Анонсы

Гик из машины Гик из машины
У музыкантов, играющих немейнстримовую электронику, сегодня не так много путей к умам и ...
Состав Warrior's Dance Festival Состав Warrior's Dance Festival
Warrior's Dance Festival состоится в Белграде 15 сентября
Маршруты: 5 - 20 октября в Москве Маршруты: 5 - 20 октября в Москве
По неподтвержденным слухам, в некоторых районах Москвы уже был заме ...
Самый главный выпускной, 23 июня, Парк Горького Самый главный выпускной, 23 июня, Парк Горького
23 июня 2013 года в Парке Горького впервые пройдет Го ...
Сплин. «Обман зрения» Сплин. «Обман зрения»
Новый альбом группы «Сплин» можно назвать, скорее, обманом слуха, нежели зрения ...

Точка опоры

Новый альбом группы Zorge, вышедший всего через две недели после одноразового воссоединения Tequilajazzz на площадке московского «Главклуба», показал, насколько всё же Зорге и Текила - две совершенно разные истории. Да, между звучавшими в «Главклубе» рок-боевиками и замысловатым звуком со сложными структурами, который проповедуют Зорге, есть связующее звено в виде альбома «Журнал живого». Но даже и с остановкой путь выходит неблизкий. Если по дебютной пластинке о музыкальном почерке Зорге можно было только делать предположения, то после выхода альбома «Что мы знаем о равновесии» (который похож на своего предшественника примерно так же, как «Сто пятьдесят миллиардов шагов» похож на «Целлулоид» - не копии друг друга, но явно части общей истории) можно уже и говорить об интересных закономерностях, и подмечать какие-то особенности, касающиеся именно второго альбома.

Общее.

Зорге играют прог.
Подозреваю, что и от поклонников группы, и от самих музыкантов за это определение можно схлопотать по башке, но тем не менее, это он. Не семидесятнический прог-рок про эльфов с блеющим вокалом, а примерно та «прогрессивность», что в девяностые была у Tool. Яркие мелодии, которых тут в избытке, декорированы настолько затейливо (что ни песня, то замысловатый ритмический размер, неочевидные гармонии или вольное движение между тональностями), что даже и не знаешь, что здесь первично, форма или содержание.

Тексты – равноправная часть этой звуковой мозаики.
Кит Ричардс (Keith Richards) не раз говорил в интервью, что его ключевая задача как сонграйтера – правильно выстраивать в текстах гласные. В русском языке дело обстоит сложнее – набор звуков совсем другой. И тексты Евгения Фёдорова, кажется, устроены так, что главное в них – последовательности согласных, этакий Маяковский на новый лад. «Не доверять эстетике – вот основа этики» - казалось бы, не слишком певуче, но в обрамлении сложной музыки звучит красиво до одури. Этот «фоноцентризм» содержанию при этом ничуть не вредит – внутри у этих песен прямо-таки гумилёвская романтика.

Частное.

На пластинке есть хиты, но вряд ли они станут народными.
«Патруль» - песня просто восхитительная. Тут есть и привязчивый мотив, и драйв, и романтическая героика, без которой стадионному хиту никуда. И всё же и эта, и остальные девять песен – это всё же рок для интеллигентов. Добрая половина, а то и две трети из тех, кто заполнил «Главклуб» на концерте Текилы пришли рубиться под хардкор или петь хором «Тему прошлого лета», и даже «Патруль» или песня «Голоса», в которой поп-гармония отдаёт чуть ли не группой Секрет - это для них почти как Джон Колтрейн (John Coltrane).

