Анонсы

Игорь Саруханов, 13 февраля, «Альма-матер» Игорь Саруханов, 13 февраля, «Альма-матер»
Концерт, посвященный выходу нового альбома «Черные, белые ...
«Легион», 28 и 30 декабря, «Little Rock» «Легион», 28 и 30 декабря, «Little Rock»
Легендарная металлическая группа «Легион» 28 и 30 декабря да ...
Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS Новый релиз THIRTY SECONDS TO MARS
«Love, Lust, Faith + Dreams» – релиз нового альбома THIRTY SECONDS ...
Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана Лидеру «Адаптации» предложили стать президентом Казахстана
Вокалист актюбинской группы «Адаптация» Ер ...
Фестиваль «Нашествие-2013» прошел под рев военной техники Фестиваль «Нашествие-2013» прошел под рев военной техники
В минувшие выходные, 5, 6 и 7 июля, в Тверс ...

Целлулоид: "Артист" и время менять имена

В это воскресенье, 26 февраля, в Голливуде в 84-й раздадут “Оскары”, два из которых – за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню к фильму – имеют как минимум формальное отношение к теме этой рубрики. А теперь переступим через эту самую формальность и посмотрим, в чем там на сей раз интрига. Первая – в том, сможет ли номинированный в 46-й и 47-й раз (за “Боевого коня” и “Приключения Тинтина”) Джон Уильямс (John Williams) поспорить с новичком, озвучившим “Артиста” французом Бурсом. (Подсказка: нет, не сможет.) И вторая – чем закончится очередной саботаж песенной категории, победу в которой оспаривают песня из “Маппетов” и песня из “Рио”. (Подсказка: шансы номинантов примерно равны.)

“Артист”, преимущественно немая черно-белая мелодрама в исполнении известного шпионскими комедиями француза Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), является бесспорным фаворитом воскресного вечера и должен выиграть от четырех до девяти “Оскаров”, включая – наверняка – главный, лучшему фильму года. Возьмет он и статуэтку за лучший саундтрек – несмотря на микроскандал с хичкоковской актрисой Ким Новак (Kim Novak), излишне разнервничавшейся в связи с тем, что в “Артисте” абсолютно легально цитируется музыка из “Головокружения”. Больше об этом саундтреке рассказать особенно нечего, но и придираться к его неминуемой победе, пожалуй, не стоит – в конце концов, музыка и монтаж у “Артиста” исполняют все функции, традиционно исполняемые диалогами.

К чему придираться можно и нужно, так это к изобретательности академиков, дважды номинировавших Уильямса (а также Говарда Шора (Howard Shore) за “Хранителя времени” и Альберто Иглесиаса (Albert Iglesias) за “Шпион, выйди вон!”) в ситуации, когда уходящий год пестрел саундтреками интереснее, оригинальнее и попросту сильно лучше, от “Драйва” до “Древа жизни”. Знаете, что еще общего у саундтреков к “Драйву” и “Древу жизни”? Оба были дисквалифицированы Киноакадемией еще на стадии составления лонг-листов для голосующих.

Это происходит с незавидной регулярностью – ровно год назад в это самое время оскароведы плевались на академиков, исключивших их гонки саундтреки к “Железной хватке” (слишком много адаптированной к нуждам фильма старой церковной музыки) и “Черному лебедю” (слишком много адаптированной к нуждам фильма музыки Чайковского). До этого от аналогичных подкопов страдали “Там, где живут чудовища” (слишком много песен) и, может статься, лучший саундтрек декады – гитариста Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) к “Нефти” (посмевшего адаптировать к нуждам фильма фрагмент уже звучавшей на BBC музыки собственного сочинения).

При этом последними обладателями “Оскара” в обозреваемой категории являются Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross) с прекрасной, спору нет, но использовавшей уже издававшиеся инструментальные треки Nine Inch Nails музыкой к “Социальной сети”. При этом шесть лет назад был награжден саундтрек к “Вавилону”, про который я и сейчас не могу понять, где там заканчивается Сакамото, а где начинаются оскароносные сочинения аргентинца Сантаолайи. При этом у преимущественно песенных саундтреков, оригинальных (“Маппеты”) или не очень (“Начинающие”, “Полночь в Париже”, “Бедная богатая девочка”), шансов на оскаровскую номинацию нет по умолчанию – еще до старта (дис)квалификационного процесса.

Разговоры о том, что “Оскару” необходима та или иная новая номинация, возобновляются из года в год, но если адвокатов категории “Лучший актерский ансамбль” всегда можно ткнуть носом в аналогичный – и довольно престижный – приз актерской гильдии, то голоса в защиту номинации “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” становятся все громче, и возразить им, в общем, нечего. Представьте себе номинированные на “Оскар” саундтреки к “Древу жизни” (выдающаяся оригинальная музыка + отборная классика), “Драйву” (отличная оригинальная музыка + не написанные специально для фильма, но явно для него созданные песни), тем же “Маппетам”, тому же “Рио” и, например, “Мы купили зоопарк” (старые и новые песни Йонси и Sigur Ros). И подумайте, какой из топ-5 – этот или официальный – вам нравится больше.

