Анонсы

Группа "Практика" 5 октября в FM клубе!!! Группа "Практика" 5 октября в FM клубе!!!
И снова осень алкоголична! 5 октября группа Практика открое ...
В старинном московском храме сыграли авангардный джаз В старинном московском храме сыграли авангардный джаз
Совместный концерт пианиста Андрея Разина и бар ...
Marilyn Manson в Москве Marilyn Manson в Москве
Американский музыкант Мэрилин Мэнсон в этом году второй раз покажет московско ...
Чак Берри. 14 и 16 декабря КЗ Мир Чак Берри. 14 и 16 декабря КЗ Мир
14 и 16 декабря 2012 года в Концертном Зале «Мир» состоятся прощаль ...
The Offspring. 1 июня, Stadium Live The Offspring. 1 июня, Stadium Live
В это сложно поверить, но в следующем году калифорнийская группа ...

Tallinn Music Week: предисловие

Таллин раскрывается как "Тардис", телепортер из сериала "Доктор Кто", снаружи выглядящий как телефонная будка, а внутри оказывающийся просторным космическим кораблем. Проехать город насквозь можно минут за тридцать, да и объезжать, по правде говоря, нечего. Стандартная веб-дизайнерская шкала дает 255 оттенков серого цвета, и кажется, что по дороге из аэропорта Леннуяам до центра Таллина ты видишь их все. Кое-где высятся новейшие многоэтажки, выполненные в характерном скандинавском стиле, но они скорее прикрывают то, что осталось от архитектуры советского периода. Зато старый город - неразбавленное туристическое удовольствие для тех, кто любит ходить пешком. Каждая дверь выводит к новым трем, дороги множатся, маршруты растут в геометрической прогрессии - специалист по логистике сошел бы здесь с ума от радости. В Москве с ее перегороженными дворами и вечно запертыми воротами от подобной роскоши быстро отвыкаешь.

О том, что мелкие кластеры городского пространства в Таллине можно использовать для концертных выступлений, первой догадалась Хелен Сильдна (Helen Sildna). Это она придумала Tallinn Music Week несколько лет назад, это с ее подачи эстонскую столицу в конце марта наводняют музыканты, журналисты, букеры, фестивальные агенты, представители лейблов и другие игроки индустрии. В течение двух с половиной суток на двух десятках сцен - от концертного зала "Эстония" до клуба Tapper, логова местных фанатов металла, - выступают порядка двух сотен исполнителей, вечером (так называемые Night Venue) и в течение дня (City Stage). Дневная часть, меньшая по объему, возможно, даже важнее.

На пару дней концертными площадками в Таллине стали книжный магазин, театр, кинотеатр, музей дизайна и архитектуры, несколько крохотных кафе и баров, холлы супермаркета и банка и даже специально выделенный номер отеля (не шутка). Где-то пространства хватало на полноценные сеты, где-то пришлось ограничиться парой комбиков и упрощенной акустической программой - ударник инди-поп-банды Malcolm Lincoln вместо барабанов принес чашку с ложкой и ритм отстукивал ими (снова не шутка). Обойти хотя бы половину всех "горячих" точек нереально, но это и не требуется.

Вернувшись полтора месяца назад из Осло, с фестиваля by:Larm, по сути такого же шоукейса как и Tallinn Music Week, шеф-редактор "Афиши" Александр Горбачев заметил, что обустроить подобную музыкальную ярмарку, с прицелом на экспорт местной музыки за рубеж, в Москве можно легко: было бы желание (выраженное в материальной поддержке со стороны крупных инвесторов и одобрения чиновников), а вопрос кого продать и кому, решится сам собой - спрос и предложение найдут друг друга. И наблюдая пример TMW, трудно с этим тезисом не согласиться, но я бы все же сделал упор на "внутренний экспорт".

