Анонсы

Том Йорк и Фли выложили в Сеть новую песню Том Йорк и Фли выложили в Сеть новую песню
Группа Тома Йорка и Фли Atoms for Peace выложила в Сеть ст ...
Гуд Монин Фест Гуд Монин Фест
В Москве пройдет третий фестиваль памяти Александра Монина - вокалиста группы Круиз. В ...
Ляпис Трубецкой в ГлавClub Ляпис Трубецкой в ГлавClub
«Ляпис Трубецкой» – это главный, а может быть, и единственный предмет бело ...
Мурманск - это в Финляндии Мурманск - это в Финляндии
Инди-рок группа из Хельсинки Murmansk завершила трехгодичную работу над тр ...
Руки Вверх в клубе Arena Moscow Руки Вверх в клубе Arena Moscow
5 октября в Arena Moscow концерт-презентация нового альбома «Руки Вве ...

Tallinn Music Week: предисловие

Таллин раскрывается как "Тардис", телепортер из сериала "Доктор Кто", снаружи выглядящий как телефонная будка, а внутри оказывающийся просторным космическим кораблем. Проехать город насквозь можно минут за тридцать, да и объезжать, по правде говоря, нечего. Стандартная веб-дизайнерская шкала дает 255 оттенков серого цвета, и кажется, что по дороге из аэропорта Леннуяам до центра Таллина ты видишь их все. Кое-где высятся новейшие многоэтажки, выполненные в характерном скандинавском стиле, но они скорее прикрывают то, что осталось от архитектуры советского периода. Зато старый город - неразбавленное туристическое удовольствие для тех, кто любит ходить пешком. Каждая дверь выводит к новым трем, дороги множатся, маршруты растут в геометрической прогрессии - специалист по логистике сошел бы здесь с ума от радости. В Москве с ее перегороженными дворами и вечно запертыми воротами от подобной роскоши быстро отвыкаешь.

О том, что мелкие кластеры городского пространства в Таллине можно использовать для концертных выступлений, первой догадалась Хелен Сильдна (Helen Sildna). Это она придумала Tallinn Music Week несколько лет назад, это с ее подачи эстонскую столицу в конце марта наводняют музыканты, журналисты, букеры, фестивальные агенты, представители лейблов и другие игроки индустрии. В течение двух с половиной суток на двух десятках сцен - от концертного зала "Эстония" до клуба Tapper, логова местных фанатов металла, - выступают порядка двух сотен исполнителей, вечером (так называемые Night Venue) и в течение дня (City Stage). Дневная часть, меньшая по объему, возможно, даже важнее.

На пару дней концертными площадками в Таллине стали книжный магазин, театр, кинотеатр, музей дизайна и архитектуры, несколько крохотных кафе и баров, холлы супермаркета и банка и даже специально выделенный номер отеля (не шутка). Где-то пространства хватало на полноценные сеты, где-то пришлось ограничиться парой комбиков и упрощенной акустической программой - ударник инди-поп-банды Malcolm Lincoln вместо барабанов принес чашку с ложкой и ритм отстукивал ими (снова не шутка). Обойти хотя бы половину всех "горячих" точек нереально, но это и не требуется.

Вернувшись полтора месяца назад из Осло, с фестиваля by:Larm, по сути такого же шоукейса как и Tallinn Music Week, шеф-редактор "Афиши" Александр Горбачев заметил, что обустроить подобную музыкальную ярмарку, с прицелом на экспорт местной музыки за рубеж, в Москве можно легко: было бы желание (выраженное в материальной поддержке со стороны крупных инвесторов и одобрения чиновников), а вопрос кого продать и кому, решится сам собой - спрос и предложение найдут друг друга. И наблюдая пример TMW, трудно с этим тезисом не согласиться, но я бы все же сделал упор на "внутренний экспорт".

За последние шесть лет музыкальная жизнь в Москве наконец разрослась до тех объемов, когда из клубов и концертных залов можно не вылезать неделями. С разницей в два дня вы можете попасть на выступления белорусского музыканта-аутсайдера и британской соул-певицы, выпустившей альбом-бестселлер (проверено). Можно, конечно, в очередной раз поныть, что нового Цоя так и не появилось, а Radiohead и Питер Гэбриел (Peter Gabriel) в нашу дикую страну не поедут - но это если очень хочется поныть. Привоз артиста любого калибра давно не является проблемой для российских промоутеров, дьявол всегда кроется в деталях. Про то, какой качественный скачок совершила местная сцена, я даже не буду начинать рассказывать (сколько можно уже?). Но весь этот концертный эдем пора работает на небольшой кружок гиков (пусть никого не обидит терминология - в конце концов, я сам гик), активно интересующихся музыкой. От него практически изолирована широкая аудитория, для которой повседневное потребление музыки в лучшем случае ограничивается прослушиванием десятка любимых альбомов в плеере, а в худшем - радио "Шансон" в маршрутке и "Ретро FM" у прилавка с замороженными полуфабрикатами. Тут, опять же, есть не особенно конструктивный подход - спишем все на ущербность вкусов масс, "быдло хавает музон для быдла", и порядок. Но правда состоит в том, что человек, которого потенциально можно заинтересовать новой музыкой, российской и не только, почти не имеет к ней выхода. В его повседневном мире этого пласта просто не существует. Он отгорожен от нее, как большинство московских дворов от случайных прохожих.

