Анонсы

Фанаты «Арии» обвалили Youtube Фанаты «Арии» обвалили Youtube
Концерт группы «Ария» состоялся в столичном клубе Arena Moscow 13 апре ...
Это вам не бублик Это вам не бублик
Если в прошлом году в фаворе у молодёжи был (и пока ещё остаётся) украинец Иван Дор ...
Skunk Anansie. 18 апреля, Arena Moscow Skunk Anansie. 18 апреля, Arena Moscow
После восьмилетнего перерыва Skunk Anansie вновь собралась в 2 ...
Tito & Tarantula в клубе Maximilian's Tito & Tarantula в клубе Maximilian's
Латиноамериканский мачо Тито ЛАРРИВА и его безбашенная кома ...
Нюша поведала о своем бурном прошлом Нюша поведала о своем бурном прошлом
Певица Нюша устроила 21 мая для детдомовцев вечер под названием ...

Звук, ставший историей

Eсть в аудиофильских кругах странная легенда о русском изобретателе, который в 80-е годы возник, словно из ниоткуда, на заводах по производству Hi-End с новаторскими идеями и гениальными изобретениями, научил западных производителей делать акустику, а китайцев научил ее собирать. Якобы, сидит этот человек тихо-мирно в каком-то подвале и разрабатывает буквально из ничего технику будущего. Легенда, как водится, оказалась правдой - ее главный герой, основатель и президент компании "Aleks" Александр Ян-Беляевский вот уже свыше четверти века делает уникальные акустические системы, которые по своим техническим и звуковым характеристикам не имеют аналогов в мире. Это уже не Hi-End - это Hi-GH, новый класс, техника, созданная с применением инновационных технологий. Для читателей Звуков Александр согласился дать несколько мастер-классов, посвященных качественному саунду и технологиям, благодаря которым он появляется на свет.

Но мы решили начать разговор с Александром о продукции, с которой все начиналось - о легендарных колонках Aleks S-90, известных всем фанатам классного звука еще со времен СССР. В некотором роде, они - даже фактически старше бренда.

Звуки.Ru: Как Белый Кролик из "Алисы" - хочу начать с начала. Расскажите, как все это завертелось, как Вы вообще придумали эти колонки? Вам же тогда, судя по всему, еще 16 лет не исполнилось?
Александр Ян-Беляевский: Все было, в общем-то, довольно просто: в детстве я ходил в радиокружок. И там, в радиокружке, я собрал свои первые колонки. Принес домой, поставил, они звучали. Приходили гости, слушали - было примерно так: "Ой, как здорово звучит, как хорошо получилось". И так продолжалось, пока к нам не зашел один наш родственник, который работал в Риге, на знаменитом заводе "Радиотехника", который делал самые знаменитые акустические системы не только в Союзе, но и во всей Восточной Европе. Он услышал, как звучат эти мои "доработанные" колонки, попросил меня рассказать, как я их собрал, что доработал... Я рассказал - и он взял меня на "Радиотехнику".

Звуки.Ru: Чтобы Вы научили тамошних инженеров делать колонки?
Александр: Фактически, да, как не странно это прозвучит. Я, четырнадцатилетний мальчишка, ходил по этим цехам - суперсовременным на тот момент - знакомился с инженерами, которым сказали: "Вот, делайте так, как этот парень скажет".

Звуки.Ru: Они Вас слушались?
Александр: Слушались! Колонки по "моему" рецепту собрали - мне честно подарили пару и я поехал домой. Это и был прототип "тех самых" S-90.

Звуки.Ru: Но в 80-е Вы основали собственное дело...
Александр: "Собственное дело" - это громко звучит. Мы основали сперва кооператив по производству акустических систем. Назвали его Aleks - так появился ставший позже знаменитым бренд. Технологии у меня к тому моменту уже были - мы выпустили первую партию колонок, они стали продаваться.

Звуки.Ru: Это какой был год?
Александр: 1987-й. Как раз было в разгаре кооперативное движение - начинался, фактически, полный передел экономики. А мы, вместо того, чтобы только торговать, торговать и перепродавать - ударились и в разработку, и в производство. Стали делать новые модели. Было тяжело - прежде всего с деталями, с комплектующими, с материалами. Пришлось поднимать старые радиолюбительские связи: ездил по базам, по заводам...

