Анонсы

Ноэль Галлахер выпустит концертный DVD Ноэль Галлахер выпустит концертный DVD
Ноэль Галлахер готовит к выпуску первый концертный DVD в рамка ...
Александр Ф. Скляр, 14 марта, Театр Эстрады Александр Ф. Скляр, 14 марта, Театр Эстрады
Александр Ф. Скляр представит в честь своего юбилея прогр ...
ЧАЙФ.  Зимняя Акустика: Исповедь тапера ЧАЙФ. Зимняя Акустика: Исповедь тапера
Зимняя Акустика ЧАЙФа для Екатеринбурга это уже не просто тра ...

"Прогрев проводов" как метафизическое явление

Звуки продолжают серию лекций о тонкостях и секретах звуковоспроизводящей аппаратуры, которые непременно должен познать каждый уважающий себя меломан. Слово предоставляется звукоинженеру, конструктору авторских акустических систем, эксперту и основателю компаний Саунд Мастер и F-lab Юрию Фомину. Сегодня с его помощью мы разберем один из самых "болезненных" вопросов: кто и почему греет провода, и почему этот мем так популярен в среде аудиофилов? .

По мере совершенствования основного оборудования: источников, усилителей акустических систем, ценители прекрасного все больше внимания стали обращать на детали и условия, обеспечивающие тот самый заветный настоящий "Звук".

Значит, эти вопросы перешли из разряда малозначительных в разряд требующих теоретического обоснования и серьезного подхода со стороны производителей. В дело включились дизайнеры, электроники, физики, химики и даже специалисты из космических отраслей.

Взгляните на кабели американских компаний Analysis Plus и Nordost, в их разработке принимают участие специалисты по космической связи и разработчики новейших материалов NASA.

Стоимость некоторых образцов межблочников и акустических кабелей этих уважаемых компаний вплотную приближаются к ценам аппаратуры, с которой им предстоит работать.

И тут наступает пора тревожных сомнений: а стоят ли эти чудо-провода той устрашающей суммы, которую за них просят?

Глядя на некоторые форумы, можно заметить стабильное циркулирование некоторых мифов, которые укоренились в сознании скептиков. Вот некоторые из них:

Миф 1: Дороговизна кабеля определяется исключительно ценой материалов.
Миф 2: Звук дорогого кабеля не лучше, чем у дешевого.
Миф 3: Прогретый кабель звучит не лучше, чем не прогретый.
Миф 4. Направлением проката проводника определяется направленность его при включении его в систему. (Налицо подмена понимания особенностей организации технологии и вектора производственного процесса, от начала до конца производства готового кабеля.)

Между тем, пытливыми аудиофилами замечено, что прогретые кабели звучат лучше, чем не прогретые, причем, это утверждение применимо как к дорогим, так и к дешевым экземплярам. Срок прогрева кабеля полезным аудиосигналом, по свидетельству одной уважаемой компании, производящей кабельную продукцию, составляет около 10 дней. Учтите, что эффект улучшения звука через некоторое время пропадает, если кабель не используется.

Попытка навести порядок в наших представлениях, например, о степени влияния прогрева межблочных и акустических кабелей на звук вообще или вполне конкретного комплекта, в частности, наталкивается на необходимость учета слишком большого числа факторов.

Выполняя анализ, придется рассмотреть какие изменения происходят в проводнике под воздействием электрического сигнала, привлекая при этом свежие данные из нескольких разделов физики. нам ппридут на помощь:

  • классическая электронная теория
  • электродинамика
  • материаловедение
  • физика твердого тела и т.д.
    Не забудем также количественный анализ процессов, в отличие от качественного, выполнить весьма не просто. Достаточно вспомнить, что для моделирования характера взаимодействия электронов тока с атомами узлов кристаллической решетки проводника была разработана целая теория (если вы заинтересовались, прочтите "Теорию фононов" И. Е. Тамма). Ученые, не имея на тот момент необходимого математического аппарата и физической возможности учесть все взаимодействия в кристаллической решетке проводника, ввели тогда виртуальные частицы — фононы, то есть "псевдочастицы", подчиняющиеся законам распространения акустических волн. Это позволило промоделировать колебательные явления узлов решетки проводника. Подобные приемы применялись учеными и в 17 - 18 веках, когда еще не было науки "термодинамика".

    Скептики скажут: "Эвона куды завернули. Фононы, теплород, электроны — зачем?" Мол, для кабеля решающее значение имеют обобщенные и хорошо известные характеристики: сопротивление, емкость, индуктивность.

    Да, все правильно, но озабоченные аудиофилы хотели бы получить более определенный ответ на причину различия в звуке кабелей с одинаковыми электрическими характеристиками, но отличающимися материалом проводников и изоляторов (медь, серебро, тефлон или полипропилен)... Почему прогретый кабель, сохраняя те же характеристики, звучит иначе, чем непрогретый? Какой смысл несет направленность кабеля? Аудиолюбители хотели бы услышать и практические советы, например, как долго и каким сигналом прогревать кабели.

