Анонсы

«Фруктовый кефир», 26 мая, «16 тонн» «Фруктовый кефир», 26 мая, «16 тонн»
Двадцать шестого мая самый удивительный коллектив российской аль ...
King Diamond. 18 июня, ДК Ленсовета (Санкт-Петербург) King Diamond. 18 июня, ДК Ленсовета (Санкт-Петербург)
Король возвращается! Король жив! Да здравствует ...
Значительно ближе к северу Значительно ближе к северу
5 и 6 октября в Архангельске пройдет ежегодный Всероссийский рок-фестиваль ...
Everlast. 19 декабря, Moscow Hall Everlast. 19 декабря, Moscow Hall
19 декабря в столичном клубе «Москва Hall» выступит известный рэпер ...
Lacrimosa. 22 марта (Arena Moscow), 29 марта (Moscow Hall) Lacrimosa. 22 марта (Arena Moscow), 29 марта (Moscow Hall)
Самый успешный готический проект современн ...

О музыке и смерти

История музыкальных журналов в России - это история, полная тоски и печали. Я наблюдаю ее 20 с лишним лет немного по-своему - где-то пристрастно, где-то несправедливо, как и всякий конкурент. Но главное, что мне очень важно сейчас сказать: все эти ребята были теми самыми послами рок-н-ролла в неритмичной стране, а это - самая трудная и почетная работа. После спасения котиков, разумеется.
Их миссии закончились неудачей, но им стоит поклониться и сказать: "ребята, вы крутые, спасибо!"

Для меня музыкальные журналы начинались с УрЛайта и КонтрКультУры, двух мастодонтов конца 80-х начала 90-х. Это были бриллианты самиздата, великолепные артефакты, я бережно храню их до сих пор и часто перелистываю. Волков, Жариков и Гурьев были "редакцией в себе", они ничего не боялись. Смирнов был вдохновляющ и говорил цитатами из Башлачева. У многих членов этих ранних редакций бесповоротно отъехала крыша, журналы закрылись по причине неразрешимых противоречий, а их члены, по большей части, ушли в пиар и там погибли как авторы.

В 1996 году мы познакомились с редакцией питерского журнала FUZZ. По сути, я училась писать у Лени Новикова, замглавреда Фузза. Главный редактор и издатель этого маленького чуда, Саша Долгов, был военным моряком-подводником, поэтому обожал "морскую" группу Мумий тролль и регулярно ставил ее на обложки. Я эту группу до сих пор воспринимаю через призму питерского восторга - с некоторой юмористической ностальгией.
Долгов каким-то непостижимо чудесным образом вытаскивал журнал каждый раз из жесточайшей задницы, проводил громкие концерты-премии имени себя при участии неизменно угарного Короля и Шута, рассорился со всем миром - и, наконец, сумел продать Fuzz накануне его 18-летия. Новые владельцы смогли выдержать ровно один раунд: сменили паблишинг, разогнали остаток команды, некоторое время поддерживали сайт, но в канун 20-летия издания заглох и он. Долгова не видно и не слышно. Видимо, ему хватило журналистики на всю жизнь.

Самым сильным местным игроком был Play, издатель которого куда успешнее вышивала крестиком, чем развивала музыкальный журнал в своем же дивизионе - но у этого журнала изначально была настолько крутая команда, что до сих пор ее часть составляет костяк Звуков, и на ней, по сути, все держалось. Play просуществовал несколько ярких лет, невзирая на регулярные смены курса и противоречивую редакционную политику: гаджеты - Top download без ссылок - Виа Гра и Мэнсон на обложке - лотерея "угадай, где спрятан айпод". В 2007 году его закрыли перед самой продажей ИД Медиасайн. А через некоторое время был убит Костя Савоськин - главред журнала. Эти два события не были реально связаны между собой, но у меня в ощущении - именно это: закрывается журнал - умирает главред. Play миновал в своем умирании стадию переезда в сеть, а жаль: может, где-то остался бы ценный архив.

Где-то между ними мелькнуло недоразумение NME, подарившее миру главреда Руслана Шебукова, сразу после смерти Пашки пристрастно допрашивавшего меня, скоро ли закроются Звуки, а также Аню "Раньше-я-никогда-не-слышала-имени-этого-музыканта" Дородейко (все начинающие авторы Звуков рано или поздно слышат от меня: "не строй из себя Дородейко"). NME был отлицензирован британцами по какой-то левой схеме, некоторое время его издатели пытались понять, что делать и где взять рекламы при отсутствии в стране легального сидра, в итоге журнал поставил рекорд невыплаты авторских гонораров и сдох. За ним последовал смешной юный Rockmusic.