Звуки.Ru: И на "Радиотехнику"?
Александр: И туда, конечно же, тоже. Корпуса для колонок мы сперва заказывали все там же, в Риге. И вот я помню, как к нам приезжает первый контейнер с корпусами. Его, естественно, задерживают на таможне. Я приезжаю - и не понимаю, что происходит: вокруг контейнера бродят толпы милиционеров и таможенников, все смотрят на меня подозрительно. "Что это?" - спрашивают. "Корпуса", - говорю. "Пустые?" - "Пустые, просто корпуса". Они их и так, и сяк вертели, только что не простукивали, несколько часов осматривали контейнер, а потом разошлись - как-то по-тихому и очень ошарашенно. И когда я уже уезжал с таможенного терминала, до меня вдруг дошло: они и представить себе не могли, что кто-то может везти через границу пустые корпуса для колонок! Они-то думали, что там внутри обязательно должна быть запрятана какая-то контрабанда! Представляете их разочарование?! (смеется)

Звуки.Ru: Но ведь тогда, в 80-е, в СССР вдруг хлынул поток самой разной зарубежной продукции, порой - откровенно низкого качества. Как Вам удалось выжить в этих условиях?
Александр: Качество того, что привозили к нам под разными зарубежными марками, порой вообще не поддавалось определению. Но и наши производители начали халтурить - порой в качестве изоляционного материала или прокладок использовали паклю какую-то, тряпки... Развинтишь колонку - а там динамик обмотан какой-то дрянью, чтобы не вибрировал. А поскольку мы уже тогда стали экспериментировать и изобретать собственные изоляционные материалы, стало понятно: надо не столько конкурировать, сколько просто двигаться чуть быстрее. Быть на шаг впереди. При этом нужно было еще преодолевать недоверие. У нас же как привыкли: раз отечественное - значит, некачественное. В конце 80-х нам по всем каналам объясняли, что все хорошее только за границей делают.

Звуки.Ru: И как вы с этим боролись?
Александр: Да никак не боролись. Покупатель все сам понимал. Вот стоит система, на которой пришлеплен какой-то там лейбл. А вот - наша. Включаем и слушаем. И все сразу становится понятно. Мы с самого начала знали, что работаем на перспективу. Судите сами: в 1987 году мы выпускаем сто пар самой первой акустики - это были те самые S-90, но тогда они назывались ALEKS-100. А уже через год мы выпускаем первую четырехполосную акустическую систему. И с тех пор каждый год мы стараемся выпускать что-то новое, постоянно обновляя модельный ряд.

Звуки.Ru: А когда настал кризис в 90-е, это процесс не тормознуло?
Александр: Я не ощутил никакого кризиса. У меня в тот момент все силы - и деньги, фактически, - уходили в разработку и в производство. Мы же все время что-то придумывали, что-то изобретали, что-то делали. У меня была простая первичная цель - прекратить закупать: мы должны сами все производить: свои динамики, свои корпуса, свои кабели. Мы шли к этой цели - и пришли. Я изначально понимал, что Aleks должен выпускать все. То есть весь акустический комплекс высочайшего класса: и акустику, и усилители, и кабели.

Звуки.Ru: Но S-90 продолжали производить, так ведь?
Александр: Конечно! Эта модель - я даже сперва не понимал, насколько она популярна. Ну, да, многие говорят: "Ой,а у нас стоит та самая "S-90"... Неубиваемая штука получилась: у тех, старых колонок, прототипа, сделанного в 80-х - уже корпуса развалились, а колонки все равно звучат. До сих пор, тридцать лет спустя. Кстати, я предлагал некоторым людям: давайте, я ваши старые колонки обменяю на новые, мне для музея компании нужно - никто не соглашается...