За последние шесть лет музыкальная жизнь в Москве наконец разрослась до тех объемов, когда из клубов и концертных залов можно не вылезать неделями. С разницей в два дня вы можете попасть на выступления белорусского музыканта-аутсайдера и британской соул-певицы, выпустившей альбом-бестселлер (проверено). Можно, конечно, в очередной раз поныть, что нового Цоя так и не появилось, а Radiohead и Питер Гэбриел (Peter Gabriel) в нашу дикую страну не поедут - но это если очень хочется поныть. Привоз артиста любого калибра давно не является проблемой для российских промоутеров, дьявол всегда кроется в деталях. Про то, какой качественный скачок совершила местная сцена, я даже не буду начинать рассказывать (сколько можно уже?). Но весь этот концертный эдем пора работает на небольшой кружок гиков (пусть никого не обидит терминология - в конце концов, я сам гик), активно интересующихся музыкой. От него практически изолирована широкая аудитория, для которой повседневное потребление музыки в лучшем случае ограничивается прослушиванием десятка любимых альбомов в плеере, а в худшем - радио "Шансон" в маршрутке и "Ретро FM" у прилавка с замороженными полуфабрикатами. Тут, опять же, есть не особенно конструктивный подход - спишем все на ущербность вкусов масс, "быдло хавает музон для быдла", и порядок. Но правда состоит в том, что человек, которого потенциально можно заинтересовать новой музыкой, российской и не только, почти не имеет к ней выхода. В его повседневном мире этого пласта просто не существует. Он отгорожен от нее, как большинство московских дворов от случайных прохожих.

А теперь представьте - мы возвращаемся в Таллин - второй этаж супермаркета Viru Keokus, в котором случайные прохожие, зависшие между витринами Zara и Karen Millen, внемлют акапельному джазовому секстету Estonian Voices или угрюмым датским блюз-рокерам Get Your Gun. Кто-то слушает пару минут и уходит, кто-то задерживается дольше, но на утро наверняка не вспомнит ни группы, ни то, что они играли. Но для кто-то, убежден, дверь в мир другой музыки (что бы вы ни подразумевали под этими словами - джазовое акапельное пение или депрессивный блюз-рок) в прошлый уикенд открылась. Он может сам этого не понимать, но на подсознательном уровне, как в нолановском "Начале", это зерно знания в него уже попало. Прорастет ли зерно, пойдет ли человек дальше за новой музыкой, зависит от его вкусов и врожденного любопытства, но в его координатной сетке она так или иначе есть. Возможно, я злоупотребляю сократовским идеализмом, но мне, правда, так кажется.

В конференц-зале роскошного отеля Nordic легенда индустрии Эд Бикнелл (Ed Bicknell) травит байки про Dire Straits и Роберта Планта (Robert Plant). Президент Эстонии Ильвес (к слову, большой знаток музыки) призывает поддержать Pussy Riot. Промоутеры и a&r-агенты обмениваются рукопожатиями и обещаниями, половина из которых - и это прекрасно понимают сами рукопожимающие - ничем не закончится. А ваш покорный слуга заносит в книжечку названия десятка эстонских исполнителей, которых стоит услышать (на Звуках в ближайшее время). Все это славно, но более важным мне представляется то, что за эти несколько дней жители Таллина и гости столицы стали чуть лучше понимать, что из себя представляет современная эстонская музыка. Вот вам и итог Tallinn Music Week, нехитрый и, на самом деле, очень важный.


Обзоры

Paul Oakenfold - Fluorescence Paul Oakenfold - Fluorescence
Обзор нового релиза от Пола Окенфолда
Настоящие VERTU Настоящие VERTU
Вспомним далекие 80-е: сплошной дефицит всего, включая и пластинки зарубежных групп и исполнителей. Но двенадцатидисковая...
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха
Группа Барто, известная своим противоречивым творческим подходом, выпустила новую пластинку. Прошлым лонгплеем был релиз...
Правило игры Правило игры
Самое огромное усилие нужно для того, чтобы после долгого молчания или болезни выйти на улицу и сделать первый вдох. Первое...
Pirate Stage. Часть 1-я Pirate Stage. Часть 1-я
Обзор первой половины ивента с Global Gathering
Океан Ельзи и открытие концертной площадки «Stadium Live» Океан Ельзи и открытие концертной площадки «Stadium Live»
11 февраля 2012 года новая концертная площадка Москвы «Stadium Live» приняла своих первых артистов и зрителей. Перед практически...

Персоны

Николь Кидман Николь Кидман
Николь Кидман выиграла иск о защите чести и достоинства, поданный в суд против одной из ведущих британских газет The Daily...
"Отчаянных домохозяек" больше не будет "Отчаянных домохозяек" больше не будет
Знаменитый сериал «Отчаянные домохозяйки» заканчивается. Поклонники расстроены этой новостью, ведь они следили за судьбами...
Большой сольный концерт On-the-Go Большой сольный концерт On-the-Go
Группа On-the-Go была основана в 2007 году в Тольятти и первоначально ориентировалась на задорный диско-панк. Именно в...
Почти взрослый Найк Борзов Почти взрослый Найк Борзов
Сегодня Найка Борзова можно смело назвать талантливым продюсером — он помогает супруге в создании и продвижении альбома,...