Инструменты второго плана – новая краска.
В интервью по случаю выхода альбома, Фёдоров главным отличием этого диска от дебютника называл обилие электроники. Если это и так, внимание на синтетическом звуке совсем не фиксируется – не то, чтобы Zorge вдруг загудели синтезаторами и застучали ритм-машинами как это не так давно делали, например, Mogwai, The Killers или Franz Ferdinand. А вот в инструментах второго плана (где и прячется основная часть электроники) сюрпризов немало. В песне «Секрет» звучит ханг-драм, в «Что утаил Ватикан» - металлофон (очень хочется приписать это участию в проекте Мити Гольцмана, хотя возможно это и не его рук дело). В «Киссинджере» и том же «Ватикане» слышны клавиши. А проигрыш в середине «Секрета» отдаёт не то группой Maserati, не то краут-роком, не то Стивом Райхом (Steve Reich). Слышать такие вещи в контексте русскоязычного рока – бальзам на уши.

«Что мы знаем о равновесии» - альбом интровертный.
В том же интервью Евгений говорит о негативных эмоциях, которые в этот альбом просочились. И снова, в глаза это совсем не бросается. Если уж на то пошло, злости и негатива куда больше было в Tequilajazzz. Здесь скорее истории с открытой концовкой, вопросы без ответов и разговор с самим собой. Даже в песнях с яркими припевами непременно находится фрагмент созерцательный, устроенный в эмоциональном плане как заковыристая инструментальная музыка, те самые краут или минимализм, эмоций наружу не выплескивающие.

Zorge по-прежнему чертовски самобытны.
Сколько ни проводи параллелей, все они – про какие-то частные, микроскопические фрагменты и влияния. Картинка в целом ни на какие аналогии не наводит и этим в очередной раз поражает – это какая-то природная самобытность, как у Bjork, Radiohead или Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom). Это, похоже, и есть современный рок. Но не того плана, что рождает сотни подражателей и превращается в тренд, а того, что так и живёт в гордом одиночестве.

Презентация альбома "Что мы знаем о равновесии"
Москва, клуб 16 тонн
14 декабря, 21:00


Обзоры

Жить в твоей голове Жить в твоей голове
Начиная с "Четырнадцать недель тишины", ещё до выхода каждый альбом Земфиры неизменно становился главным событием шоу-биза...
Ниже радара: Tribes Ниже радара: Tribes
TribesКто: Джонни Ллойд (Johnny Lloyd, вокал, гитара), Джим Крэчли (Jim Cratchley, бас, бек-вокал), Дэн Уайт (Dan White,...
Альбомы, которые выйдут в 2012 году Альбомы, которые выйдут в 2012 году
Недавно мы обстоятельно подвели музыкальные итоги 2011-го, теперь же пришло время посмотреть, что ждет нас в новом году....
Однако, тенденция Однако, тенденция
Пол Маккартни (Paul McCartney) становится все ближе и ближе к народу: на минувшей неделе он взял да и выступил в Лондоне...
Концерт 30 Seconds To Mars в Минске Концерт 30 Seconds To Mars в Минске
Наконец то это случилось! В Минск приехала самая известная и востребованная американская альтернативная рок-группа "30 Seconds...
With Us Until You're Dead With Us Until You're Dead
Английская музыкальная формация Archive всегда стояла на трип-хоп сцене особняком - они не причислялись к новаторам, вроде...

Персоны

Как клаббер клабберу Как клаббер клабберу
В последние годы на экранах телевизоров все чаще и чаще стали появляться танцевальные шоу, которые мы с удовольствием смотрим....
Роман Абрамович Роман Абрамович
Роману Абрамовичу не до праздников Похоже, кризис нарушил планы российского миллиардера с размахом встретить Новый год. Шикарная...
"Хочешь записать world music - пишись в Израиле!" "Хочешь записать world music - пишись в Израиле!"
Я звоню Матисъяху (Matisyahu), судя по всему, не в самый удобный момент: он гремит посудой и, кажется, собирается поужинать....
Как Анджелина Джоли опозорилась на "Оскаре" Как Анджелина Джоли опозорилась на "Оскаре"
После прошедшей церемонии вручения премии «Оскар» многим запомнилось то, как знаменитая актриса Анджелина Джоли выставляла...