Анонсы

Дикие, но симпатичные Дикие, но симпатичные
В Москву Wild Beasts приехали в статусе не то, чтобы совсем сбитых летчиков, но ...
Пикник «Афиши» Пикник «Афиши»
Lauryn Hill, Mika, Pet Shop Boys, Franz Ferdinand и это далеко не все!
25 ноября - КОРОЛЬ И ШУТ в Arena Moscow 25 ноября - КОРОЛЬ И ШУТ в Arena Moscow
25-го ноября группа «Король и Шут» сыграет большой сольный ко ...
Новый альбом британцев MUSE - The 2nd Law! Новый альбом британцев MUSE - The 2nd Law!
Сегодня, 1 октября, состоялся релиз новой студийной пласти ...
Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS
«Love, Lust, Faith + Dreams» – релиз нового альбома THIRTY SECONDS ...

Сурковская пропаганда: выпуск 8. В ожидании лесника.

Есть старый анекдот о борьбе партизан с оккупантами: пришли в лес оккупанты, заняли избушку лесника. Спустя сутки ожесточенных боев партизаны выгнали оккупантов. Оккупанты собрались с силами, прогнали партизан. Партизаны собрались с силами, вернулись, прогнали оккупантов... А через какое-то время пришел лесник.

К чему я все это? Не поверите - к цифровому рынку,- вернее, к его музыкальной составляющей. Там все - как в том самом лесу: приходят одни, вышибают других, потом другие возвращаются... Ну и так далее. А порядка как нет, так и не было. Ввиду отсутствия лесника.

Давайте признаемся (хотя бы самим себе) - а как давно вы покупали в Интернете музыку? Только по-честному! Выбирая между возможностью скачать трек за деньги или найти пути для его бесплатного скачивания и прослушивания - вы что предпочтете?
Ответ очевиден - никто ни за что платить не готов. А если заставить платить - то он, с высокой долей вероятности, просто отправится искать обходные пути. Самый простой путь - естественно, торренты: заходи, качай, что хочешь, бери, что хочешь - все бесплатно.

Второй по популярности способ - пойти в социальную сеть с отсутствием контент-контроля (например, "ВК", вы догадались), и там слушать все, что душа пожелает. Благо, остальные сотни тысяч пользователей уже навыкладывали туда стотыщмильенов треков, не особо заботясь о защите авторских прав.

Дальше все зависит от того, насколько тебе удобно скачивать, а главное - искать то, что тебе нужно. Да и вообще - готов ли пользователь что-либо искать специально, или ему просто достаточно качнуть "нечто модное и популярное". На этом еще во времена пиратских дисков делали деньги братья-флибустьеры: зачем в очередной раз откатывать, скажем, "Белый альбом", когда сборники "Romantic Collection" или "All The Best From The West" разлетаются куда быстрее и куда охотней? Альбомы ищут прицельно, сборники покупают всегда.

Легальный сетевой контент сейчас - именно сейчас - перестал выживать. Из ярких отечественных примеров последнего времени - закрытие системы цифровой дистрибуции Fidel.Ru. Начиналось все весьма радужно: и контракты с мейджорами, и отличный каталог (стопроцентно легальный), и приложения для мобильных устройств и... И нерентабельность. А зачем, спрашивается, платить кому-то деньги, если можно - смотри выше - все скачать бесплатно? Причем, даже прослушивать пользователю уже неинтересно: именно из-за низкого интереса к стримингу скончался MySpace, так и не сумевший набрать критическую массу пользователей и внедрить работающую рекламную модель.

Создатели Fidel.ru признали, что за шесть лет работы портала так и не смогли выйти на самоокупаемость. Причина проста и понятна: если пользователь приходит на сайт, где можно скачивать музыку, то его интересуют ровно две вещи: возможность скачать все, что душа пожелает (то есть каталог) и возможность сделать это бесплатно (или в обмен на просмотр рекламы). Что касается каталога - тут тоже все более-менее ясно: получить права на все (то есть - абсолютно на все) - невозможно. В конце концов, есть щепетильные ребята типа Metallica, которые после истории с Napster при слове "стриминг" покрываются трупными пятнами, оскаливают клыки и утробно рычат.

При этом для того, чтобы сделать stand-alone музыкальный портал или сервиc, нужно: а) содержать штат сотрудников; б) разрабатывать дизайн и ПО; в) работать с правообладателями - иначе вся эта махина не то что не полетит, а даже с места не сдвинется. То есть расходы на "Фиделя" (да и, по сути, на любой его независимый аналог) будут существенно превышать доходы - и, смотри выше, ни о какой самоокупаемости речи идти не будет. Всем спасибо, все свободны.

