Анонсы

И снова Дискотека Авария И снова Дискотека Авария
Группа «Дискотека Авария», пожалуй, самый яркий и успешный музыкальный колле ...
«Король и Шут», 20 июля, Зеленый театр «Король и Шут», 20 июля, Зеленый театр
Двадцатого июля группа «Король и Шут» сыграет большой концерт ...
Московский концерт NEW ORDER! Московский концерт NEW ORDER!
28 июня в московском концертном зале Stadium Live пройдет первое россий ...
Москвичи признали Мэрилина Мэнсона учеником Людмилы Гурченко Москвичи признали Мэрилина Мэнсона учеником Людмилы Гурченко
Американский шок-рокер Мэрилин Мэнсон не ...
Фестиваль Back To Zero (13 октября) Фестиваль Back To Zero (13 октября)
Фестиваль Back To Zero снова возвращается в наш город. Культовая ...

Там, где растрепали свою молодость

Пока я думал, что написать в связи с выходом нового альбома группы Мумий Тролль, внезапно осознал, что точно помню каждый момент первого ознакомления с каждым из их альбомов. Вот старшая сестра приносит коричневую кассету с "Морской" - Лагутенко совершенно не покидает телеэкраны, он в тот момент на взлёте и пике моды, а молодые девушки такое обычно не пропускают. Вышедшую через полгода белую кассету "Икра" покупаю уже я на сэкономленные на школьных обедах деньги - громкое вступление "Доли риска" с многозначными строчками про "шарахнут током, трахнут звуком" мою сестру натурально отпугивает, на меня же действует гипнотически и влюбляет в группу окончательно и бесповоротно.

Вот я слушаю в отцовской машине компакт-диск "Точно Ртуть Алоэ", за которым я заставил родителей поехать в магазин чуть ли не в 9 утра. Вот умиляюсь, слушая "Меамуры", в предвкушении предстоящей романтики взрослой жизни. Вот "Такие девчонки" и вообще лирика "Похитителей книг" аккуратно совпадают с первой большой влюблённостью. Вот в конце первого курса университета сносят башню "Слияния и поглощения", и группа перестаёт на несколько лет давать концерты в Москве именно тогда, когда я наконец-то имею возможность на них ходить. Вот реактивной стрелой проносится "Амба", как саундтрек к пику развеселой и нетрезвой молодости, которую замыкает длинная "Восьмёрка". Группа Мумий Тролль сосуществовала со мной почти всю осознанную жизнь, предсказуемо став одной из любимых и главных групп - поэтому к прослушиванию альбома "S.O.S. Матросу" я приступил в числе первых (сидя на рабочем месте в офисе - и этот момент я тоже запомню), а с моральной подготовкой к написанию этих строк тянул сколько мог.

На самом деле, тянул с выходом и Лагутенко - между "8" и "Матросом" было затишье, за которое поклонники по новому откровенно истосковались, ведь за пять лет до того за тот же временной промежуток группа выпустила аж три номерных пластинки и мини-альбом. С другой стороны, двойник "8" опустошил все творческие запасы и подвёл своеобразную черту под дюжиной лет всероссийской популярности. Тур в поддержку альбома шёл полтора года, и разговоры о следующем альбоме начинались уже тогда.

Группа, конечно, не исчезла - "Тролли" активно гастролировали, выпустили сборник ауттейков "Редкие земли", почему-то теперь считающийся номерным, записали полноценный англоязычный альбом "Vladivostok", Лагутенко издал по альбому сайд-проектов с Aeronautica, Горностаем и КЕТА, написал несколько книг, и, в общем-то, всегда был на виду. Но достопочтенный Мумий Тролль именно как главная мейнстримовая рок-группа России молчала - к стандартным концертным сетлистам с неизбежными "Дельфинами", "Владивостоком 3000" и "Медведицей" новинок не добавлялось.

История с кругосветным туром на паруснике "Седов" тоже была неоднозначной - на словах всё звучало романтично и красиво, на деле же группа постоянно покидала корабль ради гастролей, да и вообще не факт, что записывалась именно там. Возможно, это была очередная отсрочка перед неизбежным релизом - слишком были большие указаны сроки записи, уж за полтора года, дескать, точно можно написать альбом.

И альбом был написан, причем игравшиеся несколько раз на концертах резкая плясовая "Кажется" и расслабленно-растянутый "Ноябрь" итоговый сет-лист пластинки покинули. Возможно, мы ещё услышим ауттейки в студийной записи (как то было с "Фантастикой" или "Лучами", ждавшими своей очереди несколько лет), но новый альбом Мумий Тролля, плод двухлетних творческих потуг в студиях по всему миру, случился без них.

Пластинка получилась очень личной - настолько, насколько это возможно. Получилось некое путешествие по волнам памяти Лагутенко. Морская тематика, неоднократно имевшая место в творчестве Троллей (заглавная "S.O.S. матросу", вызывающая ассоциации по тексту с песней "Девочка"); космические путешествия, знакомые по песням МТ периода восьмидесятых ("Космический десант"), рефлексия по прежним временам ("Четвертый троллейбус" и "Странные игры")... Плюс впечатляющее звучание альбома с повторяющимися отсылками к позднему нью-вэйву, обилием синтезаторов и их специфике - в этом единственное заявленное сходство с пресловутым "русским роком", в восьмидесятых черпавшим вдохновение оттуда же. Тем не менее, это очень современная запись - учитывая, как внимательно Илья Игоревич следит за актуальными тенденциями, это и неудивительно. Плюс, этому наверняка поспособствовал DZA (Александр Холенко), новый участник группы, отвечающий за то, что в буклетах пластинок называют FX.