    Предлагаем читателям собственную попытку обобщить разрозненные факты из жизни кабельного вопроса и сформулировать некоторые советы любителям хай-фая и хай- энда.

    Мы будем описывать процессы, происходящие в акустических проводах, и переводить их в "образы".

    Из теории Фононов:
    Свободный электрон пролетает между двух атомов кристаллической решетки, они отталкиваются, возбуждая всю цепочку кристаллов по законам распространения звуковых волн. Возникает ультразвуковой шум, спектр которого разный для серебра и меди. В качестве сравнительного образа мы выбрали струны гитары из серебра и стали, которые имеют одинаковые физические размеры, настроенные на одну ноту и звучащие по-разному.

    Прогрев в данном случае увеличивает амплитуду колебаний атомов решетки в проводнике. При прохождении по проводнику переменного тока (в области звуковых колебаний), скин-эффект выталкивает свободные электроны на поверхность проводника, и часть из них "затыкает" электронные дыры в диэлектрике, возникают артефакты. Поэтому очень важен материал диэлектрика. Прогрев кабеля стабилизирует этот обмен до линейного уровня, и провод какое-то время способен "помнить" это состояние.

    Под воздействием проходящего тока диполи атомов проводника способны выстраиваться в одном направлении (поляризоваться) и могут сохранять это состояние после воздействия. Существует свой срок "релаксации" различных материалов проводника, которое никто не публикует. На вопрос о сроках прогрева проводника мы можем привести мнение руководителя компании Atlas, что сроки прогрева кабеля исчисляются неделей. Мы позволим себе предположить, что это состояние кабель сохраняет сопоставимый по продолжительности срок, однако его подключение требует соблюдение направления движения тока (здесь вам помогут стрелки и маркеры на кабелях).Специфичный для материалов проводников "окрас" в звучании кабелей образуется из шумов, ранее описанных, и находится в области ультразвуковых частот, которые отвечают за "фронты" звукового сигнала, что воспринимается как "детализация" и "воздух". Мы предполагаем, что прогрев мало влияет именно на это.Качественные изменения в прогреве кабеля слышны скорее на аналоговой аппаратуре высокого класса.

    Итак, первый совет: чем больше кабелей вы “продегустируете”, тем лучше будете слышать нюансы их звучания.

    Продолжение следует. Все упомянутые в статье модели можно найти на сайте Audiomania


  • Обзоры

    Программа номер СЭМ Программа номер СЭМ
    Именитый разработчик виртуальных (а с недавних пор - и аппаратных) синтезаторов Arturia выпустила новое приложение-эмулятор...
    Oui Oui Si Si Ja Ja Da Da Oui Oui Si Si Ja Ja Da Da
    Новый альбом Madness хорош уже потому, что он новый. Почтенные ветераны ска могут спокойно почивать на лаврах, но никак не...
    Dash Berlin - #musicislife Dash Berlin - #musicislife
    Появление Dash Berlin в мире электронной музыки было подобно урагану
    Целлулоид: "Великий Гэтсби" и реабилитация китча Целлулоид: "Великий Гэтсби" и реабилитация китча
    Когда дело касается киномузыки, и без того нарядные фильмы австралийца База Лурманна (Baz Luhrmann) расцветают такими пышными...
    Точка опоры Точка опоры
    Новый альбом группы Zorge, вышедший всего через две недели после одноразового воссоединения Tequilajazzz на площадке московского...
    Лиричный вечер с Portico Quartet в московском ДОМе Лиричный вечер с Portico Quartet в московском ДОМе
    Саксофон Джека Уайлли, ханг Кира Вайна, контрабас Майло Фицпатрика и ударные Дункана Беллами вживую оставляют непередаваемые...

    Персоны

    Иван Дорн: хочу выступить с Софи Эллис-Бекстор! Иван Дорн: хочу выступить с Софи Эллис-Бекстор!
    Пожалуй, одним из главных музыкальных открытий 2011 года стал Иван Дорн, бывший участник проекта «Пара нормальных». О работе...
    Дима Билан - артист, писатель и  просто...философ Дима Билан - артист, писатель и просто...философ
    Что нового мы можем рассказать о Диме Билане? Он популярный и востребованный певец, победитель "Евровидения 2008" и народный...
    Седина в бороду, бес в ребро Седина в бороду, бес в ребро
    <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204;...
    Рианна снова меняет имидж Рианна снова меняет имидж
    Рианна не перестает удивлять поклонников. Певица вновь сменила имидж для съемок нового клипа на песню «You Da One». На этот...