Анонсы

Участник группы «Секрет» попросил Путина о присвоении звания Участник группы «Секрет» попросил Путина о присвоении звания
Концерт бит-квартета «Секрет» состоялся ...
Сколько $тоит любовь? в клубе Arena Moscow Сколько $тоит любовь? в клубе Arena Moscow
Цирковой мюзикл для взрослых «Сколько $тоит любовь?» - сме ...
Вячеслав Бутусов (акустика), 4 апреля, Театр Эстрады Вячеслав Бутусов (акустика), 4 апреля, Театр Эстрады
Заслуженный и громкий статус рок-легенды обязыва ...
С новым номом! С новым номом!
Питерская формация НОМ объявила сбор средств на запись нового альбома "Семеро смертных ...
Skunk Anansie. 18 апреля, Arena Moscow Skunk Anansie. 18 апреля, Arena Moscow
После восьмилетнего перерыва Skunk Anansie вновь собралась в 2 ...

Целлулоид: "Артист" и время менять имена

В это воскресенье, 26 февраля, в Голливуде в 84-й раздадут “Оскары”, два из которых – за лучшую оригинальную музыку и лучшую оригинальную песню к фильму – имеют как минимум формальное отношение к теме этой рубрики. А теперь переступим через эту самую формальность и посмотрим, в чем там на сей раз интрига. Первая – в том, сможет ли номинированный в 46-й и 47-й раз (за “Боевого коня” и “Приключения Тинтина”) Джон Уильямс (John Williams) поспорить с новичком, озвучившим “Артиста” французом Бурсом. (Подсказка: нет, не сможет.) И вторая – чем закончится очередной саботаж песенной категории, победу в которой оспаривают песня из “Маппетов” и песня из “Рио”. (Подсказка: шансы номинантов примерно равны.)

“Артист”, преимущественно немая черно-белая мелодрама в исполнении известного шпионскими комедиями француза Мишеля Хазанавичуса (Michel Hazanavicius), является бесспорным фаворитом воскресного вечера и должен выиграть от четырех до девяти “Оскаров”, включая – наверняка – главный, лучшему фильму года. Возьмет он и статуэтку за лучший саундтрек – несмотря на микроскандал с хичкоковской актрисой Ким Новак (Kim Novak), излишне разнервничавшейся в связи с тем, что в “Артисте” абсолютно легально цитируется музыка из “Головокружения”. Больше об этом саундтреке рассказать особенно нечего, но и придираться к его неминуемой победе, пожалуй, не стоит – в конце концов, музыка и монтаж у “Артиста” исполняют все функции, традиционно исполняемые диалогами.

К чему придираться можно и нужно, так это к изобретательности академиков, дважды номинировавших Уильямса (а также Говарда Шора (Howard Shore) за “Хранителя времени” и Альберто Иглесиаса (Albert Iglesias) за “Шпион, выйди вон!”) в ситуации, когда уходящий год пестрел саундтреками интереснее, оригинальнее и попросту сильно лучше, от “Драйва” до “Древа жизни”. Знаете, что еще общего у саундтреков к “Драйву” и “Древу жизни”? Оба были дисквалифицированы Киноакадемией еще на стадии составления лонг-листов для голосующих.

Это происходит с незавидной регулярностью – ровно год назад в это самое время оскароведы плевались на академиков, исключивших их гонки саундтреки к “Железной хватке” (слишком много адаптированной к нуждам фильма старой церковной музыки) и “Черному лебедю” (слишком много адаптированной к нуждам фильма музыки Чайковского). До этого от аналогичных подкопов страдали “Там, где живут чудовища” (слишком много песен) и, может статься, лучший саундтрек декады – гитариста Radiohead Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) к “Нефти” (посмевшего адаптировать к нуждам фильма фрагмент уже звучавшей на BBC музыки собственного сочинения).

При этом последними обладателями “Оскара” в обозреваемой категории являются Трент Резнор (Trent Reznor) и Аттикус Росс (Atticus Ross) с прекрасной, спору нет, но использовавшей уже издававшиеся инструментальные треки Nine Inch Nails музыкой к “Социальной сети”. При этом шесть лет назад был награжден саундтрек к “Вавилону”, про который я и сейчас не могу понять, где там заканчивается Сакамото, а где начинаются оскароносные сочинения аргентинца Сантаолайи. При этом у преимущественно песенных саундтреков, оригинальных (“Маппеты”) или не очень (“Начинающие”, “Полночь в Париже”, “Бедная богатая девочка”), шансов на оскаровскую номинацию нет по умолчанию – еще до старта (дис)квалификационного процесса.

Разговоры о том, что “Оскару” необходима та или иная новая номинация, возобновляются из года в год, но если адвокатов категории “Лучший актерский ансамбль” всегда можно ткнуть носом в аналогичный – и довольно престижный – приз актерской гильдии, то голоса в защиту номинации “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” становятся все громче, и возразить им, в общем, нечего. Представьте себе номинированные на “Оскар” саундтреки к “Древу жизни” (выдающаяся оригинальная музыка + отборная классика), “Драйву” (отличная оригинальная музыка + не написанные специально для фильма, но явно для него созданные песни), тем же “Маппетам”, тому же “Рио” и, например, “Мы купили зоопарк” (старые и новые песни Йонси и Sigur Ros). И подумайте, какой из топ-5 – этот или официальный – вам нравится больше.

