Анонсы

Саруханов сочинил свой главный хит вопреки Добрынину Саруханов сочинил свой главный хит вопреки Добрынину
Презентация нового альбома Игоря Саруханова «Чер ...
«СерьГа», 29 марта, «Концерт» «СерьГа», 29 марта, «Концерт»
Сергей Галанин и группа «СерьГа» выступят в московском клубе «Концерт» ...
Нааш компас земной Нааш компас земной
Группа Moremoney с лета этого года находится в бессрочном творческом отпуске, а вс ...
Группа Kiss выпустит «Монстра» Группа Kiss выпустит «Монстра»
Американская рок-группа Kiss анонсировала выпуск своего 20-го студийно ...
Вокалист Slipknot решил записать дуэт с Бибером Вокалист Slipknot решил записать дуэт с Бибером
Фронтмен группы Slipknot Кори Тейлор объявил о том, ч ...

О музыке и смерти

История музыкальных журналов в России - это история, полная тоски и печали. Я наблюдаю ее 20 с лишним лет немного по-своему - где-то пристрастно, где-то несправедливо, как и всякий конкурент. Но главное, что мне очень важно сейчас сказать: все эти ребята были теми самыми послами рок-н-ролла в неритмичной стране, а это - самая трудная и почетная работа. После спасения котиков, разумеется.
Их миссии закончились неудачей, но им стоит поклониться и сказать: "ребята, вы крутые, спасибо!"

Для меня музыкальные журналы начинались с УрЛайта и КонтрКультУры, двух мастодонтов конца 80-х начала 90-х. Это были бриллианты самиздата, великолепные артефакты, я бережно храню их до сих пор и часто перелистываю. Волков, Жариков и Гурьев были "редакцией в себе", они ничего не боялись. Смирнов был вдохновляющ и говорил цитатами из Башлачева. У многих членов этих ранних редакций бесповоротно отъехала крыша, журналы закрылись по причине неразрешимых противоречий, а их члены, по большей части, ушли в пиар и там погибли как авторы.

В 1996 году мы познакомились с редакцией питерского журнала FUZZ. По сути, я училась писать у Лени Новикова, замглавреда Фузза. Главный редактор и издатель этого маленького чуда, Саша Долгов, был военным моряком-подводником, поэтому обожал "морскую" группу Мумий тролль и регулярно ставил ее на обложки. Я эту группу до сих пор воспринимаю через призму питерского восторга - с некоторой юмористической ностальгией.
Долгов каким-то непостижимо чудесным образом вытаскивал журнал каждый раз из жесточайшей задницы, проводил громкие концерты-премии имени себя при участии неизменно угарного Короля и Шута, рассорился со всем миром - и, наконец, сумел продать Fuzz накануне его 18-летия. Новые владельцы смогли выдержать ровно один раунд: сменили паблишинг, разогнали остаток команды, некоторое время поддерживали сайт, но в канун 20-летия издания заглох и он. Долгова не видно и не слышно. Видимо, ему хватило журналистики на всю жизнь.

Самым сильным местным игроком был Play, издатель которого куда успешнее вышивала крестиком, чем развивала музыкальный журнал в своем же дивизионе - но у этого журнала изначально была настолько крутая команда, что до сих пор ее часть составляет костяк Звуков, и на ней, по сути, все держалось. Play просуществовал несколько ярких лет, невзирая на регулярные смены курса и противоречивую редакционную политику: гаджеты - Top download без ссылок - Виа Гра и Мэнсон на обложке - лотерея "угадай, где спрятан айпод". В 2007 году его закрыли перед самой продажей ИД Медиасайн. А через некоторое время был убит Костя Савоськин - главред журнала. Эти два события не были реально связаны между собой, но у меня в ощущении - именно это: закрывается журнал - умирает главред. Play миновал в своем умирании стадию переезда в сеть, а жаль: может, где-то остался бы ценный архив.

Где-то между ними мелькнуло недоразумение NME, подарившее миру главреда Руслана Шебукова, сразу после смерти Пашки пристрастно допрашивавшего меня, скоро ли закроются Звуки, а также Аню "Раньше-я-никогда-не-слышала-имени-этого-музыканта" Дородейко (все начинающие авторы Звуков рано или поздно слышат от меня: "не строй из себя Дородейко"). NME был отлицензирован британцами по какой-то левой схеме, некоторое время его издатели пытались понять, что делать и где взять рекламы при отсутствии в стране легального сидра, в итоге журнал поставил рекорд невыплаты авторских гонораров и сдох. За ним последовал смешной юный Rockmusic.

