Анонсы

«Тараканы!» разоблачили плохих танцоров «Тараканы!» разоблачили плохих танцоров
Группа «Тараканы!», похоже, переживает один из лучших периодо ...
Акция ненависти Акция ненависти
Музыку коллектива HTRK (они же Hate Rock Trio) проще всего описать тэгами: shoegaze, ...
Премия Муз-ТВ. 7 июня, СК «Олимпийский» Премия Муз-ТВ. 7 июня, СК «Олимпийский»
«Премия МУЗ-ТВ 2013» состоится 7 июня в СК «Олимпийский» в 11 ...
Тур "Secrets" Тур "Secrets"
В 15 городах России пройдет клубное шоу Secrets при поддержке торговой марки Marlboro
Музыканты «Пилота» очутились в кабинете психиатра Музыканты «Пилота» очутились в кабинете психиатра
Группа «Пилот» любит придумывать на свой день рожде ...

Настоящие VERTU

Вспомним далекие 80-е: сплошной дефицит всего, включая и пластинки зарубежных групп и исполнителей. Но двенадцатидисковая серия "Архив популярной музыки" сразу же после выхода стала легендой, притчей во языцех. Во-первых, хоть на дворе и бушевала перестройка, как-то не особо верилось, что в магазинах можно будет купить "родной" винил. Довольствовались малым - "Архив популярной музыки" тянул на более-менее адекватную рок-антологию: тут и Creedence Clearwater Revival, и The Doors, и Deep Purple, и, конечно же, The Rolling Stones. Последним повезло особенно - в "Архиве" вышло целых три сборника роллингов, в основном - с песнями 60-х годов.

Конечно, ни о каком соблюдении авторских прав со стороны фирмы "Мелодия" в случае с "Архивом" и речи не шло. Формально, кстати, Апрелевский завод грампластинок прикрывался тем, что записи, выходившие в серии, были сделаны до 1973 года, то есть до момента подписания СССР Женевской конвенции по авторскому праву. Кроме того, пластинки "Архива" продавались в советских магазинах по завышенной цене в 3 рубля 50 копеек (обычная пластинка стоила 2.50), рубль составлял таинственный (и, как мы понимаем, совершенно неправомерный) "лицензионный сбор".

Ни о какой официальной закупки фонограмм у правообладателей и речи не шло: на конвертах пластинок напрямую указывались коллекционеры, из чьих записей были взяты фонограммы для перепечатки, с несколько издевательской формулировкой: "которым Студия выражает благодарность". Но, тем не менее, записи на винилах "Архива" были не в пример лучше сто раз перезаписанных магнитофонных лент. Конечно, обладатели настоящих фирменных пластов "мелодиевские" пиратки и в гроше не ставили, но по стране "Архив популярной музыки" разлетелся стремительно. Моей давней мечтой было все-таки выяснить - а как же на самом деле звучали те самые легендарные винилы? И сегодня, когда есть возможность прослушать старые пластинки на ведущих моделях Hi-End техники. Тут-то, по всей видимости, и должны "всплыть" все огрехи советской перезаписи, а главное - мы или подтвердим, или опровергнем давний миф о том, что хороший проигрыватель способен "вытянуть" даже самую странную и слабую запись. Для этих целей мы отправились к нашим давним партнерам - в салон Burmester, где нас встречает владелец салона и Hi-End энтузиаст Юрий Шалдырван.

Звуки.Ru: Юрий, в последние годы наблюдается повышенное увлечение винилом - все больше и больше народу "подсаживается" на винил, полка с пластинками дома становится неким обязательным атрибутом, подчеркивающим, что ты "в теме"...
Юрий: Мне кажется, что, с одной стороны, у более старшего поколения это - некая дань ностальгии. В то время как у молодежи любовь к винилу, напротив, - дань моде. И то, и другое объяснимо. Но при этом не надо думать, что покупка винилового проигрывателя мгновенно переводит человека в какой-то новый класс "элитарных меломанов". Прослушивание музыки и правильное построение домашней системы - это очень непростая задача.

Звуки.Ru: Находящаяся в прямой зависимости от понятий "цена-качество"?
Юрий: Отчасти. Мы все прекрасно понимаем, что хорошая вещь - будь то автомобиль, телевизор или звуковая система - не может стоить копейки. Однако всегда, при помощи специалиста, есть возможность подобрать систему, соответствующую вашим запросам. Главное - сформулировать эти запросы, понять, чего вы хотите от звука. При этом не надо думать, что если ты приобрел хороший проигрыватель - то уже автоматически получаешь хороший звук. Звук складывается не только из проигрывателя - хотя и он, конечно же, чрезвычайно важен, - но и из фонокорректора, усилителя, колонок и кабелей. Построение "своей" аудиосистемы - это очень сложный процесс.

Звуки.Ru: Но ведь и проигрыватели весьма и весьма разнятся по целому ряду параметров...
Юрий: Естественно. Есть несколько параметров, вернее, элементов, на которые следует обращать внимание. Собственно эти параметры - это и есть конструкционные элементы самого проигрывателя. Это стол проигрывателя, тонарм и головка звукоснимателя.

Звуки.Ru: А есть ли какие-то модели проигрывателей, на которые Вы бы хотели обратить внимание тех, кто только начинает знакомство с винилом?
Юрий: Могу порекомендовать две относительно бюджетные модели фирмы TDK - это Belt Drive Turntable и USB Belt Drive Turntable. Эти модели практически идентичны, только вторая оснащена USB-интерфейсом. У них есть встроенный фонокорректор, 10-ступенчатый визуальный экалайзер, универсальный тонарм и изолированный от стола опорный диск. Достаточно надежная система, как говорилось в фильме "Касабланка": "Это может стать началом хорошей дружбы".

