Анонсы

Безумный Мир-5 в Mona Club Безумный Мир-5 в Mona Club
Damaru Group & Underheaven Promotionpresent: БЕЗУМНЫЙ МИР - 5 (Damaru ...
Ван Моо тайм Ван Моо тайм
Какие у тебя, читатель, воспоминания о периоде всеобщей популярности группы Ван Моо? Мне ...
Дикие, но симпатичные Дикие, но симпатичные
В Москву Wild Beasts приехали в статусе не то, чтобы совсем сбитых летчиков, но ...
Дэйв Грол стал барабанщиком Queens of the Stone Age Дэйв Грол стал барабанщиком Queens of the Stone Age
Дэйв Грол, лидер группы Foo Fighters, ушедшей в б ...
Летающий цирк Хью Лори Летающий цирк Хью Лори
Второе выступление Хью Лори (Hugh Laurie) в Москве в отличие от дебютного прош ...

Целлулоид: "Артист" и время менять имена

В это воскресенье, 26 февраля, в Голливуде в 84-й раздадут “Оскары”, два из которых – за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню к фильму – имеют как минимум формальное отношение к теме этой рубрики. А теперь переступим через эту самую формальность и посмотрим, в чем там на сей раз интрига. Первая – в том, сможет ли номинированный в 46-й и 47-й раз (за “Боевого коня” и “Приключения Тинтина”) Джон Уильямс (John Williams) поспорить с новичком, озвучившим “Артиста” французом Бурсом. (Подсказка: нет, не сможет.) И вторая – чем закончится очередной саботаж песенной категории, победу в которой оспаривают песня из “Маппетов” и песня из “Рио”. (Подсказка: шансы номинантов примерно равны.)

“Артист”, преимущественно немая черно-белая мелодрама в исполнении известного шпионскими комедиями француза Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), является бесспорным фаворитом воскресного вечера и должен выиграть от четырех до девяти “Оскаров”, включая – наверняка – главный, лучшему фильму года. Возьмет он и статуэтку за лучший саундтрек – несмотря на микроскандал с хичкоковской актрисой Ким Новак (Kim Novak), излишне разнервничавшейся в связи с тем, что в “Артисте” абсолютно легально цитируется музыка из “Головокружения”. Больше об этом саундтреке рассказать особенно нечего, но и придираться к его неминуемой победе, пожалуй, не стоит – в конце концов, музыка и монтаж у “Артиста” исполняют все функции, традиционно исполняемые диалогами.

К чему придираться можно и нужно, так это к изобретательности академиков, дважды номинировавших Уильямса (а также Говарда Шора (Howard Shore) за “Хранителя времени” и Альберто Иглесиаса (Albert Iglesias) за “Шпион, выйди вон!”) в ситуации, когда уходящий год пестрел саундтреками интереснее, оригинальнее и попросту сильно лучше, от “Драйва” до “Древа жизни”. Знаете, что еще общего у саундтреков к “Драйву” и “Древу жизни”? Оба были дисквалифицированы Киноакадемией еще на стадии составления лонг-листов для голосующих.

Это происходит с незавидной регулярностью – ровно год назад в это самое время оскароведы плевались на академиков, исключивших их гонки саундтреки к “Железной хватке” (слишком много адаптированной к нуждам фильма старой церковной музыки) и “Черному лебедю” (слишком много адаптированной к нуждам фильма музыки Чайковского). До этого от аналогичных подкопов страдали “Там, где живут чудовища” (слишком много песен) и, может статься, лучший саундтрек декады – гитариста Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) к “Нефти” (посмевшего адаптировать к нуждам фильма фрагмент уже звучавшей на BBC музыки собственного сочинения).

При этом последними обладателями “Оскара” в обозреваемой категории являются Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross) с прекрасной, спору нет, но использовавшей уже издававшиеся инструментальные треки Nine Inch Nails музыкой к “Социальной сети”. При этом шесть лет назад был награжден саундтрек к “Вавилону”, про который я и сейчас не могу понять, где там заканчивается Сакамото, а где начинаются оскароносные сочинения аргентинца Сантаолайи. При этом у преимущественно песенных саундтреков, оригинальных (“Маппеты”) или не очень (“Начинающие”, “Полночь в Париже”, “Бедная богатая девочка”), шансов на оскаровскую номинацию нет по умолчанию – еще до старта (дис)квалификационного процесса.

Разговоры о том, что “Оскару” необходима та или иная новая номинация, возобновляются из года в год, но если адвокатов категории “Лучший актерский ансамбль” всегда можно ткнуть носом в аналогичный – и довольно престижный – приз актерской гильдии, то голоса в защиту номинации “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” становятся все громче, и возразить им, в общем, нечего. Представьте себе номинированные на “Оскар” саундтреки к “Древу жизни” (выдающаяся оригинальная музыка + отборная классика), “Драйву” (отличная оригинальная музыка + не написанные специально для фильма, но явно для него созданные песни), тем же “Маппетам”, тому же “Рио” и, например, “Мы купили зоопарк” (старые и новые песни Йонси и Sigur Ros). И подумайте, какой из топ-5 – этот или официальный – вам нравится больше.