Решающий аргумент против любого расширения – это, конечно, необходимость прямо противоположного ему сокращения хронометража телевизионной трансляции, который и так постоянно заваливается за трехчасовую отметку, мешая участникам церемонии пьянствовать, а зрителям - спать и смотреть вечерние новости. Но и этот вопрос решается элементарно – волевым избавлением от номинации “Лучшая оригинальная песня”, в отношении которой академики потеряли всякий стыд и совесть. Мало того что песни их устраивают исключительно написанные для конкретного фильма и хорошо бы озвучивающие какую-нибудь нарядную сцену (отсюда засилье песен из мультфильмов и мюзиклов, отсюда и обиды, наносимые сочинителям калибра Брюса Спрингстина, старающихся ради титров), так еще и система голосования в этой номинации самая запутанная.

После того как определен лонг-лист из сочинений, попадающих под определение “Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма , используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах”, оскаровский комитет смотрит видеоклипы и оценивает их по пятибалльной шкале, где 1 – это 6, 5 – это 10, проходной балл – это 8,25, а количество номинантов может варьироваться от пяти (как было почти всегда) до двух (как вышло в этом году – несмотря на вполне весомые заявки от Элтона Джона, Мэри Джей Блайдж, Шинейд О’Коннор, Криса Корнелла, Йонси и The National). Если проходной балл набирает только одна песня, номинируется одна и следующая за ней, если ни одной – количество оскаровских номинаций сокращается как минимум на год.

Симптоматично, что последняя заметная песня, награждавшаяся “Оскаром”, баллада “Falling Slowly” из инди-мелодрамы “Однажды”, добилась победы предположительно в обход правил. Написанная то ли специально для фильма, то ли просто в процессе его съемок, она издавалась сначала на пластинках The Frames и The Swell Season (лидер обоих – ирландец Глен Хансард, режиссер фильма – экс-басист The Frames Джон Карни) и только затем – на саундтреке к “Однажды”. Еще симптоматичнее то, что, существуй предлагаемая мной и много кем еще номинация “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” четыре года назад, Хансард наверняка первенствовал бы и в ней – ярких и запоминающихся песен в “Однажды” хватало и без “Falling Slowly”.

Остается добавить, что живое исполнение номинированных на “Оскар” оригинальных песен сценарий воскресной церемонии вновь не подразумевает.


Обзоры

Точка в череде московских концертов июня Точка в череде московских концертов июня
Последний календарный день июня был закрыт в клубе «Точка» концертом дуэта Blackfield, основанного Стивеном Уилсоном, фронтменом...
Два по пять Два по пять
Перед долгожданным единственным российским выступлением трио The xx добавить что-то к сказанному про группу прежде практически...
Итоги конкурса "Мания": маньяк найден и вознагражден! Итоги конкурса "Мания": маньяк найден и вознагражден!
Два месяца потребовались Звукам, чтобы найти неуловимого аудиоманьяка. Напомним, что в начале марта редакция портала и компания...
Как раскрутить музыкальный сайт Как раскрутить музыкальный сайт
Сложно найти человека, который бы не любил музыку - не важно, какую, в спектре от классики до примитивных ритмичных темпов....
Ниже радара: Swim Deep Ниже радара: Swim Deep
Swim DeepКто: Остин Уильямс (Austin Williams, вокал, клавишные), Том Хиггинс (Tom Higgins, гитара), Кэван МакКарти (Cavan...
Все это и есть любовь Все это и есть любовь
Армия поклонников бит-квартета "Секрет" ликует: на свое 30-летие группа не просто даст серию концертов в оригинальном составе,...

Персоны

"Продюсирование - в первую очередь вопрос вкуса" "Продюсирование - в первую очередь вопрос вкуса"
По телефону голос Скин (Skin) звучит на удивление необычно - это голос заводной девчонки, которая то и дело срывается на...
Амелия Лили готовит новую пластинку Амелия Лили готовит новую пластинку
Британская певица Амелия Лили представила поклонникам обложку нового альбома. Первая студийная пластинка под названием «Be A Fighter»...
"Мы с Ману Чао этакие музыкальные кузены" "Мы с Ману Чао этакие музыкальные кузены"
Жертвы отечественной системы образования, зазубрившие на всю жизнь памятные даты из мировой истории, наверняка знают, чем...
Хелли Берри Хелли Берри
Хелли Берри выбрала имя для своей дочки Хелли Берри и ее возлюбленный Габриэль Обри выбрали имя для своей новорожденной дочери....