Анонсы

Daft Punk назвали дату выхода нового альбома Daft Punk назвали дату выхода нового альбома
Французский электронный дуэт Daft Punk объявил дату и на ...
The Rolling Stones обновили логотип The Rolling Stones обновили логотип
Группа The Rolling Stones обновила свой знаменитый логотип - рот ...
Мотороллер не мой Мотороллер не мой
Black Rebel Motorcycle Club выступят в Москве - 5 сентября группа даст концерт в кл ...
Одержимый бейсиком Одержимый бейсиком
Свой первый трек Goto80, он же Андерс Карлссон (Anders Carlsson), записал в двенад ...
Новый альбом Manic Street Preachers Новый альбом Manic Street Preachers
В мае этого года вокалист Manic Street Preachers, Джеймс Дин Бред ...

Яркие пятна. Гид по дискографии Blur

13 июля 2013 года на «Пикнике Афиши» в Коломенском выступит Blur — коллектив, который, как совсем недавно казалось, у нас больше не будет возможности увидеть живьем. Но, несмотря на то, что фронтмен Дэймон Албарн не раз хоронил свою группу, она до сих пор дает концерты и, кажется, скоро выпустит новый альбом. Самое время вспомнить предыдущие семь пластинок британцев, без которых современная музыка была бы совсем другой.

Leisure (1991)

Когда группа Blur обрела широкую популярность в середине девяностых, поклонники коллектива с удовольствием обнаружили, что дискография группы начинается еще в 1991 году, когда мэдчестер был еще актуален. На своем дебютном альбоме музыканты предприняли первую попытку нащупать свою авторскую стилистику, поэтому песни получились достаточно разноплановыми: здесь можно проследить влияние как упомянутого выше мэдчестера, так и шугейзинга, а также услышать традиционные «блёровские» гитарные поп-хиты, как, например, великолепная и заводная «There’s No Other Way».

После выхода альбома «Leisure» журнал NME написал про Blur, что это «вполне приемлемое, симпатичное личико всего семейства групп, появившихся когда манчестерская волна начала сходить на нет», а Дэймон Албарн охарактеризовал впоследствии этот дебют как «ужасный». Тут фронтмен как всегда немного слукавил, так как эта запись получилась достаточно интересной, а песни «She’s So High» и «Sing», включенная в саундтрек культового фильма Денни Бойла «На игле», стали локальными хитами.

Modern Life Is Rubbish (1993)

После выпуска дебютного альбома группа столкнулась с финансовыми проблемами, и из-за угрозы потери контракта с лейблом им пришлось несколько подкорректировать свой стиль. Музыканты начали ориентироваться на традиционный британский рок в духе The Kinks, а звук стал интереснее и разнообразнее благодаря использованию духовых инструментов и бэк-вокала.

Так, например, «For Tomorrow» — типичный «блёровский» хит тех времен: распевная и веселая мелодия, заковыристая аранжировка и текст, посвященный северному Лондону. Синглы «Sunday Sunday» и «Chemical World» также представляют собой заводные гитарные номера с незаурядными инструментальными партиями. Тем не менее, альбом «Modern Life Is Rubbish» имел переменный успех, в то время как Blur однозначно заслуживали более широкого признания.

Parklife (1994)

Один из лучших альбомов 90-х годов, квинтэссенция бритпоп-стилистики и яркий бриллиант в дискографии Blur. Наконец-то все необходимые компоненты слились воедино в нужных пропорциях и возникла та магия, которой зачастую не хватало на предыдущих записях: мелодизм Албарна, гитарное остроумие Коксона, изобретательность басиста Алекса Джеймса и качающий драйв барабанщика Дэйва Раунтри. Начиная с первой песни «Girls & Boys» альбом набирает необходимые скорость и силу, подобно экспрессу, мчащему под Ла-Маншем. Практически ни одного проходного трека, присутствует специфический британский юмор, а мелодии песен действительно шедевральны.

Титульная «Parklife» продолжает лучшие традиции группы Madness, песня «Tracy Jacks» — эталонная по настроению для бодрых девяностых, а волнительная «To the End» достойно бы смотрелась и в обширном каталоге сэра Пола Маккартни. «Собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» — это все про «Parklife», точный слепок своей сумбурной эпохи.

The Great Escape (1995)

Здесь музыкантам Blur удалось сделать невозможное — не просто повторить успех предыдущего хитового альбома, но даже закрепиться на более высоком уровне, переплюнуть самих себя. «The Great Escape» — масштабная взрослая работа, здесь Албарн с коллегами еще не ударяется в нойзовые эксперименты, но продолжает в конвейерном режиме создавать мелодичные хиты, такие как «Country House», «Charmless Man» и «Top Man». Некоторые группы годами идут к тому, чтобы записать свой единственный хит-сингл № 1 — группа Blur абсолютно легко и свободно создает целые россыпи прекрасных мелодий.

Тут как раз подоспел раздутый медиа-скандал по поводу конфликта с другими представителями бритпопа — Oasis, что еще больше прибавило популярности как данному альбому, так и группе в целом. «The Great Escape» — это, пожалуй, пик их гитарного творчества, далее эклектика в головах музыкантов уведет их в сторону от изобретенной ими формулы, возведенной на этом альбоме в абсолют, и музыка Blur кардинально сменит свой вектор.

