Анонсы

No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип
Группа No Doubt была вынуждена удалить со своег ...
Квартал в клубе Известия Hall Квартал в клубе Известия Hall
Последние романтики возвращаются:25 лет группе «КВАРТАЛ»5 октября в Изв ...
Aerosmith выпустили новую студийную пластинку! Aerosmith выпустили новую студийную пластинку!
Американцы Aerosmith после 8-летнего перерыва выпустил ...
The Smashing Pumpkins, 6 августа, Stadium Live The Smashing Pumpkins, 6 августа, Stadium Live
Спустя 15 лет после легендарного концерта в «Горбушке» ...
Снятый фанатами Radiohead фильм-концерт опубликован в Сети Снятый фанатами Radiohead фильм-концерт опубликован в Сети
Полная версия концерта, снятого поклонника ...

Звук, ставший историей

Eсть в аудиофильских кругах странная легенда о русском изобретателе, который в 80-е годы возник, словно из ниоткуда, на заводах по производству Hi-End с новаторскими идеями и гениальными изобретениями, научил западных производителей делать акустику, а китайцев научил ее собирать. Якобы, сидит этот человек тихо-мирно в каком-то подвале и разрабатывает буквально из ничего технику будущего. Легенда, как водится, оказалась правдой - ее главный герой, основатель и президент компании "Aleks" Александр Ян-Беляевский вот уже свыше четверти века делает уникальные акустические системы, которые по своим техническим и звуковым характеристикам не имеют аналогов в мире. Это уже не Hi-End - это Hi-GH, новый класс, техника, созданная с применением инновационных технологий. Для читателей Звуков Александр согласился дать несколько мастер-классов, посвященных качественному саунду и технологиям, благодаря которым он появляется на свет.

Но мы решили начать разговор с Александром о продукции, с которой все начиналось - о легендарных колонках Aleks S-90, известных всем фанатам классного звука еще со времен СССР. В некотором роде, они - даже фактически старше бренда.

Звуки.Ru: Как Белый Кролик из "Алисы" - хочу начать с начала. Расскажите, как все это завертелось, как Вы вообще придумали эти колонки? Вам же тогда, судя по всему, еще 16 лет не исполнилось?
Александр Ян-Беляевский: Все было, в общем-то, довольно просто: в детстве я ходил в радиокружок. И там, в радиокружке, я собрал свои первые колонки. Принес домой, поставил, они звучали. Приходили гости, слушали - было примерно так: "Ой, как здорово звучит, как хорошо получилось". И так продолжалось, пока к нам не зашел один наш родственник, который работал в Риге, на знаменитом заводе "Радиотехника", который делал самые знаменитые акустические системы не только в Союзе, но и во всей Восточной Европе. Он услышал, как звучат эти мои "доработанные" колонки, попросил меня рассказать, как я их собрал, что доработал... Я рассказал - и он взял меня на "Радиотехнику".

Звуки.Ru: Чтобы Вы научили тамошних инженеров делать колонки?
Александр: Фактически, да, как не странно это прозвучит. Я, четырнадцатилетний мальчишка, ходил по этим цехам - суперсовременным на тот момент - знакомился с инженерами, которым сказали: "Вот, делайте так, как этот парень скажет".

Звуки.Ru: Они Вас слушались?
Александр: Слушались! Колонки по "моему" рецепту собрали - мне честно подарили пару и я поехал домой. Это и был прототип "тех самых" S-90.

Звуки.Ru: Но в 80-е Вы основали собственное дело...
Александр: "Собственное дело" - это громко звучит. Мы основали сперва кооператив по производству акустических систем. Назвали его Aleks - так появился ставший позже знаменитым бренд. Технологии у меня к тому моменту уже были - мы выпустили первую партию колонок, они стали продаваться.

Звуки.Ru: Это какой был год?
Александр: 1987-й. Как раз было в разгаре кооперативное движение - начинался, фактически, полный передел экономики. А мы, вместо того, чтобы только торговать, торговать и перепродавать - ударились и в разработку, и в производство. Стали делать новые модели. Было тяжело - прежде всего с деталями, с комплектующими, с материалами. Пришлось поднимать старые радиолюбительские связи: ездил по базам, по заводам...

