Анонсы

Московский концерт Chuck Berry отменяется Московский концерт Chuck Berry отменяется
Выступления Chuck Berry в Москве, которые были запланирован ...
Flow: лети, лети за облака Flow: лети, лети за облака
Без финского фестиваля Flow уже трудно представить себе очередной август. ...
Уйти в "Отказ" Уйти в "Отказ"
В рамках глобального празднования дня рождения China-Town-Cafe первый осенний концерт ...
Владимир Борисов в клубе Альма-матер.6 октября Владимир Борисов в клубе Альма-матер.6 октября
Владимир ПОлюбоМУ Борисов в Альма-матер на Таганке 6 О ...
Siberian Meat Grinder в клубе Plan B Siberian Meat Grinder в клубе Plan B
Царь-Медведь – повелитель сибирского ада, отправляет штурмовую д ...

Целлулоид: "Артист" и время менять имена

В это воскресенье, 26 февраля, в Голливуде в 84-й раздадут “Оскары”, два из которых – за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню к фильму – имеют как минимум формальное отношение к теме этой рубрики. А теперь переступим через эту самую формальность и посмотрим, в чем там на сей раз интрига. Первая – в том, сможет ли номинированный в 46-й и 47-й раз (за “Боевого коня” и “Приключения Тинтина”) Джон Уильямс (John Williams) поспорить с новичком, озвучившим “Артиста” французом Бурсом. (Подсказка: нет, не сможет.) И вторая – чем закончится очередной саботаж песенной категории, победу в которой оспаривают песня из “Маппетов” и песня из “Рио”. (Подсказка: шансы номинантов примерно равны.)

“Артист”, преимущественно немая черно-белая мелодрама в исполнении известного шпионскими комедиями француза Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), является бесспорным фаворитом воскресного вечера и должен выиграть от четырех до девяти “Оскаров”, включая – наверняка – главный, лучшему фильму года. Возьмет он и статуэтку за лучший саундтрек – несмотря на микроскандал с хичкоковской актрисой Ким Новак (Kim Novak), излишне разнервничавшейся в связи с тем, что в “Артисте” абсолютно легально цитируется музыка из “Головокружения”. Больше об этом саундтреке рассказать особенно нечего, но и придираться к его неминуемой победе, пожалуй, не стоит – в конце концов, музыка и монтаж у “Артиста” исполняют все функции, традиционно исполняемые диалогами.

К чему придираться можно и нужно, так это к изобретательности академиков, дважды номинировавших Уильямса (а также Говарда Шора (Howard Shore) за “Хранителя времени” и Альберто Иглесиаса (Albert Iglesias) за “Шпион, выйди вон!”) в ситуации, когда уходящий год пестрел саундтреками интереснее, оригинальнее и попросту сильно лучше, от “Драйва” до “Древа жизни”. Знаете, что еще общего у саундтреков к “Драйву” и “Древу жизни”? Оба были дисквалифицированы Киноакадемией еще на стадии составления лонг-листов для голосующих.

Это происходит с незавидной регулярностью – ровно год назад в это самое время оскароведы плевались на академиков, исключивших их гонки саундтреки к “Железной хватке” (слишком много адаптированной к нуждам фильма старой церковной музыки) и “Черному лебедю” (слишком много адаптированной к нуждам фильма музыки Чайковского). До этого от аналогичных подкопов страдали “Там, где живут чудовища” (слишком много песен) и, может статься, лучший саундтрек декады – гитариста Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) к “Нефти” (посмевшего адаптировать к нуждам фильма фрагмент уже звучавшей на BBC музыки собственного сочинения).

При этом последними обладателями “Оскара” в обозреваемой категории являются Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross) с прекрасной, спору нет, но использовавшей уже издававшиеся инструментальные треки Nine Inch Nails музыкой к “Социальной сети”. При этом шесть лет назад был награжден саундтрек к “Вавилону”, про который я и сейчас не могу понять, где там заканчивается Сакамото, а где начинаются оскароносные сочинения аргентинца Сантаолайи. При этом у преимущественно песенных саундтреков, оригинальных (“Маппеты”) или не очень (“Начинающие”, “Полночь в Париже”, “Бедная богатая девочка”), шансов на оскаровскую номинацию нет по умолчанию – еще до старта (дис)квалификационного процесса.

Разговоры о том, что “Оскару” необходима та или иная новая номинация, возобновляются из года в год, но если адвокатов категории “Лучший актерский ансамбль” всегда можно ткнуть носом в аналогичный – и довольно престижный – приз актерской гильдии, то голоса в защиту номинации “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” становятся все громче, и возразить им, в общем, нечего. Представьте себе номинированные на “Оскар” саундтреки к “Древу жизни” (выдающаяся оригинальная музыка + отборная классика), “Драйву” (отличная оригинальная музыка + не написанные специально для фильма, но явно для него созданные песни), тем же “Маппетам”, тому же “Рио” и, например, “Мы купили зоопарк” (старые и новые песни Йонси и Sigur Ros). И подумайте, какой из топ-5 – этот или официальный – вам нравится больше.