А теперь представьте - мы возвращаемся в Таллин - второй этаж супермаркета Viru Keokus, в котором случайные прохожие, зависшие между витринами Zara и Karen Millen, внемлют акапельному джазовому секстету Estonian Voices или угрюмым датским блюз-рокерам Get Your Gun. Кто-то слушает пару минут и уходит, кто-то задерживается дольше, но на утро наверняка не вспомнит ни группы, ни то, что они играли. Но для кто-то, убежден, дверь в мир другой музыки (что бы вы ни подразумевали под этими словами - джазовое акапельное пение или депрессивный блюз-рок) в прошлый уикенд открылась. Он может сам этого не понимать, но на подсознательном уровне, как в нолановском "Начале", это зерно знания в него уже попало. Прорастет ли зерно, пойдет ли человек дальше за новой музыкой, зависит от его вкусов и врожденного любопытства, но в его координатной сетке она так или иначе есть. Возможно, я злоупотребляю сократовским идеализмом, но мне, правда, так кажется.

В конференц-зале роскошного отеля Nordic легенда индустрии Эд Бикнелл (Ed Bicknell) травит байки про Dire Straits и Роберта Планта (Robert Plant). Президент Эстонии Ильвес (к слову, большой знаток музыки) призывает поддержать Pussy Riot. Промоутеры и a&r-агенты обмениваются рукопожатиями и обещаниями, половина из которых - и это прекрасно понимают сами рукопожимающие - ничем не закончится. А ваш покорный слуга заносит в книжечку названия десятка эстонских исполнителей, которых стоит услышать (на Звуках в ближайшее время). Все это славно, но более важным мне представляется то, что за эти несколько дней жители Таллина и гости столицы стали чуть лучше понимать, что из себя представляет современная эстонская музыка. Вот вам и итог Tallinn Music Week, нехитрый и, на самом деле, очень важный.


Обзоры

Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello Понаехали тут! Столичное лето, часть шестая: Gogol Bordello
Под конец июня Дельфин рассекретил свежую порцию песен с готовящегося к выходу альбома. В Москве прошло спортивное событие...
El camino El camino
Название альбома седьмой пластинки The Black Keys (в переводе с испанского - "дороги" или "пути") относится, скорее, к самой...
35 лет спустя 35 лет спустя
На прошедшей в конце прошлой недели выставке NAMM Show 2013 были представлены две музыкальные "новинки", которые сами по...
Biting Elbows Biting Elbows
Biting Elbows - ещё один русский коллектив, который пытается играть на поле ретро-рока, столь популярного в начале нулевых...
Moonbeam. The Secret. Live Edition Moonbeam. The Secret. Live Edition
Смотрим концертный DVD от Moonbeam
Правило игры Правило игры
Самое огромное усилие нужно для того, чтобы после долгого молчания или болезни выйти на улицу и сделать первый вдох. Первое...

Персоны

Мы пообщались с группой Дэфолиант, в состав которой входит победитель первой Битвы За Respect. Мы пообщались с группой Дэфолиант, в состав которой входит победитель первой Битвы За Respect.
Все смотрели «Битву за Respect»? Тогда думаю, вы наверняка помните, кто такой Ант. Этот талантливый артист успевает засветиться...
Эрика Дрисколл из Blondfire о новом альбоме, моде, альтернативном роке и многом другом Эрика Дрисколл из Blondfire о новом альбоме, моде, альтернативном роке и многом другом
Интервью с группой Blondfire Этот год стал воистину прорывом для дуэта из Лос-Анджелеса, Blondfire. Сингл 'Where the Kids...
«50 на 50: либо все удастся, либо мы неизбежно облажаемся» «50 на 50: либо все удастся, либо мы неизбежно облажаемся»
Мэтт Осман (Matt Osman), басист Suede, рассказал, почему они собрались в тур, за что он любит Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker),...
Полтора миллиона долларов за улыбку! Полтора миллиона долларов за улыбку!
Джулия Робертс, которая до последнего времени являлась самой высокооплачиваемой в Голливуде, с таким же успехом покоряет...