Звуки.Ru: Предложение в силе? Сейчас кинем клич на Звуках!
Александр: Абсолютно в силе. Если у кого сохранились те самые колонки 80-го года - с удовольствием поменяем. Приходите в любой из наших магазинов или зайдите на наш интернет-магазин аудиотехники Aleksaudio - если мы найдем ту самую модель, мы с удовольствием произведем обмен!
Так вот, получилось так, что модель стала чрезвычайно популярна - мы уже пробовали и прекратить ее производство, но заказы все равно продолжали идти, нам писали, спрашивали: "А где S-90?". Законы рынка неизменны: если есть спрос - мы должны этот спрос удовлетворять. И, если честно, я даже не думал, что S-90 так давно выпускаются - настолько я к ним привык. Понял только, когда меня пригласили в Ригу выступить на заводе в честь юбилея - стал считать, сколько же лет мы их делаем? - Боже мой! - уже тридцать лет получается! И на них до сих пор - огромный спрос.

Звуки.Ru: То есть наслаждаться этими колонками мы будем еще долго?
Александр: Думаю, да. Но - опять же, нынешние S-90 - это, конечно, совсем не те колонки, что делались тридцать лет назад. Да, мы сохраняем общий концепт. Но мы постоянно совершенствуем нашу продукцию, поэтому сравнивать саунд, который дает старая модель, с саундом образца 2000-х, попросту бессмысленно.

Звуки.Ru: Ваш девиз - "Всегда быть на шаг впереди в воспроизведении живого звука" - давно появился?
Александр: Я придерживался этого девиза с первого дня работы. Вот сейчас я с Вами разговариваю, а сам думаю о разработках, которые мы только-только собираемся внедрить. (смеется)


Узнать о легендарных русских колонках S-90 и другой аудиотехнике, которую производит Алекс Ян-Беляевский, можно на сайте Aleksaudio. Звуки обещают продолжить разговор с Александром: он уже пообещал развеять пару-тройку мифов, распространенных в среде филофонистов...


Обзоры

Hot Chip, Alt-J и Citizens! на «Ahmad Tea Music Festival» в Москве Hot Chip, Alt-J и Citizens! на «Ahmad Tea Music Festival» в Москве
Лето в Москве началось с прекрасного уютного фестиваля современной британской музыки в саду Эрмитаж. Третий по счету «Ahmad...
Все Ровно Все Ровно
Мало кому известный проект Всё Равно внезапно написал гимн "России после 17 июня", и потому обречен на бессмертие. По крайне...
Брюс Спрингстин в Хельсинки: I Don't Want to Go Home Брюс Спрингстин в Хельсинки: I Don't Want to Go Home
Наш репортаж о финальном шоу европейского турне Брюса Спрингстина в поддержку альбома «Wrecking Ball», которое прошло в Хельсинки,...
Новый альбом Hurts Новый альбом Hurts
Британские романтики Hurts завершают работу над новым альбомом. Пластинка будет выпущена весной будущего года. Перед ее изданием...
"Танцуй на битом стекле" под "Маму Любу" "Танцуй на битом стекле" под "Маму Любу"
6 мая исполнилось 45 лет одному из главных сонграйтеров российской музыки последних 20 лет, продюсеру Максиму Фадееву. Звуки...
Non Cadenza. Бесконечность Non Cadenza. Бесконечность
Музыка для тонких Замечательная статья Максима Горького о джазе, опубликованная в газета "Правда" в...

Персоны

"Я - непредсказуемая девушка" "Я - непредсказуемая девушка"
Самое захватывающее во внешности Флоренс Уэлч (Florence Welch), лидер-вокалистки рок-группы Florence and the Machine - это...
DJ Stan Williams: Музыка как стиль жизни DJ Stan Williams: Музыка как стиль жизни
Он был личным диджеем Мадонны и раскручивал Moby и The Orb. Он играл в лучших нью-йоркских клубах — Studio 54, Area, Roxy,...
SAINT-PREUX: "Каждый новый альбом - приглашение открыть новую Вселенную" SAINT-PREUX: "Каждый новый альбом - приглашение открыть новую Вселенную"
В разговоре со Звуками французский композитор Сен-Прё размышляет об электронике и симфонизме, мимоходом открывая пару новых...
Вася ОБЛОМОВ: "Музыка - на втором месте. На первом - тексты" Вася ОБЛОМОВ: "Музыка - на втором месте. На первом - тексты"
Вася Обломов рассказал Звукам о зарождающейся карьере кинокомпозитора, о распитии виски с Сергеем Минаевым и о том, кто все-таки...