Звуки.Ru: И на "Радиотехнику"?
Александр: И туда, конечно же, тоже. Корпуса для колонок мы сперва заказывали все там же, в Риге. И вот я помню, как к нам приезжает первый контейнер с корпусами. Его, естественно, задерживают на таможне. Я приезжаю - и не понимаю, что происходит: вокруг контейнера бродят толпы милиционеров и таможенников, все смотрят на меня подозрительно. "Что это?" - спрашивают. "Корпуса", - говорю. "Пустые?" - "Пустые, просто корпуса". Они их и так, и сяк вертели, только что не простукивали, несколько часов осматривали контейнер, а потом разошлись - как-то по-тихому и очень ошарашенно. И когда я уже уезжал с таможенного терминала, до меня вдруг дошло: они и представить себе не могли, что кто-то может везти через границу пустые корпуса для колонок! Они-то думали, что там внутри обязательно должна быть запрятана какая-то контрабанда! Представляете их разочарование?! (смеется)

Звуки.Ru: Но ведь тогда, в 80-е, в СССР вдруг хлынул поток самой разной зарубежной продукции, порой - откровенно низкого качества. Как Вам удалось выжить в этих условиях?
Александр: Качество того, что привозили к нам под разными зарубежными марками, порой вообще не поддавалось определению. Но и наши производители начали халтурить - порой в качестве изоляционного материала или прокладок использовали паклю какую-то, тряпки... Развинтишь колонку - а там динамик обмотан какой-то дрянью, чтобы не вибрировал. А поскольку мы уже тогда стали экспериментировать и изобретать собственные изоляционные материалы, стало понятно: надо не столько конкурировать, сколько просто двигаться чуть быстрее. Быть на шаг впереди. При этом нужно было еще преодолевать недоверие. У нас же как привыкли: раз отечественное - значит, некачественное. В конце 80-х нам по всем каналам объясняли, что все хорошее только за границей делают.

Звуки.Ru: И как вы с этим боролись?
Александр: Да никак не боролись. Покупатель все сам понимал. Вот стоит система, на которой пришлеплен какой-то там лейбл. А вот - наша. Включаем и слушаем. И все сразу становится понятно. Мы с самого начала знали, что работаем на перспективу. Судите сами: в 1987 году мы выпускаем сто пар самой первой акустики - это были те самые S-90, но тогда они назывались ALEKS-100. А уже через год мы выпускаем первую четырехполосную акустическую систему. И с тех пор каждый год мы стараемся выпускать что-то новое, постоянно обновляя модельный ряд.

Звуки.Ru: А когда настал кризис в 90-е, это процесс не тормознуло?
Александр: Я не ощутил никакого кризиса. У меня в тот момент все силы - и деньги, фактически, - уходили в разработку и в производство. Мы же все время что-то придумывали, что-то изобретали, что-то делали. У меня была простая первичная цель - прекратить закупать: мы должны сами все производить: свои динамики, свои корпуса, свои кабели. Мы шли к этой цели - и пришли. Я изначально понимал, что Aleks должен выпускать все. То есть весь акустический комплекс высочайшего класса: и акустику, и усилители, и кабели.

Звуки.Ru: Но S-90 продолжали производить, так ведь?
Александр: Конечно! Эта модель - я даже сперва не понимал, насколько она популярна. Ну, да, многие говорят: "Ой,а у нас стоит та самая "S-90"... Неубиваемая штука получилась: у тех, старых колонок, прототипа, сделанного в 80-х - уже корпуса развалились, а колонки все равно звучат. До сих пор, тридцать лет спустя. Кстати, я предлагал некоторым людям: давайте, я ваши старые колонки обменяю на новые, мне для музея компании нужно - никто не соглашается...

