Анонсы

Новый диск Александра Маршала – «Обернись» Новый диск Александра Маршала – «Обернись»
Александр Маршал начал сольную карьеру еще в то время, ког ...
Skid Row. 13 июня, Moscow Hall Skid Row. 13 июня, Moscow Hall
Американские глэм-рокеры Skid Row возвращаются в Москву.
Michael Mayer - "Mantasy" Michael Mayer - "Mantasy"
Босс лейбла Kompakt Michael Mayer выпустит первый за 8 лет альбом
Наадежда на завтра Наадежда на завтра
Среди публики пока проект Наадя принято понимать примерно как "то же, что и Moremo ...
Фестиваль Double Play. 1 сентября, парк «Красная Пресня» Фестиваль Double Play. 1 сентября, парк «Красная Пресня»
Интерактивный формат фестиваля органично сов ...

"Нью-Йорк, Нью-Йорк"

Ну вот мы и добрались до столицы мира и, как вы наверное догадываетесь, богатство культурной жизни Нью-Йорка поддаётся описанию с большим трудом. Не то, чтобы Нью-Йорк был таким уж музыкальным городом, просто здесь в буквальном смысле слова есть всё. Город испещрен клубами разных размеров, барами с музыкой, и концертными залами. А кроме этого, у вас есть отличные шансы наткнуться на очень приличное представление (вроде выступления рэперов и танцоров) прямо на улице или даже в метро. Ориентироваться в бесконечном потоке событий крайне затруднительно, но, к счастью, существует несколько очень неплохих гидов. Из печатных изданий в первую очередь стоит обратить внимание на местный «Time Out», а также бесплатную газету «Village Voice». В интернете наиболее полную и, главное, оперативную (не слишком крупный концерт тут могут заявить буквально за несколько дней, когда уже ни одна газета с анонсами не поспеет) информацию даёт музыкальный раздел сайта Brooklyn Vegan.

Насыщенность нью-йоркской музыкальной жизни специфическая – любят тут далеко не все жанры. Больше всего нью-йоркцы почитают классический соул, а также отрастающие от него подвиды диско. Среднестатистический хит из нью-йоркского бара это какой-нибудь Марвин Гей (Marvin Gaye). Разумеется, здесь полный порядок с хип-хопом, а также с джазом. А вот почти анекдотическая любовь американцев к кантри здесь почти не ощущается – все же Нью-Йорк отличается от остальной Америки почти как Москва от остальной России. Рок здесь тоже в большом почёте, при этом всевозможное инди расцвело здесь едва ли не более пышно, чем в Великобритании. С электроникой дело обстоит куда сложнее – даже электронного диско вроде Патрика Коули (Patric Cowley) в местных рекорд-шопах не сыщешь (за этим придётся ехать в Калифорнию). Зато полный порядок с «пост-хипхоповыми» направлениями и прочей модной ломаной музыкой.

По сравнению с Европой, в клубах Нью-Йорка есть две особенности. Во-первых, если на вечеринке или в клубе в целом действует возрастной ценз, на входе с вас непременно спросят ID. Оценивать возраст на глаз тут не принято, так что даже если вам на вид все пятьдесят, паспорт всё равно спросят – закон есть закон. Во-вторых, много где приняты чаевые – проценты естественно никто не считает, а вот оставить на стойке доллар с купленного напитка, дело обычное.

Вход на клубный концерт стоит в среднем долларов 10-15, однако билет на шоу «звездного» или, тем более, приезжего музыканта может оказаться дороже. Билеты лучше покупать заранее через интернет - в известных местах аншлаги случаются на большинстве концертов. Цены в барах невысокие – в Нью-Йорке дорогое жильё, а всё остальное заметно дешевле, чем в Европе.

Говоря об этом городе, все первым делом представляют себе небоскрёбы, и это представление во многом правдиво, но музыкальный Нью-Йорк совершенно другой. Культурная жизнь здесь концентрируется в нескольких малоэтажных, внешне похожих скорее на Англию районах южного (или «нижнего», как тут говорят) Манхэтттена (Ист-Вилледже, Гринвиче, частично – в Чайна-Тауне и Челси), а также в Вильямсбурге – районе местных хипстеров, расположенном на другом берегу Ист-Ривер, в Бруклине.