На прошедшем намедни форуме MoCo, посвященном мобильному контенту, представители Fidel посвятили свое выступление истории другой компании - Spotify. В частности, они обратили внимание на то, что активная база пользователей Spotify неуклонно растет, однако доля платных пользователей сервиса (платных поневоле - в результате партнерских программ с операторами связи) все это время не превышает 20-30%. В итоге в 2010 году Spotify выручил $99 млн, а потратил $141 млн. В 2011 году тенденция сохранилась: заработано $250 млн., потрачено - $309 млн. Текущее состояние Spotify - 62 миллиона долларов долга. Спрашивается, откуда такие долги? - все очень просто: в 2010 году, по данным The Register, сервис выплатил правообладателям более 100 миллионов долларов роялти. А авторы еще и недовольны: они считают, что отчисления могли бы составлять большие суммы, и отзывают права на свою музыку из каталога.

Не успели отпеть панихиду по почившему в Бозе Фиделю - не менее убыточный, но очень симпатичный сервис Яндекс Музыка сделал попытку заработать на музыке: запустил приложение для iPhone. Доступ к плейлистам и возможность скачивать треки в нем имеется, вот только со второй половины июня доступ к "Яндекс Музыке" станет платным. Вопрос: кто согласен платить за прослушивание того, что в том же "ВКонтакте" можно прослушать "за просто так", а в торрентах скачать, не заплатив ни копейки? Принимаю ставки любого размера.

"Яндексу", признаемся честно, от мнения пользователей (см. комментарии к приложению на AppStore) ни жарко ни холодно: ведь на сам портал заходят вовсе не для того, чтобы послушать музыку. Музыка для "Яндекса" - лишь один из видов привлечения и удержания аудитории, то есть сугубо маркетинговый инструмент: даже если пользователи перестанут слушать музыку на "Яндексе" (или станут делать это чуть менее интенсивно) - то искать "Яндексом" они не перестанут, как не перестанут гонять туда-сюда копейки через "Яндекс Деньги", пользоваться "Пробками" и так далее. А еще достаточно велика вероятность того, что привычные и удобные персональные плейлисты, созданные в "Яндекс Музыке", пользователь не захочет терять - и будет готов потратить небольшую денежку именно за комфорт. Он останется в удобной среде, с привычной музыкой и знакомым сервисом.

Налицо простая аллегория: в борьбе между Лилипутией и Блефуску побеждает тот, кто привлекает на свою сторону великана. Stand-alone сайт не выдерживает бремени расходов и закрывается, а сервис, вовлеченный в титанический организм "Яндекса", выдержит любые катаклизмы. Я тактично умолчу о "ВКонтакте": это даже не великан, это - огр. Такого огра с миллионами пользователей не пугают иски о защите авторских прав на сотни тысяч рублей. Ну, проиграет огр суд с НФПФ, РАО или МАК, облегчит кошелек на ничтожную сумму, которая для него - что слону дробина: он, как Трус из "Операции Ы" - "на русалках больше заработает". А точнее - на продаже трафика и контактов. Cобственно, под эти цели ВК и заточен. Поэтому за своих пользователей он будет стоять горой, и позволяет им развлекаться за свой счет как угодно. Тем более, что бороться с таким положением дел некому: отсутствует политическая воля.

Хочешь победить великана - заведи своего собственного. Легального, вооруженного нужным количеством контрактов с лейблами. Только не вздумай выращивать великана самостоятельно - это долго, муторно и, к сожалению, совершенно бесперспективно. Доказано Фиделем, Audiofoind и другими стартапами-агрегаторами, во множестве начинавшими свою работу в 2006 году. На сегодняшний день в России остались в живых лишь два из них: Zvooq и Stereokiller. Прибыльность обоих проектов не вызывает сомнений ни у одного эксперта рынка: ее оценивают как отсутствующую.

Есть и еще один великан, который пока бродит по периметру границ, оглядывает территорию, но активных действий не предпринимает. Хотя многие его ждут. Ведь как только великан придет - у нас сразу же появится возможность вполне легально покупать любую музыку. Покупать просто, удобно и иллюзорно дешево. Один клик - и нужный альбом у вас на компьютере. В отменном качестве, без потерь. Речь о полноценном iTunes.

Конечно, придумка от Apple - далеко не панацея. И в Штатах, и в Европе легальную музыку покупают не очень-то охотно. По приблизительным подсчетам, один пользователь ITunes приобретает в год около 10 треков: фактически, сборный альбом. Впрочем, этот показатель лишь подтверждает общее правило - среднестатистическому пользователю музыка нужна постольку-поскольку, как фон, а прицельно за новым альбомом Beach Boys гоняются те, кому он действительно нужен. Остальные скачивают сингл Мадонны (Madonna) - она же в радиоэфире!

