Анонсы

Everlast. 19 декабря, Moscow Hall Everlast. 19 декабря, Moscow Hall
19 декабря в столичном клубе «Москва Hall» выступит известный рэпер ...
Играют пальцы, поют мышцы Играют пальцы, поют мышцы
Московского-нижегородская группа "иллинойз" презентовала в петербургском кл ...
Олег Горшков, 13 апреля, «16 Тонн» Олег Горшков, 13 апреля, «16 Тонн»
Третьего апреля Олег Горшков и группа экс -«Мечтать» выйдут на сце ...
Найджел Кеннеди в Большом зале филармонии Найджел Кеннеди в Большом зале филармонии
Самый яркий скрипач современностиНАЙДЖЕЛ КЕННЕДИБах «Partit ...
Нью-Йорк, Нью Йорк Нью-Йорк, Нью Йорк
Три с небольшим года назад я героически добыл себе билет на один из первых концерт ...

Новый альбом Hooverphonic как эпитафия трип-хопу

История Hooverphonic для российского слушателя чаще всего начиналась с вопроса — чего бы послушать такого, чтобы было похоже на Portishead? Бристольский эффект в начале нулевых был одной из самых мощных движущих сил в меломанских сферах, и его влияние оказывалось пропорционально количеству заветных пластинок основоположников жанра в руках новобращенного адепта трип-хопа. Чем меньше — тем больше хотелось услышать еще. А ведь их, впрочем, и было-то всего ничего — по пальцам пересчитать. Так что когда магическое слово «трип-хоп» становилось синонимом просвещенности рассказывавшего о своей коллекции дисков счастливчика, и гордость переполняла его, когда он говорил, что у него есть оба альбома Portishead, тогда уже можно было не сомневаться, что механизм запущен, и вопрос — где бы найти чего-нибудь наподобие?! — не дает ему покоя.

Нет, путь, которым суждено было следовать большинству бежавших за бристольские горизонты, не вел к горизонту бельгийскому. Он вел в неизвестность, и открытия на этом лишь частично проложенном пути кто-то совершал самостоятельно и спонтанно (от чего каждое из них становилось вселенским праздником), а кто-то благодаря немногим проводникам — если ему везло, и он мог заручиться их поддержкой (это, конечно, журналы «ПТЮЧ», «ОМ», «Ровесник», грымовский «Fакел»). Последний, кстати, обозначал свою аудиторию как «тех, кому больше всех надо». Это и есть идеальное определение для отечественных искателей трип-хопа рубежа веков — больше них надо было, пожалуй, только приверженцам гранжа в девяностых.

Hooverphonic мог стать одним из таких открытий на разных этапах этого долгого пути (кому-то трудно будет поверить, но в следующем году дебюту Portishead стукнет 20), и вне зависимости от того, помнил ли еще музыкальный исследователь о том, с чего и ради чего началось это его странствие, или двигался уже на холостых оборотах сформировавшегося вкуса, у него не могло возникнуть даже мысли о том, что открытие этой новой для него группы окажется чем-то большим, нежели просто пополнением коллекции, и что однажды именно бельгийцам будет суждено ознаменовать конец не только движению по пути развития стиля «трип-хоп», но и конец самого стиля «трип-хоп». Не потому, что участники группы вознамерились разрушить или уничтожить это одно из самых влиятельных явлений последнего времени в музыкальном мире. Вряд ли такая задача вообще кому-то была бы под силу. Hooverphonic — одна из немногих (если не единственная) влившихся в поток групп, которая четко следовала всем тенденциям стиля, став таким образом его квинтэссенцией. Пока трип-хоп владел умами, Hooverphonic делали канонический трип-хоп. Когда трип-хопу необходимо было развитие, Hooverphonic позволяли себе свободно варьировать в границах жанра, временами варьируя и самими границами. Когда трип-хоп окончательно превратился в имитацию самого себя, этакий музыкальный фильтр, сквозь который необходимо пропустить обычную музыку, чтобы она стала звучать «стильно», Hooverphonic стали единственной группой, которая поступила честно, перестав поддерживать видимость жизни в идее, которая с самого начала была обречена на недолговечность.

Hooverphonic впитали в себя все, свойственное трип-хопу, и кому как не российскому слушателю, это было видно невооруженным глазом. На Западе, возможно, название бельгийской группы всплывало в первой волне тех, кто следовал за Portishead, и, соответственно, тех, кто должен был удовлетворять потребности желающих «наподобие». Бельгийцы обретали своих слушателей в меломанской среде — и статус «эпигонов» в среде критической. О них вспоминали только тогда, когда выходил новый альбом Большой Тройки (Portishead, Massive Attack, Tricky), чтобы в сравнении показать масштаб творений последних. У нас все было иначе.