КЛАССИКА И ДЖАЗ

Справедливости ради, среди небоскребов тоже иногда скрываются важные очаги культуры. Самый известный среди них – Radio City Music Hall, театр на пять с лишним тысяч мест, расположенный в нижних этажах небоскрёба Рокфеллер-Центра. В этом здании кроется немало интересных мест вроде музея телевидения или смотровой площадки с потрясающим видом на Нью-Йорк, но нас в первую очередь интересует именно музыка.

Радио сити мьюзик холл - площадка торжественная и по нью-йоркским меркам довольно старая (зал открыт в 1978-м). Внутри – почти Большой Театр или лондонский Альберт-Холл: орган, дизайн в стиле арт-деко и прочие совсем не рок-н-рольные атрибуты. Однако звучит здесь далеко не только классика. Не раз в этом зале вручали премии «Грэмми», да и список мероприятий крайне широкий от оперы и балета до концертов Depeche Mode, Radiohead и Ареты Франклин (Aretha Franklin).

Еще один важный культурный центр расположен в Линкольн-центре, близ центрального парка. Тут можно сходить на классический концерт (нередко, бесплатный). Здесь же постоянно действует джаз-клуб, где, если повезет, можно послушать звезд уровня Херби Хенкока (Herbie Hancock). Программа устроена так, что популярные составы играют здесь по несколько концертов, одному коллективу может быть отдана даже вся неделя. Наконец, в фойе можно просто выпить кофе – неплохая альтернатива заполонившему всё «Старбаксу».

Классику здесь можно послушать и в фешенебельном Карнеги-Холле (угол 7-й авеню и 57-й улицы, чуть южнее центрального парка). Это, наверное, самый знаменитый концертный зал Америки, окруженный легендами. Например, концертом, открывавшим площадку в 1891-м, дирижировал сам Чайковский, а одно из редких исключений, когда в святая святых допускались рокеры, было сделано в 1964-м для Beatles. Слушать здесь лучше американских композиторов - Чайковского или Моцарта, пожалуй, не хуже исполнят в России, а вот для любителей современной классической музыки тут настоящее раздолье. Это здесь национальное достояние, так что Кейджа или Райха играют тут часто, с почётом и, думается, лучше, чем где бы то ни было.

Еще одно место, где исполняют современную классику, джаз, этнику и прочую непростую музыку, называется The Kitchen и расположено на южной границе района Челси (19-я улица 512, почти на западном краю Манхеттена). Это камерный зальчик, напоминающий гибрид московских «Дома» и ГЦСИ. Мест здесь около сотни, желающих послушать музыку бывает и больше. Если билета вам не досталось, не отчаивайтесь. Персонал здесь внимательный, вас сначала включат в лист ожидания (перед концертом обычно освобождается несколько забронированных мест), а затем, возможно, предложат сесть в проходе на подушечку.

Среди джазовых мест стоит выделить две площадки – расположенный в «Алфавитном городе» чуть севернее улицы Хаустон клуб The Stone, а также Blue Note, который находится в Гринвич Вилледж (пара километров к северо-западу по 3-й улице). О том, что происходит в «Стоуне» можно догадаться уже по тому, что этим клубом владеет Джон Зорн (John Zorn). The Stone это предельно аскетичная обстановка, маленький зал и бескомпромиссные экспериментаторы на сцене. Несмотря на то, что известных людей в афишах встретишь нечасто, «Стоун» - Мекка фри-джаза и свободной импровизации. «Blue Note» (флагманский клуб интернациональной сети) – место, напротив, более консервативное и фешенебельное. В зале – столики, на сцене – традиционные джазовые составы, нередко звездные. Тут играли Эл Ди Меола (Al Di Meola), Эл Джерро (Al Jarreau), Чик Кориа (Chick Corea), Дейв Брубек (Dave Brubeck) и избранные поп-герои вроде Лорин Хилл (Lauryn Hill).

Еще один традиционный для Америки вид искусства – мюзиклы. Театров в городе великое множество, а район их сосредоточения находится, как нетрудно догадаться, на улице Бродвей, вернее сказать – на вполне определенной её части близ площади Таймс-Сквер. Если помните песню Pet Shop Boys “New York City Boy”, то место «где седьмая авеню пересекает Бродвей» - и есть Таймс-Сквер. Сам по себе Бродвей настолько огромен, что идёт вдоль всего острова Манхеттен от Гарлема на севере до Бэттери-парка на юге.