Звуки.Ru: И, наконец, самый главный вопрос - а может ли собственно проигрыватель изменить звучание диска? Вернее, так, может ли диск, который, по идее, звучать не должен - все-таки зазвучать на хорошей системе?
Юрий: Понятно, что чудес не бывает. Но, конечно же, от проигрывателя зависит многое. И не забываем, что, помимо разницы в тонарме, конструкции платформы и типа головки - каждому проигрывателю необходим соответствующий фонокорректор и остальной аудиотракт. Но - есть единственный способ понять, как звучит тот или иной проигрыватель - послушать.

И мы отправляемся слушать. В качестве тестера берем - только не удивляйтесь! - тот самый "Архив популярной музыки", диск № 5 - "The Rolling Stones - Lady Jane", и начинаем сразу же со второй стороны: "Mother's Little Helper" - отличная песня для теста.

Первый проигрыватель, на котором мы слушаем пластинку - это Pro-Ject RPM 9.1, оснащенный тонармом 9cc Evolution. И здесь, конечно же, начинают проявляться основные недостатки советской перезаписи: гитарное соло - тот самый стилизованный под ситар звук гитары Брайана Джонса (Brian Jones) начинает усиленно дребезжать, а вокал Мика Джаггера (Mick Jagger) очень сильно выпирает в общем миксе. Однако общий объем и атмосферность звучания - ностальгический привет из 60-х с "задранным" балансом средних и высоких частот.

Меняем "вертушку": в дело вступает легендарная модель Thorens TD-309 с тонармом с низким уровнем резонанса. И вот здесь уже необходимые низы начинают постепенно появляться - средние и высокие частоты чуть убавлены, и в звучании уже появляется некий драматизм. И соло Джонса звучит не столь вызывающе, и даже становится более четко слышна ритм-секция.

Но переходим к следующей модели - Hanss T-30: это модель более высокого класса, существенно более "продвинутая" по сравнению с предыдущими. Одни из отличительных черт этой модели - наборная платформа и возможность установки двух различных тонармов, скажем, для "тяжелого" и "легкого" винила, с подключением индивидуального фонокорректора к каждому из тонармов. Конечно, столь гибкая возможность настройки работы со звуком и дает потрясающий результат: "мелодиевский" диск совершенно неожиданно начинает по-настоящему звучать. Возникает объем - конечно, не широкая панорама, как на оригинальных записях или качественных ремастерах, но, тем не менее, мы слышим правильное распределение и баланса частот, и общий спектр звучания делает звуковую палитру все более и более реалистичной. Даже ритм-секция, "проваливавшаяся" ранее здесь выдвигается необходимым фоном, и финальный пассаж Билла Уаймена (Bill Wyman) не теряется в миксе. И даже грешный "песочек", так свойственный советскому винилу, на Hanss оказывается не столь явно заметен.

Вердикт ожидаемый, но в то же время и удивляющий: из откровенной "пиратки" нам удалось "вырулить" вполне достойный звук. Но, обратите внимание, получилось это у нас на аппаратуре высочайшего уровня: Hi-End действительно способен творить чудеса. А в остальном решение за вами: для чего вам дома винил - для того, чтобы всего лишь хвастаться перед друзьями, или же для того, чтобы наслаждаться саундом. Исходя из этого, компонуйте звуковую систему.

Напоминаем, что любой желающий может прийти в салон Burmester, принести туда собственный винил и услышать, как звучит конкретная модель проигрывателей из тех, что описаны в нашей статье. Салон Burmester регулярно проводит прослушивания в своем помещении на Новом Арбате. Поэтому вы можете записаться на их сайте, захватить с собой любимую музыку и услышать, как она может звучать на самом деле.


Обзоры

Расшифровка черного ящика Расшифровка черного ящика
Первое, на что обращаешь внимание, когда вынимаешь жесткий диск Seagate Goflex Satellite из коробки, – полное отсутствие...
Концерт памяти Михея Концерт памяти Михея
Концерт, посвященный десятилетию со дня смерти известного композитора и исполнителя Михея, пройдет 1 ноября на сцене клуба...
Все огонь, настало твое время! Все огонь, настало твое время!
Церемонии открытия "Евровидения" - штука достаточно странная. С одной стороны, мероприятие статусное, с другой - долгое время...
Занимательная статистика. Выпуск #04 Занимательная статистика. Выпуск #04
Занимательная статистика от Звуков вновь обнажает предпочтения многомиллионной армии слушателей, подписчиков и фолловеров....
Гранатомет как решающий аргумент в споре о музыке Гранатомет как решающий аргумент в споре о музыке
Увидела свет Music Wars – новейшая онлайн-игра, действие которой происходит в лучшем городе на Земле – СаундСити, где вам...
Стереть и перемотать Стереть и перемотать
В памяти наших слушателей, да и большинства зарубежных, шведы The Cardigans отпечатались альбомом "Gran Turismo", лихим клипом...

Персоны

Вахтанг: «Почему бы не сделать битбокс спортом?» Вахтанг: «Почему бы не сделать битбокс спортом?»
  Интервью с уникальным человеком: чемпионом Европы, восьмикратным чемпионом России, вице-чемпионом мира 2009 по битбоксу,...
Mike Spirit и Miusha Mike Spirit и Miusha
Знакомимся ближе с популярными отечественными артистами
R.I.P. R.I.P.
Известный композитор, флейтист и саксофонист Анатолий Герасимов в ночь на 25 апреля скончался в московской больнице. Ему...
KODE9: "Зациклиться на дабстепе было бы очень печально" KODE9: "Зациклиться на дабстепе было бы очень печально"
Основатель Hyperdub Kode9 о новом альбоме и состоянии дабстеповой сцены