Шикарный лицензионный Billlboard был презентован публике с понтами, которых хватило бы на 10 хороших изданий. Есть примета: если что-то презентуется с понтом - оно не взлетает. Но издатели этого не знали, и Billboard выкатили в ходе огромного российского shit-парада, хуже которого, наверно, только праздник "Разгуляй". Издатели сообщили, что "с этой презентации начинается новая история российского шоу-бизнеса", поскольку они собрались на нее повлиять. Бог знает, на что они тогда рассчитывали, но это даже больший маразм, чем презентация краудфандинга ThankYou в ресторане "ПушкинЪ". Закончилось все закономерно и кроваво: сначала Billboard сообща нагнули, превратив в фабрику низкопробной джинсы для тог самого российского шоу-бизнеса, потом артистов сделали колумнистами, а потом, пару раз приостановив выпуск и сменив команду, продали за долги РАО и превратили в бюллетень про авторские права и шансоннные разборки. Последним номером российского издания Billboard стал №31 за ноябрь 2009 года - дальше был какой-то кромешный ад, издание еще некоторое время барахталось в виде ленты на MSN, а потом главред и его супруга, получившие к тому моменту по нескольку премий за успешную работу на ниве защиты авторских и смежных прав, ушли в отпуск и не вернулись.

Венец этой истории и главный герой нынешней ностальгии - Rolling Stone, который мы все запоем читали с момента открытия в 2004 году вплоть до переноса редакции из Питера в Москву 2006-м. Для меня это - два разных издания: RS Новикова и Бухарина и RS Кондукова и Левковича. Как Blur и Oasis. Дельфин и русалка. RS до 2006 - собрание историй и интервью любимых музыкантов, после 2006 - рекордное собрание маргиналов и фриков, а между ними - хорошие переводы и путешествия. И очень, очень крутые рецензии. Я никогда не могла принять его героев и его самую популярную рубрику алко-интервью, в ходе которой респондент доводится до свинского состояния и его забродившая мозговая активность выворачивается читателю на колени. Словом, я всегда относилась к RS сочувственно и с долей опасения, как к соседу-наркоману. Но в музыке эти ребята толк знали - и хотя ей уделялось все меньше места на страницах издания, было очевидно, что музыка им дорога, они ей живут и дышат.


И тут надо бы написать, что дальше. Говорят, изданий не осталось - ну, кто-то еще остался. Есть Афиша. Есть TimeOut. Есть Не Спать!, The Village, Джаз.Ру и Звуки. Sapienti sat: мы все понимаем, что бумажные издания о музыке - это уже прекрасный винтаж, который, в отличие от винила, даже коллекционировать не прикольно. Но получилось так, что вместе с устаревшими носителями из нашей жизни уходят и авторы. Критики, аналитики, энциклопедически образованные, тонко чувствующие люди с большим сердцем и абсолютным слухом. Из них получаются паршивые блогеры, потому что они привыкли рассуждать много и умно. Их не любят продюсеры, потому что они привыкли писать, как слышат. Но поверьте, без них - совсем другое дело.
И я не знаю, кто из нас будет героем моего следующего некролога, но я желаю нам всем удачи и музыки.
А вы не забудьте купить рекламы на страницах любимых журналов и сайтов: именно это, а не что-либо еще, продлит нам жизнь.


Обзоры

Новый клуб Reспублика Club в Киеве Новый клуб Reспублика Club в Киеве
8 июня 2012 в Киеве на клубной карте появилось еще одно новое место для любителей ночной жизни – Rеспублика Club раскрыла...
Лев ручной, маленький. Лев ручной, маленький.
Акустическая минисистема Loewe Reference без потери качества доставит всю полноту звучания в любой уголок вашего жилища....
Музыкальный журнал «Trill» отметил первый день рождения Музыкальный журнал «Trill» отметил первый день рождения
Музыкальный журнал «Trill» отметил свой первый официальный день рождения. Хочется поздравить с этой датой авторов и читателей,...
Таблетки в уши: что нового? Таблетки в уши: что нового?
Если вы являетесь счастливым обладателем гаджета, работающего на операционной системе iOS, то, наверняка, уже оценили качество...
Не раскачивайте лодку Не раскачивайте лодку
В воскресный прайм-тайм 11 мая телеканал “Культура” показал дебютную передачу конкурса-шоу “Большой Джаз”. На следующий день...
...And Your Ass Will Follow ...And Your Ass Will Follow
Любовь к группе Cut Copy у автора этих строк началась совершенно внезапно - в 2011 году на фестивале Open'er, сразу после...

Персоны

«Лучшая песня» One Direction «Лучшая песня» One Direction
Ликуйте, поклонницы! В сети появится новый клип группы One Direction на песню «Best Song Ever». За шесть минут видео ты сможешь...
Unconditionally: новый хит Кэти Перри Unconditionally: новый хит Кэти Перри
Кэти Перри представила второй сингл из своего нового альбома Prism – певица выложила в сеть композицию Unconditionally. Сингл...
Мадонна Мадонна
Мадонна не собирается уходить из семьи Мадонна развенчала новую «утку» газетчиков, в последнее время только и говоривших...
Бритни Спирс и Will.i.am спели дуэтом Бритни Спирс и Will.i.am спели дуэтом
Бритни Спирс и Will.i.am представили поклонникам совместную работу. Песня называется «Scream And Shout». Мы долго ждали этого—...