РОК, ПОП И ЭЛЕКТРОНИКА – МАЛЕНЬКИЕ КЛУБЫ

Клубная жизнь в Нью-Йорке богата чрезвычайно. Хороших и при этом не очень известных (пока, а может быть и вообще) музыкантов здесь уйма, при этом их можно послушать в камерной, почти домашней атмосфере. Концерты могут проходить не только в клубах и барах, но и прямо на репетиционных базах или студиях (за этим вам, возможно, понадобиться забраться поглубже в Бруклин). При этом играть там могут не только новички, но и артисты вполне известные – группа может обкатывать поближе к дому новую программу или, например, снимать концертное видео, для которого зрители совсем не помешают.

Уютный подвальчик, вместимостью от сорока до трехсот человек – тоже очень популярный формат. В Santos Party House на улице Lafayette (клуб размером примерно с наши «Тонны») можно послушать живьем El-P, Teebs или поплясать под диджеев с лейбла Kitsune. В малюсеньком Home Sweet Home, что в чайна-тауне – выпить пива под манчестерские рок-хиты или даже послушать живьем минимал-вейв. Свои вечеринки здесь регулярно устраивает босс лейбла Weird Records и участник дуэта Xeno & Oaklander Шон Макбрайд (Sean McBride).

Место повышенной концентрации таких заведений - улица Ladlow. Расположена она чуть южнее Ист-Вилледж, неподалеку от восточного, то есть манхэттенского конца Вильямсбургского моста. В первых этажах домов – сплошь клубы, бары и гитарные магазины, в подвалах – репетиционные базы, где совершенствуют мастерство будущие The Strokes. Да и местные жители – публика тоже в основном артистическая.

Параллельно улице Ладло, но чуть западнее, пролегает улица Бауэри. Если прогуляться по ней на север (а перемещаться по этой части города надо исключительно пешком, эти районы крайне живописны, даже не в смысле каких-то архитектурных красот, а в смысле погружения в реальную жизнь), можно прийти к клубу Bowery Ballroom. «Балрум» - типичная городская клубная площадка со стоячим залом на 500 человек и довольно эклектичной музыкальной политикой. Тут играют Ани Дифранко (Ani Difranco), Owl City, Gold Panda, Эмели Санде (Emeli Sande) и даже подзабытые Soul Asylum.

Владельцам Bowery Ballroom принадлежит целая сеть клубов. Туда входит и камерный Mercury Lounge (расположенный недалеко от Bowery Ballroom, на улице Хаустон). Здесь предпочитают фолк, блюз, гараж и инди-рок, а знакомых имен в афише значительно меньше. Среди них, например, клиент лейбла Secretly Canadian Дэмьен Хурадо (Damien Jurado) или гаражные рокеры Black Box Revelation.

КЛУБЫ-ГИГАНТЫ

Самое крупное заведение той же сети, а заодно – один из самых популярных клубов города, это Terminal 5. Здесь играют те, кто уже популярен, но еще не дотянул до стадионных масштабов, или просто ради атмосферы предпочитает площадки поменьше. Выбор огромен – от Nine Inch Nails или Jane’s Addiction до Scissor Sisters, Пола Ван Дайка (Paul Van Dyk) или Godspeed You Black Emperor. Расположен он на 57-й улице, практически на берегу Гудзона. «Терминал» больше всего напоминает нашу «Арену», но при этом более светлый и просторный. Первый этаж это один большой танцпол, а также бар и развал с мерчандайзингом выступающих групп (как правило, довольно разнообразным). Выше расположен балкон (попасть туда, естественно, может каждый желающий, а не только обладатели VIP-билетов), а еще выше – главное достоинство этого места, бар на крыше под открытым небом. Это здешний чиллаут, тут можно посидеть на лавочке, пропустить по стаканчику (порция виски с колой обойдется вам долларов в восемь-девять) и, главное, пообщаться и переждать не самый интересный концерт. Последняя возможность бывает ценной, поскольку тут часто играет по несколько групп. Пропустить нужного артиста вы тоже не рискуете – происходящее внизу сюда транслируют по телевизору.