Hooverphonic не попали в «первую волну». Собственно, «первой волной» и стали былые бристольские соратники — открыв одно имя, нельзя было избежать открытия второго, а затем — третьего. Порядок мог меняться: сначала Massive Attack, потом, например, Portishead. Кто-то вообще начинал с Tricky. Но такого, чтобы кто-нибудь вклинивался между ними просто не могло быть. Это были три взаимосвязанных понятия, исторически так сложилось. Три разных подхода к созданию музыки на одной основе, взаимодополнивших друг друга и слившихся воедино. Только это и позволило трип-хопу подняться на уровень «нового веяния», а не склониться в turntablism. Примерно сходная техника «производства» музыки, зацикленная на смешении сэмплов, большой роли винила как инструмента для черпания вдохновения и специфической техники игры одновременно, на возведенных в степень педантичности и перфекционизме в отношении каждого звука отличалась лишь происхождением тех субкультур, которые бристольцы привносили в это единое для всех них пространство, ритмически и эмоционально организованное плотным, вязким медитативно-трансовым битом и насыщенным басом.

Хип-хоп, соул и тяга к синаматографическим оркестровым аранжировкам нуар-фильмов — вот три грани бристольского стиля, без них он не смог бы сформироваться в отдельное направление, и именно из этих составляющих синтезировалось особое настроение, «атмосфера», попытка повторить (или услышать) которое и привела к возникновению «первой волны». Для российского слушателя она открыла Mandalay (что неудивительно, поскольку их альбом «Empathy» продавался у нас как «Pearl» — якобы новое долгожданное творение Portishead), Sneaker Pimps, Everything But The Girl (на последнем этапе их творчества), Lamb и Laika. Слияние даба, регги, брейкбита обеспечивало такой же моментальный отрыв от земли, как и у бристольцев, а характерный (преимущественно женский) вокал служил проводником в тех сферах, куда уносило блаженствующего слушателя. Такой эффект производили первые два альбома Hooverphonic — «A New Stereophonic Sound Spectacular» (1996) и «Blue Wonder Power Milk» (1998), познакомившись с которыми любой мог воскресить ту незабываемую неподдельную чистоту стиля, что несла с собой «первая волна». Ко второму альбому бельгийская группа нашла вокалистку, чьему голосу суждено было стать каноническим — Гейке Арнарт, сменившую Лисье Садониус.

Следующие «волны» последователей несли неизбежные изменения, как в плане настроения, так и в плане звучания. Не теряя ориентации на интровертную меланхолию, новые исполнители трип-хопа стали искать выход экспрессии посредством более быстрых ритмов, саунде, граничащим с синти-попом, и не столь уж депрессивно-суицидальной лирики. Halou, Goldfrapp, Smoke City, Alpha, 8mm, Moloko и Sunday Munich расширили спектр эмоциональных эпитетов, которыми можно было характеризовать трип-хоп и привнесли в него гораздо большую танцевальную составляющую. «Вторая волна» дала повод говорить о том, что стиль подвергся влиянию поп-музыки. Далее последовало совсем уж логичное отступление от «винила» и сэмплов в сторону живого звука — по сути, попытка передать закрепившееся за стилем настроение другими средствами. Не привнести в трип-хоп джазовые и рок-элементы означало подписать себе приговор. В противном случае никто не обратил бы на «третью волну» никакого внимания. Zero 7, Morcheeba, Telepopmusik, DJ Cam, Red Snapper, Death In Vegas сначала изумляли слушателя своей музыкой, а затем заставляли морщить лоб в попытке понять — что они играют. Границы стилей становились все более размытыми, все меньше человек искали то, что можно обозначить одним словом — и то, что одним из этих слов было слово «трип-хоп» становилось совершенно неважно. «Третья волна» окончательно лишила стиль элитарности, нишевости и негласного доминирования в сфере электронной музыки. Точнее — из конкретного стиля с конкретными признаками трип-хоп превратился в понятие, которым можно было описать практически что угодно, где могли слышаться хотя бы отголоски прежнего трип-хопа. Стоит ли говорить, что на самом верху этих волн оказывались последовательно «Hooverphonic Presents Jackie Cane» (2002), «No More Sweet Music» (2005) и «The President of the LSD Golf Club» (2007)?

Спасти стиль после «третьей волны» не могло уже ничто, даже новые альбомы «классиков». Выпущенный в 2008-м «Third» Portishead большинство критиков определили как чистой воды краут-рок, и таковое определение наверняка больше порадовало музыкантов, чем если бы их поблагодарили за возвращение стиля в классические рамки. Трип-хоп становился массовым явлением, а ни одно направление в музыке не может быть массовым, не приняв на вооружение средств и методов поп-музыки.

