Анонсы

Звезда Slash`а на Алее Славы в Голливуде Звезда Slash`а на Алее Славы в Голливуде
10 июля в Лос-Анджелесе состоялась торжественная церемония о ...
No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип No Doubt извинились за оскорбивший индейцев видеоклип
Группа No Doubt была вынуждена удалить со своег ...
Radiohead назвали новые даты европейских концертов Radiohead назвали новые даты европейских концертов
Группа Radiohead официально объявила новые даты пе ...
Адам Ламберт. 16 марта, Крокус Сити Холл Адам Ламберт. 16 марта, Крокус Сити Холл
Самый известный участник телешоу «American Idol» Адам Ламбер ...

О музыке и смерти

История музыкальных журналов в России - это история, полная тоски и печали. Я наблюдаю ее 20 с лишним лет немного по-своему - где-то пристрастно, где-то несправедливо, как и всякий конкурент. Но главное, что мне очень важно сейчас сказать: все эти ребята были теми самыми послами рок-н-ролла в неритмичной стране, а это - самая трудная и почетная работа. После спасения котиков, разумеется.
Их миссии закончились неудачей, но им стоит поклониться и сказать: "ребята, вы крутые, спасибо!"

Для меня музыкальные журналы начинались с УрЛайта и КонтрКультУры, двух мастодонтов конца 80-х начала 90-х. Это были бриллианты самиздата, великолепные артефакты, я бережно храню их до сих пор и часто перелистываю. Волков, Жариков и Гурьев были "редакцией в себе", они ничего не боялись. Смирнов был вдохновляющ и говорил цитатами из Башлачева. У многих членов этих ранних редакций бесповоротно отъехала крыша, журналы закрылись по причине неразрешимых противоречий, а их члены, по большей части, ушли в пиар и там погибли как авторы.

В 1996 году мы познакомились с редакцией питерского журнала FUZZ. По сути, я училась писать у Лени Новикова, замглавреда Фузза. Главный редактор и издатель этого маленького чуда, Саша Долгов, был военным моряком-подводником, поэтому обожал "морскую" группу Мумий тролль и регулярно ставил ее на обложки. Я эту группу до сих пор воспринимаю через призму питерского восторга - с некоторой юмористической ностальгией.
Долгов каким-то непостижимо чудесным образом вытаскивал журнал каждый раз из жесточайшей задницы, проводил громкие концерты-премии имени себя при участии неизменно угарного Короля и Шута, рассорился со всем миром - и, наконец, сумел продать Fuzz накануне его 18-летия. Новые владельцы смогли выдержать ровно один раунд: сменили паблишинг, разогнали остаток команды, некоторое время поддерживали сайт, но в канун 20-летия издания заглох и он. Долгова не видно и не слышно. Видимо, ему хватило журналистики на всю жизнь.

Самым сильным местным игроком был Play, издатель которого куда успешнее вышивала крестиком, чем развивала музыкальный журнал в своем же дивизионе - но у этого журнала изначально была настолько крутая команда, что до сих пор ее часть составляет костяк Звуков, и на ней, по сути, все держалось. Play просуществовал несколько ярких лет, невзирая на регулярные смены курса и противоречивую редакционную политику: гаджеты - Top download без ссылок - Виа Гра и Мэнсон на обложке - лотерея "угадай, где спрятан айпод". В 2007 году его закрыли перед самой продажей ИД Медиасайн. А через некоторое время был убит Костя Савоськин - главред журнала. Эти два события не были реально связаны между собой, но у меня в ощущении - именно это: закрывается журнал - умирает главред. Play миновал в своем умирании стадию переезда в сеть, а жаль: может, где-то остался бы ценный архив.

Где-то между ними мелькнуло недоразумение NME, подарившее миру главреда Руслана Шебукова, сразу после смерти Пашки пристрастно допрашивавшего меня, скоро ли закроются Звуки, а также Аню "Раньше-я-никогда-не-слышала-имени-этого-музыканта" Дородейко (все начинающие авторы Звуков рано или поздно слышат от меня: "не строй из себя Дородейко"). NME был отлицензирован британцами по какой-то левой схеме, некоторое время его издатели пытались понять, что делать и где взять рекламы при отсутствии в стране легального сидра, в итоге журнал поставил рекорд невыплаты авторских гонораров и сдох. За ним последовал смешной юный Rockmusic.