Старший брат «Терминала» - Webster Hall (к нему вы попадете, отправившись дальше на север по Бауэри). Старшим «Холл» считается не по вместимости (это тоже клуб-тысячник, но раза в полтора поменьше), сколько в буквальном смысле, по возрасту – это не слишком частый для современного Нью-Йорка пример площадки с историей. "Вебстер Холл" разместился в здании конца XIX века, где уже сто лет назад проходили балы-маскарады, а также профсоюзные собрания. Внутри – сильно осовремененная обстановка небольшого театра, как в некоторых клубах Лондона. В середине прошлого века здесь выступали Пит Сигер (Pete Seeger), Элвис Пресли (Elvis Presley), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) и Боб Дилан (Bob Dylan). Сейчас в афишах Nero, Zola Jesus, Gotye, Ting Tings и даже Guns’n’Roses.

Параллельно улице Хаустон, поперек Манхэттена идёт еще одна важная музыкальная улица Нью-Йорка, Blecker Street. На Бликере располагаются сразу несколько клубов, а также один из «кластеров» здешних рекорд-шопов. Музыкальные магазины здесь, к слову сказать, не фееричны, если опять же вы не являетесь заядлым коллекционером соула, диско и хип-хопа. Этого добра здесь завались, а вот за электроникой или, тем паче, европейским инди-роком, придётся гоняться, а потом еще и отдать за эти пластинки приличные суммы. Как бы то ни было, заглянуть сюда стоит хотя бы ради того, чтобы поболтать с колоритными продавцами или ухватить за три доллара пластинку какого-нибудь малоизвестного американского лейбла.

Самый главный из расположенных на Blecker Street клубов это (Le) Poisson Rouge. В противовес «Вебстер холлу», «Пуассон руж» - место новое, открылся клуб буквально несколько лет назад. И дизайн, и репертуар – подчеркнуто современные. LPR – клуб нарочито передовой, здесь очень любят авангард, современную академическую музыку и электронику. Хотя, как почти везде в Нью-Йорке, играет здесь практически всё, от джаза и классики (Марк Рибо (Marc Ribot), Терри Райли (Terry Riley), Франческо Тристано (Francesco Tristano)) до металла и пост-дабстепа. В выходные – разумеется, танцевальные вечеринки, на которых особый шик это застать за вертушками кого-нибудь из знаменитых местных жителей, например Moby, Afrika Bambaataa или Machinedrum.

РАЙОН WILLIAMSBURG

Про Уильямсбург (район обитания местных хипстеров) можно написать отдельную статью. Раньше здесь обитали ортодоксальные евреи, однако в семидесятые здесь стала потихоньку селиться местная богема, для которой жизнь на Манхеттене была дорога. Музыкальный Уильямсбург расцвел в девяностые – здесь поднялась своя инди-сцена, а в нулевые усилиями Fischerspooner и их коллег прогремел электроклэш. Сейчас в этом районе живут, например, Machinedrum и перебравшийся из Англии в Америку Four Tet.

Уильямсбург – довольно типичный «артистический район». Здесь обшарпано, но чрезвычайно уютно. Малоэтажные дома изрисованы граффити, на первых этажах – магазины дизайнерской одежды, рекорд-шопы и несетевые кофейни с веганскими сладостями. «Несетевые» - момент существенный, жители района делают все возможное, чтобы противостоять глобализации, например в Уильямсбург до сих пор не смог проникнуть «Старбакс», который тут считается символом мирового капитализма.

Приехать сюда можно на метро (станция Bedford Avenue находится на одноименной улице в самом центре здешней культурной жизни), но если не жалко времени и сил, лучше прийти сюда пешком с Манхэттена через Уильямсбургский мост. Вид отсюда, пожалуй, еще более впечатляющий, чем со знаменитого Бруклинского. Особенно эффектно окрестности выглядят на закате – мост поднимается настолько высоко, что в некоторых точках есть ощущение, будто находишься на одном уровне с небоскребами.

Самая известная концертная площадка здесь, Music Hall of Williamsburg - сравнительно небольшая по меркам Нью-Йорка (сюда помещается от силы 500 человек), но при этом весьма популярная. В афишах – Джеймс Блейк (James Blake), Radio Dept, Ultramagnetic MCs, The Wire и Марк Козелек (Mark Kozelek). Буквально в двух домах – один из нескольких в Нью-Йорке рекорд-шопов Academy Records c неплохим и, что важно, разноплановым репертуаром.