Apple все это прекрасно понимает. Подтверждением тому служит ориентация на мультифункциональные устройства: iPhone и iPad продаются куда лучше iPod, в то время как последние модернизируются разработчиком в сторону компактности. Плеер, который только и умеет, что играть медиафайлы, нужен лишь во время джоггинга, все остальное время будем слушать музыку на коммуникаторе или планшете, параллельно ведя телефонные разговоры или копаясь в Интернете. А для того, чтобы окончательно стимулировать пользователя к использованию iTunes - еще более интегрируем оный сервис непосредственно в ОС.

С выходом "шестерки" iOS и новой модификации Mac OS Х - в них к iTunes будет "прикручен" Facebook. Более того, Apple планирует прикончить Ping - музыкальную социальную сеть, в которой можно было получать новости от музыкантов и делиться с друзьями фрагментами аудиофайлов. Теперь же достаточно будет поставить лайк непосредственно в iTunes - и все ваши друзья в Facebook узнают, какую музыку вы слушаете в данный момент. Правда, в России и Ping не работал, он доступен лишь там, где есть полноценный iTunes.

Одним словом, гигант Apple идет по единственно правильному пути: он очень аккуратно "подталкивает" пользователя к приобретению легальной музыки, сперва популяризуя у него собственно сервис iTunes. Теперь, с "вшитым" Facebook все будет еще проще - пользователю даже не надо будет покидать такую родную социальную сетку, все знакомо, все как дома - лайк и вся недолга. Только доступно это счастье лишь тем, кто живет в странах с "настоящим" iTunes. Мы же в России - так что пока ждем.

Вот только у нас вызывает законные сомнения предположение, что сервис iTunes - это тот самый лесник. Вы же не забыли анекдот, с которого начался этот рассказ, правда? Как вам такие цифры: в 2010-м году на 30 миллионов устройств iTunes продал чуть больше 700 миллионов треков. То есть по одному альбому с хвостиком на одного юзера. В 2011-м продажи музыки через iTunes были стыдливо закопаны в общие показатели продаж контента (среди которого - игры, фильмы, приложения и так далее). Однако тенденция налицо: покупая яблочное устройство, пользователь не обязательно покупает музыку.
А зачем? Ее же полно, и всегда найдется кто-то, кто заплатит за нас.


Обзоры

Раз, два, три - проверка микрофона Раз, два, три - проверка микрофона
Микрофон Джона Леннона (John Lennon), использовавшийся им для записи песни Imagine, выложили на продажу. Частный продавец...
Цифры после точки Цифры после точки
Лейбл Warp вновь применил свою излюбленную тактику середины девяностых (то есть тех времен, когда Warp Records и заработали...
Уловка-22 Уловка-22
С альбомами-долгостроями вечно такая история – ждёшь их годами, а выходят они при этом всё равно внезапно, «кстати, чуть...
Валерия пошла «По серпантину» Валерия пошла «По серпантину»
С годами российская исполнительница Валерия стала ещё эффектнее, ещё энергичнее, ещё моложе. Она поражает своих поклонников...
The Kooks. Junk Of The Heart The Kooks. Junk Of The Heart
Virgin Осенний фильтр У THE KOOKS есть одно неплохое для них качество: они нисколько не меняются. Эк...
Radiohead. The King Of Limbs Radiohead. The King Of Limbs
XL Пятница. Восемнадцатое. Том Йорк, Джонни Гринвуд, Колин Гринвуд, Эд О'Брайен, Фил Селуэй, Найджел...

Персоны

Еврейская мама Мадонна Еврейская мама Мадонна
Давненько мы ничего не писали об этой женщине, а зря. Между работой в студии и гастролями, спортом и каббалой есть в ее жизни...
Новое видео Naughty Boy Новое видео Naughty Boy
На совместную песню Naughty Boy и Эмили Санде появился клип. Напомним, трек был представлен в начале июля и является вторым...
Семь футов под килем Семь футов под килем
Свистать всех наверх, тысяча чертей с якорями, семь футов под килем, йо-хо-хо и бочонок рому! Самое музыкальное морское путешествие...
Секреты успеха мультфильма "Маша и Медведи" Секреты успеха мультфильма "Маша и Медведи"
Популярный детский Мультфильм «Маша и Медведь» стал настоящим прорывом в современном анимационном кинопроизводстве. Этот...