Решающий аргумент против любого расширения – это, конечно, необходимость прямо противоположного ему сокращения хронометража телевизионной трансляции, который и так постоянно заваливается за трехчасовую отметку, мешая участникам церемонии пьянствовать, а зрителям - спать и смотреть вечерние новости. Но и этот вопрос решается элементарно – волевым избавлением от номинации “Лучшая оригинальная песня”, в отношении которой академики потеряли всякий стыд и совесть. Мало того что песни их устраивают исключительно написанные для конкретного фильма и хорошо бы озвучивающие какую-нибудь нарядную сцену (отсюда засилье песен из мультфильмов и мюзиклов, отсюда и обиды, наносимые сочинителям калибра Брюса Спрингстина, старающихся ради титров), так еще и система голосования в этой номинации самая запутанная.

После того как определен лонг-лист из сочинений, попадающих под определение “Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма , используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах”, оскаровский комитет смотрит видеоклипы и оценивает их по пятибалльной шкале, где 1 – это 6, 5 – это 10, проходной балл – это 8,25, а количество номинантов может варьироваться от пяти (как было почти всегда) до двух (как вышло в этом году – несмотря на вполне весомые заявки от Элтона Джона, Мэри Джей Блайдж, Шинейд О’Коннор, Криса Корнелла, Йонси и The National). Если проходной балл набирает только одна песня, номинируется одна и следующая за ней, если ни одной – количество оскаровских номинаций сокращается как минимум на год.

Симптоматично, что последняя заметная песня, награждавшаяся “Оскаром”, баллада “Falling Slowly” из инди-мелодрамы “Однажды”, добилась победы предположительно в обход правил. Написанная то ли специально для фильма, то ли просто в процессе его съемок, она издавалась сначала на пластинках The Frames и The Swell Season (лидер обоих – ирландец Глен Хансард, режиссер фильма – экс-басист The Frames Джон Карни) и только затем – на саундтреке к “Однажды”. Еще симптоматичнее то, что, существуй предлагаемая мной и много кем еще номинация “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” четыре года назад, Хансард наверняка первенствовал бы и в ней – ярких и запоминающихся песен в “Однажды” хватало и без “Falling Slowly”.

Остается добавить, что живое исполнение номинированных на “Оскар” оригинальных песен сценарий воскресной церемонии вновь не подразумевает.


Обзоры

Смысловые Галлюцинации. Сделано В Темноте Смысловые Галлюцинации. Сделано В Темноте
МонолитСпасительная темнота в конце тоннеля Чем занимается Буба со своей группой в темном кабинете,...
Suede: тихий саботаж в Копенгагене Suede: тихий саботаж в Копенгагене
«Trill» побывал на выступлении группы Suede в Копенгагене. Павел Зюлько рассказывает о первом летнем концерте британцев,...
Бунт и лень в одном лице Бунт и лень в одном лице
«I've never seen a diamond in the flesh», - чуть глуховато выводит женский голос поверх минималистичной электронной подложки....
«Rotting Christ» представили обложку нового альбома «Kata Ton Daimona Eaytoy» «Rotting Christ» представили обложку нового альбома «Kata Ton Daimona Eaytoy»
В начале весны выйдет новый альбом ветеранов греческой экстрим-металлической сцены «Rotting Christ» под названием «Kata Ton...
Концерт-презентация нового альбома Noize MC «Неразбериха» в столице Концерт-презентация нового альбома Noize MC «Неразбериха» в столице
28 октября вышел новый рэп-альбом Noize MC под названием «Неразбериха». Это пятый номерной альбом группы, отмечающей в 2013...
Лучшие альбомы 2011: места 20—11 Лучшие альбомы 2011: места 20—11
Третья статья серии, посвященной музыкальным итогам уходящего года: «серебрянная десятка» журнала Trill. Обзор позиций с...

Персоны

"Я заставлю вас всех танцевать!" "Я заставлю вас всех танцевать!"
Новый альбом Мейси Грей (Macy Gray) - радостное событие для всех любителей её приглушённого, надтреснутого голоса и неповторимого...
"Жизнь и творчество - это бесконечное плавание" "Жизнь и творчество - это бесконечное плавание"
Илья Лагутенко в последнее время проявляет невиданную творческую активность - и продолжает интриговать и запутывать общественность....
Марк Джейкобс Марк Джейкобс
Известный дизайнер рассказал о своем нетрадиционном выборе одежды. Во время последних модных показов модельер Марк Джейкобс...
Ингрид: Женщина, которая не любит говорить о мужчинах Ингрид: Женщина, которая не любит говорить о мужчинах
Загадочная певица со шведским именем Ingrid и итальянским происхождением, поющая на французском языке, славится постоянным...