Увы, звучание пластинки остаётся её единственным неоспоримым и очевидным плюсом - в остальном у поклонников возникают довольно однообразные претензии к представленному материалу. Самые популярные - в его со схожести со "Слиянием и поглощением", самым непопулярным альбомом Троллей не в последнюю очередь из-за звука - с недовольством этим мы, конечно, не согласимся. Также в вину ставят отсутствие убойных хитов - про вторую "Медведицу" никто и не заикается, но даже таких, которые превратятся в шикарные концертные номера уровня "О, Рай!", тут и правда нет. Да и вообще впервые есть претензии к сонграйтингу: у Лагутенко в стихосложении часто стали проскакивать рифмы в духе "увижу-ближе" или "попроще-роще", вместе с не первой свежести "ла-ла-лаями" и "ай-яй-яем". Хотя и здесь есть свои удачи - будто не вошедшая в "Меамуры" трогательная "Федорино Горе" и совсем не характерная для группы "Малёк".

"S.O.S. матросу" - запись очень органичная, с душой и характером. В плане целостности и драматургической выверенности - это самый сильный из релизов группы. Другое дело, что по остальнымпараметрам в топах поклонников диск вряд ли станет ещё одной "Морской". Но в этих 10 песнях, несмотря ни на что, сохранилась свойственная предыдущим альбомам гипнотичность, заразительность, да ивообще слышно, что это не какой-то из сайд-проектов, а именно, что группа Мумий Тролль.

В одном из недавних интервью Лагутенко сказал, что "S.O.S. матросу" записана для своеобразной самоидентификации. В этом, наверное, и есть захватывающий слушателя глобальный альбомный мотив -в диске одновременно сошлось всё то, что интересовало и тревожило автора в молодости и в данный момент, поэтому к этому диску он никак не может быть безразличен, такой альбом не может быть сделан дляпроформы. Это, пожалуй, и заставляет крутить пластинку вновь и вновь несмотря ни на что. И, к чему были эти личные откровения в начале - когда автор, с музыкой которого ты ассоциируешь своё прошлое, пытаетсяразобраться с прошлым собственным - это, как минимум, нужно понять. А прощать тут не за что - альбом всё равно получился достойный.

"S.O.S. матросу" выйдет 25 августа


Обзоры

Ниже радара: London Grammar Ниже радара: London Grammar
London GrammarКто: Ханна Рид (Hannah Reid, вокал), Дот Мейджор (Dot Major, перкуссия), Дениэл Ротман (Daniel Rothman, гитара)Откуда:...
По следу ищеек По следу ищеек
Яндекс отслеживает реакцию пользователей и СМИ на скандал с участием басиста Bloodhound Gang, надругавшегося над российским...
Скрытое в листве Скрытое в листве
В наше время, когда перерыв между двумя студийными альбомами заслуженных музыкантов может легко составить десять, пятнадцать,...
Ниже радара: Trixie Whitley Ниже радара: Trixie Whitley
Trixie WhitleyКто: Трикси УитлиОткуда: Бруклин, Нью-Йорк, СШАЛейбл: Strong Blood MusicЯ не очень люблю музыкальные клипы....
Евгений Гришковец и Mgzavrebi, «Ждать Жить Ждать» (28.10.2013) Евгений Гришковец и Mgzavrebi, «Ждать Жить Ждать» (28.10.2013)
В сентябре во дворе театра «Практика» проходило мероприятие под названием «Грузинский вечер». Все было организовано как надо:...
Сурковская пропаганда: в пещеры и норы уйдет караван Сурковская пропаганда: в пещеры и норы уйдет караван
Нет ничего лучше под Новый год, чтобы в очередной раз вспомнить старую-старую сказку. Режиссер Питер Джексон подарил нам...

Персоны

Эксклюзивное интервью с Petey Pablo. Эксклюзивное интервью с Petey Pablo.
Бывал ли ты раньше в Москве? Как тебе город?Нет, Москву мне доводилось видеть только по телевизору. Так что я в России впервые...
John Erik KAADA: "Видели бы мои преподаватели, как я играю - их бы приступ хватил" John Erik KAADA: "Видели бы мои преподаватели, как я играю - их бы приступ хватил"
Йон Эрик Кода об арт-панке, академическом образовании и о том, как жить на гранты 
"Мы уже седьмой год как не берем ни копейки у государства". "Мы уже седьмой год как не берем ни копейки у государства".
Карой Герендаи (Gerendai Károly), главный организатор одного из крупнейших в Европе фестиваля Sziget, рассказал Звукам...
Опубликован последний сценарий Алексея Балабанова Опубликован последний сценарий Алексея Балабанова
Режиссёр Алексей Балабанов скончался 18го мая. Его незавершённую работу с черновым названием «Мой брат умер» уже можно найти...