Звуки.Ru: Предложение в силе? Сейчас кинем клич на Звуках!
Александр: Абсолютно в силе. Если у кого сохранились те самые колонки 80-го года - с удовольствием поменяем. Приходите в любой из наших магазинов или зайдите на наш интернет-магазин аудиотехники Aleksaudio - если мы найдем ту самую модель, мы с удовольствием произведем обмен!
Так вот, получилось так, что модель стала чрезвычайно популярна - мы уже пробовали и прекратить ее производство, но заказы все равно продолжали идти, нам писали, спрашивали: "А где S-90?". Законы рынка неизменны: если есть спрос - мы должны этот спрос удовлетворять. И, если честно, я даже не думал, что S-90 так давно выпускаются - настолько я к ним привык. Понял только, когда меня пригласили в Ригу выступить на заводе в честь юбилея - стал считать, сколько же лет мы их делаем? - Боже мой! - уже тридцать лет получается! И на них до сих пор - огромный спрос.

Звуки.Ru: То есть наслаждаться этими колонками мы будем еще долго?
Александр: Думаю, да. Но - опять же, нынешние S-90 - это, конечно, совсем не те колонки, что делались тридцать лет назад. Да, мы сохраняем общий концепт. Но мы постоянно совершенствуем нашу продукцию, поэтому сравнивать саунд, который дает старая модель, с саундом образца 2000-х, попросту бессмысленно.

Звуки.Ru: Ваш девиз - "Всегда быть на шаг впереди в воспроизведении живого звука" - давно появился?
Александр: Я придерживался этого девиза с первого дня работы. Вот сейчас я с Вами разговариваю, а сам думаю о разработках, которые мы только-только собираемся внедрить. (смеется)


Узнать о легендарных русских колонках S-90 и другой аудиотехнике, которую производит Алекс Ян-Беляевский, можно на сайте Aleksaudio. Звуки обещают продолжить разговор с Александром: он уже пообещал развеять пару-тройку мифов, распространенных в среде филофонистов...


Обзоры

Emika: соблазнительные танцы двух женщин Emika: соблазнительные танцы двух женщин
Летом на фестивале «Park Live» Emika обещала вернуться в столицу, и свое обещание сдержала, отыграв 25 сентября изумительный...
Плохой хороший, но R&B? Плохой хороший, но R&B?
Если раньше (в 60-е и 70-е) мир жил по четкому принципу, говорим R&B, подразумеваем Motown, то сегодня царит полная неразбериха....
Born Villain Born Villain
После нескольких лет музыкальных экспериментов разной степени успешности Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и Твигги Рамирес...
Персонажи, гуляющие сами по себе Персонажи, гуляющие сами по себе
Про Yello очень трудно говорить терминами. Электроника? Вроде бы да, но рассуждая об электронике, немедленно представляешь...
Flashback: Digital Act Day 1 Flashback: Digital Act Day 1
Вспоминаем лучшие вечеринки
Норвежский дуэт R?yksopp впервые выступил в Москве Норвежский дуэт R?yksopp впервые выступил в Москве
Электронный дуэт R?yksopp наконец-то добрался до Москвы. Первое выступление состоялось 21 июня в Зеленом театре Парка им....

Персоны

BRAINSTORM: "Благодаря альбому мы преодолели кризис" BRAINSTORM: "Благодаря альбому мы преодолели кризис"
Ренарс Кауперс поделился подробностями работы над альбомом и пожаловался на сложность сидения на трех стульях 
Бритни Спирс Бритни Спирс
Отец будет помогать Бритни Спирс за $75 в час За ведение дел собственной дочери Джеймс Спирс будет получать деньги. Видимо,...
Ближе к звёздам Ближе к звёздам
Звезды любят делиться новостями в сети — на страницах в Facebook и аккаунтах в Twitter и Instagram.  Сегодня мы собрали для...
"Я с ранних лет играл громкую музыку. Привык, наверное" "Я с ранних лет играл громкую музыку. Привык, наверное"
Накануне концертов A Place to Bury Strangers в Петербурге и Москве Звуки перекинулись парой слов с фронтменом группы Оливером...