Анонсы

Белым по черному Белым по черному
Самая заметная строчка в резюме лондонского битмейкера Пола Уайта (Paul White) – раб ...
Благотворительный концерт памяти Дмитрия Сачко в клубе Milk Благотворительный концерт памяти Дмитрия Сачко в клубе Milk
Благотворительный концерт памяти Дмитрия ...
Green Day отменили концерты в США Green Day отменили концерты в США
Американская панк-группа Green Day 29 октября объявила об отмене и ...
Классики мирового рока отправили москвичей в прошлое Классики мирового рока отправили москвичей в прошлое
Чем старше мы становимся, тем с большей любовью ...
Сборник лучших хитов и новая песня The Killers. Сборник лучших хитов и новая песня The Killers.
Сегодня, 11 ноября, группа The Killers выпускает сбор ...

Целлулоид: "Артист" и время менять имена

В это воскресенье, 26 февраля, в Голливуде в 84-й раздадут “Оскары”, два из которых – за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню к фильму – имеют как минимум формальное отношение к теме этой рубрики. А теперь переступим через эту самую формальность и посмотрим, в чем там на сей раз интрига. Первая – в том, сможет ли номинированный в 46-й и 47-й раз (за “Боевого коня” и “Приключения Тинтина”) Джон Уильямс (John Williams) поспорить с новичком, озвучившим “Артиста” французом Бурсом. (Подсказка: нет, не сможет.) И вторая – чем закончится очередной саботаж песенной категории, победу в которой оспаривают песня из “Маппетов” и песня из “Рио”. (Подсказка: шансы номинантов примерно равны.)

“Артист”, преимущественно немая черно-белая мелодрама в исполнении известного шпионскими комедиями француза Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), является бесспорным фаворитом воскресного вечера и должен выиграть от четырех до девяти “Оскаров”, включая – наверняка – главный, лучшему фильму года. Возьмет он и статуэтку за лучший саундтрек – несмотря на микроскандал с хичкоковской актрисой Ким Новак (Kim Novak), излишне разнервничавшейся в связи с тем, что в “Артисте” абсолютно легально цитируется музыка из “Головокружения”. Больше об этом саундтреке рассказать особенно нечего, но и придираться к его неминуемой победе, пожалуй, не стоит – в конце концов, музыка и монтаж у “Артиста” исполняют все функции, традиционно исполняемые диалогами.

К чему придираться можно и нужно, так это к изобретательности академиков, дважды номинировавших Уильямса (а также Говарда Шора (Howard Shore) за “Хранителя времени” и Альберто Иглесиаса (Albert Iglesias) за “Шпион, выйди вон!”) в ситуации, когда уходящий год пестрел саундтреками интереснее, оригинальнее и попросту сильно лучше, от “Драйва” до “Древа жизни”. Знаете, что еще общего у саундтреков к “Драйву” и “Древу жизни”? Оба были дисквалифицированы Киноакадемией еще на стадии составления лонг-листов для голосующих.

Это происходит с незавидной регулярностью – ровно год назад в это самое время оскароведы плевались на академиков, исключивших их гонки саундтреки к “Железной хватке” (слишком много адаптированной к нуждам фильма старой церковной музыки) и “Черному лебедю” (слишком много адаптированной к нуждам фильма музыки Чайковского). До этого от аналогичных подкопов страдали “Там, где живут чудовища” (слишком много песен) и, может статься, лучший саундтрек декады – гитариста Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) к “Нефти” (посмевшего адаптировать к нуждам фильма фрагмент уже звучавшей на BBC музыки собственного сочинения).

При этом последними обладателями “Оскара” в обозреваемой категории являются Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross) с прекрасной, спору нет, но использовавшей уже издававшиеся инструментальные треки Nine Inch Nails музыкой к “Социальной сети”. При этом шесть лет назад был награжден саундтрек к “Вавилону”, про который я и сейчас не могу понять, где там заканчивается Сакамото, а где начинаются оскароносные сочинения аргентинца Сантаолайи. При этом у преимущественно песенных саундтреков, оригинальных (“Маппеты”) или не очень (“Начинающие”, “Полночь в Париже”, “Бедная богатая девочка”), шансов на оскаровскую номинацию нет по умолчанию – еще до старта (дис)квалификационного процесса.

Разговоры о том, что “Оскару” необходима та или иная новая номинация, возобновляются из года в год, но если адвокатов категории “Лучший актерский ансамбль” всегда можно ткнуть носом в аналогичный – и довольно престижный – приз актерской гильдии, то голоса в защиту номинации “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” становятся все громче, и возразить им, в общем, нечего. Представьте себе номинированные на “Оскар” саундтреки к “Древу жизни” (выдающаяся оригинальная музыка + отборная классика), “Драйву” (отличная оригинальная музыка + не написанные специально для фильма, но явно для него созданные песни), тем же “Маппетам”, тому же “Рио” и, например, “Мы купили зоопарк” (старые и новые песни Йонси и Sigur Ros). И подумайте, какой из топ-5 – этот или официальный – вам нравится больше.