Решающий аргумент против любого расширения – это, конечно, необходимость прямо противоположного ему сокращения хронометража телевизионной трансляции, который и так постоянно заваливается за трехчасовую отметку, мешая участникам церемонии пьянствовать, а зрителям - спать и смотреть вечерние новости. Но и этот вопрос решается элементарно – волевым избавлением от номинации “Лучшая оригинальная песня”, в отношении которой академики потеряли всякий стыд и совесть. Мало того что песни их устраивают исключительно написанные для конкретного фильма и хорошо бы озвучивающие какую-нибудь нарядную сцену (отсюда засилье песен из мультфильмов и мюзиклов, отсюда и обиды, наносимые сочинителям калибра Брюса Спрингстина, старающихся ради титров), так еще и система голосования в этой номинации самая запутанная.

После того как определен лонг-лист из сочинений, попадающих под определение “Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма , используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах”, оскаровский комитет смотрит видеоклипы и оценивает их по пятибалльной шкале, где 1 – это 6, 5 – это 10, проходной балл – это 8,25, а количество номинантов может варьироваться от пяти (как было почти всегда) до двух (как вышло в этом году – несмотря на вполне весомые заявки от Элтона Джона, Мэри Джей Блайдж, Шинейд О’Коннор, Криса Корнелла, Йонси и The National). Если проходной балл набирает только одна песня, номинируется одна и следующая за ней, если ни одной – количество оскаровских номинаций сокращается как минимум на год.

Симптоматично, что последняя заметная песня, награждавшаяся “Оскаром”, баллада “Falling Slowly” из инди-мелодрамы “Однажды”, добилась победы предположительно в обход правил. Написанная то ли специально для фильма, то ли просто в процессе его съемок, она издавалась сначала на пластинках The Frames и The Swell Season (лидер обоих – ирландец Глен Хансард, режиссер фильма – экс-басист The Frames Джон Карни) и только затем – на саундтреке к “Однажды”. Еще симптоматичнее то, что, существуй предлагаемая мной и много кем еще номинация “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” четыре года назад, Хансард наверняка первенствовал бы и в ней – ярких и запоминающихся песен в “Однажды” хватало и без “Falling Slowly”.

Остается добавить, что живое исполнение номинированных на “Оскар” оригинальных песен сценарий воскресной церемонии вновь не подразумевает.


Обзоры

Обратный отсчет: выбор Бойда Райса Обратный отсчет: выбор Бойда Райса
Знакомьтесь с Бойдом Райсом (Boyd Rice), мастером провокации, циником и мизантропом, одним из пионеров нойза (и здесь мы...
Grinderman: «Шлифовщик в Городе» Grinderman: «Шлифовщик в Городе»
В зале «Крокус Сити Холла» кто-то закричал. Затем взрыв аплодисментов – на сцене возник человек, как он сам любил о себе...
Занимательная статистика. Выпуск #03 Занимательная статистика. Выпуск #03
Звуки продолжают продвигаться по статистическим дебрям в поисках неопровержимо правдивого и истинного. В этот раз мы решили...
Группа Kiss покажет миру новый альбом Группа Kiss покажет миру новый альбом
Легендарная американская рок–группа Kiss порадует этой осенью своих поклонников новым «детищем» - альбом «Monster», который...
We Were Exploding Anyway We Were Exploding Anyway
65daysofstatic продолжают находиться на передовой современной прогрессивной рок-музыки, черпая в равных пропорциях все лучшее...
Gold Dust Gold Dust
Вслед за альбомом рождественских песен "Midwinter Graces" и инспирированным классическими произведениями диском "Night Of...

Персоны

Группа Инь-Ян: «У нас нет друзей в Шоу-бизнесе» Группа Инь-Ян: «У нас нет друзей в Шоу-бизнесе»
  Накануне пятилетия группы Инь-Ян мы встретились с ребятами Артемом Ивановым и Таней Богачевой и узнали, почему ушла Юлия...
Keyshia Cole:"Счастливая Keyshia" Keyshia Cole:"Счастливая Keyshia"
Обладательница неподражаемого голоса, автор и исполнитель своих песен, R&B певица Keyshia Cole преподнесла подарок для...
Умные мысли от Миши Спирита. Часть 3-я Умные мысли от Миши Спирита. Часть 3-я
"Было бы неплохо, если бы враги у меня были такие же серьезные, как и я"
Иногда они еще и поют Иногда они еще и поют
Насмотревшись на многочисленные реалити-шоу, в которых так называемые звезды шоу-бизнеса ели ящериц, плескались в грязи и...