Анонсы

No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип
Группа No Doubt была вынуждена удалить со своег ...
Iron Maiden вернулись на четверть века назад Iron Maiden вернулись на четверть века назад
Британцы Iron Maiden стали одним из тех коллективов, кот ...
Depeche Mode нашаманили в Москве дождь Depeche Mode нашаманили в Москве дождь
У британских корифеев синтипопа Depeche Mode с Россией долгая ...
Imagine Dragons выпустили дебютный альбом Imagine Dragons выпустили дебютный альбом
Дебютная пластинка перспективных американских рокеров, вклю ...
Неравноценная замена Неравноценная замена
"Пикник Афиши" остался без Си-Ло Грина (Cee Lo Green). Участник дуэта Gnarls Bar ...

Там, где растрепали свою молодость

Пока я думал, что написать в связи с выходом нового альбома группы Мумий Тролль, внезапно осознал, что точно помню каждый момент первого ознакомления с каждым из их альбомов. Вот старшая сестра приносит коричневую кассету с "Морской" - Лагутенко совершенно не покидает телеэкраны, он в тот момент на взлёте и пике моды, а молодые девушки такое обычно не пропускают. Вышедшую через полгода белую кассету "Икра" покупаю уже я на сэкономленные на школьных обедах деньги - громкое вступление "Доли риска" с многозначными строчками про "шарахнут током, трахнут звуком" мою сестру натурально отпугивает, на меня же действует гипнотически и влюбляет в группу окончательно и бесповоротно.

Вот я слушаю в отцовской машине компакт-диск "Точно Ртуть Алоэ", за которым я заставил родителей поехать в магазин чуть ли не в 9 утра. Вот умиляюсь, слушая "Меамуры", в предвкушении предстоящей романтики взрослой жизни. Вот "Такие девчонки" и вообще лирика "Похитителей книг" аккуратно совпадают с первой большой влюблённостью. Вот в конце первого курса университета сносят башню "Слияния и поглощения", и группа перестаёт на несколько лет давать концерты в Москве именно тогда, когда я наконец-то имею возможность на них ходить. Вот реактивной стрелой проносится "Амба", как саундтрек к пику развеселой и нетрезвой молодости, которую замыкает длинная "Восьмёрка". Группа Мумий Тролль сосуществовала со мной почти всю осознанную жизнь, предсказуемо став одной из любимых и главных групп - поэтому к прослушиванию альбома "S.O.S. Матросу" я приступил в числе первых (сидя на рабочем месте в офисе - и этот момент я тоже запомню), а с моральной подготовкой к написанию этих строк тянул сколько мог.

На самом деле, тянул с выходом и Лагутенко - между "8" и "Матросом" было затишье, за которое поклонники по новому откровенно истосковались, ведь за пять лет до того за тот же временной промежуток группа выпустила аж три номерных пластинки и мини-альбом. С другой стороны, двойник "8" опустошил все творческие запасы и подвёл своеобразную черту под дюжиной лет всероссийской популярности. Тур в поддержку альбома шёл полтора года, и разговоры о следующем альбоме начинались уже тогда.

Группа, конечно, не исчезла - "Тролли" активно гастролировали, выпустили сборник ауттейков "Редкие земли", почему-то теперь считающийся номерным, записали полноценный англоязычный альбом "Vladivostok", Лагутенко издал по альбому сайд-проектов с Aeronautica, Горностаем и КЕТА, написал несколько книг, и, в общем-то, всегда был на виду. Но достопочтенный Мумий Тролль именно как главная мейнстримовая рок-группа России молчала - к стандартным концертным сетлистам с неизбежными "Дельфинами", "Владивостоком 3000" и "Медведицей" новинок не добавлялось.

История с кругосветным туром на паруснике "Седов" тоже была неоднозначной - на словах всё звучало романтично и красиво, на деле же группа постоянно покидала корабль ради гастролей, да и вообще не факт, что записывалась именно там. Возможно, это была очередная отсрочка перед неизбежным релизом - слишком были большие указаны сроки записи, уж за полтора года, дескать, точно можно написать альбом.

И альбом был написан, причем игравшиеся несколько раз на концертах резкая плясовая "Кажется" и расслабленно-растянутый "Ноябрь" итоговый сет-лист пластинки покинули. Возможно, мы ещё услышим ауттейки в студийной записи (как то было с "Фантастикой" или "Лучами", ждавшими своей очереди несколько лет), но новый альбом Мумий Тролля, плод двухлетних творческих потуг в студиях по всему миру, случился без них.

Пластинка получилась очень личной - настолько, насколько это возможно. Получилось некое путешествие по волнам памяти Лагутенко. Морская тематика, неоднократно имевшая место в творчестве Троллей (заглавная "S.O.S. матросу", вызывающая ассоциации по тексту с песней "Девочка"); космические путешествия, знакомые по песням МТ периода восьмидесятых ("Космический десант"), рефлексия по прежним временам ("Четвертый троллейбус" и "Странные игры")... Плюс впечатляющее звучание альбома с повторяющимися отсылками к позднему нью-вэйву, обилием синтезаторов и их специфике - в этом единственное заявленное сходство с пресловутым "русским роком", в восьмидесятых черпавшим вдохновение оттуда же. Тем не менее, это очень современная запись - учитывая, как внимательно Илья Игоревич следит за актуальными тенденциями, это и неудивительно. Плюс, этому наверняка поспособствовал DZA (Александр Холенко), новый участник группы, отвечающий за то, что в буклетах пластинок называют FX.