Решающий аргумент против любого расширения – это, конечно, необходимость прямо противоположного ему сокращения хронометража телевизионной трансляции, который и так постоянно заваливается за трехчасовую отметку, мешая участникам церемонии пьянствовать, а зрителям - спать и смотреть вечерние новости. Но и этот вопрос решается элементарно – волевым избавлением от номинации “Лучшая оригинальная песня”, в отношении которой академики потеряли всякий стыд и совесть. Мало того что песни их устраивают исключительно написанные для конкретного фильма и хорошо бы озвучивающие какую-нибудь нарядную сцену (отсюда засилье песен из мультфильмов и мюзиклов, отсюда и обиды, наносимые сочинителям калибра Брюса Спрингстина, старающихся ради титров), так еще и система голосования в этой номинации самая запутанная.

После того как определен лонг-лист из сочинений, попадающих под определение “Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма , используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах”, оскаровский комитет смотрит видеоклипы и оценивает их по пятибалльной шкале, где 1 – это 6, 5 – это 10, проходной балл – это 8,25, а количество номинантов может варьироваться от пяти (как было почти всегда) до двух (как вышло в этом году – несмотря на вполне весомые заявки от Элтона Джона, Мэри Джей Блайдж, Шинейд О’Коннор, Криса Корнелла, Йонси и The National). Если проходной балл набирает только одна песня, номинируется одна и следующая за ней, если ни одной – количество оскаровских номинаций сокращается как минимум на год.

Симптоматично, что последняя заметная песня, награждавшаяся “Оскаром”, баллада “Falling Slowly” из инди-мелодрамы “Однажды”, добилась победы предположительно в обход правил. Написанная то ли специально для фильма, то ли просто в процессе его съемок, она издавалась сначала на пластинках The Frames и The Swell Season (лидер обоих – ирландец Глен Хансард, режиссер фильма – экс-басист The Frames Джон Карни) и только затем – на саундтреке к “Однажды”. Еще симптоматичнее то, что, существуй предлагаемая мной и много кем еще номинация “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” четыре года назад, Хансард наверняка первенствовал бы и в ней – ярких и запоминающихся песен в “Однажды” хватало и без “Falling Slowly”.

Остается добавить, что живое исполнение номинированных на “Оскар” оригинальных песен сценарий воскресной церемонии вновь не подразумевает.


Обзоры

Ниже радара: Cosmo Ниже радара: Cosmo
CosmoКто: Феликс Уайт (Felix White)Откуда: Лондон, ВеликобританияЛейбл: Polydor Весной, толкаясь в тесном гардеробе «Москва...
Автопробег Sensation White Автопробег Sensation White
Последний Sensation принес в столицу Украины незабываемый автопробег в белом
The Origin of Love The Origin of Love
Сладкоголосый уроженец Ливана Майкл Холбрук Пенниман (Michael Holbrook Penniman), он же Мика (Mika), прошедшим летом заставил...
Вышел фильм «High On Hope» Вышел фильм «High On Hope»
Фильм рассказывает о первых рейв-вечеринках в английском Блэкберне
Звук и свет: что важнее? Звук и свет: что важнее?
Рядовой зритель часто не отдает себе отчета в том, что добрая половина успеха живого выступления артиста связана не с его...
Белорусская участница «Евровидения» выпустила сольный альбом Белорусская участница «Евровидения» выпустила сольный альбом
Продюсерский центр «Спамаш» представляет новый англоязычный альбом Алёны Ланской — «Solayoh»

Персоны

Контора Кука Контора Кука
Контора Кука возникла в первой половине 90-х в Самаре. Идеологом и вдохновителем коллектива является автор подавляющего большинства...
Крейг Дэвид - про славу и Славу Крейг Дэвид - про славу и Славу
В начале 2000-х британский соул-певец Крейг Дэвид в одночасье стал любимцем Америки, а за ней – и всего мира. Его называют...
The Ross Sea Party: страх феерии. Часть 2. The Ross Sea Party: страх феерии. Часть 2.
окончание интервью The Ross Sea Party: страх феерии. Притон: Кстати, какой ингредиент вы б
Академия пана Кляксы Академия пана Кляксы
В прошлом веке большую часть времени Игорь Матвеев по прозвищу “Клякса” болтался без дела по Питеру. У него был талант, саксофон...