Шикарный лицензионный Billlboard был презентован публике с понтами, которых хватило бы на 10 хороших изданий. Есть примета: если что-то презентуется с понтом - оно не взлетает. Но издатели этого не знали, и Billboard выкатили в ходе огромного российского shit-парада, хуже которого, наверно, только праздник "Разгуляй". Издатели сообщили, что "с этой презентации начинается новая история российского шоу-бизнеса", поскольку они собрались на нее повлиять. Бог знает, на что они тогда рассчитывали, но это даже больший маразм, чем презентация краудфандинга ThankYou в ресторане "ПушкинЪ". Закончилось все закономерно и кроваво: сначала Billboard сообща нагнули, превратив в фабрику низкопробной джинсы для тог самого российского шоу-бизнеса, потом артистов сделали колумнистами, а потом, пару раз приостановив выпуск и сменив команду, продали за долги РАО и превратили в бюллетень про авторские права и шансоннные разборки. Последним номером российского издания Billboard стал №31 за ноябрь 2009 года - дальше был какой-то кромешный ад, издание еще некоторое время барахталось в виде ленты на MSN, а потом главред и его супруга, получившие к тому моменту по нескольку премий за успешную работу на ниве защиты авторских и смежных прав, ушли в отпуск и не вернулись.

Венец этой истории и главный герой нынешней ностальгии - Rolling Stone, который мы все запоем читали с момента открытия в 2004 году вплоть до переноса редакции из Питера в Москву 2006-м. Для меня это - два разных издания: RS Новикова и Бухарина и RS Кондукова и Левковича. Как Blur и Oasis. Дельфин и русалка. RS до 2006 - собрание историй и интервью любимых музыкантов, после 2006 - рекордное собрание маргиналов и фриков, а между ними - хорошие переводы и путешествия. И очень, очень крутые рецензии. Я никогда не могла принять его героев и его самую популярную рубрику алко-интервью, в ходе которой респондент доводится до свинского состояния и его забродившая мозговая активность выворачивается читателю на колени. Словом, я всегда относилась к RS сочувственно и с долей опасения, как к соседу-наркоману. Но в музыке эти ребята толк знали - и хотя ей уделялось все меньше места на страницах издания, было очевидно, что музыка им дорога, они ей живут и дышат.


И тут надо бы написать, что дальше. Говорят, изданий не осталось - ну, кто-то еще остался. Есть Афиша. Есть TimeOut. Есть Не Спать!, The Village, Джаз.Ру и Звуки. Sapienti sat: мы все понимаем, что бумажные издания о музыке - это уже прекрасный винтаж, который, в отличие от винила, даже коллекционировать не прикольно. Но получилось так, что вместе с устаревшими носителями из нашей жизни уходят и авторы. Критики, аналитики, энциклопедически образованные, тонко чувствующие люди с большим сердцем и абсолютным слухом. Из них получаются паршивые блогеры, потому что они привыкли рассуждать много и умно. Их не любят продюсеры, потому что они привыкли писать, как слышат. Но поверьте, без них - совсем другое дело.
И я не знаю, кто из нас будет героем моего следующего некролога, но я желаю нам всем удачи и музыки.
А вы не забудьте купить рекламы на страницах любимых журналов и сайтов: именно это, а не что-либо еще, продлит нам жизнь.


Обзоры

Человек-невидимка Человек-невидимка
Вытащить человека утром субботы на мероприятие - штука практически невозможная. Это из области фантастики - тем не менее,...
«Машина Времени» на Майдане «Машина Времени» на Майдане
Концерт легендарной российской группы «Машина Времени» собрала фееричное количество слушателей в Киеве 15 сентября 2012 ...
Богу богово Богу богово
Бог как друг, телефон доверия, стрелок и мишень: 11 песен, иллюстрирующих отношения музыкантов с Господом.
Скрипач на крыше Скрипач на крыше
Трудно представить себе продвижение музыкального альбома или музыканта без видеоподдержки - нам привычно это явление называть...
Ниже радара: Rhye Ниже радара: Rhye
RhyeКто: Майк Милош (Mike Milosh), Робин Ганнибал (Robin Hannibal)Откуда: Лос-Анджелес, Калифорния, СШАЛейбл: Innovative...
Лесной оракул Лесной оракул
Группа Самое Большое Простое Число продолжает последовательное отступление от формулы принесшего ей популярность дебютного...

Персоны

Cold War Kids о новом альбоме, влиянии R&B и многом другом Cold War Kids о новом альбоме, влиянии R&B и многом другом
Интервью с группой Cold War Kids Cold War Kids выпускают четвертый альбом, ‘Dear Miss Lonleyhearts’ сегодня, 2 апреля. Для...
Музыка на радио Музыка на радио
Чтобы конкурировать с сайтами, позволяющими прослушивать музыку онлайн, всё больше радиостанций уходят в коммерческую сферу...
Norah JONES: "Чем старше я становлюсь, тем меньше беспокоюсь о мнении публики" Norah JONES: "Чем старше я становлюсь, тем меньше беспокоюсь о мнении публики"
Нора Джонс рассказала Звукам о своем опыте в роли домохозяйки, новом альбоме и способах убивать свободное время в турах 
Jeff PARENT: "Инопланетяне не будут удивлены тем, что увидят на нашей планете" Jeff PARENT: "Инопланетяне не будут удивлены тем, что увидят на нашей планете"
Звуки беседуют с мьсье Джеффом Паррентом, главным помощником капитана Маруани, о музыке, которая озвучивает Космос