Blur (1997)

Бесконечные взлеты и падения в оценках масс-медиа, соперничество с главным конкурентом в лице Oasis, неспособность соответствовать текущим вкусам американской публики, внутренние неурядицы в коллективе привели Blur в состояние полного раздрая. Грэм Коксон и вовсе погрузился в депрессию, возненавидев бритпоп и все, что с ним связано. Он пристрастился к американскому инди-року, позже заинтересовав этим направлением и Албарна, который подумывал над сменой звучания коллектива. Более того, впервые Коксону развязали руки во время записи, дав больший простор для собственных идей. Так появилась на свет переломная в дискографии британцев одноименная экспериментальная пластинка «Blur». Символично, что именно ей, спустя четыре альбома, дали само название группы — в этом было действительно что-то сродни началу новой жизни, и именно такие Blur, впоследствии, завоевали мир по обе стороны Атлантики.

Запись шла в основном в Исландии, где у Албарна есть свой дом — тем самым группа максимально отдалилась от бритпоп-саунда. Изменился не только звук, но и весь творческий процесс, вплоть до того, что Дэймон решился писать личные тексты, а не истории про различных персонажей. Вдобавок, Грэм не только сочинил слова, но и спел на бэк-вокале в треке «You’re So Great». Все были довольны, за исключением лейбла, паниковавшего, что эксперименты отрицательно скажутся на продажах — вышло же наоборот.

Альбом подарил миру, пожалуй, самую узнаваемую песню коллектива «Song 2», которая изначально задумывалась как пародия на американский гранж. Пародия-пародией, а в целом на «Blur» заметно принятие группой вкусов этой страны — что в музыке, что в лирике (взять самый очевидный пример «Look Inside America»). Из остальных вершин пластинки: открывающий трек «Beetlebum» восхищает с первых секунд гитарного интро, мрачная «цирковая» песня «Death of a Party» поглощает безвозвратно, а медитативная гитарно-клавишная «Strange News from Another Star» и вовсе уносит в небеса, в особенности в момент минорного припева: «Я потерян, с другой звезды поступили тревожные вести».

13 (1999)

По окончании тура в поддержку одноименного альбома, группа выпустила сборник ремиксов и живых выступлений. Уильям Орбит сделал ремикс на песню «Movin’ On», который так понравился Blur, что они решили пригласить его к записи новой пластинки. Это увлекло музыкантов волной очередных экспериментов, особенно учитывая факт, что предыдущие альбомы записывались с неизменным продюсером Стивеном Стритом.

Внутри группы вновь накалилась атмосфера, хоть Коксону теперь дозволялось делать абсолютно все, что ему захочется. Албарн же запел совсем уж интимные вещи, тоскуя по Джастин Фришманн (Suede, Elastica), с которой он разошелся после длительных отношений. Наиболее всего заметна его грусть в затягивающей меланхолии блюзовой баллады «No Distance Left to Run»: «Все кончено, тебе не нужно ничего говорить. Надеюсь, рядом с тобой есть кто-то, с кем ты будешь чувствовать себя в безопасности этой ночью». Другой трек, посвященный Фришманн — стилизация под госпел «Tender» с душераздирающей лирикой. Эта песня, к слову, стала хитом на концертах, когда весь зал неизменно подхватывает за Албарном строчки припева: «Давай-давай! Пройди через это! Давай-давай! Любовь — величайшая вещь!»

«13» также подарил миру одну из наиболее узнаваемых композиций Blur — непревзойденную «Coffee & TV», в которой к микрофону впервые встал Коксон. Кроме того песня запомнилась замечательным видео с приключениями персонажа Милки. Примечательно, что Коксон в этот раз выступил не только в качестве вокалиста и гитариста, но и художника, ведь именно его работы украшают обложки как альбома, так и синглов с него.

К выдающимся творениям пластинки, помимо уже названных, относятся: шагающая барабанная «Mellow Song», зловещая «Trailerpark», гитарно-басовая одиссея «Caramel», ритмичная «Trimm Trabb» — для всех четырех характерна эпичная развязка, стартующая посередине треков. Самой экспериментальной и странной можно назвать «B.L.U.R.E.M.I.» из-за нагромождения стилей и мультяшного голоса в припеве. Также в некоторых песнях в конце есть «скрытые треки».

«13» был номинирован на «NME Awards» в категории «лучший альбом» и «Mercury Prize», а отдельные песни получили еще множество номинаций на различные музыкальные премии. В США диск попал в сотню лучших, а в Великобритании оказался на первом месте.

Think Tank (2003)

В записи этого альбома практически не участвовал Грэм, лечившийся в то время от алкогольной зависимости, так что работа получилась очень «албарновской». Учитывая, что фронтмен все более увлекался африканской и электронной музыкой, седьмая пластинка получилась самой экспериментальной во всей дискографии Blur.