Увы, звучание пластинки остаётся её единственным неоспоримым и очевидным плюсом - в остальном у поклонников возникают довольно однообразные претензии к представленному материалу. Самые популярные - в его со схожести со "Слиянием и поглощением", самым непопулярным альбомом Троллей не в последнюю очередь из-за звука - с недовольством этим мы, конечно, не согласимся. Также в вину ставят отсутствие убойных хитов - про вторую "Медведицу" никто и не заикается, но даже таких, которые превратятся в шикарные концертные номера уровня "О, Рай!", тут и правда нет. Да и вообще впервые есть претензии к сонграйтингу: у Лагутенко в стихосложении часто стали проскакивать рифмы в духе "увижу-ближе" или "попроще-роще", вместе с не первой свежести "ла-ла-лаями" и "ай-яй-яем". Хотя и здесь есть свои удачи - будто не вошедшая в "Меамуры" трогательная "Федорино Горе" и совсем не характерная для группы "Малёк".

"S.O.S. матросу" - запись очень органичная, с душой и характером. В плане целостности и драматургической выверенности - это самый сильный из релизов группы. Другое дело, что по остальнымпараметрам в топах поклонников диск вряд ли станет ещё одной "Морской". Но в этих 10 песнях, несмотря ни на что, сохранилась свойственная предыдущим альбомам гипнотичность, заразительность, да ивообще слышно, что это не какой-то из сайд-проектов, а именно, что группа Мумий Тролль.

В одном из недавних интервью Лагутенко сказал, что "S.O.S. матросу" записана для своеобразной самоидентификации. В этом, наверное, и есть захватывающий слушателя глобальный альбомный мотив -в диске одновременно сошлось всё то, что интересовало и тревожило автора в молодости и в данный момент, поэтому к этому диску он никак не может быть безразличен, такой альбом не может быть сделан дляпроформы. Это, пожалуй, и заставляет крутить пластинку вновь и вновь несмотря ни на что. И, к чему были эти личные откровения в начале - когда автор, с музыкой которого ты ассоциируешь своё прошлое, пытаетсяразобраться с прошлым собственным - это, как минимум, нужно понять. А прощать тут не за что - альбом всё равно получился достойный.

"S.O.S. матросу" выйдет 25 августа


Обзоры

Богу богово Богу богово
Бог как друг, телефон доверия, стрелок и мишень: 11 песен, иллюстрирующих отношения музыкантов с Господом.
Новый клуб Reспублика Club в Киеве Новый клуб Reспублика Club в Киеве
8 июня 2012 в Киеве на клубной карте появилось еще одно новое место для любителей ночной жизни – Rеспублика Club раскрыла...
2012 год в статьях журнала «Trill» 2012 год в статьях журнала «Trill»
В последние дни года мы решили окинуть взглядом основные музыкальные события 2012-го и оценить проделанную работу. В данном...
Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть первая: 1997-2002 Мумий Тролль: гид по дискографии. Часть первая: 1997-2002
Обзор дискографии группы Мумий Тролль. В первой части рассмотрены альбомы, вышедшие в период с 1997 по 2002 год.
Сурковская пропаганда. Выпуск 5: ума не надо Сурковская пропаганда. Выпуск 5: ума не надо
Сегодня, дорогие девочки и мальчики, речь у нас пойдет о пропаганде. Музыкальная пропаганда - дело хлопотное, местами пропитанное...
А был ли мальчик? А был ли мальчик?
К 1972 году группа Jethro Tull подошла в статусе признанных звезд мирового арт-рока. Их альбом "Aqualang", отлично продавался,...

Персоны

Интервью с Black Taxi Интервью с Black Taxi
Интервью с Black Taxi Что требуется, чтобы написать великолепную песню? Музыкальные способности помогают, как правило, но...
Новое видео Naughty Boy Новое видео Naughty Boy
На совместную песню Naughty Boy и Эмили Санде появился клип. Напомним, трек был представлен в начале июля и является вторым...
10 лет группе КОРНИ: «На отсутствие популярности жаловаться не приходится» 10 лет группе КОРНИ: «На отсутствие популярности жаловаться не приходится»
  Что сейчас с группой Корни? Зачем ушел Паша Артемьев? Есть ли плюсы продюсерского проекта? И правда ли, что Игорь Матвиенко...
"Апокалипсис? Это должно быть зрелищное световое шоу" "Апокалипсис? Это должно быть зрелищное световое шоу"
В декабре в Россию возвращается Дэвид Тибет (David Tibet). За именем музыканта обычно неразрывно следует название его opus...