Анонсы

Gender ID в клубе 16 Тонн Gender ID в клубе 16 Тонн
Gender ID за пять лет работы издали шесть DIY-релизов, успели засветиться н ...
Nits, 6 июня, «16 тонн» Nits, 6 июня, «16 тонн»
В Москву приезжает Nits - одна из самых известных голландских рок-групп.
«Фруктовый кефир», 26 мая, «16 тонн» «Фруктовый кефир», 26 мая, «16 тонн»
Двадцать шестого мая самый удивительный коллектив российской аль ...
Yann Tiersen в клубе A2 Yann Tiersen в клубе A2
«Моя музыка рождается из воздуха, из движения. Когда я сочиняю, я не сижу за ...
Драматический театр Драматический театр
Долгожданная гастроль одной из главных молодых групп планеты The xx, трех застенч ...

Если кит на слона налезет - то кто кого сборет?

2012 год ознаменуется в России активизацией двух крупных легальных сервисов по распространению цифрового контента. 4 декабря на российский рынок вышла "полноценная" локальная версия iTunes Store с доступом к музыкальному и видеокаталогу, а чуть раньше прошло обновление мобильной версии сервиса Яндекс-музыка. И если последний предназначен в основном для внутреннего российского рынка, то продукт от Apple - серьезный игрок международного уровня, о скором пришествии которого в Рунет слухи ходили добрый десяток лет.

Зарубежный каталог, представленный в iTunes Store, лицензированном для российского рынка, достаточно обширен - чего нельзя, к сожалению, сказать о его российском сегменте. Урегулировать взаимоотношения с нашими правообладателями и наладить схему выплаты им авторских отчислений Apple пока не удалось. Среди основных причин этой недоговоренности - отсутствие единого агрегатора авторских прав, аккредитованного в Минкульте: на это место претендуют "Первое музыкальное издательство" и РАО (по сути, "родственники" по гендиру ПМИ, Максиму Дмитриеву). Многие игроки уже пожаловались, что представители Appple рекомендуют им заключать контракт через РАО, хотя гендиректор самого общества господин Федотов уже поспешил сообщить, что никакого договора с iTunes у его организации нет. Так что пока правовой статус iTunes в России неясен.

Что касается Яндекс-Музыки, то существенное обновление этой системы предоставило пользователю целый ряд бонусов. Во-первых, у Яндекса появилась новая версия клиента под операционную систему iOS. Во-вторых, стоимость подписки для владельцев iPhone была снижена вдвое: с 199 до 99 рублей в месяц. В-третьих, у ЯМы появилось своё радио - stream-поток, основанный на персональных предпочтениях пользователя. И наконец, приложение для iPhone научилось распознавать музыку по фрагменту, аналогично популярному сервису Shazam: услышав какую-то понравившуюся композицию по радио, можно "дать смартфону её послушать", и, скорее всего, композиция будет опознана и её можно будет послушать тут же.

Представители легального сегмента рынка, к коим относятся и Звуки, встретили эти новости радостно: благодаря iTunes и Яндексу пользователи уже получили доступ к достаточно обширному лицензионному каталогу. Теперь с помощью одного касания экрана пользователи iOS-устройств могут купить себе, скажем, новый диск Ланы дель Рей (Lana Del Rey) или Bjork, а те, кто пользуется "ЯМой" - воспроизводить на своем мобильнике понравившуюся песню из радиоэфира. Все немедленно начали делать ставки: кому же из двух игроков пользователь отнесет свои деньги?

Основной цинизм ситуации заключается в том, что смысл вообще не в платности либо бесплатности каталога, и даже не в его размере. Все мы помним крупнейший платный каталог Рунета по имени Allofmp3.com. У него были легендарные объемы продаж по ценам слегка ниже нынешних цен треков в iTunes. Существенная разница состоит в том, что этот магазин, так замечательно продававший музыку, был пиратский и в силу этого - сверхприбыльный для своих создателей и разрушительный для рынка.

iTunes как сервис целиком и полностью "завязан" на продукцию Appple. Если у пользователя есть выбор, ставить на white label именно это ПО или нет, он, скорее всего, выберет что угодно, но не "Тунца". А на российском рынке в последние два года наблюдается активный рост продукции с конкуретными ОС - Android и Windows Mobile. iTunes и другим "легальным" сервисам крайне трудно входить на рынок, на котором процветает модель бесплатных скачиваний и где "яблочных" девайсов гораздо меньше, чем других гаджетов. Поэтому вопрос открытия в России легального сервиса для Apple - это не вопрос конкуренции с Яндексом, Звуками либо другими легальными стриминг-моделями. Это вопрос качества платного каталога и широты предоставляемых новым возможностей, за которые пользователь, собственно, и платит.