В 2010-м Hooverphonic выпускает первый альбом с новой вокалисткой — Наоми Вулфс, и это словно признание в том, что группа больше не старается соответствовать никаким канонам, кроме одного — хорошего вкуса. Специально для поп-музыкантов с хорошим вкусом изобретается новый стиль, инди-поп, и именно в его русле, вместе с новичками, приходится идти выпускникам школы трип-хопа.

Новая пластинка Hooverphonic носит название «Reflection», и весь пройденный путь действительно отражается в ней. Группа сошла с него, чтобы начать новый. По жизнерадостному характеру песен вряд ли можно предположить, что бельгийцы сожалеют о новом курсе, в котором они будут переосмысливать и перепевать старые песни. Предыдущей попыткой стал концертный альбом 2012 года «With Orchestra Live», тоже, в общем-то, сводившийся к мессиджу: трип-хоп — это лишь способ сочинять песни, а уж исполнять их можно как угодно.

Песни с «Reflection» — торжество легких аранжировок, привязчивых (но не навязчивых) мотивов, и едва ли не по-детски открытой лирики. «ABC of Apology» вообще можно вставлять в любой эпизод «Улицы Сезам», настолько идеально выбран в ней тон для того, что во всех прочих случаях не назовешь иначе как нудным морализаторством. Инфантилизм — обязательный элемент для успеха на инди-поп сцене, возможно и в связи с этим тоже 34-летнюю Гейке сменила не так давно отметившая свое двадцатилетие Наоми. Но явственнее всего ставит крест на трип-хопе не показательный уход в сторону, а то, насколько естественно звучат получившиеся в результате песенки (именно так, с учетом им небольшой продолжительности и «воздушности» характера, хочется их назвать). Это не вбивание последнего гвоздя в крышку гроба, это подлинное отражение истории трип-хопа и того, что стало с лучшими из тех, кто следовал ему.

Из чего это следует? Вряд ли кто-нибудь, познакомившийся с Hooverphonic через «Reflection», придет к Portishead, отыскивая «чего-нибудь наподобие». Он придет к St.Vincent, придет к Feist и Florence + The Machine и многим другим, далеким от трип-хопа музыкантам. Неизвестно, в таком ли порядке. Неизвестно, сразу или спустя какое-то время. Но придет точно, поскольку после «Reflection» неизбежно возникнет вопрос: чего бы еще мне послушать похожего?


Обзоры

Целлулоид: "Джанго освобожденный" и лучшие саундтреки 2012 года Целлулоид: "Джанго освобожденный" и лучшие саундтреки 2012 года
В минувшем году я посмотрел 145 новых фильмов – преимущественно в кино, реже дома, но всегда прислушиваясь к музыке и песням,...
Релизы осени 2012 — общий обзор Релизы осени 2012 — общий обзор
Trill-обзор насыщенной релизами музыкальной осени-2012, включающий также некоторые альбомы декабря и несколько дебютных пластинок:...
Путеводитель по современной скандинавской музыке. Часть первая: Shaking the Popular Путеводитель по современной скандинавской музыке. Часть первая: Shaking the Popular
Этот путеводитель не претендует на то, чтобы стать справочником, энциклопедией или мультимедийным каталогом — это путеводитель...
Раз, два, три - проверка микрофона Раз, два, три - проверка микрофона
Микрофон Джона Леннона (John Lennon), использовавшийся им для записи песни Imagine, выложили на продажу. Частный продавец...
Это вам не игрушки Это вам не игрушки
Как известно, игровые гарнитуры часто используют, чтобы слушать музыку со стационарного компьютера и планшета. И в этой связи...
Очень полезный японец Очень полезный японец
Японская компания Onkyo анонсировала выпуск креативного новшества NT-A1 – мини компьютер в форм-факторе "флешки". Этот маленький,...

Персоны

Пример преодоления Пример преодоления
Об истории и о прогрессе шведской группы Bob Hund стоит рассказать как о примере для музыкантов. "Звуки" их однажды не вполне...
Петр Налич "вытащил счастливый билет" Петр Налич "вытащил счастливый билет"
Мало кто верил в успех российского исполнителя на "Евровидении-2010". Еще до выступления в полуфинале, судя по ставкам букмекеров,...
Turntablism Turntablism
Хотя такие DJs, как Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grand Wizard Theodore были лидерами hip-hop движения 1970-х годов,...
R.I.P. R.I.P.
27 июля скончался великий современный композитор J.J.Cale - любимец всех гитаристов мира, автор из тех, чьи вещи знакомы...