Анонсы

Pukkelpop 2013: массы и классы Pukkelpop 2013: массы и классы
Нетвердо стоящий на ногах панк, в носках и без ботинок, заказывает пив ...
Верните мой 2007-й Верните мой 2007-й
В Москве прогремел концерт вновь собравшихся Fall Out Boy. Нынешний визит стал вто ...
Гарик Сукачев на сцене Б2 Гарик Сукачев на сцене Б2
Его пролетарский джаз с победной медью духовых и первобытным драйвом четвер ...
«Мегаполис» «Мегаполис»
После четырнадцати лет молчания, «Мегаполис» вернулся с альбомом «Супертанго», по мнению ...
Лидер System of a Down создаст саундтрек к мобильному шутеру Лидер System of a Down создаст саундтрек к мобильному шутеру
Лидер группы System of a Down Серж Танкя ...

Приношение Эллингтону

Главный парадокс этой книги то, что это первая (sic!) книга, крупнейшего джазового аналитика нашей страны, увы, ушедшего из жизни в 2006 году. Он не имел специального образования, был "всего лишь" философом, теоретиком дизайна и так далее – поэтому в СССР его многочисленные тексты выходили лишь в виде статей в журналах, рецензий и аннотаций к пластинкам.

В книге много имен и историй – как из истории джаза, так и из личного духовного опыта автора. Но автору, в первую очередь, интересен Дюк Эллингтон (Duke Ellington), его завораживает магия знаменитого бэнд-лидера, а это магия не только великолепного вкуса и организации, осмысленности и стремления к высокому, но и умения найти свой оригинальный звук. Дюк не только делал прекрасную музыку – он стремился понять, что движет им и что движет музыкой. Человек – оркестр, супераранжировщик – он был, пожалуй, самым разноплановым среди джазменов (и опередил его в этом аспекте только Майлз Дэвис (Miles Davis)) и то, что именно Эллингтон пришел в результате к серьезным духовным поискам – представляется естественным.

Главным в долгом творческом пути Эллингтона Переверзев считает его "Духовные" или "Священные" концерты. Первый концерт был написан и исполнен на заказ – в кафедральном соборе Благодати Господней в Сан-Франциско в 1965 году. "Когда вы получаете такого рода предложение – вы уже не в шоу-бизнесе" - цитирует Переверзев высказывание Эллингтона по этому поводу. Вот это желание – вырваться из "реальности", возможно, и двигало музыкантом. Другой разговор, что ему удалось, что нет. Никто из знаменитых джазменов не пошел по пути Эллингтона, и это только подчеркивает спорность некоторых утверждений Переверзева. Но впрочем, этот факт и не опровергает сделанные критиком выводы.

Показалось также важным, что джаз не возникал в душе, в жизни Переверзева, как конфликт с тем, что он слушал ранее или слышал дома. Увлечение музыкой не было для него стандартным молодежным противопоставлением и контркультурой, а вписывалось в общий музыкальный поток. Отсюда его гармоничное и позитивное восприятие музыки, стремление к культуртрегерству и искреннее недоумение при виде людей, не понимающих музыку и тем лишающих себя столь большого удовольствия.

Переверзев объясняет и формулирует религиозную осмысленность, как джаза, так и своего к нему интереса, долго и основательно – от закономерностей развития мировой цивилизации до совпадения внешних признаков поведения групп людей.

И как-то очень естественно он вплетает в повествование рассказ про то, как он полюбил джаз – услышав еще маленьким мальчиком игру джаз-оркестра в фойе кинотеатра. И не менее интересна и его дальнейшая судьба – коллекционера пластинок, ставшего сначала культуртрегером, а затем, чуть ли не первым человеком, который в нашей, как давно известно, неритмичной стране по настоящему понял джаз.

Леонид Борисович Переверзев "Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе"


Обзоры

Сурковская пропаганда: выпуск 8. В ожидании лесника. Сурковская пропаганда: выпуск 8. В ожидании лесника.
Есть старый анекдот о борьбе партизан с оккупантами: пришли в лес оккупанты, заняли избушку лесника. Спустя сутки ожесточенных...
Blunderbuss Blunderbuss
Окончательно расквитавшись с White Stripes, бывшими женами, долгоиграющими продюсерскими проектами, звуковыми экспериментами...
Эй, диджей, поменяй пластинку! Эй, диджей, поменяй пластинку!
Что делает диджея диджеем? - Конечно, коллекция винила и микшерный пульт – его основной инструмент. Благодаря этому набору...
Сурковская пропаганда. Выпуск 6: я люблю свою лошадку Сурковская пропаганда. Выпуск 6: я люблю свою лошадку
Сегодня речь у нас пойдет о наглости, безжалостности, самопиаре и себялюбии. О том, как на чужом горбу въехать хоть в рай,...
Тоннель в конец света Тоннель в конец света
Пару недель назад в петербургских депутатах вновь пробудился законотворческий зуд, в результате чего на свет появилось удивительное...
Ниже радара: Bipolar Sunshine Ниже радара: Bipolar Sunshine
Bipolar SunshineКто: Адио Мэрчант (Adio Marchant)Откуда: Манчестер, ВеликобританияЛейбл: Не подписанВ сериале «Отец Тед»...

Персоны

Еврейская мама Мадонна Еврейская мама Мадонна
Давненько мы ничего не писали об этой женщине, а зря. Между работой в студии и гастролями, спортом и каббалой есть в ее жизни...
Родственники осуждают Рианну Родственники осуждают Рианну
Близкие уверены, что 21-летняя певица совершила большую ошибку, простив Криса Брауна. В интервью журналу "People" один из...
«Я сам разработал дизайн бутылки!» «Я сам разработал дизайн бутылки!»
Ди-джей Ферри Корстен (Ferry Corsten) в октябре отмечает юбилей — 20 лет продюсерской деятельности. Это событие сопровождается...
Бейонсе названа Женщиной года Бейонсе названа Женщиной года
По версии журнала "Billboard", 27-летняя певица стала самой яркой звездой этого года в музыкальной сфере. Редакция одного...