Шикарный лицензионный Billlboard был презентован публике с понтами, которых хватило бы на 10 хороших изданий. Есть примета: если что-то презентуется с понтом - оно не взлетает. Но издатели этого не знали, и Billboard выкатили в ходе огромного российского shit-парада, хуже которого, наверно, только праздник "Разгуляй". Издатели сообщили, что "с этой презентации начинается новая история российского шоу-бизнеса", поскольку они собрались на нее повлиять. Бог знает, на что они тогда рассчитывали, но это даже больший маразм, чем презентация краудфандинга ThankYou в ресторане "ПушкинЪ". Закончилось все закономерно и кроваво: сначала Billboard сообща нагнули, превратив в фабрику низкопробной джинсы для тог самого российского шоу-бизнеса, потом артистов сделали колумнистами, а потом, пару раз приостановив выпуск и сменив команду, продали за долги РАО и превратили в бюллетень про авторские права и шансоннные разборки. Последним номером российского издания Billboard стал №31 за ноябрь 2009 года - дальше был какой-то кромешный ад, издание еще некоторое время барахталось в виде ленты на MSN, а потом главред и его супруга, получившие к тому моменту по нескольку премий за успешную работу на ниве защиты авторских и смежных прав, ушли в отпуск и не вернулись.

Венец этой истории и главный герой нынешней ностальгии - Rolling Stone, который мы все запоем читали с момента открытия в 2004 году вплоть до переноса редакции из Питера в Москву 2006-м. Для меня это - два разных издания: RS Новикова и Бухарина и RS Кондукова и Левковича. Как Blur и Oasis. Дельфин и русалка. RS до 2006 - собрание историй и интервью любимых музыкантов, после 2006 - рекордное собрание маргиналов и фриков, а между ними - хорошие переводы и путешествия. И очень, очень крутые рецензии. Я никогда не могла принять его героев и его самую популярную рубрику алко-интервью, в ходе которой респондент доводится до свинского состояния и его забродившая мозговая активность выворачивается читателю на колени. Словом, я всегда относилась к RS сочувственно и с долей опасения, как к соседу-наркоману. Но в музыке эти ребята толк знали - и хотя ей уделялось все меньше места на страницах издания, было очевидно, что музыка им дорога, они ей живут и дышат.


И тут надо бы написать, что дальше. Говорят, изданий не осталось - ну, кто-то еще остался. Есть Афиша. Есть TimeOut. Есть Не Спать!, The Village, Джаз.Ру и Звуки. Sapienti sat: мы все понимаем, что бумажные издания о музыке - это уже прекрасный винтаж, который, в отличие от винила, даже коллекционировать не прикольно. Но получилось так, что вместе с устаревшими носителями из нашей жизни уходят и авторы. Критики, аналитики, энциклопедически образованные, тонко чувствующие люди с большим сердцем и абсолютным слухом. Из них получаются паршивые блогеры, потому что они привыкли рассуждать много и умно. Их не любят продюсеры, потому что они привыкли писать, как слышат. Но поверьте, без них - совсем другое дело.
И я не знаю, кто из нас будет героем моего следующего некролога, но я желаю нам всем удачи и музыки.
А вы не забудьте купить рекламы на страницах любимых журналов и сайтов: именно это, а не что-либо еще, продлит нам жизнь.


Обзоры

Расшифровка черного ящика Расшифровка черного ящика
Первое, на что обращаешь внимание, когда вынимаешь жесткий диск Seagate Goflex Satellite из коробки, – полное отсутствие...
...And Your Ass Will Follow ...And Your Ass Will Follow
Любовь к группе Cut Copy у автора этих строк началась совершенно внезапно - в 2011 году на фестивале Open'er, сразу после...
Вечный двигатель индустрии Вечный двигатель индустрии
История развития музыкальной индустрии последних 30-40 лет состоит из конкуренции между крупными корпорациями («мейджорами»)...
Занимательная статистика. Выпуск #03 Занимательная статистика. Выпуск #03
Звуки продолжают продвигаться по статистическим дебрям в поисках неопровержимо правдивого и истинного. В этот раз мы решили...
Ниже радара: Clock Opera Ниже радара: Clock Opera
Clock OperaКто: Гай Коннелли (Guy Connelly, вокал, гитара, клавишные), Энди Уэст (Andy West, бас, гитара, клавишные), Че...
Релизы зимы 2013 — общий обзор Релизы зимы 2013 — общий обзор
В обзор релизов зимы 2013 вошли список рекомендуемых к прослушиванию альбомов, краткий рассказ о четырех дебютантах сезона...

Персоны

"Музыка как вино: иногда требуется время, чтобы она созрела" "Музыка как вино: иногда требуется время, чтобы она созрела"
В канун выступления французского трио Telepopmusik в новом клубе "ТеатрЪ" Кристоф Эьте (Christophe Hetier) объясняет 8-летнее...
Удивительный Afrika Bambaataa Удивительный Afrika Bambaataa
Он стоял у истоков рождения современной культуры Южного Бронкса
Новый клип «Мумий Тролль» Новый клип «Мумий Тролль»
Иногда создаётся весьма устойчивое впечатление, что после своего знаменитого «Военно-морского тура» по городам России и Украины,...
Камерон Диас пробует себя в моде Камерон Диас пробует себя в моде
Камерон Диас решила попробовать себя в роли дизайнера, но не в кадре, а в реальной жизни. Звезда стала креативным директором...