Продюсировал запись на этот раз не только Орбит и группа, но и Бен Хиллер, а также Норман Кук, также известный как Fatboy Slim, оставивший свой отпечаток в треках «Crazy Beat», отдаленно напоминающем «Song 2», и сэмпловом хаотичном «Gene by Gene». По замыслу Албарна, альбом выступает против войны, что подкрепляет визуальное оформление пластинки, созданное не кем иным как Бэнкси, скандальным граффити-художником. К слову о политике, Албарн задействован в нескольких антивоенных проектах совместно с Робертом Дель Ная (Massive Attack) и не только.

Коксон появлялся на нескольких студийных сессиях, но без особого успеха (его гитару слышно только в песне «Battery in Your Leg»). В итоге, группа полюбовно решила с ним расстаться, хотя бы на время. Так что на альбоме заметны усилия заменить гитару Грэма всем, чем возможно, да и налицо возросшая роль Раунтри и Джеймса, которые, помимо всего прочего, взяли на себя обязанности бэк-вокалистов.

«Think Tank» частично записывался в Марокко, и марокканский оркестр слышен в блистательной композиции «Out of Time», пожалуй, одной из лучших композиций Blur вообще. Пластинка стартует с безумной электронной «скрытой» композиции «Me, White Noise», где мы слышим актера Фила Дэниелса (ранее он появлялся в треке «Parklife»), далее трек переходит в прекрасную, блуждающую по темным переулкам, ударную «Ambulance», затем начинается вышеупомянутая «Out of Time», перетекающая в «привет из прошлого» «Crazy Beat», знакомую по чудаковатому голосу на фоне. Дальше все продолжается в таком же пульсирующем ритме, в целом создавая вневременную пластинку, похожую на квинтэссенцию мировой музыки, собравшую наработки с разных уголков планеты. Еще отдельно стоит отметить следующие песни: атмосферную электронную «On the Way to the Club», созерцательную басовую «Caravan», романтичную клавишную «Sweet Song», игривую гитарную «Jets».

«Think Tank» получил множество наград, а такие журналы как «Q» и «The Observer» поставили его на первое место в списках лучших альбомов 2003 года. После релиза пластинки группа отправилась в тур с Саймоном Тонгом вместо Коксона. По окончании тура музыканты признались, что без старого товарища было совсем не то — не так, как раньше — и объявили о творческом отпуске, который закончился в 2008 году. После этого группа выпустила документальный фильм «No Distance Left to Run» и записала три новые песни. Недавно Джейми Хьюлетт обмолвился, что в процессе находятся запись как нового альбома Blur, так и новой пластинки Gorillaz. А это значит, нас ждет еще много интересного.

Вместе с художником Джейми Хьюлеттом Албарн создал виртуальную группу Gorillaz. К другим проектам лидера Blur относятся: The Good, the Bad and the Queen, Mali Music, Rocket Juice & the Moon. В прошлом году Дэймон спродюсировал альбом Бобби Уомака, тем самым вернув на сцену музыканта, последний альбом которого вышел еще в 90-х. Грэм Коксон также может похвастаться не менее внушительным перечнем сольных работ, который включает восемь номерных альбомов.


Обзоры

Brazzaville. Jetlag Poetry Brazzaville. Jetlag Poetry
Soyuz Чувственные романтики и неустанные путешественники В сознании слушателей Brazzaville укоренили...
Non Cadenza. Бесконечность Non Cadenza. Бесконечность
Музыка для тонких Замечательная статья Максима Горького о джазе, опубликованная в газета "Правда" в...
Конь педальный Конь педальный
Джек Уайт (Jack White) создал собственную гитарную педаль, назвав ее Bumble Buzz. Купить новинку можно пока только в нэшвильском...
Moonbeam. The Secret. Live Edition Moonbeam. The Secret. Live Edition
Смотрим концертный DVD от Moonbeam
Приношение Эллингтону Приношение Эллингтону
Главный парадокс этой книги то, что это первая (sic!) книга, крупнейшего джазового аналитика нашей страны, увы, ушедшего...
Oui Oui Si Si Ja Ja Da Da Oui Oui Si Si Ja Ja Da Da
Новый альбом Madness хорош уже потому, что он новый. Почтенные ветераны ска могут спокойно почивать на лаврах, но никак не...

Персоны

"Подсознательное лучше сознательного. Оно правдивей" "Подсознательное лучше сознательного. Оно правдивей"
Больше всего Бернард Самнер (Bernard Sumner) напоминает сжатую пружину: в жестах он неспешен, лицо - почти непроницаемо,...
Контркультура: за и против Контркультура: за и против
Поговорим сегодня о контркультуре. Вернее, стоит уточнить, что речь пойдет именно о российской контркультуре. В силу ли того,...
«Ничего не станет лучше» «Ничего не станет лучше»
В том, что уроженка Аризоны Ника Роза Данилова (Nika Roza Danilova) дает своим композициям названия «Lady Maslenitsa», «Smirenye»,...
«Моя авторская фишка — манга по мотивам текстов песен» «Моя авторская фишка — манга по мотивам текстов песен»
Распространенный случай — субкультура, возникающая вокруг музыки. Готы, эмо, краст-панк, сайкобилли, дарк-фолк — эти жанры...