Сюда же, в Уильямсбург, переехал и знаменитый клуб Knitting Factory, до того много лет проработавший на Манхэттене. В прошлой жизни клуба в нем выступали Fall Out Boy, Art Brut, Mudhoney, Boris, The Gossip, сейчас «Фабрика» - место более андегрграундное, знакомых имен в афише минимум, но высматривать «новых Strokes», возможно, стоит именно тут.

Если хочется окончательно погрузиться в пучину бруклинского андерграунда, добро пожаловать в 285 Kent Avenue – безымянный клуб на западной оконечности Уильямсбурга, практически у моста. По сравнению с этим подвалом, где бар заменяет уставленный бутылками стол, а вход в зал с музыкой – пластиковая занавеска, места вроде Р-Клуба покажутся исчадием гламура. Шансов увидеть здесь знакомого артиста, при этом, не так и мал – здесь играют Andrew W.K, Akron/Family, Fucked Up, Kool Keith. Буквально в соседней двери – куда более опрятный Glasslands Gallery, где частенько звучит модная электроника вроде Com Truise или Shigeto.

ДАЛЬНИЕ РАЙОНЫ

Дальние районы Нью-Йорка с точки зрения культурной жизни большого интереса не представляют, хотя повод рвануть в Квинс или Бронкс вполне может найтись. В Бронксе, например, находится стадион бейсбольной команды New York Yankees, где дают концерты звезды масштаба Пола Маккартни (Paul McCartney) или Jay-Z.

В Квинсе расположен MOMA PS1, филиал музея современного искусства MOMA, где помимо выставок проходят и музыкальные мероприятия. Разумеется, здесь звучит далеко не только академический авангард. Минувшей весной в этом зале давали ретроспективную серию концертов Kraftwerk (билеты распродались за считанные секунды), а также проходил фестиваль, хедлайнерами которого были Франсуа Кеворкян (Francois Kevorkian) и Хуан Аткинс (Juan Atkins).

Чтобы посмотреть на уличных музыкантов, можно заглянуть в колоритный Гарлем – некогда опасный, теперь же облагороженный и обжитый туристами. На главной улице района, 125-й (она же – бульвар Мартина Лютера Кинга) стоит театр, где регулярно проходит смотр молодых талантов из народа, а прямо на обочине выступают брейкдансеры и начинающие диджеи и эм-си, которые там же продают по доллару болванки с собственными миксами.


Обзоры

Кассиопея. Стивен Кинг и Мы Кассиопея. Стивен Кинг и Мы
Снегири С пылким сердцем и воображением. "Белоруссия родная, Украина дорогая" или "Умом оссию не по...
Музыкальные вакансии для студентов Музыкальные вакансии для студентов
Каждый студент нуждается в дополнительном заработке на ежедневные расходы. Это особенно важно для тех из вас, кто интересуется...
Flashback: Digital Act Day 1 Flashback: Digital Act Day 1
Вспоминаем лучшие вечеринки
Гид по дискографии Depeche Mode. Часть третья (из трех): 2001-2013 Гид по дискографии Depeche Mode. Часть третья (из трех): 2001-2013
«Трилл» завершает публикацию обзора дискографии Depeche Mode. В третьей части — альбомы, увидевшие свет в новом веке, и история...
Транс-июль Транс-июль
Самые заметные июльские релизы транс-исполнителей
Бонни и клад Бонни и клад
"Новое всегда лучше старого! Не будь лохом, сделай апгрейд!" - вдалбливает в голову каждый рекламный ролик, лапающий тебя...

Персоны

Страшное лицо друга Дмитрия Дюжева Страшное лицо друга Дмитрия Дюжева
Нас посетил ужасный Мамонов ...
Wyclef Jean: "Если бы я был президентом…" Wyclef Jean: "Если бы я был президентом…"
Бывший участник знаменитого трио The Fugees, а ныне сольный исполнитель, продюсер и политик, Wyclef Jean выпустил новый EP...
"Что в сумке? Душа Клиффа Бартона, конечно!" "Что в сумке? Душа Клиффа Бартона, конечно!"
Ларс Ульрих (Lars Ulrich) и Роберт Трухильо (Robert Trujillo) пребывают в отличном настроении: жесткий график рекламной кампании...
Интервью с музыкантом: Никита Болдырев Интервью с музыкантом: Никита Болдырев
Болдырев Никита молодой российский гитарист, который начал обучаться игре на гитаре в 1999 году. Музыкант после окончания...