицию по радио, можно "дать смартфону её послушать", и, скорее всего, композиция будет опознана и её можно будет послушать тут же.

Представители легального сегмента рынка, к коим относятся и Звуки, встретили эти новости радостно: благодаря iTunes и Яндексу пользователи уже получили доступ к достаточно обширному лицензионному каталогу. Теперь с помощью одного касания экрана пользователи iOS-устройств могут купить себе, скажем, новый диск Ланы дель Рей (Lana Del Rey) или Bjork, а те, кто пользуется "ЯМой" - воспроизводить на своем мобильнике понравившуюся песню из радиоэфира. Все немедленно начали делать ставки: кому же из двух игроков пользователь отнесет свои деньги?

Основной цинизм ситуации заключается в том, что смысл вообще не в платности либо бесплатности каталога, и даже не в его размере. Все мы помним крупнейший платный каталог Рунета по имени Allofmp3.com. У него были легендарные объемы продаж по ценам слегка ниже нынешних цен треков в iTunes. Существенная разница состоит в том, что этот магазин, так замечательно продававший музыку, был пиратский и в силу этого - сверхприбыльный для своих создателей и разрушительный для рынка.

iTunes как сервис целиком и полностью "завязан" на продукцию Appple. Если у пользователя есть выбор, ставить на white label именно это ПО или нет, он, скорее всего, выберет что угодно, но не "Тунца". А на российском рынке в последние два года наблюдается активный рост продукции с конкуретными ОС - Android и Windows Mobile. iTunes и другим "легальным" сервисам крайне трудно входить на рынок, на котором процветает модель бесплатных скачиваний и где "яблочных" девайсов гораздо меньше, чем других гаджетов. Поэтому вопрос открытия в России легального сервиса для Apple - это не вопрос конкуренции с Яндексом, Звуками либо другими легальными стриминг-моделями. Это вопрос качества платного каталога и широты предоставляемых новым возможностей, за которые пользователь, собственно, и платит.

Что касается Яндекс.Музыки, то этот сервис не позиционирует себя как зарабатывающий бизнес - это сугубо маркетинговый сервис, нацеленный на увеличение аудитории портала Яндекс. Проще говоря, где-то в маркетинге Яндекса есть понимание, что стоимость привлечения одного лояльного молодого пользователя сопоставима либо больше той суммы роялти, которую придется заплатить за его прослушивания. До тех пор, пока баланс стоимости привлечения и стоимости роялти будет в пользу Яндекса - музыка на поисковике будет находиться в достаточном количестве.

Лишь одна проблема, связанная с легализацией цифрового контента, по-прежнему остается нерешенной обоими гигантами индустрии. Но для рынка эта проблема - ключевая: отсутствие практики работы с независимыми музыкантами и лейблами, их легализация в цифровом пространстве.
Сейчас любой крупный игрок, приходящий на рынок контента, стремится облегчить себе жизнь, "подписывая" только крупные каталоги, то есть, фактически, покупая музыку оптом. Такое положение вещей никак не помогает развивать рынок и не дает молодым талантам шанса на то, чтобы зарабатывать своей музыкой Будут ли Apple или Яндекс напрямую работать с мелкими лейблами и музыкантами, заключая лицензионные договоры по представлению их композиций в своих сервисах - покажет время. Пожалуй, это единственная "точка входа", которая притягивает музыкантов в различные пиратские сети, где можно самостоятельно и без особых преград выложить свои произведения для неограниченного круга пользователей. Однако если Apple и Яндекс смогут напрямую заключать договоры с музыкантами, это существенно улучшит правовой климат и поможет развитию музыки в стране.

Представьте, как будет здорово, если независимый музыкант сможет сам разместить в iTunes свою песню (отчисляя Apple необходимые агентские платежи) и продавать ее по фиксированной цене, как это происходит в Штатах и Европе! Рано или поздно один из мейджоров цифровой дистрибуции пойдет на этот шаг - пусть даже на правах эксперимента. Именно в этот момент картина российской цифровой дистрибьюции и музыкальной индустрии вообще начнет меняться к лучшему.


Обзоры

Сурковская пропаганда. Выпуск 6: я люблю свою лошадку Сурковская пропаганда. Выпуск 6: я люблю свою лошадку
Сегодня речь у нас пойдет о наглости, безжалостности, самопиаре и себялюбии. О том, как на чужом горбу въехать хоть в рай,...
Ниже радара: Rhye Ниже радара: Rhye
RhyeКто: Майк Милош (Mike Milosh), Робин Ганнибал (Robin Hannibal)Откуда: Лос-Анджелес, Калифорния, СШАЛейбл: Innovative...
Предварительные слушания: перезагрузка Предварительные слушания: перезагрузка
Рубрика о новых альбомах, вышедших или готовящихся к релизу, возвращается на Звуки.New Order “Lost Sirens”RhinoДата выхода:...
Я весь в свету, доступен всем глазам Я весь в свету, доступен всем глазам
У каждого из нас - свой Владимир Высоцкий. Кто-то успел увидеть его в театре, кому-то повезло побывать на концерте, но нет...
Paul McCartney — гид по дискографии. Часть первая: семидесятые Paul McCartney — гид по дискографии. Часть первая: семидесятые
К выступлению сэра Пола Маккартни в «Олимпийском» Трилл подготовил свой гид по сольной дискографии музыканта. Кратко, но...
"I Feel Love" и "Trans Europe Express" "I Feel Love" и "Trans Europe Express"
Вспоминаем лучшие альбомы минувших лет

Персоны

Пуськи бятые Пуськи бятые
В Хамовническом суде продолжается процесс над участницами группы Pussy Riot. Мы поговорим сегодня о художественном аспекте...
MADONNA: "Я - за свободу творчества и свободу слова!" MADONNA: "Я - за свободу творчества и свободу слова!"
Мадонна рассказала Звукам о продюсерской концепции нового альбома и тонкостях построения нового шоу, а также сообщила, что...
ANTHRAX: "Нас прет от статистики прослушивания песен!" ANTHRAX: "Нас прет от статистики прослушивания песен!"
Звуки выпили пива с группой Anthrax и побеседовали с музыкантами о нелегкой судьбе современного hard-n-heavy 
“КАСТОЙ” ВЫШЕ “КАСТОЙ” ВЫШЕ
Группу “Каста” представлять не нужно. За годы своего существования она уже превратилась в легендарную. Хорошие тексты, качественная...