Решающий аргумент против любого расширения – это, конечно, необходимость прямо противоположного ему сокращения хронометража телевизионной трансляции, который и так постоянно заваливается за трехчасовую отметку, мешая участникам церемонии пьянствовать, а зрителям - спать и смотреть вечерние новости. Но и этот вопрос решается элементарно – волевым избавлением от номинации “Лучшая оригинальная песня”, в отношении которой академики потеряли всякий стыд и совесть. Мало того что песни их устраивают исключительно написанные для конкретного фильма и хорошо бы озвучивающие какую-нибудь нарядную сцену (отсюда засилье песен из мультфильмов и мюзиклов, отсюда и обиды, наносимые сочинителям калибра Брюса Спрингстина, старающихся ради титров), так еще и система голосования в этой номинации самая запутанная.

После того как определен лонг-лист из сочинений, попадающих под определение “Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма , используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах”, оскаровский комитет смотрит видеоклипы и оценивает их по пятибалльной шкале, где 1 – это 6, 5 – это 10, проходной балл – это 8,25, а количество номинантов может варьироваться от пяти (как было почти всегда) до двух (как вышло в этом году – несмотря на вполне весомые заявки от Элтона Джона, Мэри Джей Блайдж, Шинейд О’Коннор, Криса Корнелла, Йонси и The National). Если проходной балл набирает только одна песня, номинируется одна и следующая за ней, если ни одной – количество оскаровских номинаций сокращается как минимум на год.

Симптоматично, что последняя заметная песня, награждавшаяся “Оскаром”, баллада “Falling Slowly” из инди-мелодрамы “Однажды”, добилась победы предположительно в обход правил. Написанная то ли специально для фильма, то ли просто в процессе его съемок, она издавалась сначала на пластинках The Frames и The Swell Season (лидер обоих – ирландец Глен Хансард, режиссер фильма – экс-басист The Frames Джон Карни) и только затем – на саундтреке к “Однажды”. Еще симптоматичнее то, что, существуй предлагаемая мной и много кем еще номинация “Лучший неоригинальный или песенный саундтрек” четыре года назад, Хансард наверняка первенствовал бы и в ней – ярких и запоминающихся песен в “Однажды” хватало и без “Falling Slowly”.

Остается добавить, что живое исполнение номинированных на “Оскар” оригинальных песен сценарий воскресной церемонии вновь не подразумевает.


Обзоры

Matvey Emerson - Fantom Matvey Emerson - Fantom
Matvey сочетает в себе навыки продюсера, композитора и даже вокалиста
Пол Бэнкс: Paul без Interpol Пол Бэнкс: Paul без Interpol
Пол Бэнкс, лидер американской пост-панк группы Interpol, рискнул приехать в Россию с сольной программой. Выступление показало,...
Ниже радара: Dark Dark Dark Ниже радара: Dark Dark Dark
Dark Dark DarkКто: Нона Мари Инви (Nona Marie Invie, вокал, фортепьяно, аккордеон), Маршал ЛаКаунт (Marshall LaCount, вокал,...
Зона покрытия Зона покрытия
Чуть больше десяти лет назад кантри-легенда Джонни Кэш (Johnny Cash) записал кавер-версию песни Depeche Mode “Personal Jesus”....
Продолжение следует Продолжение следует
Поначалу на альбом "Sequel To The Prequel" с обложкой Дэмиена Херста (на ум тут же приходят The Stone Roses, в свое время...
Ниже радара: Peace Ниже радара: Peace
PeaceКто: Харрисон Койссер (Harrison Koisser, вокал, гитара), Сэм Койссер (Sam Koisser, бас), Дуглас Касл (Douglas Castle,...

Персоны

«Heartbreaker» от Джастина Бибера «Heartbreaker» от Джастина Бибера
Джастин Бибер представил на суд своих многочисленных поклонников новую композицию. Как сам Джастин признался в Twitter, песня...
Ники Минаж сняла видео на "Va Va Voom" Ники Минаж сняла видео на "Va Va Voom"
Ники Минаж представила поклонникам еще один новый клип! Это уже третья новинка от Ники. Девушка выпускает ролики один за...
CURRENT 93: "Большинство людей вообще не знает о том, сколько я сделал для C93" CURRENT 93: "Большинство людей вообще не знает о том, сколько я сделал для C93"
Майкл Кэшмор о своем возвращении в Current 93, отношении к психофолку и электронным музыкантам, а также поисках новых зв...
Автограф-сессия Лазарева Автограф-сессия Лазарева
К выходу нового альбома Сергея Лазарева с одноименным названием была приурочена автограф-сессия певца, которая длилась более...