Анонсы

Навигация по пачке "Беломора" Навигация по пачке "Беломора"
Согласно экономическим выкладкам последних лет, Архангельск и названная ...
The Smashing Pumpkins, 6 августа, Stadium Live The Smashing Pumpkins, 6 августа, Stadium Live
Спустя 15 лет после легендарного концерта в «Горбушке» ...
MOSCOW REGGAE FESTIVAL в клубе Milk MOSCOW REGGAE FESTIVAL в клубе Milk
ЧелСобакДруг Promo представляет:5 октября в столичном клубе MILK ...

О музыке и смерти

История музыкальных журналов в России - это история, полная тоски и печали. Я наблюдаю ее 20 с лишним лет немного по-своему - где-то пристрастно, где-то несправедливо, как и всякий конкурент. Но главное, что мне очень важно сейчас сказать: все эти ребята были теми самыми послами рок-н-ролла в неритмичной стране, а это - самая трудная и почетная работа. После спасения котиков, разумеется.
Их миссии закончились неудачей, но им стоит поклониться и сказать: "ребята, вы крутые, спасибо!"

Для меня музыкальные журналы начинались с УрЛайта и КонтрКультУры, двух мастодонтов конца 80-х начала 90-х. Это были бриллианты самиздата, великолепные артефакты, я бережно храню их до сих пор и часто перелистываю. Волков, Жариков и Гурьев были "редакцией в себе", они ничего не боялись. Смирнов был вдохновляющ и говорил цитатами из Башлачева. У многих членов этих ранних редакций бесповоротно отъехала крыша, журналы закрылись по причине неразрешимых противоречий, а их члены, по большей части, ушли в пиар и там погибли как авторы.

В 1996 году мы познакомились с редакцией питерского журнала FUZZ. По сути, я училась писать у Лени Новикова, замглавреда Фузза. Главный редактор и издатель этого маленького чуда, Саша Долгов, был военным моряком-подводником, поэтому обожал "морскую" группу Мумий тролль и регулярно ставил ее на обложки. Я эту группу до сих пор воспринимаю через призму питерского восторга - с некоторой юмористической ностальгией.
Долгов каким-то непостижимо чудесным образом вытаскивал журнал каждый раз из жесточайшей задницы, проводил громкие концерты-премии имени себя при участии неизменно угарного Короля и Шута, рассорился со всем миром - и, наконец, сумел продать Fuzz накануне его 18-летия. Новые владельцы смогли выдержать ровно один раунд: сменили паблишинг, разогнали остаток команды, некоторое время поддерживали сайт, но в канун 20-летия издания заглох и он. Долгова не видно и не слышно. Видимо, ему хватило журналистики на всю жизнь.

Самым сильным местным игроком был Play, издатель которого куда успешнее вышивала крестиком, чем развивала музыкальный журнал в своем же дивизионе - но у этого журнала изначально была настолько крутая команда, что до сих пор ее часть составляет костяк Звуков, и на ней, по сути, все держалось. Play просуществовал несколько ярких лет, невзирая на регулярные смены курса и противоречивую редакционную политику: гаджеты - Top download без ссылок - Виа Гра и Мэнсон на обложке - лотерея "угадай, где спрятан айпод". В 2007 году его закрыли перед самой продажей ИД Медиасайн. А через некоторое время был убит Костя Савоськин - главред журнала. Эти два события не были реально связаны между собой, но у меня в ощущении - именно это: закрывается журнал - умирает главред. Play миновал в своем умирании стадию переезда в сеть, а жаль: может, где-то остался бы ценный архив.

Где-то между ними мелькнуло недоразумение NME, подарившее миру главреда Руслана Шебукова, сразу после смерти Пашки пристрастно допрашивавшего меня, скоро ли закроются Звуки, а также Аню "Раньше-я-никогда-не-слышала-имени-этого-музыканта" Дородейко (все начинающие авторы Звуков рано или поздно слышат от меня: "не строй из себя Дородейко"). NME был отлицензирован британцами по какой-то левой схеме, некоторое время его издатели пытались понять, что делать и где взять рекламы при отсутствии в стране легального сидра, в итоге журнал поставил рекорд невыплаты авторских гонораров и сдох. За ним последовал смешной юный Rockmusic.

Шикарный лицензионный Billlboard был презентован публике с понтами, которых хватило бы на 10 хороших изданий. Есть примета: если что-то презентуется с понтом - оно не взлетает. Но издатели этого не знали, и Billboard выкатили в ходе огромного российского shit-парада, хуже которого, наверно, только праздник "Разгуляй". Издатели сообщили, что "с этой презентации начинается новая история российского шоу-бизнеса", поскольку они собрались на нее повлиять. Бог знает, на что они тогда рассчитывали, но это даже больший маразм, чем презентация краудфандинга ThankYou в ресторане "ПушкинЪ". Закончилось все закономерно и кроваво: сначала Billboard сообща нагнули, превратив в фабрику низкопробной джинсы для тог самого российского шоу-бизнеса, потом артистов сделали колумнистами, а потом, пару раз приостановив выпуск и сменив команду, продали за долги РАО и превратили в бюллетень про авторские права и шансоннные разборки. Последним номером российского издания Billboard стал №31 за ноябрь 2009 года - дальше был какой-то кромешный ад, издание еще некоторое время барахталось в виде ленты на MSN, а потом главред и его супруга, получившие к тому моменту по нескольку премий за успешную работу на ниве защиты авторских и смежных прав, ушли в отпуск и не вернулись.