Что касается Яндекс.Музыки, то этот сервис не позиционирует себя как зарабатывающий бизнес - это сугубо маркетинговый сервис, нацеленный на увеличение аудитории портала Яндекс. Проще говоря, где-то в маркетинге Яндекса есть понимание, что стоимость привлечения одного лояльного молодого пользователя сопоставима либо больше той суммы роялти, которую придется заплатить за его прослушивания. До тех пор, пока баланс стоимости привлечения и стоимости роялти будет в пользу Яндекса - музыка на поисковике будет находиться в достаточном количестве.

Лишь одна проблема, связанная с легализацией цифрового контента, по-прежнему остается нерешенной обоими гигантами индустрии. Но для рынка эта проблема - ключевая: отсутствие практики работы с независимыми музыкантами и лейблами, их легализация в цифровом пространстве.
Сейчас любой крупный игрок, приходящий на рынок контента, стремится облегчить себе жизнь, "подписывая" только крупные каталоги, то есть, фактически, покупая музыку оптом. Такое положение вещей никак не помогает развивать рынок и не дает молодым талантам шанса на то, чтобы зарабатывать своей музыкой Будут ли Apple или Яндекс напрямую работать с мелкими лейблами и музыкантами, заключая лицензионные договоры по представлению их композиций в своих сервисах - покажет время. Пожалуй, это единственная "точка входа", которая притягивает музыкантов в различные пиратские сети, где можно самостоятельно и без особых преград выложить свои произведения для неограниченного круга пользователей. Однако если Apple и Яндекс смогут напрямую заключать договоры с музыкантами, это существенно улучшит правовой климат и поможет развитию музыки в стране.

Представьте, как будет здорово, если независимый музыкант сможет сам разместить в iTunes свою песню (отчисляя Apple необходимые агентские платежи) и продавать ее по фиксированной цене, как это происходит в Штатах и Европе! Рано или поздно один из мейджоров цифровой дистрибуции пойдет на этот шаг - пусть даже на правах эксперимента. Именно в этот момент картина российской цифровой дистрибьюции и музыкальной индустрии вообще начнет меняться к лучшему.


Обзоры

Новый альбом Katy Perry Новый альбом Katy Perry
Известная американская певица Кэти Перри (Katy Perry) работает над своим новым альбомом, релиз которого состоится летом 2013...
El camino El camino
Название альбома седьмой пластинки The Black Keys (в переводе с испанского - "дороги" или "пути") относится, скорее, к самой...
Electric Electric
Новый альбом легендарного британского дуэта Pet Shop Boys вышел через 10 месяцев после спорного диска "Elysium" - неожиданно...
С большой буквы: Lady Gaga vs Katy Perry С большой буквы: Lady Gaga vs Katy Perry
Кривой розовый шрифт, белые пластиковые волосы, огромный синий шар в промежности (очевидно, олицетворяющий как планету Земля,...
Межвидовые связи Межвидовые связи
Немецкий музыкант Саша Ринг (Sasha Ring) aka Apparat на днях объявил о выходе нового альбома, в основу которого легла музыка...
Ниже радара: Clock Opera Ниже радара: Clock Opera
Clock OperaКто: Гай Коннелли (Guy Connelly, вокал, гитара, клавишные), Энди Уэст (Andy West, бас, гитара, клавишные), Че...

Персоны

"Независимой музыке не хватает шила в заднице" "Независимой музыке не хватает шила в заднице"
Перед совместным московским концертам Jack Wood и Scofferlane представили свою новую работу, а также рассказали Звукам о...
Жизнь отшельника Жизнь отшельника
29 июля 2011 года в своем доме на побережье Мэн скончался великий художник джазовой сцены Джин Макдэниелс (Gene McDaniels)....
Как стать известным? Как стать известным?
С чего начать  Итак, наступил тот момент, когда ты понял, что пора покорять вершины хит-парадов. Сделать это предельно просто....
Премьера нового клипа Рианны! Премьера нового клипа Рианны!
Ура, наконец-то! Рианна представила поклонникам клип на свою новую песню. Композиция «Princess of China» записана совместно...