Венец этой истории и главный герой нынешней ностальгии - Rolling Stone, который мы все запоем читали с момента открытия в 2004 году вплоть до переноса редакции из Питера в Москву 2006-м. Для меня это - два разных издания: RS Новикова и Бухарина и RS Кондукова и Левковича. Как Blur и Oasis. Дельфин и русалка. RS до 2006 - собрание историй и интервью любимых музыкантов, после 2006 - рекордное собрание маргиналов и фриков, а между ними - хорошие переводы и путешествия. И очень, очень крутые рецензии. Я никогда не могла принять его героев и его самую популярную рубрику алко-интервью, в ходе которой респондент доводится до свинского состояния и его забродившая мозговая активность выворачивается читателю на колени. Словом, я всегда относилась к RS сочувственно и с долей опасения, как к соседу-наркоману. Но в музыке эти ребята толк знали - и хотя ей уделялось все меньше места на страницах издания, было очевидно, что музыка им дорога, они ей живут и дышат.


И тут надо бы написать, что дальше. Говорят, изданий не осталось - ну, кто-то еще остался. Есть Афиша. Есть TimeOut. Есть Не Спать!, The Village, Джаз.Ру и Звуки. Sapienti sat: мы все понимаем, что бумажные издания о музыке - это уже прекрасный винтаж, который, в отличие от винила, даже коллекционировать не прикольно. Но получилось так, что вместе с устаревшими носителями из нашей жизни уходят и авторы. Критики, аналитики, энциклопедически образованные, тонко чувствующие люди с большим сердцем и абсолютным слухом. Из них получаются паршивые блогеры, потому что они привыкли рассуждать много и умно. Их не любят продюсеры, потому что они привыкли писать, как слышат. Но поверьте, без них - совсем другое дело.
И я не знаю, кто из нас будет героем моего следующего некролога, но я желаю нам всем удачи и музыки.
А вы не забудьте купить рекламы на страницах любимых журналов и сайтов: именно это, а не что-либо еще, продлит нам жизнь.


Обзоры

Ниже радара: Daley Ниже радара: Daley
DaleyКто: Гарет Дейли (Gareth Daley)Откуда: Манчестер, ВеликобританияЛейбл: Polydor RecordsДовлатов как-то сказал, что, когда...
Мир по Autechre. Часть вторая: Autechre против всех Мир по Autechre. Часть вторая: Autechre против всех
Данная статья — по сути обзор сразу восемнадцати альбомов, вышедших в период с начала февраля до начала марта 2013 года....
Производство синтетики Производство синтетики
5-7 декабря в Москве прошел свободный фестиваль-семинар по электронной музыке, организованный лабораторией синтезаторной...
Punk Rock is not a crime Punk Rock is not a crime
"Музыка Александра "Чачи" Иванова, слова Александра "Чачи" Иванова... Кто вы, а кто я?!" С таких громких слов, а также разудалого...
Сурковская пропаганда: это же классика Сурковская пропаганда: это же классика
Любите ли вы классическую музыку? Только отвечайте честно, не приукрашивая! На первый взгляд, любить классику и делать вид,...
Psy Riot Psy Riot
Бойтесь желаний своих - они имеют свойство исполняться. Причем, буквально, наглядно демонстрируя, что любое желание должно...

Персоны

Руслан Нигматуллин - с пультом по жизни! Руслан Нигматуллин - с пультом по жизни!
Есть ли жизнь после большого спорта? Кто-то уходит "в тень", кто-то, напротив, "пиарится" за счет интриг и скандалов, ну,...
R.Kelly о творческом процессе, кубке мира по футболу и путешествии через океан R.Kelly о творческом процессе, кубке мира по футболу и путешествии через океан
Просто невозможно переоценить вклад и влияние R.Kelly на современный R&B: он привнёс много свежих идей в жанр, которые...
Мисси Элиот возвращается! Мисси Элиот возвращается!
Давно мы ничего не слышали про Мисси Элиот! Рэп-дива молчала целых 7 лет. Ее последний альбом «The Cookbook» вышел в 2005...
Новый клип T-Killah Новый клип T-Killah
Новым клипом порадовал нас музыкант T-Killah. Песня «SHOT» записана совместно с певицей Леной Катиной и является англоязычным...